Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2012 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Коновалова С.А., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ишаевым А.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Пахомов К.А. по доверенности от 05.04.2012,
от заинтересованного лица - Захарова Н.В., доверенность N 1599-р-исх от 01.11.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.05.2012 по делу N А41-24546/11, принятое судьей Денисовым А.Э., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солнечногорская служба эксплуатации" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 20.06.2011 N 3-1536-2011/1,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Солнечногорская служба эксплуатации" (далее - ООО "Солнечногорская служба эксплуатации", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция" (далее - Госжилинспекция Московской области, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 20.06.2011 N 3-1536-2011/1.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.05.2012 заявленные требования ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" удовлетворены.
Не согласившись с названным судебным актом, Госжилинспекция Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что заявителем не были предприняты все зависящие меры к надлежащему исполнению своих обязанностей по управлению многоквартирным домом, факт нарушения обществом действующего законодательства подтвержден материалами дела.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Госжилинспекции Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.12.2008 между ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" (управляющая компания) и собственниками многоквартирного дома заключен договор N 4/13 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, ул. Некрасова, д. 4.
В соответствии с условиями указанного договора, управляющая компания приняла на себя обязательства оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме.
Солнечногорской городской прокуратурой (далее - прокуратура) в отношении ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" проведена проверка и 15.06.2011 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно постановлению прокуратуры управляющей компанией с 02.06.2011 не возобновлена подача горячего водоснабжения в жилые помещения многоквартирного дома, чем нарушены требования Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Дело об административном правонарушении для рассмотрения направлено в Госжилинспекцию Московской области.
20.06.2011 заместителем начальника Госжилинспекции Московской области Балицким Ф.Е. вынесено постановление N 3-1536-2011/1, которым ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, с назначением административного наказания, в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 6).
Не согласившись с вынесенным Госжилинспекцией Московской области постановлением, ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что заявитель, выступая в качестве управляющей организацией, принимал необходимые, возможные и зависящие от него меры, исходя из требования действующего законодательства, для обеспечения обслуживаемого жилого дома горячим водоснабжением, поставка которого прекращена в результате незаконных действий МУП "Городское хозяйство". Наличие вины общества материалами дела не доказано.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена в статье 7.23 КоАП РФ.
Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать население установленным уровнем потребления коммунальных услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.01.2009) правила предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством РФ.
Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам урегулирован Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Таким образом, действие названных Правил распространяется на потребителей и исполнителей коммунальных услуг.
Пунктом 4 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами и на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил от 23.05.2006 N 307 исполнителем является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Ресурсоснабжающей организацией является - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В силу пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг под холодным водоснабжение понимается круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 9 Правил оказания коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг требованием нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в части холодного водоснабжения является бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
В соответствии с пунктом 75 Правил от 23.05.2006 N 307 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Следовательно, обязанность по представлению доказательства, подтверждающих правомерность привлечения заявителя к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ, возложена на административный орган.
Арбитражный суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, правомерно установил, что лицом, ответственным за содержание и ремонт многоквартирного дома N 4, расположенного по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, ул. Некрасова, является заявитель как управляющая компания.
На момент проверки жилого дома горячее водоснабжение отсутствовало.
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.
Ссылка административного органа на то, что заявителем не были предприняты все зависящие меры к надлежащему исполнению своих обязанностей по управлению многоквартирным домом отклоняется в связи со следующим.
В целях обеспечения спорного жилого дома горячим водоснабжением и на основании заключенных между МУП "Городское хозяйство" и ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" договора теплоснабжения N 582 от 25.02.2011 (л.д. 35 - 38), договора водоснабжения и водоотведения N 613 от 25.02.2011 (л.д. 25 - 28) используется котельная "ККПиБ".
В материалы дела заявителем представлены доказательства того, что общество неоднократно обращалось к ресурсоснабжающей организации с требованием об исполнении условий договора на поставку тепловой энергии, о чем также письменно уведомлялись органы государственной власти и местного самоуправления, контролирующие органы, прокуратура (л.д. 9 - 23).
Однако данные требования не были выполнены в связи с тем, что указанная котельная была отключена, по причине отсутствия поставок газа для подогрева воды поставщиком.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.11.2011 по делу N А41-24634/11, вступившим в законную силу, исковые требования ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" удовлетворены частично, действия МУП "Городское хозяйство" по невыполнению обязательств по договорам N 582 от 25.02.2011 N 613 от 25.02.11 в части прекращения поставки горячей воды по ряду адресов, в том числе: по улице Некрасова д. 4 города Солнечногорск Московской области признаны незаконными, а производство по делу в части требований об обязании МУП "Городское хозяйство" обеспечить поставку горячей воды по адресам, указанным в судебном решении, а также по улице Некрасова д. 4, судом прекращено.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом первой инстанции установлено, что нарушение режима обеспечения горячего водоснабжения в многоквартирном доме вызвано незаконными действиями МУП "Городское хозяйство".
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Таким образом, заявитель, выступая в качестве управляющей организации, принимал необходимые, возможные и зависящие от него меры, исходя из требования действующего законодательства, для обеспечения обслуживаемого жилого дома горячим водоснабжением, поставка которого прекращена в результате незаконных действий МУП "Городское хозяйство".
Административным органом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Несогласие Госжилинспекции Московской области с выводами суда первой инстанции, а также выводами судов в рамках дела N А41-24634/11 не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.05.2012 по делу N 41-24546/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.А.КРУЧИНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2012 ПО ДЕЛУ N А41-24546/11
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2012 г. по делу N А41-24546/11
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2012 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Коновалова С.А., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ишаевым А.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Пахомов К.А. по доверенности от 05.04.2012,
от заинтересованного лица - Захарова Н.В., доверенность N 1599-р-исх от 01.11.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.05.2012 по делу N А41-24546/11, принятое судьей Денисовым А.Э., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солнечногорская служба эксплуатации" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 20.06.2011 N 3-1536-2011/1,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Солнечногорская служба эксплуатации" (далее - ООО "Солнечногорская служба эксплуатации", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция" (далее - Госжилинспекция Московской области, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 20.06.2011 N 3-1536-2011/1.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.05.2012 заявленные требования ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" удовлетворены.
Не согласившись с названным судебным актом, Госжилинспекция Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что заявителем не были предприняты все зависящие меры к надлежащему исполнению своих обязанностей по управлению многоквартирным домом, факт нарушения обществом действующего законодательства подтвержден материалами дела.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Госжилинспекции Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.12.2008 между ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" (управляющая компания) и собственниками многоквартирного дома заключен договор N 4/13 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, ул. Некрасова, д. 4.
В соответствии с условиями указанного договора, управляющая компания приняла на себя обязательства оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме.
Солнечногорской городской прокуратурой (далее - прокуратура) в отношении ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" проведена проверка и 15.06.2011 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно постановлению прокуратуры управляющей компанией с 02.06.2011 не возобновлена подача горячего водоснабжения в жилые помещения многоквартирного дома, чем нарушены требования Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Дело об административном правонарушении для рассмотрения направлено в Госжилинспекцию Московской области.
20.06.2011 заместителем начальника Госжилинспекции Московской области Балицким Ф.Е. вынесено постановление N 3-1536-2011/1, которым ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, с назначением административного наказания, в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 6).
Не согласившись с вынесенным Госжилинспекцией Московской области постановлением, ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что заявитель, выступая в качестве управляющей организацией, принимал необходимые, возможные и зависящие от него меры, исходя из требования действующего законодательства, для обеспечения обслуживаемого жилого дома горячим водоснабжением, поставка которого прекращена в результате незаконных действий МУП "Городское хозяйство". Наличие вины общества материалами дела не доказано.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена в статье 7.23 КоАП РФ.
Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать население установленным уровнем потребления коммунальных услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.01.2009) правила предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством РФ.
Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам урегулирован Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Таким образом, действие названных Правил распространяется на потребителей и исполнителей коммунальных услуг.
Пунктом 4 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами и на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил от 23.05.2006 N 307 исполнителем является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Ресурсоснабжающей организацией является - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В силу пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг под холодным водоснабжение понимается круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 9 Правил оказания коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг требованием нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в части холодного водоснабжения является бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
В соответствии с пунктом 75 Правил от 23.05.2006 N 307 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Следовательно, обязанность по представлению доказательства, подтверждающих правомерность привлечения заявителя к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ, возложена на административный орган.
Арбитражный суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, правомерно установил, что лицом, ответственным за содержание и ремонт многоквартирного дома N 4, расположенного по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, ул. Некрасова, является заявитель как управляющая компания.
На момент проверки жилого дома горячее водоснабжение отсутствовало.
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.
Ссылка административного органа на то, что заявителем не были предприняты все зависящие меры к надлежащему исполнению своих обязанностей по управлению многоквартирным домом отклоняется в связи со следующим.
В целях обеспечения спорного жилого дома горячим водоснабжением и на основании заключенных между МУП "Городское хозяйство" и ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" договора теплоснабжения N 582 от 25.02.2011 (л.д. 35 - 38), договора водоснабжения и водоотведения N 613 от 25.02.2011 (л.д. 25 - 28) используется котельная "ККПиБ".
В материалы дела заявителем представлены доказательства того, что общество неоднократно обращалось к ресурсоснабжающей организации с требованием об исполнении условий договора на поставку тепловой энергии, о чем также письменно уведомлялись органы государственной власти и местного самоуправления, контролирующие органы, прокуратура (л.д. 9 - 23).
Однако данные требования не были выполнены в связи с тем, что указанная котельная была отключена, по причине отсутствия поставок газа для подогрева воды поставщиком.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.11.2011 по делу N А41-24634/11, вступившим в законную силу, исковые требования ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" удовлетворены частично, действия МУП "Городское хозяйство" по невыполнению обязательств по договорам N 582 от 25.02.2011 N 613 от 25.02.11 в части прекращения поставки горячей воды по ряду адресов, в том числе: по улице Некрасова д. 4 города Солнечногорск Московской области признаны незаконными, а производство по делу в части требований об обязании МУП "Городское хозяйство" обеспечить поставку горячей воды по адресам, указанным в судебном решении, а также по улице Некрасова д. 4, судом прекращено.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом первой инстанции установлено, что нарушение режима обеспечения горячего водоснабжения в многоквартирном доме вызвано незаконными действиями МУП "Городское хозяйство".
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Таким образом, заявитель, выступая в качестве управляющей организации, принимал необходимые, возможные и зависящие от него меры, исходя из требования действующего законодательства, для обеспечения обслуживаемого жилого дома горячим водоснабжением, поставка которого прекращена в результате незаконных действий МУП "Городское хозяйство".
Административным органом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Несогласие Госжилинспекции Московской области с выводами суда первой инстанции, а также выводами судов в рамках дела N А41-24634/11 не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.05.2012 по делу N 41-24546/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.А.КРУЧИНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)