Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2012 ПО ДЕЛУ N А56-19070/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2012 г. по делу N А56-19070/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Глазкова Е.Г., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В.Русаковой
при участии:
от истца: Соколов Е.Ю., представитель по доверенности от 26.03.2012
от ответчика: Горева О.Н., представитель по доверенности от 20.04.2012 N 233
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15346/2012) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2012 по делу N А56-19070/2012 (судья Изотова С.В.), принятое
по исковому заявлению ТСЖ "Смоленка"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга
о взыскании задолженности

установил:

Товарищество собственников жилья "Смоленка" (далее - истец, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - суд) с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), 877 882 руб. 62 коп. задолженности по договорам на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении Товарищества, в которых расположены жилые и нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, и предоставление коммунальных услуг от 01.03.2010 N 17-10, N 18-10, N 19-10 за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
Исковые требования истец обосновал нормами статей 210, 224, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), применительно статьям 30, 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Решением суда от 02.07.2012 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик обжаловал данное решение суда в апелляционном порядке, оспорив выводы суда о наличии оснований взыскания с Учреждения задолженности нанимателей, указав на неотносимость взысканной по решению суда суммы к категориям расходов, подлежащих возмещению в соответствии с условиями договора с Товариществом.
По мнению ответчика, установленный договором порядок расчета с поставщиками коммунальных услуг посредством ГУП ВЦКП "ЖХ", допускает возможность дублирования оплаты коммунальных услуг нанимателями в случае удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности с Учреждения.
С учетом изложенного ответчик просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против удовлетворения жалобы ответчика, и полагая, что решение суда законно и обоснованно, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между Товариществом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) 01.03.2010 заключен договор N 17-10, по условиям которого исполнитель обязуется обеспечивать содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: 17-я линия, д. 68, лит. А, Б, В (далее - многоквартирный дом), в котором расположены жилые и нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, а также обеспечивать предоставление в помещения коммунальных услуг согласно условиям договора, а заказчик обязуется возмещать расходы исполнителя на выполнение данного поручения.
Также между исполнителем и заказчиком 01.03.2010 заключен договор N 18-10 по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: 17-я линия, д. 70/12, лит. А (далее - многоквартирный дом), в котором расположены жилые и нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга и обеспечению предоставления в помещения коммунальных услуг согласно условиям договора.
Кроме того, между сторонами 01.03.2010 заключен аналогичный договор N 19-10 в отношении многоквартирного дома по адресу: ул. Камская, д. 14.
Пунктами 5.1 договоров установлено, что договор распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2010, но не ранее даты передачи дома в управление исполнителю с подписанием в установленном порядке унифицированной формы первичной учетной документации по учету основных средств N ОС-1а "Акт о приемке-передаче здания (сооружения)" и действуют до 31.12.2010.
В силу пунктов 5.2 договоров при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срок его действия договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором.
Дополнительными соглашениями N 1 стороны внесли изменения в договоры, в том числе в срок действия договоров, установив, что договоры заключены на 1 год, распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, но не ранее даты передачи дома в управление исполнителю с подписанием в установленном порядке унифицированной формы первичной учетной документации по учету основных средств N ОС-1а "Акт о приемке-передаче здания (сооружения)" и действуют до 31.12.2011.
Согласно пунктам 2.3.1 договоров (в редакции указанных дополнительных соглашений) заказчик обязан в соответствии с условиями договора, в пределах выделенных бюджетных ассигнований по целевой статье 3500949 "Расходы на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений", являющихся собственностью Санкт-Петербурга" Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2010 N 651-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" вносить исполнителю денежные средства, указанные в пункте 3.4.2 договора.
Пунктами 3.1 договоров предусмотрено, что заказчик ежемесячно обеспечивает внесение платы за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в отношении пустующих жилых и нежилых помещений, а также за предоставление коммунальных услуг (услуг по ресурсоснабжению нежилых помещений) в пустующие жилые и нежилые помещения, на основании выставленных исполнителем счетов и документов, подтверждающих выполнение работ. В отношении жилых помещений, переданных нанимателям, платежи перечисляются после поступления их на лицевые счета нанимателей через государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП "ВЦКП ЖХ").
Работы и услуги по договору в оплачиваемом периоде считаются выполненными надлежащим образом в случае отсутствия у заказчика претензий по качеству и объему выполненных в соответствии с условиями договора работ и услуг, оформленных в письменном виде и представленных заказчиком исполнителю до 5 числа месяца, следующего за оплачиваемым.
В силу пунктов 3.3 договоров заказчик обеспечивает перечисление исполнителю платежей нанимателей жилых помещений за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, платежей за коммунальные услуги, а также пеней в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступивших на счет ГУП "ВЦКП ЖХ" на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов "Счет за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги" (далее - счет), формируемых ГУП "ВЦКП ЖХ" по договору с заказчиком. Если размер счета, предъявленный к оплате нанимателю жилого помещения за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома на основании тарифов меньше, чем размер платы, установленной договором, то оставшаяся часть вносится заказчиком в установленном договором порядке.
При обращении с иском сумма задолженности Учреждения за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 составила 1 787 720 руб. 23 коп., что было подтверждено актом сверки.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не установил оснований для отмены решения.
Апелляционный довод об отсутствии правового обоснования относить на ответчика задолженность нанимателей противоречит условиям договора и положениям законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Как следует из статьи 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 3 статьи 678 ГК РФ также установлено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Расчет, начисление и корректировка платы за коммунальные услуги, подлежащие оплате нанимателями жилищного фонда, принадлежащего Санкт-Петербургу, производится ответчиком.
Вывод суда об отсутствии у ответчика обязанности по несению расходов в части платы за жилые помещения и коммунальные услуги в отношении помещений, переданных по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда, основан на неправильном толковании норм материального права.
Пунктом 1 статьи 39 и пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В целях исполнения Санкт-Петербургом как собственником жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию таких жилых помещений, а также содержанию и сохранению общего имущества упомянутых домов (кондоминиумов) и иных обязательств губернатором Санкт-Петербурга 16.03.2001 издано распоряжение N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р), в соответствии с пунктом 1.1 которого Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, оплачивает фактически потребляемые коммунальные услуги, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Пунктами 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного распоряжением N 310-р, предусмотрено, что расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме (далее - помещение), а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума), производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Истец являлся заказчиком услуг в спорный период, что подтверждено договорами, заключенными с поставщиками коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту жилого дома.
Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Таким образом, в силу положений статей 210 ГК РФ, пункта 3 статьи 30 и статьи 153 ЖК РФ, неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает ответчика (представителя собственника) от обязанности содержания данного помещения и не может служить препятствием для реализации права управляющей компании на получение соответствующих платежей.
Ответчик не лишен возможности восстановить свои имущественные интересы путем взыскания задолженности с нанимателей.
Вместе с тем, позиция, соответствующая правовой позиции истца, поддержана в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2012 N ВАС-3585/12, а также Постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2012 по делу N А56-36281/2011, от 27.06.2012 по делу N А56-42852/2011.
Апелляционный довод о возможном обогащении ТСЖ в случае поступления сумм по исполнительным листам от нанимателей не может являться основанием для освобождения Учреждения от ответственности.
Кроме того, представитель ТСЖ пояснил, что в случае поступления через ГУП "ВЦКП ЖХ" сумм по исполнительным листам будет проведена сверка расчетов с зачислением платежей в соответствующий, возможно, на будущий период.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. оставлены за подателем апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2012 по делу N А56-19070/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Б.СЛОБОЖАНИНА

Судьи
Е.Г.ГЛАЗКОВ
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)