Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.05.2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей: Свиридовой С.Б.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А..,
При участии:
- от открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района": Протопопова А.С., ведущий юрисконсульт договорно-правового отдела, доверенность N 14 от 16.02.2009 г.;
- от отдела государственного пожарного надзора по Советскому району г. Воронежа: представитель не явился, надлежаще извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Управляющая компания Советского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.04.2009 по делу N А14-2974/2009/70/22 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению ОАО "Управляющая компания Советского района" к ОГПН по Советскому району г. Воронежа о признании незаконным и отмене постановления N 171 от 10.03.2009 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
ОАО "Управляющая компания Советского района" г. Воронеж обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору Советского района г. Воронежа N 171 от 10.03.2009 г.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.04.2009 г. по делу N А14-2974/2009/70/22 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Управляющая компания Советского района" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить. В обоснование заявленного требования ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что в управляемом доме система пожарной безопасности находится в неудовлетворительном состоянии и требует ремонта; автоматическая пожарная сигнализация, кнопка дистанционного открывания клапанов забора воздуха и включения вентиляторов дымоудаления проектом не предусмотрены. Данные виды работ в договор управления, заключенный с собственниками многоквартирного дома, не входят, в соответствии со ст. 158 ЖК РФ решение о выполнении данных работ должно приниматься на общем собрании. Такое решение отсутствует.
ОГПН по Советскому району г. Воронежа письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание апелляционной инстанции явку представителей не обеспечила. В материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления данного лица о времени и месте судебного разбирательства.
В связи с чем дело рассматривается арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей ОГПН по Советскому району г. Воронежа.
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В ходе плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности дома N 15а по ул. Ю.Моравской г. Воронежа, проведенной в период с 01.03.2009 по 31.03.2009 на основании распоряжения N 147 от 01.03.09 г., административным органом установлены нарушения обществом Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, Норм пожарной безопасности (НБП 160-97), и СНиП 2.08.02-89*, в частности:
- - помещения жилого дома не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03 п. 3, таблица; 1, п. 6.2 НПБ 110-03);
- - помещения жилого дома не оборудованы системой оповещения людей о пожаре 3-го типа (ППБ 01-03 п. 3, п. 5.1 таблица 2 НПБ 104-03);
- - не выполнен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети с составлением протокола испытания петли фаза нуль и контура заземления (ППБ 01-03 п. 57 п. 2.12.17. ПТЭ);
- - не регламентированы распорядительным документом: действия работников при обнаружении пожара; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение (ППБ 01-03 п. 15);
- - не установлены по направлению движения к пожарным гидрантам соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) указывающие расстояния до водоисточников (п. 90 ППБ 01-03);
- - не оборудованы светильники в помещениях дома защитными колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (ППБ 01-03 п. 60);
- - не отремонтирована система дымоудаления. Ремонтные работы должны проводить организации имеющие лицензию на проведение данных работ (ППБ 01-03 п. 98);
- - не проверен внутренний противопожарный водопровод на водоотдачу (ППБ 01-03 п. 91);
- - не укомплектованы внутренние пожарные краны рукавами, стволами, полугайками (ППБ 01-03 п. 91);
- - отсутствуют на каждом этаже в шкафах пожарных кранов кнопки дистанционного пуска предназначенных для открывания клапанов и включения вентиляторов системы дымоудаления (п. 9 ППБ 01-03, п. 7.3.2. СНиП 31-01-03);
- - отсутствует на каждом этаже в шкафах пожарных кранов кнопки дистанционного пуска пожарных насосных установок (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.22. СНиП 31-01-03);
- - не установлены на путях эвакуации от квартир к незадымляемой лестничной клетке не менее двух (не считая дверей из квартир) последовательно расположенных самозакрывающихся дверей (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.2.12 СНиП 31-01-03);
- - не восстановлены в каждом отсеке подвального этажа окна с приямками для дымоудаления размерами не менее 0,9 X 1,2 м (ППБ 01-03 п. 21 СНиП 31-01-03 п. 7.4.2);
- - не отремонтирована насосная установка, предназначенная для подачи воды на противопожарные нужды (ППБ 01-03 п. 3 СНиП 2.04.01-05 п. 12.3);
- - не выполнены соединения жил электропроводов и кабелей силовой и осветительной сети здания методом пайки, сварки, опрессовки или сжимов (винтовых, болтовых) (ППБ 01-03 П. 57 ПУЭ п. 2.1.21).
По результатам проверки 03.03.2009 г. административным органом составлен акт N 147, протокол об административном правонарушении N 171 и выдано предписание N 147/1/1-21, на основании которых Постановлением от 10.03.2009 г. N 171 ОАО "Управляющая компания Советского района" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 10000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, ОАО "Управляющая компания Советского района" обратилось за судебной защитой.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из доказанности вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения, отсутствия оснований для признания его малозначительным и соблюдения установленной процедуры привлечения лица к административной ответственности. Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, что предусмотрено частью 1 статьи 38 вышеназванного Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16). При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (подпункт "е" пункта 11). Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42).
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Из пунктов 2.6.2., пп. "з" п. 2.6., 3.5.5., 3.6.4., 5.6.2 указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в совокупности с требованиями вышеуказанных положений ППБ 01-03 и СНиП 2.08.02-89* следует, что Управляющая компания была обязана обеспечить выполнение установленных нормативов пожарной безопасности. Работы, невыполнение которых вменяется Управляющей компании, входят в состав работ по содержанию жилого фонда и управления им.
Пунктами 2.1,2.2 договоров на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома и придомовой территории, заключенных между Обществом и собственниками жилых помещений дома N 15а по ул. Ю. Моравской г. Воронежа, предусмотрено, что в обязанности Общества, наряду с остальными, входит обеспечение управления жилым зданием, выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию жилого здания, ремонту общего имущества.
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
На основании вышеуказанных норм права, правильно примененных спорному правоотношению, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что Общество, заключив договор на управление жилыми домами и приняв на себя обязательства по их содержанию, обязалось тем самым обеспечивать меры пожарной безопасности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на внеочередном общем собрании собственников помещений, состоявшемся 14.02.2009 года, принято решение не проводить восстановительный ремонт систем пожаротушения и систем дымоудаления за счет жильцов, отклоняется судом, поскольку Общество привлечено к административной ответственности не только за ненадлежащее состояние систем пожаротушения и дымоудаления, но и за ряд других нарушений правил пожарной безопасности. Кроме того, принимая на себя содержание общего имущества многоквартирного дома, ОАО "Управляющая компания Советского района" обязано осуществлять содержание, в том числе, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, пожарных лифтов.
Факт нарушения правил пожарной безопасности подтверждается материалами административного производства и Обществом не оспаривается.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит. Более того, все доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Правовых оснований для переоценки данных доводов апелляционная коллегия не усматривает.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, апелляционный суд вопрос о взыскании судебных расходов не разрешает.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.04.2009 г. по делу N А14-2974/2009/70/22 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
С.Б.СВИРИДОВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2009 ПО ДЕЛУ N А14-2974/2009/70/22
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2009 г. по делу N А14-2974/2009/70/22
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.05.2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей: Свиридовой С.Б.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А..,
При участии:
- от открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района": Протопопова А.С., ведущий юрисконсульт договорно-правового отдела, доверенность N 14 от 16.02.2009 г.;
- от отдела государственного пожарного надзора по Советскому району г. Воронежа: представитель не явился, надлежаще извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Управляющая компания Советского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.04.2009 по делу N А14-2974/2009/70/22 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению ОАО "Управляющая компания Советского района" к ОГПН по Советскому району г. Воронежа о признании незаконным и отмене постановления N 171 от 10.03.2009 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
ОАО "Управляющая компания Советского района" г. Воронеж обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору Советского района г. Воронежа N 171 от 10.03.2009 г.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.04.2009 г. по делу N А14-2974/2009/70/22 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Управляющая компания Советского района" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить. В обоснование заявленного требования ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что в управляемом доме система пожарной безопасности находится в неудовлетворительном состоянии и требует ремонта; автоматическая пожарная сигнализация, кнопка дистанционного открывания клапанов забора воздуха и включения вентиляторов дымоудаления проектом не предусмотрены. Данные виды работ в договор управления, заключенный с собственниками многоквартирного дома, не входят, в соответствии со ст. 158 ЖК РФ решение о выполнении данных работ должно приниматься на общем собрании. Такое решение отсутствует.
ОГПН по Советскому району г. Воронежа письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание апелляционной инстанции явку представителей не обеспечила. В материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления данного лица о времени и месте судебного разбирательства.
В связи с чем дело рассматривается арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей ОГПН по Советскому району г. Воронежа.
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В ходе плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности дома N 15а по ул. Ю.Моравской г. Воронежа, проведенной в период с 01.03.2009 по 31.03.2009 на основании распоряжения N 147 от 01.03.09 г., административным органом установлены нарушения обществом Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, Норм пожарной безопасности (НБП 160-97), и СНиП 2.08.02-89*, в частности:
- - помещения жилого дома не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03 п. 3, таблица; 1, п. 6.2 НПБ 110-03);
- - помещения жилого дома не оборудованы системой оповещения людей о пожаре 3-го типа (ППБ 01-03 п. 3, п. 5.1 таблица 2 НПБ 104-03);
- - не выполнен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети с составлением протокола испытания петли фаза нуль и контура заземления (ППБ 01-03 п. 57 п. 2.12.17. ПТЭ);
- - не регламентированы распорядительным документом: действия работников при обнаружении пожара; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение (ППБ 01-03 п. 15);
- - не установлены по направлению движения к пожарным гидрантам соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) указывающие расстояния до водоисточников (п. 90 ППБ 01-03);
- - не оборудованы светильники в помещениях дома защитными колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (ППБ 01-03 п. 60);
- - не отремонтирована система дымоудаления. Ремонтные работы должны проводить организации имеющие лицензию на проведение данных работ (ППБ 01-03 п. 98);
- - не проверен внутренний противопожарный водопровод на водоотдачу (ППБ 01-03 п. 91);
- - не укомплектованы внутренние пожарные краны рукавами, стволами, полугайками (ППБ 01-03 п. 91);
- - отсутствуют на каждом этаже в шкафах пожарных кранов кнопки дистанционного пуска предназначенных для открывания клапанов и включения вентиляторов системы дымоудаления (п. 9 ППБ 01-03, п. 7.3.2. СНиП 31-01-03);
- - отсутствует на каждом этаже в шкафах пожарных кранов кнопки дистанционного пуска пожарных насосных установок (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.22. СНиП 31-01-03);
- - не установлены на путях эвакуации от квартир к незадымляемой лестничной клетке не менее двух (не считая дверей из квартир) последовательно расположенных самозакрывающихся дверей (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.2.12 СНиП 31-01-03);
- - не восстановлены в каждом отсеке подвального этажа окна с приямками для дымоудаления размерами не менее 0,9 X 1,2 м (ППБ 01-03 п. 21 СНиП 31-01-03 п. 7.4.2);
- - не отремонтирована насосная установка, предназначенная для подачи воды на противопожарные нужды (ППБ 01-03 п. 3 СНиП 2.04.01-05 п. 12.3);
- - не выполнены соединения жил электропроводов и кабелей силовой и осветительной сети здания методом пайки, сварки, опрессовки или сжимов (винтовых, болтовых) (ППБ 01-03 П. 57 ПУЭ п. 2.1.21).
По результатам проверки 03.03.2009 г. административным органом составлен акт N 147, протокол об административном правонарушении N 171 и выдано предписание N 147/1/1-21, на основании которых Постановлением от 10.03.2009 г. N 171 ОАО "Управляющая компания Советского района" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 10000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, ОАО "Управляющая компания Советского района" обратилось за судебной защитой.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из доказанности вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения, отсутствия оснований для признания его малозначительным и соблюдения установленной процедуры привлечения лица к административной ответственности. Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, что предусмотрено частью 1 статьи 38 вышеназванного Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16). При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (подпункт "е" пункта 11). Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42).
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Из пунктов 2.6.2., пп. "з" п. 2.6., 3.5.5., 3.6.4., 5.6.2 указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в совокупности с требованиями вышеуказанных положений ППБ 01-03 и СНиП 2.08.02-89* следует, что Управляющая компания была обязана обеспечить выполнение установленных нормативов пожарной безопасности. Работы, невыполнение которых вменяется Управляющей компании, входят в состав работ по содержанию жилого фонда и управления им.
Пунктами 2.1,2.2 договоров на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома и придомовой территории, заключенных между Обществом и собственниками жилых помещений дома N 15а по ул. Ю. Моравской г. Воронежа, предусмотрено, что в обязанности Общества, наряду с остальными, входит обеспечение управления жилым зданием, выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию жилого здания, ремонту общего имущества.
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
На основании вышеуказанных норм права, правильно примененных спорному правоотношению, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что Общество, заключив договор на управление жилыми домами и приняв на себя обязательства по их содержанию, обязалось тем самым обеспечивать меры пожарной безопасности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на внеочередном общем собрании собственников помещений, состоявшемся 14.02.2009 года, принято решение не проводить восстановительный ремонт систем пожаротушения и систем дымоудаления за счет жильцов, отклоняется судом, поскольку Общество привлечено к административной ответственности не только за ненадлежащее состояние систем пожаротушения и дымоудаления, но и за ряд других нарушений правил пожарной безопасности. Кроме того, принимая на себя содержание общего имущества многоквартирного дома, ОАО "Управляющая компания Советского района" обязано осуществлять содержание, в том числе, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, пожарных лифтов.
Факт нарушения правил пожарной безопасности подтверждается материалами административного производства и Обществом не оспаривается.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит. Более того, все доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Правовых оснований для переоценки данных доводов апелляционная коллегия не усматривает.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, апелляционный суд вопрос о взыскании судебных расходов не разрешает.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.04.2009 г. по делу N А14-2974/2009/70/22 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
С.Б.СВИРИДОВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)