Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Панченко И.С., Трофимовой О.Н.
при участии
- от администрации Красносельского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края: Поляков В.Н., представитель по доверенности от 30.12.2009 N 01-31/8370
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Красносельского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 10.06.2010
по делу N А73-4880/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ж.Г.Шестак
По заявлению администрации Красносельского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края
к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления
Администрация Красносельского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - жилищная инспекция, административный орган) от 10.02.2010 N 164/10-Ю о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 10.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на наличие в действиях администрации состава вменяемого административного правонарушения.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права. Заявитель жалобы считает, что в действиях администрации отсутствует состав административного правонарушения, поскольку с ее стороны предприняты все меры для устранения выявленных нарушений.
Жилищная инспекция в отзыве на жалобу, а также ее представитель в судебном заседании против доводов, изложенных в жалобе, возражают, считают принятый судебный акт законным и обоснованным.
Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако участия в судебном заседании не принимала.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя жилищной инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.12.2009 жилищной инспекцией на основании приказа заместителя начальника инспекции от 21.12.2009 N 2017 проведена проверка жилого дома, находящегося по адресу: Николаевский район, п. Чныррах, ул. Заозерная, 13, в ходе которой установлено, что в нарушение положений пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и пунктов 4.2.2.1, 4.2.2.2, 4.2.2.3, 4.2.2.4, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.7, 4.6.3.3, 4.6.3.6, 4.7.1, 4.10.3.2, 4.10.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), в квартире N 1 указанного дома имеются темно-коричневые пятна общей площадью примерно 1 кв. м., сгнили и требуют замены венцы под подоконниками, нижние венцы несущих стен дома, на крыше дома - коньковая доска и потолочные балки перекрытия. Указанные нарушения зафиксированы в акте от 22.12.2009 N 41/109 и протоколе об административном правонарушении от 21.01.2010 N 41/02.
10.02.2010 постановлением N 164/10-Ю общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), суд пришел к выводу о правомерности привлечения администрации к административной ответственности.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Аналогична статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите и прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и на здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, - государственного, муниципального и иного имущества.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, зарегистрированным в Минюсте России 15.10.2003 N 5176, утверждены "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда".
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 КоАП РФ.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного указанной правовой нормой, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта.
Субъектом административного правонарушения по названной статье являются лица, ответственные за содержание жилых домов: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Установив, что жилое помещение (квартира N 1) в доме N 13 по улице Заозерная в п. Чныррах Николаевского района Хабаровского края входит в Перечень жилых помещений муниципального жилищного фонда Красносельского сельского поселения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация является лицом, ответственным за содержание указанного дома и, следовательно, является субъектом ответственности за нарушение правил и норм содержания обслуживаемого жилого дома.
Факт нарушения администрацией пункта 10 Правил N 491, пунктов 4.2.2.1, 4.2.2.2, 4.2.2.3, 4.2.2.4, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.7, 4.6.3.3, 4.6.3.6, 4.7.1, 4.10.3.2, 4.10.3.3 Правил N 170 установлен арбитражным судом и подтверждается материалами дела (акт от 22.12.2009 N 41/109, протокол об административном правонарушении от 21.01.2010 N 41/02, материалы фотосъемки).
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ, является правильным.
Доводы заявителя жалобы сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 10.06.2010 по делу N А73-4880/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 11.10.2010 N Ф03-6160/2010 ПО ДЕЛУ N А73-4880/2010
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2010 г. N Ф03-6160/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Панченко И.С., Трофимовой О.Н.
при участии
- от администрации Красносельского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края: Поляков В.Н., представитель по доверенности от 30.12.2009 N 01-31/8370
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Красносельского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 10.06.2010
по делу N А73-4880/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ж.Г.Шестак
По заявлению администрации Красносельского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края
к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления
Администрация Красносельского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - жилищная инспекция, административный орган) от 10.02.2010 N 164/10-Ю о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 10.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на наличие в действиях администрации состава вменяемого административного правонарушения.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права. Заявитель жалобы считает, что в действиях администрации отсутствует состав административного правонарушения, поскольку с ее стороны предприняты все меры для устранения выявленных нарушений.
Жилищная инспекция в отзыве на жалобу, а также ее представитель в судебном заседании против доводов, изложенных в жалобе, возражают, считают принятый судебный акт законным и обоснованным.
Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако участия в судебном заседании не принимала.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя жилищной инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.12.2009 жилищной инспекцией на основании приказа заместителя начальника инспекции от 21.12.2009 N 2017 проведена проверка жилого дома, находящегося по адресу: Николаевский район, п. Чныррах, ул. Заозерная, 13, в ходе которой установлено, что в нарушение положений пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и пунктов 4.2.2.1, 4.2.2.2, 4.2.2.3, 4.2.2.4, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.7, 4.6.3.3, 4.6.3.6, 4.7.1, 4.10.3.2, 4.10.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), в квартире N 1 указанного дома имеются темно-коричневые пятна общей площадью примерно 1 кв. м., сгнили и требуют замены венцы под подоконниками, нижние венцы несущих стен дома, на крыше дома - коньковая доска и потолочные балки перекрытия. Указанные нарушения зафиксированы в акте от 22.12.2009 N 41/109 и протоколе об административном правонарушении от 21.01.2010 N 41/02.
10.02.2010 постановлением N 164/10-Ю общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), суд пришел к выводу о правомерности привлечения администрации к административной ответственности.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Аналогична статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите и прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и на здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, - государственного, муниципального и иного имущества.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, зарегистрированным в Минюсте России 15.10.2003 N 5176, утверждены "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда".
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 КоАП РФ.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного указанной правовой нормой, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта.
Субъектом административного правонарушения по названной статье являются лица, ответственные за содержание жилых домов: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Установив, что жилое помещение (квартира N 1) в доме N 13 по улице Заозерная в п. Чныррах Николаевского района Хабаровского края входит в Перечень жилых помещений муниципального жилищного фонда Красносельского сельского поселения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация является лицом, ответственным за содержание указанного дома и, следовательно, является субъектом ответственности за нарушение правил и норм содержания обслуживаемого жилого дома.
Факт нарушения администрацией пункта 10 Правил N 491, пунктов 4.2.2.1, 4.2.2.2, 4.2.2.3, 4.2.2.4, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.7, 4.6.3.3, 4.6.3.6, 4.7.1, 4.10.3.2, 4.10.3.3 Правил N 170 установлен арбитражным судом и подтверждается материалами дела (акт от 22.12.2009 N 41/109, протокол об административном правонарушении от 21.01.2010 N 41/02, материалы фотосъемки).
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ, является правильным.
Доводы заявителя жалобы сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 10.06.2010 по делу N А73-4880/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья:
Г.А.Сумина
Г.А.Сумина
Судьи:
И.С.Панченко
О.Н.Трофимова
И.С.Панченко
О.Н.Трофимова
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)