Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Краснодарской квартирно-эксплуатационной части района - представитель -Калинин Константин Алексеевич, доверенность от 11.01.2010 г.,
от Управления государственного строительного надзора Краснодарского края - представитель не явился, уведомил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя управления,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской квартирно-эксплуатационной части района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.05.2010 г. по делу N А32-11089/2010,
принятое в составе судьи Лесных А.В.
по заявлению Краснодарской квартирно-эксплуатационной части района
к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления N 09-Ю-54м от 08.02.2010 г. о привлечении к административной ответственности
установил:
Краснодарская квартирно-эксплуатационная часть района (далее - Краснодарская КЭЧ) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края (далее - УГСН Краснодарского края) о признании незаконным и отмене постановления N 09-Ю-54м от 08.02.2010 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Решением суда от 12.05.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях КЭЧ состава вменяемого ей административного правонарушения.
Не согласившись с данным судебным актом, Краснодарская квартирно-эксплуатационная часть района обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда от 12.05.2010 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу УГСН Краснодарского края указывает, что проектная документация на строительство застройщиком не утверждена, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации отсутствует. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях КЭЧ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ. Фактическим застройщиком объекта является Краснодарская КЭЧ.
В судебном заседании представитель Краснодарской КЭЧ поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что КЭЧ не принимала участия в заключении договора долевого строительства и не является ни заказчиком, ни застройщиком по договору долевого строительства. Краснодарская КЭЧ не является собственником или арендатором земельного участка, на котором ведется строительство.
В судебном заседании 02.08.2010 г. объявлен перерыв до 05.08.2010 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения 28.12.2009 г. N 09-1944 УГСН Краснодарского края проведена проверка на объекте капитального строительства - "Многоэтажные жилые дома", расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Красина, 15.
В ходе проверки установлено, что на основании договора долевого участия от 08 июня 1999 года N 1 между Квартирно-эксплуатационным управлением Северо-Кавказского военного округа (заказчик) и ОАО "Воджилстрой" (дольщик) осуществляется строительство жилого комплекса (четыре многоквартирных жилых дома) на углу ул. Красина/Октябрьская в г. Краснодаре в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и утвержденной застройщиком проектной документации, что является нарушением требований ст. 48, 49 Градостроительного кодекса РФ.
По результатам проверки, зафиксированным актом N 09-233-Ю-10-РР от 13.01.2010 г., в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 09-233-Ю-05-РР от 13.01.2010 г.
Постановлением заместителя руководителя УГСН Краснодарского края N 09-Ю-54м от 08.02.2010 г. Краснодарская КЭЧ привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, Краснодарская КЭЧ обратилась в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не учел следующих обстоятельств.
Часть 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
На основании ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, осуществляется государственный строительный надзор.
В соответствии с ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи. Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
УГСН Краснодарского края в оспариваемом постановлении указывает на то, что у застройщика спорных объектов - Краснодарской КЭЧ отсутствует положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и утвержденная проектная документация.
Однако доказательств того, что Краснодарская КЭЧ является застройщиком в смысле, придаваемом п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса, управлением в нарушение ч. 4 ст. 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Согласно договору долевого участия в строительстве жилого комплекса по ул. Красина и ул. Октябрьской от 03.06.1999 г. N 1 заказчиком строительства является Квартирно-эксплуатационное управление Северо-Кавказского военного округа. В силу пункта 2.1.1 договора вкладом заказчика является предоставление земельного участка под строительство жилого комплекса. Пунктом 5.2.1 обязанностью дольщика (ОАО предприятие "Воджилстрой") является выполнение всего комплекса работ по строительству жилого комплекса, а также финансирование проектных работ и экспертизы проектной документации.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава целями деятельности учреждения - Краснодарской КЭЧ является техническая эксплуатация казарменно-жилищного фонда, осуществление всех видов его ремонта. При этом Уставом не предусмотрено осуществление Краснодарской КЭЧ функций заказчика либо застройщика по строительству жилых домов.
Проверяющим органом не представлено документов о передаче функций по строительству спорного жилого комплекса от Квартирно-эксплуатационным управлением Северо-Кавказского военного округа к Краснодарской КЭЧ района.
Более того, дополнительным соглашением от 15.06.1999 г. к вышеназванному договору КЭУ СКВО передало функции заказчика предприятию "Воджилстрой".
Осуществление строительства именно предприятием ОАО "Воджилстрой" подтверждается письмами от 16.02.2005 г. N 01-27, от 10.06.2005 г. N 112, в котором общество указывает на осуществление им строительства жилого комплекса на территории военного городка N 16 на земельном участке, испрашиваемом для передачи в пользование (л.д. 84 - 85 т. 1).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.04 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с названным Законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Из представленного в материалы дела письма Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 12.03.2007 г. следует, что земельный участок, на котором осуществляется строительство многоквартирных домов, является федеральной собственностью.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N 004891 земельный участок, на котором осуществляется строительство спорного объекта, принадлежит Краснодарской КЭЧ на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом нахождение спорного земельного участка в постоянном (бессрочном) пользовании Краснодарской КЭЧ не свидетельствует о том, что именно указанное лицо является его застройщиком.
Кроме того, в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о принятии обществом "Воджилстрой" мер по приобретению прав на спорный земельный участок с целью осуществления строительства многоквартирных домов.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Краснодарская КЭЧ не является субъектом вменяемого ей административного правонарушения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2010 г. по делу N А32-11089/2010 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного строительного надзора Краснодарского края N 09-Ю-54м от 08.02.2010 г. о привлечении Краснодарской КЭЧ к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2010 N 15АП-6641/2010 ПО ДЕЛУ N А32-11089/2010
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2010 г. N 15АП-6641/2010
Дело N А32-11089/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Краснодарской квартирно-эксплуатационной части района - представитель -Калинин Константин Алексеевич, доверенность от 11.01.2010 г.,
от Управления государственного строительного надзора Краснодарского края - представитель не явился, уведомил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя управления,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской квартирно-эксплуатационной части района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.05.2010 г. по делу N А32-11089/2010,
принятое в составе судьи Лесных А.В.
по заявлению Краснодарской квартирно-эксплуатационной части района
к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления N 09-Ю-54м от 08.02.2010 г. о привлечении к административной ответственности
установил:
Краснодарская квартирно-эксплуатационная часть района (далее - Краснодарская КЭЧ) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края (далее - УГСН Краснодарского края) о признании незаконным и отмене постановления N 09-Ю-54м от 08.02.2010 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Решением суда от 12.05.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях КЭЧ состава вменяемого ей административного правонарушения.
Не согласившись с данным судебным актом, Краснодарская квартирно-эксплуатационная часть района обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда от 12.05.2010 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу УГСН Краснодарского края указывает, что проектная документация на строительство застройщиком не утверждена, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации отсутствует. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях КЭЧ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ. Фактическим застройщиком объекта является Краснодарская КЭЧ.
В судебном заседании представитель Краснодарской КЭЧ поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что КЭЧ не принимала участия в заключении договора долевого строительства и не является ни заказчиком, ни застройщиком по договору долевого строительства. Краснодарская КЭЧ не является собственником или арендатором земельного участка, на котором ведется строительство.
В судебном заседании 02.08.2010 г. объявлен перерыв до 05.08.2010 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения 28.12.2009 г. N 09-1944 УГСН Краснодарского края проведена проверка на объекте капитального строительства - "Многоэтажные жилые дома", расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Красина, 15.
В ходе проверки установлено, что на основании договора долевого участия от 08 июня 1999 года N 1 между Квартирно-эксплуатационным управлением Северо-Кавказского военного округа (заказчик) и ОАО "Воджилстрой" (дольщик) осуществляется строительство жилого комплекса (четыре многоквартирных жилых дома) на углу ул. Красина/Октябрьская в г. Краснодаре в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и утвержденной застройщиком проектной документации, что является нарушением требований ст. 48, 49 Градостроительного кодекса РФ.
По результатам проверки, зафиксированным актом N 09-233-Ю-10-РР от 13.01.2010 г., в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 09-233-Ю-05-РР от 13.01.2010 г.
Постановлением заместителя руководителя УГСН Краснодарского края N 09-Ю-54м от 08.02.2010 г. Краснодарская КЭЧ привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, Краснодарская КЭЧ обратилась в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не учел следующих обстоятельств.
Часть 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
На основании ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, осуществляется государственный строительный надзор.
В соответствии с ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи. Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
УГСН Краснодарского края в оспариваемом постановлении указывает на то, что у застройщика спорных объектов - Краснодарской КЭЧ отсутствует положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и утвержденная проектная документация.
Однако доказательств того, что Краснодарская КЭЧ является застройщиком в смысле, придаваемом п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса, управлением в нарушение ч. 4 ст. 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Согласно договору долевого участия в строительстве жилого комплекса по ул. Красина и ул. Октябрьской от 03.06.1999 г. N 1 заказчиком строительства является Квартирно-эксплуатационное управление Северо-Кавказского военного округа. В силу пункта 2.1.1 договора вкладом заказчика является предоставление земельного участка под строительство жилого комплекса. Пунктом 5.2.1 обязанностью дольщика (ОАО предприятие "Воджилстрой") является выполнение всего комплекса работ по строительству жилого комплекса, а также финансирование проектных работ и экспертизы проектной документации.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава целями деятельности учреждения - Краснодарской КЭЧ является техническая эксплуатация казарменно-жилищного фонда, осуществление всех видов его ремонта. При этом Уставом не предусмотрено осуществление Краснодарской КЭЧ функций заказчика либо застройщика по строительству жилых домов.
Проверяющим органом не представлено документов о передаче функций по строительству спорного жилого комплекса от Квартирно-эксплуатационным управлением Северо-Кавказского военного округа к Краснодарской КЭЧ района.
Более того, дополнительным соглашением от 15.06.1999 г. к вышеназванному договору КЭУ СКВО передало функции заказчика предприятию "Воджилстрой".
Осуществление строительства именно предприятием ОАО "Воджилстрой" подтверждается письмами от 16.02.2005 г. N 01-27, от 10.06.2005 г. N 112, в котором общество указывает на осуществление им строительства жилого комплекса на территории военного городка N 16 на земельном участке, испрашиваемом для передачи в пользование (л.д. 84 - 85 т. 1).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.04 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с названным Законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Из представленного в материалы дела письма Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 12.03.2007 г. следует, что земельный участок, на котором осуществляется строительство многоквартирных домов, является федеральной собственностью.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N 004891 земельный участок, на котором осуществляется строительство спорного объекта, принадлежит Краснодарской КЭЧ на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом нахождение спорного земельного участка в постоянном (бессрочном) пользовании Краснодарской КЭЧ не свидетельствует о том, что именно указанное лицо является его застройщиком.
Кроме того, в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о принятии обществом "Воджилстрой" мер по приобретению прав на спорный земельный участок с целью осуществления строительства многоквартирных домов.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Краснодарская КЭЧ не является субъектом вменяемого ей административного правонарушения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2010 г. по делу N А32-11089/2010 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного строительного надзора Краснодарского края N 09-Ю-54м от 08.02.2010 г. о привлечении Краснодарской КЭЧ к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)