Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Хабик И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Лебедева В.И.,
судей Корнильевой С.А., Осининой Н.В.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании от 27 июля 2011 года дело N 2-2177/11 по кассационной жалобе ответчика на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 26 мая 2011 года по иску Прокурора Фрунзенского района в защиту интересов П. к ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" (далее по тексту - ООО "ЖКС N 1") о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании произвести перерасчет платы.
Заслушав доклад судьи Лебедева В.И., объяснения П., прокурора Костину Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
Прокурор Фрунзенского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов П., проживающей в <...>, указывая, что из квитанций об оплате жилого помещения и коммунальных услуг, полученных П. за декабрь 2010 г., следует, что ООО "ЖКС N 1" произвело дополнительное начисление платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009 - 2010 г. в размере <...> руб. <...> коп.
Прокурор просил признать действия по начислению материальному истцу корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009 - 2010 года в размере <...> руб. <...> коп. незаконными и обязать ответчика в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилое помещение, принадлежащее истцу, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление.
Заявляя указанные требования, прокурор указывал на незаконность корректировки ввиду отсутствия сведений о наличии в доме истца узлов учета тепловой энергии и поскольку перерасчет не связан с фактическим объемом потребления теплоэнергии.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 26 мая 2011 года иск прокурора Фрунзенского района, действующего в защиту интересов П. удовлетворен.
Суд признал незаконными действия ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" по начислению П. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009 - 2010 гг. в размере <...> руб.
Суд обязал ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, произвести перерасчет платы за жилое помещение в квартире <...> исключив из квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг корректировку платы за отопление в размере <...> рублей.
Суд взыскал с ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" госпошлину в доход государства в размере <...> рублей.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда, считает его неправильным.
В заседание суда кассационной инстанции ответчик не явился, о явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, о причинах своей неявки судебную коллегию не известил, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 2 ст. 354 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам, и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований.
Судом установлено, что П. зарегистрирована и проживает в квартире <...> (л.д. 9).
Указанный дом обслуживает ООО "ЖКС N 1 Фрунзенского района" (является исполнителем коммунальных услуг), являющееся управляющей организацией, которое в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.
В связи с превышением объемов теплоотпуска за отопительный период 2009 - 2010 г. ООО "ЖКС N 1" произвело корректировку платы за отопление в сторону увеличения платы. В обоснование проведения корректировки ответчик ссылался на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга установлены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 07.12.2009 N 196-р.
Как следует из ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 норматив потребления коммунальных услуг - месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п. 2, 4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13 Правил).
Статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в т.ч. населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством РФ.
Таким образом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (которые устанавливаются и изменяются Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга) и по установленным тарифам (которые устанавливаются ежегодно Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга).
Возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в т.ч. и отопление) в сторону увеличения или уменьшения установлена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Судом установлено и данное не оспаривалось ответчиком, что между ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" и ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" заключен договор на организацию расчетов и перечисление денежных средств населения за услуги, оказываемые управляющей организацией.
С учетом положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, эксплуатирующая организация поручила ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" произвести единовременную корректировку размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах обслуживаемых ООО "ЖКС N 1".
Как следует из квитанции, направленной в адрес П., в результате такой корректировки ей дополнительно начислена плата за отопление в размере <...> руб. <...> коп. (л.д. 10 - 11).
Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно подпункту "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с пп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения N 2 к настоящим правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает корректировку размера платы граждан за коммунальные услуги в зависимости от фактического потребленного объема коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.
Для расчета размера корректировки платы за отопление необходимо исходить из размера оплаты за отопление. Расчет надлежит производить из указанных сумм по формуле, содержащейся в пп. 3 п. 2 приложения N 2 к "Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденным постановлением правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Судом установлено, что в доме <...>, где проживает материальный истец, установлены приборы учета тепловой энергии (л.д. 48), при этом Акты допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя утверждены 18 февраля 2010 г. (л.д. 48).
Суд не принял во внимание доводы представителя ответчика о том, что приборы учета эксплуатировались с начала отопительного сезона, начавшегося в октябре 2009 г. исходя из следующих обстоятельств.
Согласно п. 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. N Вк-4936, узел учета потребителя считается пригодным для ведения учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
При этом в силу п. 7.7 Правил перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
Судом установлено, что на начало отопительного сезона 2009 - 2010 года на доме <...> отсутствовал допуск прибора учета в эксплуатацию, показания приборов учета могли приниматься с 18 февраля 2010 года - с момента подписания акта о приемке в эксплуатацию.
С учетом указанного обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что расчет по формуле, содержащейся в пп. 3 п. 2 приложения N 2 к "Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам", произвести невозможно из-за отсутствия показателя - "размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.)", а именно, в связи с невозможностью определения показаний прибора учета в многоквартирном доме за весь отопительный период.
С начала отопительного сезона (октябрь 2009 г.) до 18 февраля 2010 г. в доме отсутствовали приборы учета тепловой энергии.
Согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разницы количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Согласно подп. "б" п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за горячее водоснабжение в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления коммунального ресурса. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги и в соответствии с под. 4 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разницы объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.
Указанными Правилами (п. 2 ч. 1) при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета предусмотрена возможность проведения корректировки размера платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год, по приведенной формуле.
Суд принял во внимание, что на сегодняшний день такой порядок определения платы за потребленную в многоквартирном жилом доме тепловую энергию законодательством РФ не установлен.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 4 ст. 427 ГК РФ условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.
Как правильно указал суд, без учета норм вышеуказанного законодательства, корректировка платы за отопление и горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета теплоснабжения, является незаконной.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета в доме в течение всего отопительного периода должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг, правовые основания проведения корректировки отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 26 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 27.07.2011 N 11403
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2011 г. N 11403
Судья: Хабик И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Лебедева В.И.,
судей Корнильевой С.А., Осининой Н.В.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании от 27 июля 2011 года дело N 2-2177/11 по кассационной жалобе ответчика на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 26 мая 2011 года по иску Прокурора Фрунзенского района в защиту интересов П. к ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" (далее по тексту - ООО "ЖКС N 1") о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании произвести перерасчет платы.
Заслушав доклад судьи Лебедева В.И., объяснения П., прокурора Костину Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Прокурор Фрунзенского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов П., проживающей в <...>, указывая, что из квитанций об оплате жилого помещения и коммунальных услуг, полученных П. за декабрь 2010 г., следует, что ООО "ЖКС N 1" произвело дополнительное начисление платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009 - 2010 г. в размере <...> руб. <...> коп.
Прокурор просил признать действия по начислению материальному истцу корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009 - 2010 года в размере <...> руб. <...> коп. незаконными и обязать ответчика в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилое помещение, принадлежащее истцу, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление.
Заявляя указанные требования, прокурор указывал на незаконность корректировки ввиду отсутствия сведений о наличии в доме истца узлов учета тепловой энергии и поскольку перерасчет не связан с фактическим объемом потребления теплоэнергии.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 26 мая 2011 года иск прокурора Фрунзенского района, действующего в защиту интересов П. удовлетворен.
Суд признал незаконными действия ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" по начислению П. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009 - 2010 гг. в размере <...> руб.
Суд обязал ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, произвести перерасчет платы за жилое помещение в квартире <...> исключив из квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг корректировку платы за отопление в размере <...> рублей.
Суд взыскал с ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" госпошлину в доход государства в размере <...> рублей.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда, считает его неправильным.
В заседание суда кассационной инстанции ответчик не явился, о явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, о причинах своей неявки судебную коллегию не известил, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 2 ст. 354 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам, и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований.
Судом установлено, что П. зарегистрирована и проживает в квартире <...> (л.д. 9).
Указанный дом обслуживает ООО "ЖКС N 1 Фрунзенского района" (является исполнителем коммунальных услуг), являющееся управляющей организацией, которое в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.
В связи с превышением объемов теплоотпуска за отопительный период 2009 - 2010 г. ООО "ЖКС N 1" произвело корректировку платы за отопление в сторону увеличения платы. В обоснование проведения корректировки ответчик ссылался на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга установлены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 07.12.2009 N 196-р.
Как следует из ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 норматив потребления коммунальных услуг - месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п. 2, 4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13 Правил).
Статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в т.ч. населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством РФ.
Таким образом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (которые устанавливаются и изменяются Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга) и по установленным тарифам (которые устанавливаются ежегодно Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга).
Возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в т.ч. и отопление) в сторону увеличения или уменьшения установлена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Судом установлено и данное не оспаривалось ответчиком, что между ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" и ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" заключен договор на организацию расчетов и перечисление денежных средств населения за услуги, оказываемые управляющей организацией.
С учетом положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, эксплуатирующая организация поручила ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" произвести единовременную корректировку размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах обслуживаемых ООО "ЖКС N 1".
Как следует из квитанции, направленной в адрес П., в результате такой корректировки ей дополнительно начислена плата за отопление в размере <...> руб. <...> коп. (л.д. 10 - 11).
Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно подпункту "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с пп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения N 2 к настоящим правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает корректировку размера платы граждан за коммунальные услуги в зависимости от фактического потребленного объема коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.
Для расчета размера корректировки платы за отопление необходимо исходить из размера оплаты за отопление. Расчет надлежит производить из указанных сумм по формуле, содержащейся в пп. 3 п. 2 приложения N 2 к "Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденным постановлением правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Судом установлено, что в доме <...>, где проживает материальный истец, установлены приборы учета тепловой энергии (л.д. 48), при этом Акты допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя утверждены 18 февраля 2010 г. (л.д. 48).
Суд не принял во внимание доводы представителя ответчика о том, что приборы учета эксплуатировались с начала отопительного сезона, начавшегося в октябре 2009 г. исходя из следующих обстоятельств.
Согласно п. 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. N Вк-4936, узел учета потребителя считается пригодным для ведения учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
При этом в силу п. 7.7 Правил перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
Судом установлено, что на начало отопительного сезона 2009 - 2010 года на доме <...> отсутствовал допуск прибора учета в эксплуатацию, показания приборов учета могли приниматься с 18 февраля 2010 года - с момента подписания акта о приемке в эксплуатацию.
С учетом указанного обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что расчет по формуле, содержащейся в пп. 3 п. 2 приложения N 2 к "Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам", произвести невозможно из-за отсутствия показателя - "размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.)", а именно, в связи с невозможностью определения показаний прибора учета в многоквартирном доме за весь отопительный период.
С начала отопительного сезона (октябрь 2009 г.) до 18 февраля 2010 г. в доме отсутствовали приборы учета тепловой энергии.
Согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разницы количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Согласно подп. "б" п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за горячее водоснабжение в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления коммунального ресурса. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги и в соответствии с под. 4 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разницы объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.
Указанными Правилами (п. 2 ч. 1) при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета предусмотрена возможность проведения корректировки размера платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год, по приведенной формуле.
Суд принял во внимание, что на сегодняшний день такой порядок определения платы за потребленную в многоквартирном жилом доме тепловую энергию законодательством РФ не установлен.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 4 ст. 427 ГК РФ условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.
Как правильно указал суд, без учета норм вышеуказанного законодательства, корректировка платы за отопление и горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета теплоснабжения, является незаконной.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета в доме в течение всего отопительного периода должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг, правовые основания проведения корректировки отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 26 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)