Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2011 ПО ДЕЛУ N А65-10729/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2011 г. по делу N А65-10729/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калибник Н.А.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 августа 2011 года в помещении суда дело по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья "Авиастроительного района" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2011 года по делу N А65-10729/2011 (судья Латыпов И.И.),
по заявлению товарищества собственников жилья "Авиастроительного района" (ИНН 1661022453, ОГРН 1081690069856), город Казань Республики Татарстан,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
об оспаривании постановления от 28 апреля 2011 года N 360/з по делу об административном правонарушении,

установил:

Товарищество собственников жилья "Авиастроительного района" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - административный орган, Роспотребнадзор), об оспаривании постановления от 28 апреля 2011 года N 360/з по делу об административном правонарушении.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что товарищество собственников жилья "Авиастроительного района" не является субъектом вмененного административного правонарушения, отсутствует состав административного правонарушения, считает, что данное правонарушение не является длящимся, так как носит одномоментный характер, срок привлечения к административной ответственности пропущен.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25 февраля 2011 года N 1377/20-вп/в административным органом проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ "Авиастроительного района".
В ходе проверки были выявлены нарушения установленного порядка ценообразования в части начисления платы за отопление жилых помещений дома N 7, квартир 41, 287, 119, 151, 224, 225, 226, 239,159, 254, 251, 250, 238 по ул. Айдарова, по дому N 18/57, кв. 251 по ул. Айдарова, по дому N 25, кв. 81 по ул. Павлова, по дому N 55, кв. 55 по ул. Лукина г. Казани, выразившееся в непредставлении в расчетный центр сведений о размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для произведения корректировки размера платы за отопление жилых помещений за 2007, 2008, 2009 годы, которая должна производиться один раз в год в соответствии с пп. 2 п. 1 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307.
11 марта 2011 года составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 20) и 28 апреля 2011 года вынесено постановление N 360/з о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. (л.д. 8-9).
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Процессуальных нарушений в ходе производства по административному делу не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
С учетом положений Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом.
Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
Так согласно подпункту "2" пункта 1 приложения N 2 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление.
При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Формулы корректировки (подпункты 2 и 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам) предусматривают включение в нее показателей, определяемых "ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". В пп. 2 п. 1 приложения N 2 к Правилам определение размеров платы за потребленные коммунальные ресурсы, объемы (количество) которых определены расчетным путем, дано со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Указанная норма в соответствии со ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Порядок расчета размера платы за поданный ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Единоличное определение (расчет) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается.
Вместе с тем, в нарушение положений Постановления Правительства 23 мая 2006 года N 307 корректировку платы за отопление за 2007, 2008, 2009 годы по фактическому объему потребленной энергии ТСЖ "Авиастроительного района" не производило, в то время как осуществление корректировки размера платы за отопление является не правом заявителя, а предусмотренной действующим законодательством обязанностью, вне зависимости от того, ведет ли это к увеличению или уменьшению размера платы за отопление.
В ходе проверки было установлено, что жильцам по дому 25 по ул. Ак. Павлова за 2007 - 2008 годы начислено 475 122 руб. 17 коп., а выставлено Татэнерго 409 987 руб. 46 коп., за 2008 - 2009 годы начислено 1 069 735 руб. 33 коп., а выставлено 922 774 руб. 25 коп., сумма возврата жильцам составила 212 095 руб. 79 коп.
По дому N 7 по ул. Айдарова за 2007 - 2008 годы начислено к оплате 1 171 850 руб. 08 коп., а выставлено Татэнерго к оплате 976 802 руб. 16 коп., за 2008 - 2009 годы начислено к оплате 1 465 476 руб. 28 коп., а выставлено 1 227 647 руб. 90 коп., таким образом сумма возврата жильцам за 2007 и 2008 годы составила 237 828 руб. 38 коп. и т.д.
Доводы заявителя о том, что он не является субъектом данного правонарушения ввиду того, что Общество было создано лишь 30 октября 2008 года, суд счел не влияющими на квалификацию совершенного правонарушения, поскольку, приняв на себя обязательства по управлению вышеуказанными домами, ТСЖ "Авиастроительного района" приняло на себя обязательства и по проведению корректировки платы за отопление жилых помещений предшествующего периода, являющейся неотъемлемой частью процесса расчета потребителям цены за оказанную коммунальную услугу, что заявителем к моменту проверки так сделано и не было.
Таким образом, судом первой инстанции, на основании ч. 4 ст. 154, ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом положений Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 установлено наличие в действиях Общества состава административного правонарушения.
Между тем, анализ данных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что осуществление корректировки размера платы за отопление является не правом заявителя, а предусмотренный действующим законодательством обязанностью.
Судом правомерно отклонен довод о пропуске срока привлечения к ответственности, поскольку выявленное правонарушение по своей сути является длящимся.
Соответственно, с момента выявления данного правонарушения - 09 марта 2011 года до вынесения оспариваемого постановления - 28 апреля 2011 года срок давности, предусмотренный ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях ТСЖ состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Документальные доказательства того, что заявителем производился перерасчет, исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, ни в ходе административного производства, ни в ходе судебного разбирательства не представлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, рассмотренные судом первой инстанции, которым дана оценка в решении суда, подтвержденная материалами дела.
Иных доводов, являющихся основанием для отмены решения суда, в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2011 года по делу N А65-10729/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
П.В.БАЖАН

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)