Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 01.07.2008
В полном объеме изготовлено 04.07.2008
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.К. Киселева при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании 24.06.2006 - 01.07.2008 дело по заявлению открытого акционерного общества "Екатеринбурггаз" (далее - общество) к Территориальному отделу в Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Свердловской области (далее - отдел) о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании приняли участие представители: общества - Черепанова Н.Н. (доверенность от 14.03.2008), отдела - Вострикова М.Ф. (доверенность от 14.04.2008).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления отдела от 21.05.2008 N 731 о привлечении к административной ответственности.
Отдел представил отзыв, требование не признал.
Мотивируя свои возражении, отдел ссылается на следующее. В результате проверки жалобы потребителя, поступившей от 14.04.2008, отделом установлено, что между обществом и потребителем были заключены договоры от 12.05.2005 на поставку газа в индивидуальный жилой дом и на оказание услуг по техническому обслуживанию газового оборудования индивидуального жилого дома, при этом нарушено право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге, что является нарушением пп. 1, 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон), п. "в" ст. 38, п. "а" ст. 80, ст. 82 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Мотивируя свое требование, общество ссылается на то, что отдел нарушает его право на свободу договора. По мнению общества, поскольку договор на поставку газа был заключен с потребителем 12.05.2005, то есть до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), то данные Правила не могут быть применены. В подп. "п" п. 49 Правил и в п. 2 ст. 10 Закона не предусмотрено, что информация об услугах должна содержать сведения о порядке приостановления или ограничения предоставления услуги. В квитанциях, направляемых потребителям, оплачиваемый месяц указывается, а при оплате непосредственно через кассу общества в квитанции проставляются дата предыдущей оплаты и дата текущей оплаты; в п. 2 ст. 10 Закона не предусмотрено, что информация об услугах должна содержать сведения о сроках оказания услуг. Сведения об изменении цен на услуги по техническому обслуживанию доводятся до потребителей путем размещения нового прейскуранта на информационных стендах около касс общества, указываются в квитанциях на оплату, на сайте общества в Интернете и по телефону, что не противоречит ст. 8 и 10 Закона, а также соответствует условиям дополнительного соглашения от 12.07.2007 к упомянутому договору от 12.05.2005. В квитанциях на оплату технического обслуживания, направляемых потребителям в начале каждого года, указывается лишь общая стоимость услуг за год, порядок оплаты в квитанциях не указывается, сумму ежемесячной оплаты потребитель определяет самостоятельно и вносит ее ежемесячно согласно п. 3.2 договора.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 01.07.2008, после которого заседание было продолжено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд
отделом 16.05.2008 составлен в отношении общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), по результатам рассмотрения которого отделом вынесено постановление от 21.05.2008 N 731 о привлечении общества к административной ответственности в виде взыскания административного штрафа в размере 5 тыс. рублей.
Постановление мотивировано следующим.
Между обществом и потребителем заключен договор от 12.05.2005 на оказание услуг по техническому обслуживанию газового оборудования индивидуального жилого дома, при этом нарушено право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге, а именно:
- не предоставлена информация об условиях оказания услуги - о сроке выполнения работ;
- своевременно не доводится информация об изменении цены договора;
- предоставлена недостоверная информации об условиях оказания услуги - в п. 3.2 договора от 12.05.2005 установлен порядок оплаты 1 раз в месяц, а в квитанциях, направляемых абоненту, порядок оплаты иной и установлен за 1 год с оплатой один раз в год.
Также установлено, что между обществом и потребителем заключен договор от 12.05.2005 на поставку газа в индивидуальный жилой дом и, при этом:
- в п. 4.1.1 и 5.3 договора предоставлена неполная информация об условиях оказания услуги, так как при отключении газа за просрочку покупателем платежей за поставку газа ст. 80 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" предусмотрено право исполнителя приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг, в данном случае по поставке газа, через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя, но в договоре об этом не написано;
- в п. 5.3 договора представлена недостоверная информация об условиях оказания услуги, так как при повторном подключении газа после отключения за просрочку покупателем платежей за поставку газа ст. 82 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2-х календарных дней с момента полного погашения задолженности, при этом дополнительная оплата стоимости работ по отключению и повторному подключению газа не предусмотрена;
- в квитанции на оплату коммунальных услуг по газоснабжению, в частности, оплаченной потребителем по чеку от 28.03.08 г., отсутствует указание на оплачиваемый месяц,
что является нарушением пп. 1, 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. "в" ст. 38, п. "а" ст. 80, ст. 82 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Считая постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд считает, что требование общества следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно п. 1 и 2 ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в частности:
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг),
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг),
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Пунктом 38 Правил предусмотрено, что в платежном документе указывается, в частности, оплачиваемый месяц.
Согласно пп "а" п. 80 Правил исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Пунктом 82 Правил определено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента устранения причин, указанных в пунктах 79 и 80 настоящих Правил, в том числе с момента полного погашения потребителем задолженности.
Как следует из материалов дела, между обществом и потребителем заключен договор от 12.05.2005 на оказание услуг по техническому обслуживанию газового оборудования индивидуального жилого дома.
В соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Поскольку Правила, установленные Правительством Российской Федерации 23.05.2006, не действовали в момент заключения названного договора, то к его содержанию не может предъявляться требование о соответствии Правилам.
Кроме того, согласно п. 3 Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению.
Следовательно, услуги по техническому обслуживанию газового оборудования индивидуального жилого дома не входят в понятие коммунальных услуг, и действие Правил на данный договор не распространяется.
Вывод отдела о том, что обществом своевременно не доводится информация об изменении цены договора на техническое обслуживание газового оборудования, является бездоказательным.
Отдел не установил и не отразил ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении, время совершения данного правонарушения, то есть когда именно общество изменило цену и когда должно было довести это изменение до потребителя, но не довело. Кроме того, в материалах дела имеется дополнительное соглашение от 12.07.2007 между обществом и потребителем, которым стороны договора предусмотрели, что цены на услуги устанавливаются прейскурантом исполнителя, и изменение цены не влечет необходимости внесения изменений в договор.
Также ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении, не указано время совершения другого правонарушения, выразившегося в том, что в квитанциях, направляемых абоненту, установлен иной порядок оплаты - один раз в год), нежели в п. 3.2 договора - 1 раз в месяц.
Между тем не установление точного времени совершения административного правонарушения является существенным нарушением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ и неустранимым препятствием для привлечения к административной ответственности, поскольку не позволяют исключить истечение срока давности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Кроме того, из квитанции за 2008 год, на которую отдел ссылался в ходе судебного разбирательства, не следует, что в ней установлен какой-либо порядок оплаты, указана лишь дата расчета - 01.04.2008. Более того, квитанция на оплату не подменяет собой договор между обществом и потребителем и не может изменять соглашения сторон.
В части отсутствия в договоре от 12.05.2005 на техническое обслуживание газового оборудования условия о сроках выполнения работ по техническому обслуживанию суд считает вывод отдела правомерным.
Пункт 2 статьи 10 Закона обязывает исполнителя предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), в том числе информацию об условиях их приобретения, об основных потребительских свойствах, о правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг), о сроке службы или сроке годности товаров (работ), а также о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
Очевидно, что перечисленная в названной правовой норме информация является необходимой и важной в отношении работ по техническому обслуживанию газового оборудования жилого дома.
Однако в данном случае из договора не ясно, когда, с какой периодичностью исполнитель должен производить предусмотренные договором работы, каков срок годности этих работ и т.д.
Следовательно, содержание упомянутого договора в данной части не может быть признано соответствующим требованиям п. 2 ст. 10 Закона.
Вместе с тем общество не подлежит ответственности в связи с истечением срока давности.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.
Не включение в договор от 12.05.2005 условия о сроках выполнения работ не является длящимся административным правонарушением, а с момента его совершения прошло более двух месяцев.
Что касается выводов отдела о несоответствии требованиям п. 80 и 82 Правил пунктов п. 4.1.1 и 5.3 договора от 12.05.2005 на поставку газа, то, во-первых, текст данного договора отделом в нарушение требований ст. *** ч. 4 ст. 210 АПК РФ не представлен, следовательно, суд не может считать вывод отдела доказанным; во-вторых, как уже было отмечено, Правила, утвержденные 23.05.2006, в момент заключения названного договора не действовали и, следовательно, не могут применяться к содержанию договора; в-третьих, в отношении этих действий общества, во всяком случае, истек срок давности.
Довод отдела о том, что в квитанции на оплату коммунальных услуг по газоснабжению, оплаченной по чеку от 28.03.2008, отсутствует указание на оплачиваемый месяц, судом также отклоняется.
Пунктом 38 Правил действительно предусмотрено, что в платежном документе на оплату коммунальных услуг должен быть указан оплачиваемый месяц.
Вместе с тем, согласно п. 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.
Указанная же квитанция таковым документом не является. Из ее содержания, а также приложенного к ней кассового чека и объяснений общества следует, что она была выдана в кассе общества в подтверждение того факта, что 28.03.2008 была произведена оплата потребленного газа за период с 01.12.2007 в объеме, определенном по показаниям счетчика на названные даты.
Из объяснений общества и представленных им копий платежных документов, представляемых им своим абонентам (приложение N 7 к исковому заявлению), следует, что в них оплачиваемый месяц указывается. Доказательств обратного отделом не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
заявленное требование удовлетворить.
Постановлении Территориального отдела в Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Свердловской области от 21.05.2008 N 731 о привлечении к административной ответственности признать незаконным и отменить.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 04.07.2008 ПО ДЕЛУ N А60-11633/2008-С9
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2008 г. по делу N А60-11633/2008-С9
Резолютивная часть объявлена 01.07.2008
В полном объеме изготовлено 04.07.2008
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.К. Киселева при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании 24.06.2006 - 01.07.2008 дело по заявлению открытого акционерного общества "Екатеринбурггаз" (далее - общество) к Территориальному отделу в Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Свердловской области (далее - отдел) о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании приняли участие представители: общества - Черепанова Н.Н. (доверенность от 14.03.2008), отдела - Вострикова М.Ф. (доверенность от 14.04.2008).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления отдела от 21.05.2008 N 731 о привлечении к административной ответственности.
Отдел представил отзыв, требование не признал.
Мотивируя свои возражении, отдел ссылается на следующее. В результате проверки жалобы потребителя, поступившей от 14.04.2008, отделом установлено, что между обществом и потребителем были заключены договоры от 12.05.2005 на поставку газа в индивидуальный жилой дом и на оказание услуг по техническому обслуживанию газового оборудования индивидуального жилого дома, при этом нарушено право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге, что является нарушением пп. 1, 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон), п. "в" ст. 38, п. "а" ст. 80, ст. 82 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Мотивируя свое требование, общество ссылается на то, что отдел нарушает его право на свободу договора. По мнению общества, поскольку договор на поставку газа был заключен с потребителем 12.05.2005, то есть до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), то данные Правила не могут быть применены. В подп. "п" п. 49 Правил и в п. 2 ст. 10 Закона не предусмотрено, что информация об услугах должна содержать сведения о порядке приостановления или ограничения предоставления услуги. В квитанциях, направляемых потребителям, оплачиваемый месяц указывается, а при оплате непосредственно через кассу общества в квитанции проставляются дата предыдущей оплаты и дата текущей оплаты; в п. 2 ст. 10 Закона не предусмотрено, что информация об услугах должна содержать сведения о сроках оказания услуг. Сведения об изменении цен на услуги по техническому обслуживанию доводятся до потребителей путем размещения нового прейскуранта на информационных стендах около касс общества, указываются в квитанциях на оплату, на сайте общества в Интернете и по телефону, что не противоречит ст. 8 и 10 Закона, а также соответствует условиям дополнительного соглашения от 12.07.2007 к упомянутому договору от 12.05.2005. В квитанциях на оплату технического обслуживания, направляемых потребителям в начале каждого года, указывается лишь общая стоимость услуг за год, порядок оплаты в квитанциях не указывается, сумму ежемесячной оплаты потребитель определяет самостоятельно и вносит ее ежемесячно согласно п. 3.2 договора.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 01.07.2008, после которого заседание было продолжено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд
установил:
отделом 16.05.2008 составлен в отношении общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), по результатам рассмотрения которого отделом вынесено постановление от 21.05.2008 N 731 о привлечении общества к административной ответственности в виде взыскания административного штрафа в размере 5 тыс. рублей.
Постановление мотивировано следующим.
Между обществом и потребителем заключен договор от 12.05.2005 на оказание услуг по техническому обслуживанию газового оборудования индивидуального жилого дома, при этом нарушено право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге, а именно:
- не предоставлена информация об условиях оказания услуги - о сроке выполнения работ;
- своевременно не доводится информация об изменении цены договора;
- предоставлена недостоверная информации об условиях оказания услуги - в п. 3.2 договора от 12.05.2005 установлен порядок оплаты 1 раз в месяц, а в квитанциях, направляемых абоненту, порядок оплаты иной и установлен за 1 год с оплатой один раз в год.
Также установлено, что между обществом и потребителем заключен договор от 12.05.2005 на поставку газа в индивидуальный жилой дом и, при этом:
- в п. 4.1.1 и 5.3 договора предоставлена неполная информация об условиях оказания услуги, так как при отключении газа за просрочку покупателем платежей за поставку газа ст. 80 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" предусмотрено право исполнителя приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг, в данном случае по поставке газа, через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя, но в договоре об этом не написано;
- в п. 5.3 договора представлена недостоверная информация об условиях оказания услуги, так как при повторном подключении газа после отключения за просрочку покупателем платежей за поставку газа ст. 82 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2-х календарных дней с момента полного погашения задолженности, при этом дополнительная оплата стоимости работ по отключению и повторному подключению газа не предусмотрена;
- в квитанции на оплату коммунальных услуг по газоснабжению, в частности, оплаченной потребителем по чеку от 28.03.08 г., отсутствует указание на оплачиваемый месяц,
что является нарушением пп. 1, 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. "в" ст. 38, п. "а" ст. 80, ст. 82 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Считая постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд считает, что требование общества следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно п. 1 и 2 ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в частности:
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг),
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг),
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Пунктом 38 Правил предусмотрено, что в платежном документе указывается, в частности, оплачиваемый месяц.
Согласно пп "а" п. 80 Правил исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Пунктом 82 Правил определено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента устранения причин, указанных в пунктах 79 и 80 настоящих Правил, в том числе с момента полного погашения потребителем задолженности.
Как следует из материалов дела, между обществом и потребителем заключен договор от 12.05.2005 на оказание услуг по техническому обслуживанию газового оборудования индивидуального жилого дома.
В соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Поскольку Правила, установленные Правительством Российской Федерации 23.05.2006, не действовали в момент заключения названного договора, то к его содержанию не может предъявляться требование о соответствии Правилам.
Кроме того, согласно п. 3 Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению.
Следовательно, услуги по техническому обслуживанию газового оборудования индивидуального жилого дома не входят в понятие коммунальных услуг, и действие Правил на данный договор не распространяется.
Вывод отдела о том, что обществом своевременно не доводится информация об изменении цены договора на техническое обслуживание газового оборудования, является бездоказательным.
Отдел не установил и не отразил ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении, время совершения данного правонарушения, то есть когда именно общество изменило цену и когда должно было довести это изменение до потребителя, но не довело. Кроме того, в материалах дела имеется дополнительное соглашение от 12.07.2007 между обществом и потребителем, которым стороны договора предусмотрели, что цены на услуги устанавливаются прейскурантом исполнителя, и изменение цены не влечет необходимости внесения изменений в договор.
Также ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении, не указано время совершения другого правонарушения, выразившегося в том, что в квитанциях, направляемых абоненту, установлен иной порядок оплаты - один раз в год), нежели в п. 3.2 договора - 1 раз в месяц.
Между тем не установление точного времени совершения административного правонарушения является существенным нарушением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ и неустранимым препятствием для привлечения к административной ответственности, поскольку не позволяют исключить истечение срока давности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Кроме того, из квитанции за 2008 год, на которую отдел ссылался в ходе судебного разбирательства, не следует, что в ней установлен какой-либо порядок оплаты, указана лишь дата расчета - 01.04.2008. Более того, квитанция на оплату не подменяет собой договор между обществом и потребителем и не может изменять соглашения сторон.
В части отсутствия в договоре от 12.05.2005 на техническое обслуживание газового оборудования условия о сроках выполнения работ по техническому обслуживанию суд считает вывод отдела правомерным.
Пункт 2 статьи 10 Закона обязывает исполнителя предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), в том числе информацию об условиях их приобретения, об основных потребительских свойствах, о правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг), о сроке службы или сроке годности товаров (работ), а также о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
Очевидно, что перечисленная в названной правовой норме информация является необходимой и важной в отношении работ по техническому обслуживанию газового оборудования жилого дома.
Однако в данном случае из договора не ясно, когда, с какой периодичностью исполнитель должен производить предусмотренные договором работы, каков срок годности этих работ и т.д.
Следовательно, содержание упомянутого договора в данной части не может быть признано соответствующим требованиям п. 2 ст. 10 Закона.
Вместе с тем общество не подлежит ответственности в связи с истечением срока давности.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.
Не включение в договор от 12.05.2005 условия о сроках выполнения работ не является длящимся административным правонарушением, а с момента его совершения прошло более двух месяцев.
Что касается выводов отдела о несоответствии требованиям п. 80 и 82 Правил пунктов п. 4.1.1 и 5.3 договора от 12.05.2005 на поставку газа, то, во-первых, текст данного договора отделом в нарушение требований ст. *** ч. 4 ст. 210 АПК РФ не представлен, следовательно, суд не может считать вывод отдела доказанным; во-вторых, как уже было отмечено, Правила, утвержденные 23.05.2006, в момент заключения названного договора не действовали и, следовательно, не могут применяться к содержанию договора; в-третьих, в отношении этих действий общества, во всяком случае, истек срок давности.
Довод отдела о том, что в квитанции на оплату коммунальных услуг по газоснабжению, оплаченной по чеку от 28.03.2008, отсутствует указание на оплачиваемый месяц, судом также отклоняется.
Пунктом 38 Правил действительно предусмотрено, что в платежном документе на оплату коммунальных услуг должен быть указан оплачиваемый месяц.
Вместе с тем, согласно п. 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.
Указанная же квитанция таковым документом не является. Из ее содержания, а также приложенного к ней кассового чека и объяснений общества следует, что она была выдана в кассе общества в подтверждение того факта, что 28.03.2008 была произведена оплата потребленного газа за период с 01.12.2007 в объеме, определенном по показаниям счетчика на названные даты.
Из объяснений общества и представленных им копий платежных документов, представляемых им своим абонентам (приложение N 7 к исковому заявлению), следует, что в них оплачиваемый месяц указывается. Доказательств обратного отделом не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленное требование удовлетворить.
Постановлении Территориального отдела в Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Свердловской области от 21.05.2008 N 731 о привлечении к административной ответственности признать незаконным и отменить.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
КИСЕЛЕВ Ю.К.
КИСЕЛЕВ Ю.К.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)