Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.08.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей: Дорошковой А.Г., Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тулуповой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профессионал" на решение Арбитражного суда Тульской области от 13.06.2012 по делу N А68-2442/12 (судья Косоухова С.В.), принятое по заявлению ООО "Профессионал" (Тульская область, г. Болохово, ОГРН 1057100791362, ИНН 7106064470) к государственной жилищной инспекции Тульской области, г. Тула, об отмене постановления N 76 от 05.03.2012, при участии представителя ответчика - государственной жилищной инспекции Тульской области - Логинова В.И. (доверенность от 17.04.2012 N 48-01-14/1743), в отсутствие представителя заявителя, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Профессионал" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением об отмене постановления государственной жилищной инспекции Тульской области (далее - административный орган) N 76 от 05.03.2012 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 13.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить. В обоснование своих доводов ООО "Профессионал" ссылается на отсутствие в его действиях вины и малозначительность вменяемого ему административного правонарушения.
Ответчик представил письменные возражения на апелляционную жалобу, изложенные в отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Профессионал" в суд апелляционной инстанции своих представителей не направило, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением начальника государственной жилищной инспекции Тульской области от 10.02.2012 с целью проверки содержания придомовых территорий на основании телефонограммы первого заместителя губернатора Тульской области от 28.01.2012 N 2, направленной в связи с многочисленными обращениями жителей Киреевского района о неудовлетворительном содержании жилого фонда и придомовых территорий, в отношении ООО "Профессионал" 15.02.2012 была проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проведения проверки установлено, что не очищены от уплотненного снега пороги, входы в подъезды, тротуары придомовых территорий следующих жилых домов: ул. Советская, д. 27, д. 23, д. 12, д. 21, д. 19, д. 17, д. 9; ул. Корнеева, д. 2, д. 3; ул. Соловцова, д. 12а; ул. Первомайская, д. 1, д. 3, д. 5; ул. Ленина, д. 8, д. 39, д. 41 города Болохово. Кроме того, по указанным адресам не очищены проезжие части придомовых территорий от вновь выпавшего снега.
Результаты проверки отражены в акте от 15.02.2012 N 140.
По итогам проверки 15.02.2012 административным органом Обществу выдано предписание N 110 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
15.02.2012 главным специалистом-экспертом государственной жилищной инспекции Тульской области в присутствии генерального директора ООО "Профессионал" Шербакова А.Ю. в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ.
На основании материалов проверки административным органом в присутствии генерального директора Общества 05.03.2012 вынесено постановление N 76 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Профессионал" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Тульской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная инстанция соглашается с таким выводом по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статья 7.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.
Объективная сторона данного правонарушения, в данном случае, выражается в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу подпункта 1.1 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006.
Правила эксплуатации жилого фонда определяют требования и порядок обслуживания придомовых территорий уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пунктом 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается, в частности, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (придомовая территория).
В соответствии с пунктом 16 Правил N 491 в многоквартирном доме, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
Пунктом 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В силу пункта 3.2.13 Правил эксплуатации наружные площадки у входных дверей и тамбуры лестничных клеток следует систематически очищать от снега и наледи.
В соответствии с пунктом 3.6.21 Правил эксплуатации участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом.
Согласно пункту 3.6.22 Правил эксплуатации снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
Как установлено судом на основе материалов дела, ООО "Профессионал" осуществляет услуги по водоснабжению, водоотведению, сбору и вывозу ТБО, уборке придомовых территорий жилых домов, в частности, по ул. Советская, д. 27, д. 23, д. 12, д. 21, д. 19, д. 17, д. 9; ул. Корнеева, д. 2, д. 3; ул. Соловцова, д. 12а; ул. Первомайская, д. 1, д. 3, д. 5; ул. Ленина, д. 8, д. 39, д. 41 города Болохово, и ежемесячно взимает плату за предоставление данных жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, осуществляя специализированную деятельность по содержанию жилого фонда, общество является лицом, ответственным за содержание обслуживаемых ей домов, и обязано соблюдать правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Факты нарушения со стороны ООО "Профессионал" требований Правил содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах по ул. Советская, д. 27, д. 23, д. 12, д. 21, д. 19, д. 17, д. 9; ул. Корнеева, д. 2, д. 3; ул. Соловцова, д. 12а; ул. Первомайская, д. 1, д. 3, д. 5; ул. Ленина, д. 8, д. 39, д. 41 города Болохово установлены судом и подтверждаются актом проверки от 15.02.2012 и протоколом об административном правонарушении от 16.02.2012.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в действиях ООО "Профессионал" вины в совершении вменяемого ему правонарушения, не может быть принят во внимание судом.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на выпадение в период проведения проверки обильных осадков в виде снега.
Между тем пунктом 3.6.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлена периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега).
При этом пунктом 3.6.30 Правил эксплуатации (особенности зимней уборки в городах северной климатической зоны, к которой относится Тульская область) установлено, что периодичность очистки тротуаров от снега при снегопадах значительной интенсивности и снегопереносах независимо от их класса, сокращается, уборка в отдельных случаях должна производиться непрерывно.
Доказательств, подтверждающих, что неисполнение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, ООО "Профессионал" не представлено.
При этом нехватка техники и персонала таковыми не является, поскольку задачей специализированной организации по содержанию и уборке территории является обеспечение соответствующих материальных, трудовых и организационных ресурсов, необходимых, чтобы выполнить обязанности по уборке территорий в установленные периоды времени, поскольку не осуществление уборки входов в подъезды и прилегающей придомовой территории от уплотненного снега создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан.
Таким образом, ООО "Профессионал" имело возможность соблюдать требования законодательства, однако не предприняло должных мер к его соблюдению.
Кроме того, справка ФГБУ "Тульский ЦГМС" приведена по г. Узловая и не может соответствовать временному периоду выпадения осадков в г. Болохово на момент проверки.
Также не может быть принят во внимание судом довод Общества о малозначительности совершенного им правонарушения.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения.
Применение названных норм является правом, а не обязанностью суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
В данном случае допущенное Обществом нарушение законодательства посягает на установленный порядок содержания территорий и жилых домов в надлежащем состоянии, установленного в том числе, в целях безопасности граждан, предотвращения вреда их жизни, здоровью и имуществу. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ совокупность представленных доказательств с учетом конкретных обстоятельств дела и приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ).
Существенных нарушений порядка привлечения предприятия к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 13.06.2012 по делу N А68-2442/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 АПК РФ кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
О.А.ТИМИНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2012 ПО ДЕЛУ N А68-2442/12
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2012 г. по делу N А68-2442/12
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.08.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей: Дорошковой А.Г., Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тулуповой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профессионал" на решение Арбитражного суда Тульской области от 13.06.2012 по делу N А68-2442/12 (судья Косоухова С.В.), принятое по заявлению ООО "Профессионал" (Тульская область, г. Болохово, ОГРН 1057100791362, ИНН 7106064470) к государственной жилищной инспекции Тульской области, г. Тула, об отмене постановления N 76 от 05.03.2012, при участии представителя ответчика - государственной жилищной инспекции Тульской области - Логинова В.И. (доверенность от 17.04.2012 N 48-01-14/1743), в отсутствие представителя заявителя, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Профессионал" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением об отмене постановления государственной жилищной инспекции Тульской области (далее - административный орган) N 76 от 05.03.2012 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 13.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить. В обоснование своих доводов ООО "Профессионал" ссылается на отсутствие в его действиях вины и малозначительность вменяемого ему административного правонарушения.
Ответчик представил письменные возражения на апелляционную жалобу, изложенные в отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Профессионал" в суд апелляционной инстанции своих представителей не направило, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением начальника государственной жилищной инспекции Тульской области от 10.02.2012 с целью проверки содержания придомовых территорий на основании телефонограммы первого заместителя губернатора Тульской области от 28.01.2012 N 2, направленной в связи с многочисленными обращениями жителей Киреевского района о неудовлетворительном содержании жилого фонда и придомовых территорий, в отношении ООО "Профессионал" 15.02.2012 была проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проведения проверки установлено, что не очищены от уплотненного снега пороги, входы в подъезды, тротуары придомовых территорий следующих жилых домов: ул. Советская, д. 27, д. 23, д. 12, д. 21, д. 19, д. 17, д. 9; ул. Корнеева, д. 2, д. 3; ул. Соловцова, д. 12а; ул. Первомайская, д. 1, д. 3, д. 5; ул. Ленина, д. 8, д. 39, д. 41 города Болохово. Кроме того, по указанным адресам не очищены проезжие части придомовых территорий от вновь выпавшего снега.
Результаты проверки отражены в акте от 15.02.2012 N 140.
По итогам проверки 15.02.2012 административным органом Обществу выдано предписание N 110 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
15.02.2012 главным специалистом-экспертом государственной жилищной инспекции Тульской области в присутствии генерального директора ООО "Профессионал" Шербакова А.Ю. в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ.
На основании материалов проверки административным органом в присутствии генерального директора Общества 05.03.2012 вынесено постановление N 76 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Профессионал" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Тульской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная инстанция соглашается с таким выводом по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статья 7.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.
Объективная сторона данного правонарушения, в данном случае, выражается в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу подпункта 1.1 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006.
Правила эксплуатации жилого фонда определяют требования и порядок обслуживания придомовых территорий уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пунктом 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается, в частности, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (придомовая территория).
В соответствии с пунктом 16 Правил N 491 в многоквартирном доме, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
Пунктом 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В силу пункта 3.2.13 Правил эксплуатации наружные площадки у входных дверей и тамбуры лестничных клеток следует систематически очищать от снега и наледи.
В соответствии с пунктом 3.6.21 Правил эксплуатации участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом.
Согласно пункту 3.6.22 Правил эксплуатации снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
Как установлено судом на основе материалов дела, ООО "Профессионал" осуществляет услуги по водоснабжению, водоотведению, сбору и вывозу ТБО, уборке придомовых территорий жилых домов, в частности, по ул. Советская, д. 27, д. 23, д. 12, д. 21, д. 19, д. 17, д. 9; ул. Корнеева, д. 2, д. 3; ул. Соловцова, д. 12а; ул. Первомайская, д. 1, д. 3, д. 5; ул. Ленина, д. 8, д. 39, д. 41 города Болохово, и ежемесячно взимает плату за предоставление данных жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, осуществляя специализированную деятельность по содержанию жилого фонда, общество является лицом, ответственным за содержание обслуживаемых ей домов, и обязано соблюдать правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Факты нарушения со стороны ООО "Профессионал" требований Правил содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах по ул. Советская, д. 27, д. 23, д. 12, д. 21, д. 19, д. 17, д. 9; ул. Корнеева, д. 2, д. 3; ул. Соловцова, д. 12а; ул. Первомайская, д. 1, д. 3, д. 5; ул. Ленина, д. 8, д. 39, д. 41 города Болохово установлены судом и подтверждаются актом проверки от 15.02.2012 и протоколом об административном правонарушении от 16.02.2012.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в действиях ООО "Профессионал" вины в совершении вменяемого ему правонарушения, не может быть принят во внимание судом.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на выпадение в период проведения проверки обильных осадков в виде снега.
Между тем пунктом 3.6.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлена периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега).
При этом пунктом 3.6.30 Правил эксплуатации (особенности зимней уборки в городах северной климатической зоны, к которой относится Тульская область) установлено, что периодичность очистки тротуаров от снега при снегопадах значительной интенсивности и снегопереносах независимо от их класса, сокращается, уборка в отдельных случаях должна производиться непрерывно.
Доказательств, подтверждающих, что неисполнение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, ООО "Профессионал" не представлено.
При этом нехватка техники и персонала таковыми не является, поскольку задачей специализированной организации по содержанию и уборке территории является обеспечение соответствующих материальных, трудовых и организационных ресурсов, необходимых, чтобы выполнить обязанности по уборке территорий в установленные периоды времени, поскольку не осуществление уборки входов в подъезды и прилегающей придомовой территории от уплотненного снега создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан.
Таким образом, ООО "Профессионал" имело возможность соблюдать требования законодательства, однако не предприняло должных мер к его соблюдению.
Кроме того, справка ФГБУ "Тульский ЦГМС" приведена по г. Узловая и не может соответствовать временному периоду выпадения осадков в г. Болохово на момент проверки.
Также не может быть принят во внимание судом довод Общества о малозначительности совершенного им правонарушения.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения.
Применение названных норм является правом, а не обязанностью суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
В данном случае допущенное Обществом нарушение законодательства посягает на установленный порядок содержания территорий и жилых домов в надлежащем состоянии, установленного в том числе, в целях безопасности граждан, предотвращения вреда их жизни, здоровью и имуществу. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ совокупность представленных доказательств с учетом конкретных обстоятельств дела и приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ).
Существенных нарушений порядка привлечения предприятия к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 13.06.2012 по делу N А68-2442/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 АПК РФ кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
О.А.ТИМИНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)