Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства экономики Ульяновской области - Минеевой О.А. (доверенность от 30.12.2010 N 48),
представитель Товарищества собственников жилья "Елочка" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства экономики Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2011 года по делу N А72-4992/2011 (судья Ипполитова И.В.),
по заявлению Товарищества собственников жилья "Елочка", г. Ульяновск,
к Министерству экономики Ульяновской области, г. Ульяновск,
об отмене постановления по делу об административном правонарушении, о прекращении производства по делу,
установил:
товарищество собственников жилья "Елочка" (ОГРН 1027301403436, ИНН 7326022250) (далее - ТСЖ "Елочка", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене постановления от 30.06.2011 N 65-ц Министерства экономики Ульяновской области (далее - Министерство) по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу (л.д. 2 - 3).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.08.2011 по делу N А72-4992/2011 постановление Министерства экономики Ульяновской области от 30.06.2011 N 65-ц о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) признано незаконным и отменено в полном объеме. Требование о прекращении производства по делу оставлено без удовлетворения (л.д. 107 - 113).
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 118 - 120).
ТСЖ "Елочка" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя ТСЖ "Елочка", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в отзыве на нее и в выступлении представителя Министерства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 01.03.2006 между ТСЖ "Елочка" и УМУП "Городская теплосеть" заключен договор энергоснабжения N 428. Согласно пункту 9.5 названного договора потребитель обязан ежемесячно оплачивать предъявленные в акцептном порядке счета "Энергоснабжающей организации" в полном объеме (с учетом НДС) не позднее пяти дней с момента предъявления платежного требования или получения счета-фактуры. В случае неоплаты платежного требования в пятидневный срок, с момента его предъявления, потребитель оплачивает "Энергоснабжающей организации" проценты за пользование чужими денежными средствами в размере учетной ставки банковского процента за каждый день просрочки платежа в соответствии со статьей 395 ГК РФ. Начисление процентов начинается на 7 день с момента предъявления платежного документа в банк "потребителя" или получения счета-фактуры. Проценты за пользование чужими денежными средствами взыскиваются "Энергоснабжающей организацией" платежными требованиями с акцептом "потребителя" на основании расчета "Энергоснабжающей организации".
03.12.2009 УМУП "Городская теплосеть" направило информационное письмо N 33-11/1574 в адрес председателя ТСЖ "Елочка". Данным письмом УМУП "Городская теплосеть" уведомляло ТСЖ "Елочка" о том, что в соответствии с приказом от 22.10.2009 N 06-178 Министерства экономики Ульяновской области "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую УМУП "Городская теплосеть" на 2010 год" от котельной ЮРК, вводится в действие тариф на тепловую энергию с 01.01.2010 в размере: 1093 руб. /Гкал (без НДС), 1289,74 руб. /Гкал (с НДС). В соответствии с постановлением Городского Комитета по регулированию и тарифов от 23.11.2009 N 237/03-01 "Об установлении тарифа на иную воду для УМУП "Городская теплосеть" и письмом Городского Комитета по регулированию цен и тарифов от 26.11.2009 N 1236/10-02 установлен и введен в действие тариф на воду для нужд ГВС, производимую "Городская теплосеть" с 01.01.2010: 15,07 руб. за куб. м (руб. за 1 тонну) (без НДС), 17,78 руб. за куб. м (руб. за 1 тонну) (с НДС).
10.01.2010 состоялось общее собрание собственников жилого дома N 28 по ул. Варейкиса г. Ульяновска. На собрании собственниками решено: "излишки воды распределять по Постановлению Правительства РФ N 307 по формуле 9, увеличивать плату за 1 куб. м".
ТСЖ "Елочка" на основании решения собрания при выставлении счетов по оплате услуг, связанных с оплатой ГВС и ХВС расчетным путем определялся индекс увеличения стоимости услуг исходя из действующего (установленного) тарифа и разницы по количеству объемов полученной воды по общедомовому прибору учета и показаниями индивидуальных приборов учета с учетом квартир, не имеющих индивидуальных приборов учета. Стоимость услуг рассчитывалась с применением индекса, но с учетом действующего тарифа.
17.02.2011 жильцы дома N 28 по ул. Варейкиса в г. Ульяновске обратились к Прокурору Ульяновской области с просьбой произвести проверку правильности использования действующего законодательства при подсчете объемов потребленной тепловой энергии и ГВС, поставляемых ТСЖ "Елочка" энергоснабжающей организацией - Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Городская теплосеть" со ссылкой на то, что энергоснабжающей организацией дважды учитывался подогрев холодной воды до температуры циркуляции и с просьбой провести проверку правильности использования действующего законодательства при подсчете: объемов потребленной тепловой энергии и ГВС, поставляемых ТСЖ "Елочка" Энергоснабжающей организацией - Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Городская теплосеть".
24.02.2011 Прокуратурой Ульяновской области направлено в адрес Министерства экономики Ульяновской области коллективное обращение жильцов дома N 28 по ул. Варейкиса в г. Ульяновске по вопросу законности применения тарифов в сфере теплоснабжения для принятия соответствующих мер.
25.03.2011 Министром экономики Ульяновской области вынесено распоряжение N 96-р о проведении в отношении ТСЖ "Елочка" внеплановой документарной проверки.
В период с 04.04.2011 по 29.04.2011 главным консультантом отдела регулирования жилищно-коммунального комплекса департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области и главным специалистом-экспертом отдела правового обеспечения и осуществления контроля департамента административного обеспечения Министерства экономики Ульяновской области проведена внеплановая проверка в отношении ТСЖ "Елочка".
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, выразившиеся в применении ТСЖ "Елочка" в 2010 - 2011 годах при расчете платы граждан, проживающих в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Варейкиса, д. 28 за коммунальную услугу горячее водоснабжение стоимости горячей воды, рассчитанной самостоятельно, вместо утвержденного постановлением Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 23.11.2009 N 237/03-01 "Об установлении тарифа на горячую воду для УМУП "Городская теплосеть" тарифа на горячую воду в размере 69,77 руб./куб. м (без учета НДС), утвержденного приказом Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 N 06-459 "Об установлении тарифа на горячую воду для Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть" на 2011 год" тарифа на горячую воду в размере 79,5 руб./куб. м (без учета НДС). Нарушений порядка ценообразования в части применения тарифов (цен) на теплоснабжение в 2010 - 2011 годах не выявлено.
По результатам проверки составлен акт проверки от 29.04.2011 N 29, предписание об устранении выявленных нарушений от 29.04.2011.
23.05.2011 жильцы дома N 28 по ул. Варейкиса в г. Ульяновске обратились к Министру экономики Ульяновской области с просьбой провести дополнительную проверку деятельности УМУП "Городская теплосеть" в сфере применения тарифа на горячее водоснабжение и привлечь к ответственности виновных лиц. В своем письме они указали, что в Прокуратуру Ульяновской области они обращались с заявлением о проведении проверки деятельности энергоснабжающей организации УМУП "Городская теплосеть" на предмет соблюдения законодательства в сфере применения тарифов на теплоснабжения и ГВС, а не с жалобой на ТСЖ "Елочка", так как участниками ТСЖ являются жильцы дома N 28 по ул. Варейкиса.
25.05.2011 заместителем директора департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области в отношении ТСЖ "Елочка" в присутствии представителя ТСЖ "Елочка" составлен протокол N 61-пр об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.6. КоАП РФ. Событием правонарушения указано, что ТСЖ "Елочка" при расчете платы граждан, проживающих в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Варейкиса, д. 28 за коммунальную услугу - горячее водоснабжение стоимость горячей воды рассчитала самостоятельно, без учета тарифов, утвержденных органом, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов).
30.06.2011 директором департамента административного обеспечения Министерства экономики Ульяновской области вынесено постановление N 65-Ц о привлечении ТСЖ "Елочка" к административной ответственности за совершение административного правонарушение, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6. КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с постановлением Министерства экономики Ульяновской области N 65-Ц от 30.06.2011 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.6. КоАП РФ, ТСЖ "Елочка" обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, признав постановление Министерства от 30.06.2011 N 65-ц незаконным, правильно применил нормы материального права.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с пунктом 7 Приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Этим же пунктом предусмотрено, что если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:
- - тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- - расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2501; 2008, N 30, ст. 3635; 2010, N 31, ст. 4273).
В соответствии с нормами Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе тарифы на горячую воду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах - регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 N 29/478 Министерство экономики Ульяновской области устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования.
В 2010 году тариф на горячую воду, утвержденный постановлением Городского Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 23.11.2009 N-237/03-01 "Об установлении тарифа на горячую воду для УМУП "Городская теплосеть" составляет 69,77 руб./куб. м (без учета НДС).
В 2011 году тариф на горячую воду, утвержденный приказом Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 N 06-459 "Об установлении тарифа на горячую воду для Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть" на 2011 год" составляет 79,50 руб. /куб. м (без учета НДС).
Из содержания ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" следует, что в соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Основы ценообразования и порядок регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520.
Статьей 6 Основ ценообразования предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе тарифы на горячую воду.
В статье 7 Основ ценообразования предусмотрено, что органы регулирования устанавливают следующие 2 вида тарифов на горячую и холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод:
1) одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды, холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно;
2) двухставочный тариф, который состоит из: ставки платы за потребление горячей воды, холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно;
ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, объектов очистки сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды в час присоединенной мощности, 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности, 1 куб. метр отводимых сточных вод в час присоединенной мощности и 1 куб. метр очищенных сточных вод в час присоединенной мощности соответственно.
Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется регулирующими органами в порядке, определяемом методическими указаниями.
В соответствии с п. 47, 48, 49 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:
V
D
P = ----------- x V x T
xy3i V + V i ky
n.p n.n
где:
- VD - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час);
- Vn.p - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час);
- Vn.n - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- Vi - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- Тку - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час).
Постановлением Министерства экономики Ульяновской области от 30.06.2011 N 65-Ц ТСЖ "Елочка" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и установленный порядок ценообразования.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправного деяния выразившегося в нарушении порядка ценообразования услуги по теплоснабжению.
Субъектом данного правонарушения является ТСЖ "Елочка".
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, событие административного правонарушения.
В постановлении Министерства экономики Ульяновской области от 30.06.2011 N 65-ц событием правонарушения указано, что ТСЖ "Елочка" при расчете платы граждан, проживающих в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Варейкиса, д. 28 за коммунальную услугу - горячее водоснабжение стоимость горячей воды рассчитала самостоятельно, без учета тарифов, утвержденных органом, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов).
ТСЖ "Елочка" указывает, что действительно, в счетах, выставляемых гражданам на оплату коммунальных услуг за ГВС, стоимость указана с применением к действующему тарифу повышающего коэффициента, рассчитанного с учетом разницы показателей между общедомовым прибором учета и показателями приборов учета в квартирах граждан. Применение повышающего коэффициента согласовано на общем собрании граждан 10.01.2010.
При расчете тарифа для оплаты потребляемых ресурсов ТСЖ вынуждено применять формулу N 9 приложения N 2 Постановления Правительства РФ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23.05.2006 N 307. Размер платы предоставленных коммунальных услуг определяется ежемесячно, согласно решения общего собрания (листы дела 26 - 27), с учетом выставляемых УМУП "Городская теплосеть" ценами за тонну - в отношении горячей воды и за Гккал - в отношении отопления и нагрева ГВС.
На собрании собственниками 10.01.2010 принято решение, что излишки воды распределять по Постановлению Правительства РФ N 307 по формуле 9, увеличивать плату за 1 куб. м.
ТСЖ указывает, что при расчете иной стоимости кубометра воды, который они рассчитали на основании решения собрания собственников, они учитывали тот тариф, который установлен законом. Они этот тариф применяли, но рассчитали иную стоимость, включив в стоимость 1 кубометра стоимость потерянных кубометров воды.
Действующим порядком ценообразования не предусмотрено применение каких-либо коэффициентов к действующему тарифу.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод, что факт нарушения ТСЖ "Елочка" установленного порядка ценообразования при выставлении счетов гражданам на оплату доказан материалами дела, следовательно, событие правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ материалами дела доказано.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии бесспорных доказательств наличия вины ТСЖ "Елочка" в рассматриваемом административном правонарушении.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Применение ТСЖ "Елочка" тарифов, утвержденных общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, не свидетельствует об отсутствии вины общества.
В компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указанную в ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации, не входит определение и утверждение размера платы за отопление, горячее и холодное водоснабжение.
Исходя из положений п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Суд апелляционной инстанции считает, что ТСЖ "Елочка" обязано было рассчитывать размер платы за указанные коммунальные услуги, исходя из положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с нормами ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, именно на товарищество собственников жилья возлагается обязанность за правильностью расчетов и взимания платы за горячее водоснабжение, в соответствии с тарифами, утвержденными в порядке, установленном действующим законодательством.
При таких обстоятельствах расхождения показаний между данными общего прибора учета и индивидуальными приборами учета не освобождает ТСЖ "Елочка" от обязанности исполнить действующее законодательство о ценообразовании.
Доказательств того, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных Правил, в материалы дела не представлено.
В то же время с учетом конкретных обстоятельств совершенного обществом правонарушения суд апелляционной инстанции считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, в соответствии с абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В рассматриваемом случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ, применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 100000 руб. будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности
Суд апелляционной инстанции учитывает, что при совершении правонарушения ТСЖ "Елочка" не нарушен принцип защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов, не нарушен баланс интересов производителя тепловой энергии и потребителей тепла.
Взимание обществом платы за поставленную тепловую энергию по стоимости выше установленных тарифов в рассматриваемом случае не повлекла нарушение прав и законных интересов собственников жилья, поскольку обществом произведен перерасчет за фактическое оказание услуг.
Таким образом, судом апелляционной инстанции учитывается, что данное правонарушение совершено товариществом впервые, вредных последствий для потребителя оно не повлекло, совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, и в связи с этим, суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции Российской Федерации, считает возможным освободить общество от административной ответственности, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В силу абз. 2 п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 Кодекса, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Пунктом 18 указанного Постановления установлено, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд апелляционной инстанции, в соответствии с п. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело документы, расценил совершенное товариществом административное правонарушение как малозначительное, не повлекшее опасных последствий и ущерба государственным интересам, в связи с чем, на основании ст. 2.9 Кодекса освободил ТСЖ от административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает, что ошибочный вывод суда первой инстанции не повлиял на принятие неправильного решения, при таких обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2011 года по делу N А72-4992/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономики Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2011 ПО ДЕЛУ N А72-4992/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2011 г. по делу N А72-4992/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства экономики Ульяновской области - Минеевой О.А. (доверенность от 30.12.2010 N 48),
представитель Товарищества собственников жилья "Елочка" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства экономики Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2011 года по делу N А72-4992/2011 (судья Ипполитова И.В.),
по заявлению Товарищества собственников жилья "Елочка", г. Ульяновск,
к Министерству экономики Ульяновской области, г. Ульяновск,
об отмене постановления по делу об административном правонарушении, о прекращении производства по делу,
установил:
товарищество собственников жилья "Елочка" (ОГРН 1027301403436, ИНН 7326022250) (далее - ТСЖ "Елочка", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене постановления от 30.06.2011 N 65-ц Министерства экономики Ульяновской области (далее - Министерство) по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу (л.д. 2 - 3).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.08.2011 по делу N А72-4992/2011 постановление Министерства экономики Ульяновской области от 30.06.2011 N 65-ц о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) признано незаконным и отменено в полном объеме. Требование о прекращении производства по делу оставлено без удовлетворения (л.д. 107 - 113).
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 118 - 120).
ТСЖ "Елочка" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя ТСЖ "Елочка", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в отзыве на нее и в выступлении представителя Министерства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 01.03.2006 между ТСЖ "Елочка" и УМУП "Городская теплосеть" заключен договор энергоснабжения N 428. Согласно пункту 9.5 названного договора потребитель обязан ежемесячно оплачивать предъявленные в акцептном порядке счета "Энергоснабжающей организации" в полном объеме (с учетом НДС) не позднее пяти дней с момента предъявления платежного требования или получения счета-фактуры. В случае неоплаты платежного требования в пятидневный срок, с момента его предъявления, потребитель оплачивает "Энергоснабжающей организации" проценты за пользование чужими денежными средствами в размере учетной ставки банковского процента за каждый день просрочки платежа в соответствии со статьей 395 ГК РФ. Начисление процентов начинается на 7 день с момента предъявления платежного документа в банк "потребителя" или получения счета-фактуры. Проценты за пользование чужими денежными средствами взыскиваются "Энергоснабжающей организацией" платежными требованиями с акцептом "потребителя" на основании расчета "Энергоснабжающей организации".
03.12.2009 УМУП "Городская теплосеть" направило информационное письмо N 33-11/1574 в адрес председателя ТСЖ "Елочка". Данным письмом УМУП "Городская теплосеть" уведомляло ТСЖ "Елочка" о том, что в соответствии с приказом от 22.10.2009 N 06-178 Министерства экономики Ульяновской области "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую УМУП "Городская теплосеть" на 2010 год" от котельной ЮРК, вводится в действие тариф на тепловую энергию с 01.01.2010 в размере: 1093 руб. /Гкал (без НДС), 1289,74 руб. /Гкал (с НДС). В соответствии с постановлением Городского Комитета по регулированию и тарифов от 23.11.2009 N 237/03-01 "Об установлении тарифа на иную воду для УМУП "Городская теплосеть" и письмом Городского Комитета по регулированию цен и тарифов от 26.11.2009 N 1236/10-02 установлен и введен в действие тариф на воду для нужд ГВС, производимую "Городская теплосеть" с 01.01.2010: 15,07 руб. за куб. м (руб. за 1 тонну) (без НДС), 17,78 руб. за куб. м (руб. за 1 тонну) (с НДС).
10.01.2010 состоялось общее собрание собственников жилого дома N 28 по ул. Варейкиса г. Ульяновска. На собрании собственниками решено: "излишки воды распределять по Постановлению Правительства РФ N 307 по формуле 9, увеличивать плату за 1 куб. м".
ТСЖ "Елочка" на основании решения собрания при выставлении счетов по оплате услуг, связанных с оплатой ГВС и ХВС расчетным путем определялся индекс увеличения стоимости услуг исходя из действующего (установленного) тарифа и разницы по количеству объемов полученной воды по общедомовому прибору учета и показаниями индивидуальных приборов учета с учетом квартир, не имеющих индивидуальных приборов учета. Стоимость услуг рассчитывалась с применением индекса, но с учетом действующего тарифа.
17.02.2011 жильцы дома N 28 по ул. Варейкиса в г. Ульяновске обратились к Прокурору Ульяновской области с просьбой произвести проверку правильности использования действующего законодательства при подсчете объемов потребленной тепловой энергии и ГВС, поставляемых ТСЖ "Елочка" энергоснабжающей организацией - Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Городская теплосеть" со ссылкой на то, что энергоснабжающей организацией дважды учитывался подогрев холодной воды до температуры циркуляции и с просьбой провести проверку правильности использования действующего законодательства при подсчете: объемов потребленной тепловой энергии и ГВС, поставляемых ТСЖ "Елочка" Энергоснабжающей организацией - Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Городская теплосеть".
24.02.2011 Прокуратурой Ульяновской области направлено в адрес Министерства экономики Ульяновской области коллективное обращение жильцов дома N 28 по ул. Варейкиса в г. Ульяновске по вопросу законности применения тарифов в сфере теплоснабжения для принятия соответствующих мер.
25.03.2011 Министром экономики Ульяновской области вынесено распоряжение N 96-р о проведении в отношении ТСЖ "Елочка" внеплановой документарной проверки.
В период с 04.04.2011 по 29.04.2011 главным консультантом отдела регулирования жилищно-коммунального комплекса департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области и главным специалистом-экспертом отдела правового обеспечения и осуществления контроля департамента административного обеспечения Министерства экономики Ульяновской области проведена внеплановая проверка в отношении ТСЖ "Елочка".
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, выразившиеся в применении ТСЖ "Елочка" в 2010 - 2011 годах при расчете платы граждан, проживающих в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Варейкиса, д. 28 за коммунальную услугу горячее водоснабжение стоимости горячей воды, рассчитанной самостоятельно, вместо утвержденного постановлением Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 23.11.2009 N 237/03-01 "Об установлении тарифа на горячую воду для УМУП "Городская теплосеть" тарифа на горячую воду в размере 69,77 руб./куб. м (без учета НДС), утвержденного приказом Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 N 06-459 "Об установлении тарифа на горячую воду для Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть" на 2011 год" тарифа на горячую воду в размере 79,5 руб./куб. м (без учета НДС). Нарушений порядка ценообразования в части применения тарифов (цен) на теплоснабжение в 2010 - 2011 годах не выявлено.
По результатам проверки составлен акт проверки от 29.04.2011 N 29, предписание об устранении выявленных нарушений от 29.04.2011.
23.05.2011 жильцы дома N 28 по ул. Варейкиса в г. Ульяновске обратились к Министру экономики Ульяновской области с просьбой провести дополнительную проверку деятельности УМУП "Городская теплосеть" в сфере применения тарифа на горячее водоснабжение и привлечь к ответственности виновных лиц. В своем письме они указали, что в Прокуратуру Ульяновской области они обращались с заявлением о проведении проверки деятельности энергоснабжающей организации УМУП "Городская теплосеть" на предмет соблюдения законодательства в сфере применения тарифов на теплоснабжения и ГВС, а не с жалобой на ТСЖ "Елочка", так как участниками ТСЖ являются жильцы дома N 28 по ул. Варейкиса.
25.05.2011 заместителем директора департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области в отношении ТСЖ "Елочка" в присутствии представителя ТСЖ "Елочка" составлен протокол N 61-пр об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.6. КоАП РФ. Событием правонарушения указано, что ТСЖ "Елочка" при расчете платы граждан, проживающих в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Варейкиса, д. 28 за коммунальную услугу - горячее водоснабжение стоимость горячей воды рассчитала самостоятельно, без учета тарифов, утвержденных органом, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов).
30.06.2011 директором департамента административного обеспечения Министерства экономики Ульяновской области вынесено постановление N 65-Ц о привлечении ТСЖ "Елочка" к административной ответственности за совершение административного правонарушение, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6. КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с постановлением Министерства экономики Ульяновской области N 65-Ц от 30.06.2011 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.6. КоАП РФ, ТСЖ "Елочка" обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, признав постановление Министерства от 30.06.2011 N 65-ц незаконным, правильно применил нормы материального права.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с пунктом 7 Приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Этим же пунктом предусмотрено, что если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:
- - тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- - расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2501; 2008, N 30, ст. 3635; 2010, N 31, ст. 4273).
В соответствии с нормами Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе тарифы на горячую воду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах - регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 N 29/478 Министерство экономики Ульяновской области устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования.
В 2010 году тариф на горячую воду, утвержденный постановлением Городского Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 23.11.2009 N-237/03-01 "Об установлении тарифа на горячую воду для УМУП "Городская теплосеть" составляет 69,77 руб./куб. м (без учета НДС).
В 2011 году тариф на горячую воду, утвержденный приказом Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 N 06-459 "Об установлении тарифа на горячую воду для Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть" на 2011 год" составляет 79,50 руб. /куб. м (без учета НДС).
Из содержания ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" следует, что в соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Основы ценообразования и порядок регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520.
Статьей 6 Основ ценообразования предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе тарифы на горячую воду.
В статье 7 Основ ценообразования предусмотрено, что органы регулирования устанавливают следующие 2 вида тарифов на горячую и холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод:
1) одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды, холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно;
2) двухставочный тариф, который состоит из: ставки платы за потребление горячей воды, холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно;
ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, объектов очистки сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды в час присоединенной мощности, 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности, 1 куб. метр отводимых сточных вод в час присоединенной мощности и 1 куб. метр очищенных сточных вод в час присоединенной мощности соответственно.
Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется регулирующими органами в порядке, определяемом методическими указаниями.
В соответствии с п. 47, 48, 49 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:
V
D
P = ----------- x V x T
xy3i V + V i ky
n.p n.n
где:
- VD - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час);
- Vn.p - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час);
- Vn.n - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- Vi - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- Тку - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час).
Постановлением Министерства экономики Ульяновской области от 30.06.2011 N 65-Ц ТСЖ "Елочка" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и установленный порядок ценообразования.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправного деяния выразившегося в нарушении порядка ценообразования услуги по теплоснабжению.
Субъектом данного правонарушения является ТСЖ "Елочка".
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, событие административного правонарушения.
В постановлении Министерства экономики Ульяновской области от 30.06.2011 N 65-ц событием правонарушения указано, что ТСЖ "Елочка" при расчете платы граждан, проживающих в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Варейкиса, д. 28 за коммунальную услугу - горячее водоснабжение стоимость горячей воды рассчитала самостоятельно, без учета тарифов, утвержденных органом, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов).
ТСЖ "Елочка" указывает, что действительно, в счетах, выставляемых гражданам на оплату коммунальных услуг за ГВС, стоимость указана с применением к действующему тарифу повышающего коэффициента, рассчитанного с учетом разницы показателей между общедомовым прибором учета и показателями приборов учета в квартирах граждан. Применение повышающего коэффициента согласовано на общем собрании граждан 10.01.2010.
При расчете тарифа для оплаты потребляемых ресурсов ТСЖ вынуждено применять формулу N 9 приложения N 2 Постановления Правительства РФ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23.05.2006 N 307. Размер платы предоставленных коммунальных услуг определяется ежемесячно, согласно решения общего собрания (листы дела 26 - 27), с учетом выставляемых УМУП "Городская теплосеть" ценами за тонну - в отношении горячей воды и за Гккал - в отношении отопления и нагрева ГВС.
На собрании собственниками 10.01.2010 принято решение, что излишки воды распределять по Постановлению Правительства РФ N 307 по формуле 9, увеличивать плату за 1 куб. м.
ТСЖ указывает, что при расчете иной стоимости кубометра воды, который они рассчитали на основании решения собрания собственников, они учитывали тот тариф, который установлен законом. Они этот тариф применяли, но рассчитали иную стоимость, включив в стоимость 1 кубометра стоимость потерянных кубометров воды.
Действующим порядком ценообразования не предусмотрено применение каких-либо коэффициентов к действующему тарифу.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод, что факт нарушения ТСЖ "Елочка" установленного порядка ценообразования при выставлении счетов гражданам на оплату доказан материалами дела, следовательно, событие правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ материалами дела доказано.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии бесспорных доказательств наличия вины ТСЖ "Елочка" в рассматриваемом административном правонарушении.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Применение ТСЖ "Елочка" тарифов, утвержденных общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, не свидетельствует об отсутствии вины общества.
В компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указанную в ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации, не входит определение и утверждение размера платы за отопление, горячее и холодное водоснабжение.
Исходя из положений п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Суд апелляционной инстанции считает, что ТСЖ "Елочка" обязано было рассчитывать размер платы за указанные коммунальные услуги, исходя из положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с нормами ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, именно на товарищество собственников жилья возлагается обязанность за правильностью расчетов и взимания платы за горячее водоснабжение, в соответствии с тарифами, утвержденными в порядке, установленном действующим законодательством.
При таких обстоятельствах расхождения показаний между данными общего прибора учета и индивидуальными приборами учета не освобождает ТСЖ "Елочка" от обязанности исполнить действующее законодательство о ценообразовании.
Доказательств того, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных Правил, в материалы дела не представлено.
В то же время с учетом конкретных обстоятельств совершенного обществом правонарушения суд апелляционной инстанции считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, в соответствии с абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В рассматриваемом случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ, применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 100000 руб. будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности
Суд апелляционной инстанции учитывает, что при совершении правонарушения ТСЖ "Елочка" не нарушен принцип защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов, не нарушен баланс интересов производителя тепловой энергии и потребителей тепла.
Взимание обществом платы за поставленную тепловую энергию по стоимости выше установленных тарифов в рассматриваемом случае не повлекла нарушение прав и законных интересов собственников жилья, поскольку обществом произведен перерасчет за фактическое оказание услуг.
Таким образом, судом апелляционной инстанции учитывается, что данное правонарушение совершено товариществом впервые, вредных последствий для потребителя оно не повлекло, совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, и в связи с этим, суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции Российской Федерации, считает возможным освободить общество от административной ответственности, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В силу абз. 2 п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 Кодекса, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Пунктом 18 указанного Постановления установлено, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд апелляционной инстанции, в соответствии с п. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело документы, расценил совершенное товариществом административное правонарушение как малозначительное, не повлекшее опасных последствий и ущерба государственным интересам, в связи с чем, на основании ст. 2.9 Кодекса освободил ТСЖ от административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает, что ошибочный вывод суда первой инстанции не повлиял на принятие неправильного решения, при таких обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2011 года по делу N А72-4992/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономики Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)