Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю., Сапоткиной Т.И., при участии от товарищества собственников жилья "Чкаловское-1" председателя правления Кондуковой С.Г. (протокол заседания правления товарищества от 09.12.2007 N 3), Курмаевой М.В. (доверенность от 01.09.2009), от Комиссии по рассмотрению вопросов фактического землепользования Лудановой М.А. (доверенность от 12.01.2010), от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Лудановой М.А. (доверенность от 31.12.2009), от Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Белоуса Г.С. (доверенность от 18.12.2009), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Чкаловское-1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2010 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-62239/2009,
установил:
Товарищество собственников жилья "Чкаловское-1" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по вопросам утверждения границ земельного участка (далее - Комиссия), оформленного протоколом заседания от 11.06.2009 N 18. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ) и Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА).
Решением от 25.01.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.05.2010, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, суды не дали надлежащей правовой оценки документам, представленным ТСЖ (пояснительной записке 1951 года к проектному заданию на жилой дом, выкопировке из генерального плана от 17.03.1953, техническому паспорту на жилой дом и земельный участок 1981 года) и подтверждающим обоснованность включения придомовой территории в площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома; необоснован вывод судов о том, что после завершения строительства границы земельного участка под построенным домом не были закреплены, поскольку акт от 30.12.1954 N 1297 о приемке вновь построенного жилого здания не мог быть составлен и подписан без оформления акта землепользования; суды не учли, что проект планировки и проект межевания территории разрабатывается на основании Генерального плана Санкт-Петербурга, утвержденного Законом Санкт-Петербурга от 12.05.2008 N 274-44 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", а межевание земельных участков осуществляется по заявлениям заинтересованных лиц в соответствии с требованиями генерального плана и на основании норм Градостроительного кодекса Российской Федерации; суды неправомерно отклонили ссылку ТСЖ на то, что уборка, охрана и содержание указанной дворовой территории осуществляются за счет собственников дома.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители ТСЖ поддержали доводы жалобы, а представители КГА, КЗРиЗ, Комиссии возражали против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Ленина, дом 43, литера А, на общем собрании 24.10.2006 приняли решение (оформленное протоколом N 2) об обращении в КЗРиЗ с заявлением о формировании земельного участка площадью около 1600 кв.м, на котором расположен указанный многоквартирный дом в границах согласно прилагаемому плану-схеме, и уполномочили председателя ТСЖ Кондукову Светлану Геннадьевну представлять интересы собственников.
Рассмотрев заявление ТСЖ от 09.11.2006 о формировании земельного участка КЗРиЗ направил заявителю сопроводительным письмом от 30.01.2007 N 07/108 схему границ земельного участка площадью 1069 кв.м по обрезу фундамента многоквартирного дома. Данная схема согласована КГА.
Поскольку собственники помещений не согласились с установленными КЗРиЗ границами земельного участка, спор был передан на рассмотрение Комиссии. Согласно пункту 7.5 Положения о Комиссии по вопросам утверждения границ земельного участка, утвержденного распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп (далее - Положение о Комиссии), в компетенцию Комиссии входит разрешение споров, связанных с формированием земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Комиссия на заседании 11.06.2009 (протокол N 18) приняла решение согласовать формирование земельного участка под названным многоквартирным домом в границах, определенных КЗРиЗ и КГА.
ТСЖ обратилось с настоящим заявлением в суд, считая, что решение Комиссии противоречит требованиям пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и нарушает права и законные интересы собственников многоквартирного дома на приобретение земельного участка в общую долевую собственность. Заявитель ссылается на то, что оспариваемое решение Комиссии препятствует формированию земельного участка площадью около 1600 кв.м, которую составляют площадь застройки и площадь, необходимая для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением (действием, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды обеих инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришли к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами оснований для признания оспариваемого решения Комиссии незаконным и отказали в удовлетворении требований ТСЖ. При этом суды правомерно исходили из следующего.
Пунктом 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 16 Вводного закона предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома состоит из двух этапов: формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета. Предоставление земельного участка в общую долевую собственность домовладельцев осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством.
Согласно пунктам 3, 4 и 5 статьи 16 Вводного закона в случае, если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как видно из материалов дела, многоэтажный жилой дом N 31, расположенный на ул. Ленина в Ленинграде, принят государственной приемочной комиссией и введен в эксплуатацию по акту от 30.12.1954 N 1297. Согласно письму Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 11.12.2008 N 9009-п по состоянию на 1960 год названный жилой дом учтен по адресу: ул. Ленина, дом 43, литера А.
В соответствии с частью 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 30.10.1922 "О введении в действие Земельного кодекса, принятого на 4 сессии IX созыва" и Земельным кодексом РСФСР 1922 года, действовавшими в период принятия в эксплуатацию жилого дома, предусмотрено, что право пользования земельным участком могло возникнуть только на основании решения (распоряжения) компетентного органа государственной власти или государственного управления о предоставлении определенного земельного участка землепользователю и должно было быть оформлено актом отвода земельного участка.
Согласно Положению о земельных распорядках в городах, утвержденному декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 13.04.1925, предоставление городских земельных участков осуществлялось не иначе, как на основании действующих законов и особых постановлений ВЦИК и СНК РСФСР или постановлений местных исполнительных комитетов.
Статьей 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 года, а также статьями 17, 18 Земельного кодекса РСФСР 1970 года пользование предоставленным земельным участком запрещалось до установления границ этого участка в натуре (на местности) соответствующими землеустроительными органами и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей. Право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, единая форма которых была утверждена постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 N 199 "О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей".
Согласно статье 12 Земельного кодекса РСФСР 1970 года отвод земельных участков производился на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со статьей 18 названного кодекса права землепользования удостоверялись государственными актами, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских Советов депутатов трудящихся. Аналогичные положения содержали Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28.02.1990.
Суды обоснованно отклонили ссылки ТСЖ на протокол заседания Исполнительного комитета Ждановского районного Совета депутатов трудящихся от 31.07.1952 N 21 и письмо Управления по делам архитектуры от 16.02.1951 N 5/1047, поскольку отмеченные в указанных документах границы земельного участка названного дома являются временными границами строительной площадки.
При таком положении суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что по окончании строительства дома и ввода его в эксплуатацию земельный участок, необходимый для эксплуатации указанного дома, сформирован не был, установление и закрепление границ земельного участка не произведено, акт землепользования не представлен.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 1, 9 статьи 42, части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков осуществляется подготовка проектов межевания застроенных территорий, основой для разработки которых является проект планировки территории, составляемый для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.
Ввиду отсутствия разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта планировки, совмещенного с проектом межевания территории квартала, который необходим для обоснования формирования земельного участка большей площади, суды сделали правильный вывод о том, что КЗРиЗ правомерно установил границы земельного участка по обрезу фундамента многоквартирного жилого дома.
Исследовав представленный в материалы дела акт от 09.02.2009 N 07/09-60 обследования земельного участка, на предоставление которого в собственность претендует ТСЖ, суды установили, что испрашиваемая территория, прилегающая к названному многоквартирному дому, со стороны дома 41 (литера А) на той же улице, используется для прохода и проезда к дому 43 (литера А) и дому 41 (литера А), а также к строению с кадастровым номером 78:3134:1002, расположенному на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ленина, д. 41 (склад у дома N 41), находящемся в пользовании общества с ограниченной ответственностью "Шанс"; из дома 41 (литера А) имеются выходы на спорную дворовую территорию. Поскольку территория, на которую претендует ТСЖ, прилегает к другим строениям и используется собственниками и владельцами жилых и нежилых помещений в них, у КЗРиЗ не было оснований для включения спорной территории в границы земельного участка, формируемого для названного жилого дома.
Поскольку заседания Комиссии имеют целью согласование проектов правовых актов, разрешение споров во внесудебном порядке, решения Комиссии оформляются протоколом и являются основанием для принятия правовых актов исполнительными органами власти Санкт-Петербурга (пункты 1.1, 1.3, 8-1.2, 8-1.4 положения о Комиссии), то согласование оспариваемым решением формирования земельного участка под названным многоквартирным домом в границах, определенных КЗРиЗ, не свидетельствует о нарушении данным решением прав и законных интересов собственников многоквартирного жилого дома.
Довод подателя жалобы о том, что собственники названного дома несут расходы по содержанию и уборке испрашиваемого земельного участка, правильно отклонен судом апелляционной инстанции как несостоятельный со ссылкой на распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 06.04.1993 N 228-р "Об утверждении правил уборки, обеспечения чистоты и порядка в Санкт-Петербурге и административно подчиненных территориях", согласно которому владельцы домов независимо от формы собственности обязаны осуществлять уборку дворовых, внутриквартальных и уличных территорий.
Таким образом, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Поскольку подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 2 000 руб., то в силу подпункта 12 пункта 1 названной статьи при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанного размера и составляет для юридических лиц 1 000 руб. В связи с этим ТСЖ надлежит возвратить из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу N А56-62239/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Чкаловское-1" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Чкаловское-1" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе по платежному поручению от 21.06.2010 N 76.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 31.08.2010 ПО ДЕЛУ N А56-62239/2009
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2010 г. по делу N А56-62239/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю., Сапоткиной Т.И., при участии от товарищества собственников жилья "Чкаловское-1" председателя правления Кондуковой С.Г. (протокол заседания правления товарищества от 09.12.2007 N 3), Курмаевой М.В. (доверенность от 01.09.2009), от Комиссии по рассмотрению вопросов фактического землепользования Лудановой М.А. (доверенность от 12.01.2010), от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Лудановой М.А. (доверенность от 31.12.2009), от Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Белоуса Г.С. (доверенность от 18.12.2009), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Чкаловское-1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2010 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-62239/2009,
установил:
Товарищество собственников жилья "Чкаловское-1" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по вопросам утверждения границ земельного участка (далее - Комиссия), оформленного протоколом заседания от 11.06.2009 N 18. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ) и Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА).
Решением от 25.01.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.05.2010, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, суды не дали надлежащей правовой оценки документам, представленным ТСЖ (пояснительной записке 1951 года к проектному заданию на жилой дом, выкопировке из генерального плана от 17.03.1953, техническому паспорту на жилой дом и земельный участок 1981 года) и подтверждающим обоснованность включения придомовой территории в площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома; необоснован вывод судов о том, что после завершения строительства границы земельного участка под построенным домом не были закреплены, поскольку акт от 30.12.1954 N 1297 о приемке вновь построенного жилого здания не мог быть составлен и подписан без оформления акта землепользования; суды не учли, что проект планировки и проект межевания территории разрабатывается на основании Генерального плана Санкт-Петербурга, утвержденного Законом Санкт-Петербурга от 12.05.2008 N 274-44 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", а межевание земельных участков осуществляется по заявлениям заинтересованных лиц в соответствии с требованиями генерального плана и на основании норм Градостроительного кодекса Российской Федерации; суды неправомерно отклонили ссылку ТСЖ на то, что уборка, охрана и содержание указанной дворовой территории осуществляются за счет собственников дома.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители ТСЖ поддержали доводы жалобы, а представители КГА, КЗРиЗ, Комиссии возражали против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Ленина, дом 43, литера А, на общем собрании 24.10.2006 приняли решение (оформленное протоколом N 2) об обращении в КЗРиЗ с заявлением о формировании земельного участка площадью около 1600 кв.м, на котором расположен указанный многоквартирный дом в границах согласно прилагаемому плану-схеме, и уполномочили председателя ТСЖ Кондукову Светлану Геннадьевну представлять интересы собственников.
Рассмотрев заявление ТСЖ от 09.11.2006 о формировании земельного участка КЗРиЗ направил заявителю сопроводительным письмом от 30.01.2007 N 07/108 схему границ земельного участка площадью 1069 кв.м по обрезу фундамента многоквартирного дома. Данная схема согласована КГА.
Поскольку собственники помещений не согласились с установленными КЗРиЗ границами земельного участка, спор был передан на рассмотрение Комиссии. Согласно пункту 7.5 Положения о Комиссии по вопросам утверждения границ земельного участка, утвержденного распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп (далее - Положение о Комиссии), в компетенцию Комиссии входит разрешение споров, связанных с формированием земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Комиссия на заседании 11.06.2009 (протокол N 18) приняла решение согласовать формирование земельного участка под названным многоквартирным домом в границах, определенных КЗРиЗ и КГА.
ТСЖ обратилось с настоящим заявлением в суд, считая, что решение Комиссии противоречит требованиям пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и нарушает права и законные интересы собственников многоквартирного дома на приобретение земельного участка в общую долевую собственность. Заявитель ссылается на то, что оспариваемое решение Комиссии препятствует формированию земельного участка площадью около 1600 кв.м, которую составляют площадь застройки и площадь, необходимая для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением (действием, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды обеих инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришли к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами оснований для признания оспариваемого решения Комиссии незаконным и отказали в удовлетворении требований ТСЖ. При этом суды правомерно исходили из следующего.
Пунктом 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 16 Вводного закона предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома состоит из двух этапов: формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета. Предоставление земельного участка в общую долевую собственность домовладельцев осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством.
Согласно пунктам 3, 4 и 5 статьи 16 Вводного закона в случае, если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как видно из материалов дела, многоэтажный жилой дом N 31, расположенный на ул. Ленина в Ленинграде, принят государственной приемочной комиссией и введен в эксплуатацию по акту от 30.12.1954 N 1297. Согласно письму Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 11.12.2008 N 9009-п по состоянию на 1960 год названный жилой дом учтен по адресу: ул. Ленина, дом 43, литера А.
В соответствии с частью 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 30.10.1922 "О введении в действие Земельного кодекса, принятого на 4 сессии IX созыва" и Земельным кодексом РСФСР 1922 года, действовавшими в период принятия в эксплуатацию жилого дома, предусмотрено, что право пользования земельным участком могло возникнуть только на основании решения (распоряжения) компетентного органа государственной власти или государственного управления о предоставлении определенного земельного участка землепользователю и должно было быть оформлено актом отвода земельного участка.
Согласно Положению о земельных распорядках в городах, утвержденному декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 13.04.1925, предоставление городских земельных участков осуществлялось не иначе, как на основании действующих законов и особых постановлений ВЦИК и СНК РСФСР или постановлений местных исполнительных комитетов.
Статьей 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 года, а также статьями 17, 18 Земельного кодекса РСФСР 1970 года пользование предоставленным земельным участком запрещалось до установления границ этого участка в натуре (на местности) соответствующими землеустроительными органами и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей. Право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, единая форма которых была утверждена постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 N 199 "О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей".
Согласно статье 12 Земельного кодекса РСФСР 1970 года отвод земельных участков производился на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со статьей 18 названного кодекса права землепользования удостоверялись государственными актами, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских Советов депутатов трудящихся. Аналогичные положения содержали Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28.02.1990.
Суды обоснованно отклонили ссылки ТСЖ на протокол заседания Исполнительного комитета Ждановского районного Совета депутатов трудящихся от 31.07.1952 N 21 и письмо Управления по делам архитектуры от 16.02.1951 N 5/1047, поскольку отмеченные в указанных документах границы земельного участка названного дома являются временными границами строительной площадки.
При таком положении суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что по окончании строительства дома и ввода его в эксплуатацию земельный участок, необходимый для эксплуатации указанного дома, сформирован не был, установление и закрепление границ земельного участка не произведено, акт землепользования не представлен.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 1, 9 статьи 42, части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков осуществляется подготовка проектов межевания застроенных территорий, основой для разработки которых является проект планировки территории, составляемый для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.
Ввиду отсутствия разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта планировки, совмещенного с проектом межевания территории квартала, который необходим для обоснования формирования земельного участка большей площади, суды сделали правильный вывод о том, что КЗРиЗ правомерно установил границы земельного участка по обрезу фундамента многоквартирного жилого дома.
Исследовав представленный в материалы дела акт от 09.02.2009 N 07/09-60 обследования земельного участка, на предоставление которого в собственность претендует ТСЖ, суды установили, что испрашиваемая территория, прилегающая к названному многоквартирному дому, со стороны дома 41 (литера А) на той же улице, используется для прохода и проезда к дому 43 (литера А) и дому 41 (литера А), а также к строению с кадастровым номером 78:3134:1002, расположенному на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ленина, д. 41 (склад у дома N 41), находящемся в пользовании общества с ограниченной ответственностью "Шанс"; из дома 41 (литера А) имеются выходы на спорную дворовую территорию. Поскольку территория, на которую претендует ТСЖ, прилегает к другим строениям и используется собственниками и владельцами жилых и нежилых помещений в них, у КЗРиЗ не было оснований для включения спорной территории в границы земельного участка, формируемого для названного жилого дома.
Поскольку заседания Комиссии имеют целью согласование проектов правовых актов, разрешение споров во внесудебном порядке, решения Комиссии оформляются протоколом и являются основанием для принятия правовых актов исполнительными органами власти Санкт-Петербурга (пункты 1.1, 1.3, 8-1.2, 8-1.4 положения о Комиссии), то согласование оспариваемым решением формирования земельного участка под названным многоквартирным домом в границах, определенных КЗРиЗ, не свидетельствует о нарушении данным решением прав и законных интересов собственников многоквартирного жилого дома.
Довод подателя жалобы о том, что собственники названного дома несут расходы по содержанию и уборке испрашиваемого земельного участка, правильно отклонен судом апелляционной инстанции как несостоятельный со ссылкой на распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 06.04.1993 N 228-р "Об утверждении правил уборки, обеспечения чистоты и порядка в Санкт-Петербурге и административно подчиненных территориях", согласно которому владельцы домов независимо от формы собственности обязаны осуществлять уборку дворовых, внутриквартальных и уличных территорий.
Таким образом, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Поскольку подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 2 000 руб., то в силу подпункта 12 пункта 1 названной статьи при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанного размера и составляет для юридических лиц 1 000 руб. В связи с этим ТСЖ надлежит возвратить из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу N А56-62239/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Чкаловское-1" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Чкаловское-1" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе по платежному поручению от 21.06.2010 N 76.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
Т.И.САПОТКИНА
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)