Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2011 ПО ДЕЛУ N А05-1969/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2011 г. по делу N А05-1969/2011


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 4 июля 2011 года по делу N А05-1969/2011 (судья Быстров И.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Семь Дней" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX, ИНН XXXXXXXXXX; далее - общество, ООО "УК Семь Дней") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН XXXXXXXXXXXXX, ИНН XXXXXXXXXX; далее - Агентство) о признании незаконным и отмене постановления от 22.01.2011 N 4/1 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 4 июля 2011 года требования удовлетворены.
Агентство в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Полагает, что установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения заявителя к административной ответственности не истек.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании обращения главного редактора газеты "Правда Северо-Запада" Азовского И.В. прокуратурой Ломоносовского района г. Архангельска (далее - прокуратура) проведена проверка по факту нераскрытия управляющими компаниями перед собственниками квартир в многоквартирных домах в установленные сроки информации о своей деятельности.
В ходе проверки выявлено, что на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2008 общество осуществляет управление домом N 8 по проспекту Обводной канал в г. Архангельске. Заявитель не обеспечил всеми установленными способами раскрытие информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Усмотрев в действиях заявителя нарушение пункта 5 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт), прокуратура 11.01.2011 вынесла в присутствии законного представителя общества Иванова М.Н. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 23.70 КоАП РФ административный материал передан Агентству для решения вопроса о привлечении ООО "УК Семь Дней" к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.8.1 названного Кодекса.
Рассмотрев материалы административного дела, руководитель Агентства вынес постановление от 22.02.2011 N 4/1, которым признал общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.1 КоАП РФ, и назначил ему административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ООО "УК Семь Дней" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ.
В силу положений статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия определены Стандартом, вступившим в законную силу с 09.10.2010.
В соответствии с пунктом 2 указанного Стандарта под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК РФ.
Под раскрытием информации - обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
На основании пункта 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Управляющие организации раскрывают перечисленную выше информацию путем: опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (пункт 5 Стандарта).
Управляющие организации обязаны разместить (опубликовать) перечисленную выше информацию в соответствии с утвержденным Стандартом в течение 2 месяцев со дня его вступления в силу.
Материалами дела подтверждается и ООО "УК Семь Дней" не оспаривается факт невыполнения возложенной на него Стандартом обязанности по раскрытию информации о своей деятельности всеми перечисленными в пункте 5 Стандарта способами.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по исполнению публичной обязанности по раскрытию информации с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Стандартом раскрытия информации, заявителем не представлено. Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения ООО "УК Семь Дней" указанной обязанности, не установлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.8.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации в случаях, прямо предусмотренных в указанной норме, - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 названного Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся правонарушением признается действие или бездействие, которое сопряжено с длительным невыполнением обязанностей, возложенных на лицо законом. Момент совершения длящегося правонарушения связан с его обнаружением независимо от того, в какое время было начато противоправное действие (бездействие).
В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока и такое правонарушение не является длящимся.
Нормами КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Объективная сторона совершенного Обществом административного правонарушения выражается в невыполнении в установленный Стандартом срок обязанностей по раскрытию всеми закрепленными в нем способами информации о его хозяйственной деятельности.
Датой совершения административного правонарушения является 10.12.2010, поскольку предельный срок опубликования заявителем сведений наступил 09.10.2010.
Таким образом, Арбитражный суд Архангельской области пришел к правильному выводу о том, что на момент привлечения общества к административной ответственности (22.02.2011) за невыполнение в установленный Стандартом срок обязанностей по раскрытию всеми закрепленными в нем способами информации о его хозяйственной деятельности, срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Из пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 АПК РФ.
С учетом изложенного общество не может быть привлечено в настоящее время к административной ответственности за невыполнение в установленный Стандартом срок обязанностей по раскрытию всеми закрепленными в нем способами информации о его хозяйственной деятельности.
Доводы Агентства, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Несвоевременное выявление правонарушения не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося. Административный орган обязан своевременно выявлять и пресекать правонарушения в контролируемой им области и принимать меры для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 4 июля 2011 года по делу N А05-1969/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА

Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
А.В.ПОТЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)