Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
13 февраля 2007 г. Дело N А41-К2-10960/06
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2007 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2007 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего-судьи Ч., судей А., М., при ведении протокола судебного заседания: Т., при участии в заседании от истца (заявителя): А. - дов. от 14.07.2006, Ш. - от 14.07.2006; от ответчика (должника): Л. - удост. N 016425, И. - дов. N 09-19/0004 от 09.01.2007, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Красногорску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2006 г. по делу N А41-К2-10960/06, принятое судьей К., по иску (заявлению) ЖСК "Зенит" к ИФНС России по г. Красногорску Московской области о признании недействительным решения,
Жилищно-строительный кооператив "Зенит" обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Красногорску Московской области от 20.10.2006 N 1865.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2006 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
ИФНС России по г. Красногорску считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы налоговый орган указал, что им была проведена углубленная камеральная проверка налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2005 г. Товарищества собственников жилья "Зенит".
В ходе проверки было установлено, что организация необоснованно заявила льготы по НДС, предусмотренные подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ по обслуживанию, эксплуатации и ремонту недвижимого имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции не подлежащие налогообложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. В противном случае при формировании налоговой базы учитываются все средства, поступившие на счет налогоплательщика.
В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях в виде вступительных взносов, членских взносов, паевых вкладов, а также пожертвований, признаваемых таковыми в соответствии с ГК РФ, не учитываются при определении налоговой базы. При этом налогоплательщики - получатели указанных поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим при оказании услуг по техническому обслуживанию, техническому ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, оказываемых собственными силами ТСЖ за счет целевых взносов его членов, следует исчислять налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно постановлению Главы Муниципального образования "Красногорский район" Московской области от 23.12.2004 N 2848/12, тарифные ставки платы населения за техническое обслуживание, эксплуатацию и содержание жилья и коммунальные услуги производятся с учетом НДС.
Статьей 39 Налогового кодекса РФ установлено, что в целях налогообложения реализацией товаров, работ и услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами и услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Таким образом, основанием для возникновения объекта налогообложения у налогоплательщиков налога на добавленную стоимость является совершение налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг).
С учетом вышеизложенного, услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, детальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства (в том числе осуществляемые за счет целевых расходов) в домах жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья должны оплачиваться с учетом налога на добавленную стоимость.
На основании вышесказанного, ИФНС по г. Красногорску просит отменить решение Арбитражного суда Московской области и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ЖСК "Зенит" в судебное заседание явился, с апелляционной жалобой не согласен, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений заявитель указал, что ЖСК "Зенит" получил денежные средства для осуществления содержания и текущего ремонта жилых помещений от физических лиц за счет средств квартирной платы.
ЖСК "Зенит" является балансодержателем, ведет учет средств квартплаты, получаемой от населения, и производит оплату за выполненные по договорам работы (услуги).
В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного, других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение входит плата за содержание, текущий и капитальный ремонт многоквартирного дома. Также в соответствии с вышеуказанной статьей ЖК РФ вносится плата за коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, т.е. ЖСК "Зенит" обязан принимать участие в содержании и ремонте общего имущества, осуществлять капитальный ремонт и обеспечивать предоставление необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, на нанимателя (собственника) возлагается обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а на ЖСК "Зенит" - как на наймодателя - обязанность по сбору вышеуказанных платежей и по выполнению правил и норм эксплуатации и ремонта жилого фонда.
Согласно ст. 110 ЖК РФ жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме, создаваемое в форме потребительского кооператива. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
Из представленных в материалы дела договоров следует, что работы и услуги членам кооператива по содержанию и ремонту дома выполнялись и оказывались не заявителем, а привлеченными по договорам организациями.
При этом стоимость этих работ фактически оплачивалась членами кооператива посредством перечисления денег на счет заявителя для перечисления их на счета данных организаций.
Следовательно, заявитель лишь организует выполнение работ и оказание услуг членам кооператива, заключая договоры с организациями поставщиками работ (услуг) и получая от членов кооператива средства для оплаты стоимости таких работ и услуг для перечисления их этим организациям.
Данная деятельность соответствует уставу ЖСК "Зенит".
В ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (капитальный ремонт проводится за счет собственника жилого фонда); плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, наниматель и собственник жилого помещения в качестве платы за жилье вносят плату за содержание жилья и ремонт жилья, а наниматель жилого помещения, кроме того, и плату за наем: жилого помещения, при этом налогом на добавленную стоимость не облагается именно плата за жилье - как плата за содержание и ремонт жилья, так и плата за наем.
С учетом изложенного норма, установленная подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, исключает взимание НДС со стоимости услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию и управлению эксплуатацией домохозяйства, при этом применительно к ЖСК - в силу прямого указания в законе.
Кроме того, налог на добавленную стоимость в сумме, предъявленной заявителю и уплаченной им при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при выполнении этих спорных работ (оказании спорных услуг), в состав налогового вычета не включается, так как операции по реализации этих работ (услуг) НДС не облагаются, а потому в силу прямого указания закона (ст. ст. 170 и 171 НК РФ) учитывается в стоимости таких работ (услуг).
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 НК РФ в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Следовательно, коммунальные услуги оказаны членам кооператива, а расчеты в них произведены с участием заявителя.
Таким образом, средства, взимаемые с членов кооператива для оплаты коммунальных услуг и лишь аккумулируемые кооперативом для последующей оплаты организациям - поставщикам услуг, не связаны с реализацией товаров (работ, услуг) и, следовательно, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Следовательно, у налоговой инспекции не было законных оснований для доначисления заявителю налога на добавленную стоимость и пени, а также для привлечения его к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различных уровней в связи с применением ЖСК "Зенит" государственных регулируемых цен, установленных постановлением Главы г. Красногорска, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исходя из фактических цен их реализации, т.е. вышеуказанные средства в налоговую базу не включаются, что подтверждается Письмом Федеральной налоговой службы от 03 октября 2005 года N ММ-6-03/811@.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней в качестве льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, также не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС (Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 16 февраля 2004 года N 02-3-07/21).
В соответствии со ст. 4 НК РФ Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Эти положения не могут рассматриваться как содержащие основания для издания актов, допускающих ограничение прав или возлагающих на налогоплательщиков дополнительные обязанности по сравнению с тем, как они закреплены законом. Данная позиция поддерживается Определением Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2002 г. N 319-О.
Выслушав доводы апелляционной жалобы, возражения заявителя, проверив материалы дела, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации ЖСК "Зенит" за 3 квартал 2005 г. по налогу на добавленную стоимость исполняющим обязанности руководителя ИФНС России по г. Красногорску принято решение N 1865 от 20.01.2006 о доначислении кооперативу налога на добавленную стоимость в сумме 220962,48 руб., начислении пени в сумме 8741,27 руб., а также о привлечении кооператива к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 44492,50 руб. (л.д. 8 - 10 т. 1).
Как следует из оспариваемого решения, основанием для его вынесения послужило то обстоятельство, что организацией учетная политика на 2005 г. не принималась, следовательно, для целей налогообложения НДС момент определения налоговой базы определяется по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов; организацией не велось раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, следовательно, суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежат; средства, поступившие от населения на расчетный счет кооператива в качестве оплаты за оказываемые услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст. ст. 153, 162 НК РФ в общеустановленном порядке.
Указанные выводы налоговой инспекции апелляционный суд считает неправомерными.
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав,
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы, на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций,
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления,
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ, услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В п. 5 ст. 38 НК РФ определено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Согласно п. 1 устава ЖСК "Зенит" кооператив создан в г. Красногорск для удовлетворения членов кооператива жилой площадью путем строительства многоквартирных жилых домов на средства кооператива с помощью государственного кредита, а также для последующей эксплуатации и управления этими домами (л.д. 21 - 29 т. 1).
Средства товарищества состоят из:
вступительных взносов членов кооператива,
паевых взносов,
взносов на содержание и эксплуатацию дома (домов),
прочих поступлений (п. 8 устава ЖСК "Зенит" - л.д. 22 т. 1).
Статья 110 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме, создаваемое в форме потребительского кооператива. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доли в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы на содержание и ремонт жилого помещения.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату на содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме,
2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющие соответствующие виды деятельности (ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О товариществах собственников жилья", уставом ЖСК "Зенит", кооперативом заключались договоры на техническое обслуживание и ремонт жилых домов (л.д. 27, 93 - 102 т. 2). По условиям договоров исполнитель вправе самостоятельно производить работы или привлекать сторонние организации, заказчик (ЖСК "Зенит") обязан оплачивать исполнителю все виды технического обслуживания жилищного комплекса. Оплата производилась за счет средств собственников жилья, которые, согласно ст. 15 ЖК РФ входят в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Оценив и исследовав собранные по делу доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ЖСК "Зенит" не оказывало услуг собственникам жилья по техническому обслуживанию и ремонту жилого фонда.
Доводы налогового органа о том, что эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт недвижимого имущества, управление обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества являются хозяйственными видами деятельности ЖСК "Зенит", являются необоснованными. ЖСК "Зенит" не получало доходы от реализации услуг по содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества домовладельцев в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 152 ЖК РФ, п. 3 устава ЖСК "Зенит" для достижения целей, кооператив может заниматься следующими видами деятельности:
- управлением, обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом многоквартирного жилого дома,
- сдачей в аренду, внаем либо продажей недвижимого имущества, находящегося в собственности товарищества, для обеспечения содержания общего имущества многоквартирного жилого дома,
- обеспечением домовладельцев коммунальными и прочими услугами,
- исполнение роли заказчика на работы по строительству, эксплуатации и ремонту помещений кондоминиума,
- заключением договоров с гражданами, юридическими лицами в соответствии с целями своей деятельности.
По решению общего собрания членов товарищества доход, полученный в результате хозяйственной деятельности, используется для оплаты общих расходов, а также может быть направлен на иные цели деятельности товарищества в соответствии с уставом и законом.
Таким образом, денежные средства, получаемые товариществом от ведения хозяйственной деятельности, должны использоваться только на содержание общего имущества.
Из представленных в материалы дела договоров следует, что работы и услуги членам кооператива по содержанию и ремонту дома выполнялись и оказывались не заявителем, а привлеченными по договорам организациями (л.д. 93 - 109 т. 1).
При этом стоимость этих работ фактически оплачивалась членами кооператива посредством перечисления денег на счет заявителя для перечисления их на счета данных организаций.
Следовательно, заявитель лишь организует выполнение работ и оказание услуг членам кооператива, заключая договоры с организациями поставщиками работ (услуг) и получая от членов кооператива средства для оплаты стоимости таких работ и услуг для перечисления их этим организациям.
Данная деятельность соответствует уставу заявителя (л.д. 21 - 28 т. 1).
Налоговой инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих об оказании ЖСК "Зенит" услуг, являющихся объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Из налоговой декларации кооператива по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2005 г. усматривается, что в отчетном периоде у него отсутствует реализация по ставкам 20, 18 или 10 процентов. Кроме того, в проверяемом периоде кооперативом велся раздельный учет по реализации операций облагаемых и необлагаемых налогом на добавленную стоимость (л.д. 37 - 65 т. 1).
Следовательно, довод налоговой инспекции о том, что в случае отсутствия у организации раздельного учета по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежат, является несостоятельным.
Апелляционный суд считает также необоснованными доводы налоговой инспекции об отсутствии у ЖСК "Зенит" утвержденной учетной политики.
Из материалов дела следует, что ИФНС России по г. Красногорску налогоплательщику направлено требование N 1670 от 30.01.2006 о представлении на проверку документов, в том числе, аналитику счета 51. В названном требовании предложения налогоплательщику о представлении приказа об учетной политике на 2005 г. не содержится (л.д. 66 т. 1).
Вместе с тем, заявителем в материалы дела представлен приказ председателя ЖСК "Зенит" N 52 от 22.12.2004 "Об учетной политике организации", согласно которому доход определяется по дате поступления денежных средств на расчетный счет (л.д. 75 - 78 т. 1).
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии у налоговой инспекции законных оснований для доначисления заявителю налога на добавленную стоимость и пени, а также для привлечения его к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Кроме того, согласно п. 4 приложения N 1 к приказу об учетной политике N 52 от 22.12.2004 ЖСК "Зенит" ведет свою непрерывную некоммерческую уставную деятельность за счет целевых средств на оплату коммунальных услуг, целевых взносов членов кооператива на техническое обслуживание, компенсаций из бюджета льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан согласно законодательству РФ, субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В материалы дела заявителем представлены списки лиц, имеющих право на льготу (л.д. 95 - 151 т. 2, л.д. 1 - 18 т. 3).
Таким образом, налоговым органом произведено начисление санкций в том числе на денежные средства, поступившие в качестве субсидий и дотаций.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различных уровней в связи с применением ЖСК "Зенит" государственных регулируемых цен, установленных постановлением Главы г. Красногорска, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исходя из фактических цен их реализации, т.е. вышеуказанные средства в налоговую базу не включаются, что подтверждается Письмом Федеральной налоговой службы от 03 октября 2005 года N ММ-6-03/811@.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней в качестве льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, также не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС (Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 16 февраля 2004 года N 02-3-07/21).
Указанные обстоятельства, по мнению апелляционного суда, являются самостоятельным основанием для признания решения ИФНС России по г. Красногорску N 1865 от 20.01.2006 недействительным.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, ст. 269 п. 1, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2006 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Красногорску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.02.2007, 20.02.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-10960/06
Разделы:Управление многоквартирным домом; ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
13 февраля 2007 г. Дело N А41-К2-10960/06
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2007 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2007 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего-судьи Ч., судей А., М., при ведении протокола судебного заседания: Т., при участии в заседании от истца (заявителя): А. - дов. от 14.07.2006, Ш. - от 14.07.2006; от ответчика (должника): Л. - удост. N 016425, И. - дов. N 09-19/0004 от 09.01.2007, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Красногорску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2006 г. по делу N А41-К2-10960/06, принятое судьей К., по иску (заявлению) ЖСК "Зенит" к ИФНС России по г. Красногорску Московской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Зенит" обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Красногорску Московской области от 20.10.2006 N 1865.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2006 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
ИФНС России по г. Красногорску считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы налоговый орган указал, что им была проведена углубленная камеральная проверка налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2005 г. Товарищества собственников жилья "Зенит".
В ходе проверки было установлено, что организация необоснованно заявила льготы по НДС, предусмотренные подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ по обслуживанию, эксплуатации и ремонту недвижимого имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции не подлежащие налогообложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. В противном случае при формировании налоговой базы учитываются все средства, поступившие на счет налогоплательщика.
В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях в виде вступительных взносов, членских взносов, паевых вкладов, а также пожертвований, признаваемых таковыми в соответствии с ГК РФ, не учитываются при определении налоговой базы. При этом налогоплательщики - получатели указанных поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим при оказании услуг по техническому обслуживанию, техническому ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, оказываемых собственными силами ТСЖ за счет целевых взносов его членов, следует исчислять налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно постановлению Главы Муниципального образования "Красногорский район" Московской области от 23.12.2004 N 2848/12, тарифные ставки платы населения за техническое обслуживание, эксплуатацию и содержание жилья и коммунальные услуги производятся с учетом НДС.
Статьей 39 Налогового кодекса РФ установлено, что в целях налогообложения реализацией товаров, работ и услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами и услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Таким образом, основанием для возникновения объекта налогообложения у налогоплательщиков налога на добавленную стоимость является совершение налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг).
С учетом вышеизложенного, услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, детальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства (в том числе осуществляемые за счет целевых расходов) в домах жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья должны оплачиваться с учетом налога на добавленную стоимость.
На основании вышесказанного, ИФНС по г. Красногорску просит отменить решение Арбитражного суда Московской области и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ЖСК "Зенит" в судебное заседание явился, с апелляционной жалобой не согласен, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений заявитель указал, что ЖСК "Зенит" получил денежные средства для осуществления содержания и текущего ремонта жилых помещений от физических лиц за счет средств квартирной платы.
ЖСК "Зенит" является балансодержателем, ведет учет средств квартплаты, получаемой от населения, и производит оплату за выполненные по договорам работы (услуги).
В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного, других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение входит плата за содержание, текущий и капитальный ремонт многоквартирного дома. Также в соответствии с вышеуказанной статьей ЖК РФ вносится плата за коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, т.е. ЖСК "Зенит" обязан принимать участие в содержании и ремонте общего имущества, осуществлять капитальный ремонт и обеспечивать предоставление необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, на нанимателя (собственника) возлагается обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а на ЖСК "Зенит" - как на наймодателя - обязанность по сбору вышеуказанных платежей и по выполнению правил и норм эксплуатации и ремонта жилого фонда.
Согласно ст. 110 ЖК РФ жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме, создаваемое в форме потребительского кооператива. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
Из представленных в материалы дела договоров следует, что работы и услуги членам кооператива по содержанию и ремонту дома выполнялись и оказывались не заявителем, а привлеченными по договорам организациями.
При этом стоимость этих работ фактически оплачивалась членами кооператива посредством перечисления денег на счет заявителя для перечисления их на счета данных организаций.
Следовательно, заявитель лишь организует выполнение работ и оказание услуг членам кооператива, заключая договоры с организациями поставщиками работ (услуг) и получая от членов кооператива средства для оплаты стоимости таких работ и услуг для перечисления их этим организациям.
Данная деятельность соответствует уставу ЖСК "Зенит".
В ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (капитальный ремонт проводится за счет собственника жилого фонда); плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, наниматель и собственник жилого помещения в качестве платы за жилье вносят плату за содержание жилья и ремонт жилья, а наниматель жилого помещения, кроме того, и плату за наем: жилого помещения, при этом налогом на добавленную стоимость не облагается именно плата за жилье - как плата за содержание и ремонт жилья, так и плата за наем.
С учетом изложенного норма, установленная подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, исключает взимание НДС со стоимости услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию и управлению эксплуатацией домохозяйства, при этом применительно к ЖСК - в силу прямого указания в законе.
Кроме того, налог на добавленную стоимость в сумме, предъявленной заявителю и уплаченной им при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при выполнении этих спорных работ (оказании спорных услуг), в состав налогового вычета не включается, так как операции по реализации этих работ (услуг) НДС не облагаются, а потому в силу прямого указания закона (ст. ст. 170 и 171 НК РФ) учитывается в стоимости таких работ (услуг).
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 НК РФ в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Следовательно, коммунальные услуги оказаны членам кооператива, а расчеты в них произведены с участием заявителя.
Таким образом, средства, взимаемые с членов кооператива для оплаты коммунальных услуг и лишь аккумулируемые кооперативом для последующей оплаты организациям - поставщикам услуг, не связаны с реализацией товаров (работ, услуг) и, следовательно, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Следовательно, у налоговой инспекции не было законных оснований для доначисления заявителю налога на добавленную стоимость и пени, а также для привлечения его к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различных уровней в связи с применением ЖСК "Зенит" государственных регулируемых цен, установленных постановлением Главы г. Красногорска, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исходя из фактических цен их реализации, т.е. вышеуказанные средства в налоговую базу не включаются, что подтверждается Письмом Федеральной налоговой службы от 03 октября 2005 года N ММ-6-03/811@.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней в качестве льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, также не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС (Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 16 февраля 2004 года N 02-3-07/21).
В соответствии со ст. 4 НК РФ Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Эти положения не могут рассматриваться как содержащие основания для издания актов, допускающих ограничение прав или возлагающих на налогоплательщиков дополнительные обязанности по сравнению с тем, как они закреплены законом. Данная позиция поддерживается Определением Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2002 г. N 319-О.
Выслушав доводы апелляционной жалобы, возражения заявителя, проверив материалы дела, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации ЖСК "Зенит" за 3 квартал 2005 г. по налогу на добавленную стоимость исполняющим обязанности руководителя ИФНС России по г. Красногорску принято решение N 1865 от 20.01.2006 о доначислении кооперативу налога на добавленную стоимость в сумме 220962,48 руб., начислении пени в сумме 8741,27 руб., а также о привлечении кооператива к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 44492,50 руб. (л.д. 8 - 10 т. 1).
Как следует из оспариваемого решения, основанием для его вынесения послужило то обстоятельство, что организацией учетная политика на 2005 г. не принималась, следовательно, для целей налогообложения НДС момент определения налоговой базы определяется по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов; организацией не велось раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, следовательно, суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежат; средства, поступившие от населения на расчетный счет кооператива в качестве оплаты за оказываемые услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст. ст. 153, 162 НК РФ в общеустановленном порядке.
Указанные выводы налоговой инспекции апелляционный суд считает неправомерными.
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав,
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы, на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций,
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления,
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ, услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В п. 5 ст. 38 НК РФ определено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Согласно п. 1 устава ЖСК "Зенит" кооператив создан в г. Красногорск для удовлетворения членов кооператива жилой площадью путем строительства многоквартирных жилых домов на средства кооператива с помощью государственного кредита, а также для последующей эксплуатации и управления этими домами (л.д. 21 - 29 т. 1).
Средства товарищества состоят из:
вступительных взносов членов кооператива,
паевых взносов,
взносов на содержание и эксплуатацию дома (домов),
прочих поступлений (п. 8 устава ЖСК "Зенит" - л.д. 22 т. 1).
Статья 110 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме, создаваемое в форме потребительского кооператива. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доли в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы на содержание и ремонт жилого помещения.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату на содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме,
2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющие соответствующие виды деятельности (ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О товариществах собственников жилья", уставом ЖСК "Зенит", кооперативом заключались договоры на техническое обслуживание и ремонт жилых домов (л.д. 27, 93 - 102 т. 2). По условиям договоров исполнитель вправе самостоятельно производить работы или привлекать сторонние организации, заказчик (ЖСК "Зенит") обязан оплачивать исполнителю все виды технического обслуживания жилищного комплекса. Оплата производилась за счет средств собственников жилья, которые, согласно ст. 15 ЖК РФ входят в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Оценив и исследовав собранные по делу доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ЖСК "Зенит" не оказывало услуг собственникам жилья по техническому обслуживанию и ремонту жилого фонда.
Доводы налогового органа о том, что эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт недвижимого имущества, управление обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества являются хозяйственными видами деятельности ЖСК "Зенит", являются необоснованными. ЖСК "Зенит" не получало доходы от реализации услуг по содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества домовладельцев в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 152 ЖК РФ, п. 3 устава ЖСК "Зенит" для достижения целей, кооператив может заниматься следующими видами деятельности:
- управлением, обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом многоквартирного жилого дома,
- сдачей в аренду, внаем либо продажей недвижимого имущества, находящегося в собственности товарищества, для обеспечения содержания общего имущества многоквартирного жилого дома,
- обеспечением домовладельцев коммунальными и прочими услугами,
- исполнение роли заказчика на работы по строительству, эксплуатации и ремонту помещений кондоминиума,
- заключением договоров с гражданами, юридическими лицами в соответствии с целями своей деятельности.
По решению общего собрания членов товарищества доход, полученный в результате хозяйственной деятельности, используется для оплаты общих расходов, а также может быть направлен на иные цели деятельности товарищества в соответствии с уставом и законом.
Таким образом, денежные средства, получаемые товариществом от ведения хозяйственной деятельности, должны использоваться только на содержание общего имущества.
Из представленных в материалы дела договоров следует, что работы и услуги членам кооператива по содержанию и ремонту дома выполнялись и оказывались не заявителем, а привлеченными по договорам организациями (л.д. 93 - 109 т. 1).
При этом стоимость этих работ фактически оплачивалась членами кооператива посредством перечисления денег на счет заявителя для перечисления их на счета данных организаций.
Следовательно, заявитель лишь организует выполнение работ и оказание услуг членам кооператива, заключая договоры с организациями поставщиками работ (услуг) и получая от членов кооператива средства для оплаты стоимости таких работ и услуг для перечисления их этим организациям.
Данная деятельность соответствует уставу заявителя (л.д. 21 - 28 т. 1).
Налоговой инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих об оказании ЖСК "Зенит" услуг, являющихся объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Из налоговой декларации кооператива по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2005 г. усматривается, что в отчетном периоде у него отсутствует реализация по ставкам 20, 18 или 10 процентов. Кроме того, в проверяемом периоде кооперативом велся раздельный учет по реализации операций облагаемых и необлагаемых налогом на добавленную стоимость (л.д. 37 - 65 т. 1).
Следовательно, довод налоговой инспекции о том, что в случае отсутствия у организации раздельного учета по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежат, является несостоятельным.
Апелляционный суд считает также необоснованными доводы налоговой инспекции об отсутствии у ЖСК "Зенит" утвержденной учетной политики.
Из материалов дела следует, что ИФНС России по г. Красногорску налогоплательщику направлено требование N 1670 от 30.01.2006 о представлении на проверку документов, в том числе, аналитику счета 51. В названном требовании предложения налогоплательщику о представлении приказа об учетной политике на 2005 г. не содержится (л.д. 66 т. 1).
Вместе с тем, заявителем в материалы дела представлен приказ председателя ЖСК "Зенит" N 52 от 22.12.2004 "Об учетной политике организации", согласно которому доход определяется по дате поступления денежных средств на расчетный счет (л.д. 75 - 78 т. 1).
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии у налоговой инспекции законных оснований для доначисления заявителю налога на добавленную стоимость и пени, а также для привлечения его к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Кроме того, согласно п. 4 приложения N 1 к приказу об учетной политике N 52 от 22.12.2004 ЖСК "Зенит" ведет свою непрерывную некоммерческую уставную деятельность за счет целевых средств на оплату коммунальных услуг, целевых взносов членов кооператива на техническое обслуживание, компенсаций из бюджета льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан согласно законодательству РФ, субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В материалы дела заявителем представлены списки лиц, имеющих право на льготу (л.д. 95 - 151 т. 2, л.д. 1 - 18 т. 3).
Таким образом, налоговым органом произведено начисление санкций в том числе на денежные средства, поступившие в качестве субсидий и дотаций.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различных уровней в связи с применением ЖСК "Зенит" государственных регулируемых цен, установленных постановлением Главы г. Красногорска, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исходя из фактических цен их реализации, т.е. вышеуказанные средства в налоговую базу не включаются, что подтверждается Письмом Федеральной налоговой службы от 03 октября 2005 года N ММ-6-03/811@.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней в качестве льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, также не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС (Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 16 февраля 2004 года N 02-3-07/21).
Указанные обстоятельства, по мнению апелляционного суда, являются самостоятельным основанием для признания решения ИФНС России по г. Красногорску N 1865 от 20.01.2006 недействительным.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, ст. 269 п. 1, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2006 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Красногорску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)