Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 10.03.2011 ПО ДЕЛУ N А09-3584/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2011 г. по делу N А09-3584/2010


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2010 по делу N А09-3584/2010,

установил:

открытое акционерное общество "Брянская сбытовая компания" (далее - ОАО "БСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 06.04.2010 N 1580 и N 1581 соответственно.
Решением суда от 13.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.11.2010 решение суда от 13.07.2010 было отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, ОАО "Брянская сбытовая компания", обладая статусом гарантирующего поставщика электроэнергии в границах Брянской области, занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии, включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с фактической долей свыше 50% в географических границах Брянской области.
1 апреля 2006 года ОАО "БСК" (поставщик) и ТСЖ "Авиационное" (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 3307/БГО, предусматривающий для расчетов единый тариф по группе "Население". Впоследствии договор пролонгирован с внесением изменений в приложение к договору от 17.08.2009 N 3, устанавливающее оплату за поданную для повысительной насосной станции электроэнергию по группе "Прочие потребители".
В октябре 2009 года ОАО "Брянская сбытовая компания" предложило товариществу на аналогичных условиях заключить договор энергоснабжения от 16.10.2009 N 3307/БГО, в том числе по тарифу за подачу для повысительной насосной станции электроэнергии по группе "Прочие потребители", который последним подписан с протоколом разногласий.
Преддоговорный спор относительно цены (тарифа) был передан на разрешение арбитражного суда. Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.05.2010 по делу N А09-1234/10 в иске ОАО "БСК" к ТСЖ "Авиационное" об урегулировании разногласий по договору энергоснабжения отказано в связи с подачей иска с нарушением порядка, предусмотренного пунктами 1, 2 статьи 445 Гражданского кодекса РФ, спор по существу заявленных требований не рассмотрен. С учетом изложенного рассматриваемый договор считается незаключенным, взаимоотношения сторон по поставке электроэнергии регулируются договором от 01.04.2006 N 3307/БГО с внесенными изменениями.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ТСЖ "Авиационное" о неправомерном прекращении Брянским городским отделением ОАО "Брянская сбытовая компания" электроснабжения повысительной насосной станции, предназначенной для повышения давления холодной воды в квартирах многоэтажного жилого дома N 34 по ул. Авиационной (г. Брянск), Управление 11.03.2010 возбудило в отношении Общества дело N 33 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Решением УФАС от 06.04.2010 N 1580 за нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившееся в установлении товариществу "Авиационное" для электроснабжения насосной станции тарифа "Прочие потребители", Общество признано нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), а предписанием от 06.04.2010 N 1581 Обществу предписывалось предусмотреть тариф по группе "Население".
Посчитав решение и предписание антимонопольного органа незаконными, Общество оспорило их в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" ОАО "Брянская сбытовая компания" применяет тарифы на электрическую энергию, установленные уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области.
На 2009 год тарифы на электрическую энергию утверждены постановлением правления Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области для группы "население и потребители, приравненные к населению" от 01.12.2008 N 12/1-э, для группы "прочие потребители" - 26.12.2008 N 17/4-1э; на 2010 год - для группы "население и потребители, приравненные к населению" от 30.11.2009 N 17/3-э, для группы "прочие потребители" - 28.12.2009 N 24/1-э.
В соответствии с п. 15 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
На основании п.п. 4 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги. При этом ТСЖ не является хозяйствующим субъектом, в связи с чем обязательства такого товарищества перед поставщиком электроэнергии не могут превышать совокупных обязательств всех жильцов дома находящихся в управлении товарищества, исходя из цены на электроэнергию, установленный для населения.
Согласно п. 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 6 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что коммунальной услугой электроснабжение является круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно п. 3 ст. 539 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
На основании п. 27 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 08.06.2004 года N 20-э/2, установлены тарифные группы потребителей: 1) базовые; 2) население; 3) прочие; 4) организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии. К группе население относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды также к указанной группе относятся товарищества собственников жилья, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей граждан и в объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования.
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов" ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи, с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Доказательств того, что поданная электрическая энергия для работы повысительной насосной станции, установленной не в здании вышеуказанного дома вне внутридомовых электрических сетей, используется для каких-либо других целей, в том числе коммерческих, отличных от удовлетворения коммунально-бытовых нужд жильцов, Обществом не представлено.
Кроме того, в соответствии с актом от 02.04.2009, имеющимся в материалах дела, ОАО "Строитель" передало, а ТСЖ "Авиационное" приняло в эксплуатацию водонасосную станцию, которая построена и предназначена для подачи воды в верхние этажи жилого дома N 34 по ул. Авиационная, а не для магазина и офиса, расположенных в подвальных помещениях этого дома.
Следовательно, использование электрической энергии для работы повысительной насосной станции, в целях подачи холодной воды на верхние этажи дома является удовлетворением коммунально-бытовых нужд граждан, оплата которых должна производиться по тарифу "Население".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что ТСЖ "Авиационное" использовало электрическую энергию для работы повысительной насосной станции, в целях удовлетворения коммунально-бытовых нужд жителей дома N 34 по ул. Авиационная г. Брянска.
На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2010 по делу N А09-3584/2010 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Брянской области от 13.07.2010 по этому делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)