Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Арбитражного суда Иркутской области Титов В.М., при ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
жилищно-строительного кооператива "Сотрудник ОМОН"
к администрации Иркутского районного муниципального образования
о признании незаконным в части постановления
при участии в заседании:
заявителя: Зайцев А.И., председатель; Сафонов А.Д., дов. от 15.07.2009. уд. N 00729
ответчика: Аюрова С.Л., дов. N 99 от 16.01.2009
жилищно-строительный кооператив "Сотрудник ОМОН" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным пункта 2 постановления главы Иркутского района Иркутской области N 1171 от 2 марта 2007 года "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный" в части отмены постановлений главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" и N 2037 от 12.07.2004 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства" как утративших силу, обязании устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании представитель ЖСК уточнил требования в соответствии со статьей 49 АПК РФ, просит признать недействительным пункт 2 постановления главы Иркутского района Иркутской области N 1171 от 2 марта 2007 года "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный" в части отмены постановлений главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" и N 2037 от 12.07.2004 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства" как утративших силу, признать недействительным постановление мэра Иркутского районного муниципального образования N 5613 от 13 ноября 2008 года "О внесении изменений в пункт 2 постановления и.о. главы администрации Иркутского района N 1171 от 02.03.2007" в полном объеме, обязать администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов ЖСК "Сотрудник ОМОН". Заявитель считает, что срок для обращения в суд с обжалованием постановления им не пропущен, т.к. о нарушении своих прав узнал только 17 июля 2009 года. Оспариваемые постановления не соответствуют статьям 29, 30.1, 46 Земельного кодекса РФ, статье 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушают права ЖСК.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, полагает, что заявителем пропущен срок на обжалование, т.к. об оспариваемом постановлении ЖСК знал в июне 2008 года, о чем свидетельствует заявление главе администрации от 10.06.2008. Кроме того, поскольку договор аренды не заключен и не зарегистрирован, у ЖСК нет права на земельный участок, в связи с чем постановление прав и законных интересов кооператива не затрагивает.
Как видно из материалов дела, постановлением главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" и постановлением N 2037 от 12.07.2004 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства" жилищно-строительному кооперативу "Сотрудник ОМОН" предоставлен земельный участок общей площадью 50 га, расположенный в Иркутской области, Иркутском районе, слева от объездной дороги Иркутск - Ангарск, в аренду сроком на 49 лет для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 2 постановления главы Иркутского района Иркутской области N 1171 от 2 марта 2007 года "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный", с изменениями, внесенными постановлением N 5613 от 13.11.2008, постановление главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" и постановление N 2037 от 12.07.2004 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства" отменены, как утратившие силу.
Полагая, что оспариваемые постановления незаконны и нарушают его права и законные интересы, ЖСК "Сотрудник ОМОН" обратился в Арбитражный суд Иркутской области с вышеуказанным заявлением.
Оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными оспариваемых постановлений необходимо в совокупности наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
ЖСК "Сотрудник ОМОН", заявление которого поступило в арбитражный суд 05.08.2009, оспаривает постановления главы Иркутского района Иркутской области
N 1171 от 2 марта 2007 года и N 5613 от 13.11.2008 года, ссылаясь на то, что о нарушении своих прав он узнал 15 июля 2009 года из отзыва администрации Иркутского районного муниципального образования по другому делу, рассматриваемому в Арбитражном суде Иркутской области. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что из текста обжалуемого постановления N 1171 от 2 марта 2007 года не следует, что ЖСК лишился прав на спорный земельный участок. Напротив, учитывая предыдущее вынесение ответчиком двух постановлений о предоставлении кооперативу земельных участков, заявитель посчитал, что вместо двух ранее принятых постановлений администрацией принято единое постановление, которым ранее принятые постановления отменены как утратившие силу.
Суд находит данные доводы заявителя обоснованными.
Действительно, в производстве Арбитражного суда Иркутской области находится дело N А19-12750/09-64 по заявлению ЖСК "Сотрудник ОМОН" об обжаловании бездействия администрации Иркутского районного муниципального образования в предоставлении ЖСК земельного участка, производство по которому приостановлено определением от 10.08.2009.
В настоящем деле кооперативом оспаривается пункт 2 постановления главы Иркутского района Иркутской области N 1171 от 2 марта 2007 года "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный", с изменениями, внесенными постановлением N 5613 от 13.11.2008. Из текста указанного постановления не следует, что в результате его принятия заявитель лишен права на заключение договора аренды. Не усматривается это и из заявления председателя ЖСК главе администрации от 10.06.2008 о согласовании границ и предоставлении земельного участка в аренду.
При таком положении отсутствуют основания считать, что ЖСК пропустил установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для обжалования постановлений администрации.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший оспариваемый акт.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования места размещения объекта; с предварительным согласованием места размещения объекта. Предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, проведение торгов по продаже земельного участка или заключение договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.1, введенной Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ и устанавливающей особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки для жилищного строительства из указанных земель предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
При этом реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать действующему законодательству и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.
Доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для принятия оспариваемых постановлений, а также доказательств нарушения прав и интересов администрации или иных лиц принятием постановлений N 1246 от 28.04.2004 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" и постановлением N 2037 от 12.07.2004 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства", администрацией в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено. В оспариваемых постановлениях не указано, нарушение каких норм законодательства послужило основанием для отмены ранее принятых постановлений. Не указаны и основания, по которым постановления утратили силу.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в результате принятия оспариваемых постановлений ЖСК "Сотрудник ОМОН" фактически утрачивает права в отношении земельного участка, предоставленного постановлениями главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 и N 2037 от 12.07.2004.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Как установлено судом, земельный участок был предоставлен ЖСК "Сотрудник ОМОН" постановлениями администрации Иркутского района, что свидетельствует о том, что заявитель пользовался им на законных основаниях, хотя договор аренды и не был заключен.
Из норм пунктов 1, 2 статьи 25, пункта 2 статьи 26, статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что само по себе отсутствие прошедшего государственную регистрацию договора аренды земельного участка является основанием для отмены постановления о предоставлении земельного участка в аренду.
Из текста постановлений о предоставлении земельных участков следует, что последние предоставлены ЖСК "Сотрудник ОМОН" в аренду на 49 лет, при этом срок, в течение которого ЖСК обязан провести Государственный кадастровый учет земельных участков и заключить с администрацией Иркутского района договор аренды, в постановлениях о предоставлении земельных участков не установлен.
Оспариваемые постановления направлены по сути на прекращение аренды земельного участка, срок которой не истек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:
1) использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 настоящего Кодекса;
2) использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
4) неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
5) изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 настоящего Кодекса;
6) реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 настоящего Кодекса;
7) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Доказательств ненадлежащего использования земельного участка в дело не представлено, использование участка по целевому назначению несмотря на отсутствие договорных отношений подтверждено имеющимися в деле доказательствами.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что постановление главы Иркутского района Иркутской области N 1171 от 2 марта 2007 года "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный" (пункт 2), с изменениями, внесенными постановлением N 5613 от 13.11.2008, не основано на нормах земельного законодательства и влечет лишение заявителя права аренды земельного участка без законных оснований.
Как усматривается из представленных в дело документов, наличие постановлений о предоставлении земельного участка в период их действия позволило заявителю приступить к комплексному освоению отведенных земель: произведены геодезические работы, подготовительные работы по строительству автомобильных дорог, проведено электричество, заключен договор генерального подряда на строительство малоэтажного жилья, инвестиционный контракт на строительство микрорайона "Александровский Посад", привлечены субподрядчики, что повлекло для заявителя значительные финансовые затраты.
Таким образом, постановления администрации об отмене постановлений о предоставлении земельного участка безусловно затрагивают права ЖСК, поскольку создают препятствия для реализации им прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, затрудняют дальнейшее использование земельных участков по целевому назначению.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о несоответствии постановлений требованиям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельного кодекса Российской Федерации и наличии правовых оснований для удовлетворения требований ЖСК о признания указанных постановлений недействительными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная ЖСК по квитанции от 05.08.2009.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительными пункт 2 постановления главы Иркутского района Иркутской области N 1171 от 2 марта 2007 года "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный" в части отмены постановлений главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" и N 2037 от 12.07.2004 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства" как утративших силу и постановление мэра Иркутского районного муниципального образования N 5613 от 13 ноября 2008 года "О внесении изменений в пункт 2 постановления и.о. главы администрации Иркутского района N 1171 от 02.03.2007" как не соответствующие Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обязать администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЖСК "Сотрудник ОМОН".
Взыскать с администрации Иркутского районного муниципального образования в пользу жилищно-строительного кооператива "Сотрудник ОМОН" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.10.2009 ПО ДЕЛУ N А19-16355/09-39
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 октября 2009 г. по делу N А19-16355/09-39
Судья Арбитражного суда Иркутской области Титов В.М., при ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
жилищно-строительного кооператива "Сотрудник ОМОН"
к администрации Иркутского районного муниципального образования
о признании незаконным в части постановления
при участии в заседании:
заявителя: Зайцев А.И., председатель; Сафонов А.Д., дов. от 15.07.2009. уд. N 00729
ответчика: Аюрова С.Л., дов. N 99 от 16.01.2009
установил:
жилищно-строительный кооператив "Сотрудник ОМОН" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным пункта 2 постановления главы Иркутского района Иркутской области N 1171 от 2 марта 2007 года "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный" в части отмены постановлений главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" и N 2037 от 12.07.2004 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства" как утративших силу, обязании устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании представитель ЖСК уточнил требования в соответствии со статьей 49 АПК РФ, просит признать недействительным пункт 2 постановления главы Иркутского района Иркутской области N 1171 от 2 марта 2007 года "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный" в части отмены постановлений главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" и N 2037 от 12.07.2004 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства" как утративших силу, признать недействительным постановление мэра Иркутского районного муниципального образования N 5613 от 13 ноября 2008 года "О внесении изменений в пункт 2 постановления и.о. главы администрации Иркутского района N 1171 от 02.03.2007" в полном объеме, обязать администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов ЖСК "Сотрудник ОМОН". Заявитель считает, что срок для обращения в суд с обжалованием постановления им не пропущен, т.к. о нарушении своих прав узнал только 17 июля 2009 года. Оспариваемые постановления не соответствуют статьям 29, 30.1, 46 Земельного кодекса РФ, статье 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушают права ЖСК.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, полагает, что заявителем пропущен срок на обжалование, т.к. об оспариваемом постановлении ЖСК знал в июне 2008 года, о чем свидетельствует заявление главе администрации от 10.06.2008. Кроме того, поскольку договор аренды не заключен и не зарегистрирован, у ЖСК нет права на земельный участок, в связи с чем постановление прав и законных интересов кооператива не затрагивает.
Как видно из материалов дела, постановлением главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" и постановлением N 2037 от 12.07.2004 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства" жилищно-строительному кооперативу "Сотрудник ОМОН" предоставлен земельный участок общей площадью 50 га, расположенный в Иркутской области, Иркутском районе, слева от объездной дороги Иркутск - Ангарск, в аренду сроком на 49 лет для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 2 постановления главы Иркутского района Иркутской области N 1171 от 2 марта 2007 года "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный", с изменениями, внесенными постановлением N 5613 от 13.11.2008, постановление главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" и постановление N 2037 от 12.07.2004 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства" отменены, как утратившие силу.
Полагая, что оспариваемые постановления незаконны и нарушают его права и законные интересы, ЖСК "Сотрудник ОМОН" обратился в Арбитражный суд Иркутской области с вышеуказанным заявлением.
Оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными оспариваемых постановлений необходимо в совокупности наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
ЖСК "Сотрудник ОМОН", заявление которого поступило в арбитражный суд 05.08.2009, оспаривает постановления главы Иркутского района Иркутской области
N 1171 от 2 марта 2007 года и N 5613 от 13.11.2008 года, ссылаясь на то, что о нарушении своих прав он узнал 15 июля 2009 года из отзыва администрации Иркутского районного муниципального образования по другому делу, рассматриваемому в Арбитражном суде Иркутской области. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что из текста обжалуемого постановления N 1171 от 2 марта 2007 года не следует, что ЖСК лишился прав на спорный земельный участок. Напротив, учитывая предыдущее вынесение ответчиком двух постановлений о предоставлении кооперативу земельных участков, заявитель посчитал, что вместо двух ранее принятых постановлений администрацией принято единое постановление, которым ранее принятые постановления отменены как утратившие силу.
Суд находит данные доводы заявителя обоснованными.
Действительно, в производстве Арбитражного суда Иркутской области находится дело N А19-12750/09-64 по заявлению ЖСК "Сотрудник ОМОН" об обжаловании бездействия администрации Иркутского районного муниципального образования в предоставлении ЖСК земельного участка, производство по которому приостановлено определением от 10.08.2009.
В настоящем деле кооперативом оспаривается пункт 2 постановления главы Иркутского района Иркутской области N 1171 от 2 марта 2007 года "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный", с изменениями, внесенными постановлением N 5613 от 13.11.2008. Из текста указанного постановления не следует, что в результате его принятия заявитель лишен права на заключение договора аренды. Не усматривается это и из заявления председателя ЖСК главе администрации от 10.06.2008 о согласовании границ и предоставлении земельного участка в аренду.
При таком положении отсутствуют основания считать, что ЖСК пропустил установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для обжалования постановлений администрации.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший оспариваемый акт.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования места размещения объекта; с предварительным согласованием места размещения объекта. Предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, проведение торгов по продаже земельного участка или заключение договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.1, введенной Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ и устанавливающей особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки для жилищного строительства из указанных земель предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
При этом реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать действующему законодательству и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.
Доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для принятия оспариваемых постановлений, а также доказательств нарушения прав и интересов администрации или иных лиц принятием постановлений N 1246 от 28.04.2004 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" и постановлением N 2037 от 12.07.2004 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства", администрацией в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено. В оспариваемых постановлениях не указано, нарушение каких норм законодательства послужило основанием для отмены ранее принятых постановлений. Не указаны и основания, по которым постановления утратили силу.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в результате принятия оспариваемых постановлений ЖСК "Сотрудник ОМОН" фактически утрачивает права в отношении земельного участка, предоставленного постановлениями главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 и N 2037 от 12.07.2004.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Как установлено судом, земельный участок был предоставлен ЖСК "Сотрудник ОМОН" постановлениями администрации Иркутского района, что свидетельствует о том, что заявитель пользовался им на законных основаниях, хотя договор аренды и не был заключен.
Из норм пунктов 1, 2 статьи 25, пункта 2 статьи 26, статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что само по себе отсутствие прошедшего государственную регистрацию договора аренды земельного участка является основанием для отмены постановления о предоставлении земельного участка в аренду.
Из текста постановлений о предоставлении земельных участков следует, что последние предоставлены ЖСК "Сотрудник ОМОН" в аренду на 49 лет, при этом срок, в течение которого ЖСК обязан провести Государственный кадастровый учет земельных участков и заключить с администрацией Иркутского района договор аренды, в постановлениях о предоставлении земельных участков не установлен.
Оспариваемые постановления направлены по сути на прекращение аренды земельного участка, срок которой не истек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:
1) использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 настоящего Кодекса;
2) использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
4) неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
5) изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 настоящего Кодекса;
6) реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 настоящего Кодекса;
7) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Доказательств ненадлежащего использования земельного участка в дело не представлено, использование участка по целевому назначению несмотря на отсутствие договорных отношений подтверждено имеющимися в деле доказательствами.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что постановление главы Иркутского района Иркутской области N 1171 от 2 марта 2007 года "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный" (пункт 2), с изменениями, внесенными постановлением N 5613 от 13.11.2008, не основано на нормах земельного законодательства и влечет лишение заявителя права аренды земельного участка без законных оснований.
Как усматривается из представленных в дело документов, наличие постановлений о предоставлении земельного участка в период их действия позволило заявителю приступить к комплексному освоению отведенных земель: произведены геодезические работы, подготовительные работы по строительству автомобильных дорог, проведено электричество, заключен договор генерального подряда на строительство малоэтажного жилья, инвестиционный контракт на строительство микрорайона "Александровский Посад", привлечены субподрядчики, что повлекло для заявителя значительные финансовые затраты.
Таким образом, постановления администрации об отмене постановлений о предоставлении земельного участка безусловно затрагивают права ЖСК, поскольку создают препятствия для реализации им прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, затрудняют дальнейшее использование земельных участков по целевому назначению.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о несоответствии постановлений требованиям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельного кодекса Российской Федерации и наличии правовых оснований для удовлетворения требований ЖСК о признания указанных постановлений недействительными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная ЖСК по квитанции от 05.08.2009.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительными пункт 2 постановления главы Иркутского района Иркутской области N 1171 от 2 марта 2007 года "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный" в части отмены постановлений главы Иркутского района N 1246 от 28.04.2004 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" и N 2037 от 12.07.2004 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства" как утративших силу и постановление мэра Иркутского районного муниципального образования N 5613 от 13 ноября 2008 года "О внесении изменений в пункт 2 постановления и.о. главы администрации Иркутского района N 1171 от 02.03.2007" как не соответствующие Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обязать администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЖСК "Сотрудник ОМОН".
Взыскать с администрации Иркутского районного муниципального образования в пользу жилищно-строительного кооператива "Сотрудник ОМОН" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья
В.М.ТИТОВ
В.М.ТИТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)