Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МП "Теплоснабжение" на решение Арбитражного суда Калужской области от 22.04.2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 г., суд
установил:
муниципальное предприятие "Теплоснабжение" (далее - МП "Теплоснабжение"), (ОГРН 1024000952293) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (далее - ответчик, ООО "Управляющая компания"), (ОГРН 1074025007704) о взыскании задолженности в пределах нормативов потребления коммунальных услуг в размере 7 057 383 руб. 91 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 260 919 руб. 26 коп.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 22.04.2011 г. в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 г. решение суда первой оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, МП "Теплоснабжение" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что условие договора о порядке расчета за потребленную тепловую энергию, предусмотренное п. 3 не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Кроме того, заявитель считает, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения сторон, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом, между МП "Теплоснабжение" и ООО "Управляющая компания" 01.03.2008 был заключен договор на пользование тепловой энергией в горячей воде N 285/2008 в редакции протокола разногласий, в соответствии с пунктом 1 которого энергоснабжающая организация - МП "Теплоснабжение" обязалась отпустить абоненту - ООО "Управляющая компания" тепловую энергию в горячей воде в соответствии с установленным ему планом теплопотребления в период календарного года с максимумом тепловой нагрузки на отопление 34,911 Гкал/ч (т. 1, л.д. 11 - 18).
В соответствии с пунктом 6 договора учет отпускаемой тепловой энергии производится по прибору учета, установленному на тепловом вводе абонента в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя. При отсутствии приборов учета количество отпускаемой тепловой энергии абоненту рассчитывается энергоснабжающей организацией по среднесуточному температурному перепаду и максимальному расходу сетевой воды, указанному в договоре.
Пунктом 8 договора установлено, что за полученные ресурсы абонент оплачивает энергоснабжающей организации по тарифам: на тепловую энергию в горячей воде; на тепловую энергию в паре; на химочищенную воду. Размер тарифов на тепловую энергию, порядок и сроки их введения определяются соответствующими постановлениями органа регулирования тарифов Калужской области.
В соответствии с порядком расчетов за тепловую энергию, установленным в пункте 11 договора, промежуточные расчеты осуществляются сторонами 25 числа каждого месяца, а окончательный расчет (на конец отчетного периода) производится до 15 числа каждого последующего месяца.
Ссылаясь на то, что принятая ответчиком тепловая энергия за 2008 год была оплачена не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой и апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца в связи с надлежащим исполнением ответчиком в 2008 году обязательств по договору от 01.03.2008 N 285/2008.
Суд кассационной инстанции находит указанный вывод арбитражного суда не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В настоящем споре права и обязанности сторон возникли из договора от 01.03.2008, являющегося по своей правовой природе договором энергоснабжения.
Частью 1 ст. 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
С учетом требований пунктов 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что ООО "Управляющая компания" является исполнителем коммунальных услуг, который обязан заключать договоры на поставку тепловой энергии в обслуживаемые им жилые дома.
В соответствии с ч. 1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ.
Таким образом, в жилищно-коммунальной сфере установлен приоритет ЖК РФ над нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ и иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что ответчик в рамках договора от 01.03.2008 г. N 285/2008 приобретал тепловую энергию для целей оказания коммунальных услуг гражданам, на спорные правоотношения распространяются положения Правил N 307.
Согласно п. 15, п.п. "а" п. 19 Правил N 307, количество тепловой энергии на нужды теплоснабжения и горячего водоснабжения подлежит определению по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В настоящем случае коммунальный ресурс приобретался ответчиком у ресурсоснабжающей организации как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям соответствующей коммунальной услуги.
Из материалов дела усматривается, что отношения сторон являются договорными.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
По смыслу действующего законодательства спорный договор по своей правовой природе является публичным, следовательно, на него распространяется требование п. 4 ст. 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
К указанным правилам, в том числе, относятся Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 от 23.05.2006.
В силу п. 8 настоящих Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в п. 3 договора от 01.03.2008 г. N 285/2008 предусмотрен порядок определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, который не соответствует императивным нормам действующего законодательства.
Исходя из приведенных положений о публичном договоре и учитывая требования пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг, данное условие противоречит положениям указанным в п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 от 23.05.2006, ввиду чего является ничтожным.
Однако, арбитражный суд в процессе рассмотрения спора не учел требования действующего законодательства и пришел к выводу о том, что разногласий по договору между сторонами, в том числе по пункту 3 договора о порядке определения объема тепла при отсутствии приборов учета, не имелось.
Учитывая, что арбитражным судом при разрешении спора не применены нормы материального права, подлежащие применению, вследствие чего выводы суда нельзя признать правомерными, кассационная инстанция находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения указанных недостатков.
Суду при новом рассмотрении дела с учетом надлежащего толкования условий договора и применения положений действующего законодательства надлежит установить, соответствует ли примененный истцом метод определения объема подлежащей оплате тепловой энергии требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению в первую инстанцию для нового рассмотрения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 22.04.2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 г., по делу N А23-357/2011 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 27.09.2011 ПО ДЕЛУ N А23-357/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2011 г. по делу N А23-357/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МП "Теплоснабжение" на решение Арбитражного суда Калужской области от 22.04.2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 г., суд
установил:
муниципальное предприятие "Теплоснабжение" (далее - МП "Теплоснабжение"), (ОГРН 1024000952293) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (далее - ответчик, ООО "Управляющая компания"), (ОГРН 1074025007704) о взыскании задолженности в пределах нормативов потребления коммунальных услуг в размере 7 057 383 руб. 91 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 260 919 руб. 26 коп.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 22.04.2011 г. в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 г. решение суда первой оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, МП "Теплоснабжение" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что условие договора о порядке расчета за потребленную тепловую энергию, предусмотренное п. 3 не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Кроме того, заявитель считает, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения сторон, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом, между МП "Теплоснабжение" и ООО "Управляющая компания" 01.03.2008 был заключен договор на пользование тепловой энергией в горячей воде N 285/2008 в редакции протокола разногласий, в соответствии с пунктом 1 которого энергоснабжающая организация - МП "Теплоснабжение" обязалась отпустить абоненту - ООО "Управляющая компания" тепловую энергию в горячей воде в соответствии с установленным ему планом теплопотребления в период календарного года с максимумом тепловой нагрузки на отопление 34,911 Гкал/ч (т. 1, л.д. 11 - 18).
В соответствии с пунктом 6 договора учет отпускаемой тепловой энергии производится по прибору учета, установленному на тепловом вводе абонента в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя. При отсутствии приборов учета количество отпускаемой тепловой энергии абоненту рассчитывается энергоснабжающей организацией по среднесуточному температурному перепаду и максимальному расходу сетевой воды, указанному в договоре.
Пунктом 8 договора установлено, что за полученные ресурсы абонент оплачивает энергоснабжающей организации по тарифам: на тепловую энергию в горячей воде; на тепловую энергию в паре; на химочищенную воду. Размер тарифов на тепловую энергию, порядок и сроки их введения определяются соответствующими постановлениями органа регулирования тарифов Калужской области.
В соответствии с порядком расчетов за тепловую энергию, установленным в пункте 11 договора, промежуточные расчеты осуществляются сторонами 25 числа каждого месяца, а окончательный расчет (на конец отчетного периода) производится до 15 числа каждого последующего месяца.
Ссылаясь на то, что принятая ответчиком тепловая энергия за 2008 год была оплачена не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой и апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца в связи с надлежащим исполнением ответчиком в 2008 году обязательств по договору от 01.03.2008 N 285/2008.
Суд кассационной инстанции находит указанный вывод арбитражного суда не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В настоящем споре права и обязанности сторон возникли из договора от 01.03.2008, являющегося по своей правовой природе договором энергоснабжения.
Частью 1 ст. 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
С учетом требований пунктов 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что ООО "Управляющая компания" является исполнителем коммунальных услуг, который обязан заключать договоры на поставку тепловой энергии в обслуживаемые им жилые дома.
В соответствии с ч. 1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ.
Таким образом, в жилищно-коммунальной сфере установлен приоритет ЖК РФ над нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ и иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что ответчик в рамках договора от 01.03.2008 г. N 285/2008 приобретал тепловую энергию для целей оказания коммунальных услуг гражданам, на спорные правоотношения распространяются положения Правил N 307.
Согласно п. 15, п.п. "а" п. 19 Правил N 307, количество тепловой энергии на нужды теплоснабжения и горячего водоснабжения подлежит определению по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В настоящем случае коммунальный ресурс приобретался ответчиком у ресурсоснабжающей организации как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям соответствующей коммунальной услуги.
Из материалов дела усматривается, что отношения сторон являются договорными.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
По смыслу действующего законодательства спорный договор по своей правовой природе является публичным, следовательно, на него распространяется требование п. 4 ст. 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
К указанным правилам, в том числе, относятся Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 от 23.05.2006.
В силу п. 8 настоящих Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в п. 3 договора от 01.03.2008 г. N 285/2008 предусмотрен порядок определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, который не соответствует императивным нормам действующего законодательства.
Исходя из приведенных положений о публичном договоре и учитывая требования пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг, данное условие противоречит положениям указанным в п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 от 23.05.2006, ввиду чего является ничтожным.
Однако, арбитражный суд в процессе рассмотрения спора не учел требования действующего законодательства и пришел к выводу о том, что разногласий по договору между сторонами, в том числе по пункту 3 договора о порядке определения объема тепла при отсутствии приборов учета, не имелось.
Учитывая, что арбитражным судом при разрешении спора не применены нормы материального права, подлежащие применению, вследствие чего выводы суда нельзя признать правомерными, кассационная инстанция находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения указанных недостатков.
Суду при новом рассмотрении дела с учетом надлежащего толкования условий договора и применения положений действующего законодательства надлежит установить, соответствует ли примененный истцом метод определения объема подлежащей оплате тепловой энергии требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению в первую инстанцию для нового рассмотрения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 22.04.2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 г., по делу N А23-357/2011 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)