Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.11.2009 ПО ДЕЛУ N А12-14085/2009

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2009 г. по делу N А12-14085/2009


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009
по делу N А12-14085/2009
по заявлению муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда" к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

муниципальное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил содержания жилых домов.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2009 в удовлетворении заявленных требований учреждению отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 решение суда первой инстанции от 23.07.2009 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и вынести новое решение об отмене постановления административного органа.
Заявителем кассационной жалобы отмечается, что проверка проведена инспекцией с нарушением Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Акт проверки составлен с грубым нарушением статей 15 и 16 названного Закона, так как акт проверки не был вручен под расписку уполномоченному лицу учреждения. Кроме того, основанием для проведения проверки послужило заявление гражданки Губановой И.Н., которая проживает на улице Палласовской в доме N 28, кв. 8, то есть в другом доме, который не проверялся инспекцией.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 29.05.2009 Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области на основании распоряжения от 27.05.2009 N 722 проведена внеплановая проверка многоквартирного дома N 24 по ул. Палласовской в Красноармейском районе г. Волгограда. В результате проверки, при визуальном обследовании технического состояния, выявлены следующие нарушения: пунктов 10, 11 "Правил содержания имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, обязательных требований пунктов 3.2.8, 3.2.9, 3.3.4, 3.3.6, 3.6, 4.1.7, 4.2.1.3, 4.2.1.4, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.3.4, 4.6.1.1, 4.6.1.25, 4.6.1.26, 4.6.2.3, 4.10.2.1, 4.8.4, 4.8.7, 4.6.4.1, 4.6.1.2, 4.6.1.3, 4.6.3.6, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Постановление N 170), пункта 4.5 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", пунктов 6.7, 6.12. СП 42-101-2003, а именно: неудовлетворительное содержание отмостки, бетонного слоя площадок перед входами в подъезды, фасада (нарушен штукатурный слой цоколя фундамента с локальным разрушением и выпучиванием кирпичной кладки жилого дома по всему периметру, на стенах смешанные трещины с локальными отслоениями и выпадениями штукатурного слоя оштукатуренной по деревянной дранке, по периметру дома местами нижняя часть стен имеет выпуклую форму), системы электроосвещения (на светильниках отсутствуют защитные плафоны, отсутствует освещение над входами в подъезд), лестничных клеток подъездов (требуется ремонт деревянных полов, ступенек, поручней и стен из панелей ГКЛ, входных и тамбурных дверей, отсутствуют отопительные приборы и трубопроводы), кровли, газопровода, придомовой территории, требуется восстановительный ремонт внутридомовых дорог и тротуаров. Вышеназванные нарушения зафиксированы в акте проверки от 29.05.2009 N 722-1.
По результатам проверки в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении от 01.06.2009 N 722-1 и вынесено постановление от 25.06.2009 N 722/1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной в статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в размере 45 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением учреждение, обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанции, указали на то, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласно пунктам 2, 39 и 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 Устава муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда" на учреждение возложены функции управляющей организации многоквартирными домами в границах Красноармейского района г. Волгограда, за исключением домов, собственники помещений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие учреждения. Для выполнения указанных задач учреждение наделено функциями заказчика по капитальному, планово-предупредительному ремонтам, техническому обслуживанию и эксплуатации многоквартирных жилых домов, за исключением домов, собственники помещений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие учреждения. На учреждение также возложены функции контроля за внешним состоянием многоквартирных домов, объектов внешнего благоустройства, за выполнением подрядными организациями работ, заказчиком которых является учреждение.
Учреждение обязано исполнять требования, содержащиеся в Правилах. Указанная обязанность подлежала исполнению независимо от того, что обязательства по непосредственному оказанию услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры возложены управлением в соответствии с заключенным им договором гражданско-правового характера на эксплуатирующую организацию-общество с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания".
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ от 26.12.2008) не усматривается.
О предстоящей проверке инспекцией было подготовлено распоряжение от 27.05.2009 N 722 о проведении проверки юридического лица. 28.05.2009 учреждением зарегистрировано поступление указанного распоряжения.
В соответствии с пунктом 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 определен порядок внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановых выездных проверок, основания проведения которых указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, а именно, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Тем не менее следует указать на то, что, несмотря на выполнение требований Закона об уведомлении учреждения о предстоящей проверке, такое уведомление не требуется в случаях предусмотренных в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008. Согласно указанной норме основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- - возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- - причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- - нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В рассматриваемой ситуации было обращение граждан, права которых нарушаются ненадлежащим содержанием жилого фонда со стороны учреждения.
Кроме того, усматривается возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. О высокой степени изношенности в материалах дела имеется ряд писем, свидетельствующих об аварийном состоянии домов расположенных по ул. Палласовской, в том числе, и дома N 24.
Протокол об административном правонарушении составлен с участием законного представителя Воронцовой Л.В. по доверенности от 01.06.2009 N 223-1, согласно которой Воронцовой Л.В. доверено представлять интересы учреждения по данному административному делу.
Основанием для проведения проверки послужило обращение депутата Волгоградской областной Думы Болотина О.Г. от 28.04.2009 N 85-29/16/164 (л. д. 104, т. 1), согласно которому в жилищную инспекцию направлены вопросы жителей домов проживающих по ул. Палласовской, а не только гражданки Губановой И.Н., по организации технического обслуживания этих домов.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным постановления административного органа.
Суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 по делу N А12-14085/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)