Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 07.08.2008 ПО ДЕЛУ N А38-4630/2007-21-87(21/11-2008)

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2008 г. по делу N А38-4630/2007-21-87(21/11-2008)


Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Отдельной Л.И.,
судей Прониной С.А., Синякиной Т.В.
при участии (05.08.2008) представителя
от истца: Петухова С.А. по доверенности от 09.01.2008 N 1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1", г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл,
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.02.2008 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2008
по делу N А38-4630/2007-21-87(21/11-2008),
принятые судьями Масловым Е.В.,
Вечкановым А.И., Аксеновой Г.А., Родиной Т.С.,
по иску муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1", г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл,
к товариществу собственников жилья "8 марта", п. Сурок Медведевского района Республики Марий Эл,
3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное образование "Медведевский муниципальный район"
в лице финансового отдела
о взыскании 559 252 рублей 54 копеек
и
установил:

муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1" (далее - МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ N 1") обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к товариществу собственников жилья "8 марта" (далее - ТСЖ "8 марта") о взыскании 559 252 рублей 54 копеек задолженности за тепловую энергию, поданную с января 2006 года по май 2007 года по договору от 13.01.2006.
До принятия судебного акта истец в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уменьшил размер исковых требований и просил взыскать 368 252 рубля 54 копейки стоимости тепловой энергии, поданной с ноября 2006 года по май 2007 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Медведевский муниципальный район" в лице финансового отдела.
Решением от 29.02.2008 суд взыскал с ответчика в пользу истца 143 620 рублей 22 копейки долга, поскольку пришел к выводу о том, что при расчетах за отпущенную теплоэнергию должны применяться тарифы, утвержденные органами местного самоуправления, а не Республиканской службой по тарифам Республики Марий Эл.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2008 решение оставлено без изменений по тем же мотивам.
В кассационной жалобе МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" просит Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя жалобы, тарифы на тепловую энергию вправе устанавливать только Республиканская служба по тарифам Республики Марий Эл, а органы местного самоуправления такими полномочиями не наделены.
Представитель истца в заседании суда округа поддержал доводы жалобы.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечил.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании, состоявшемся 05.08.2008, объявлялся перерыв до 16 часов 07.08.2008.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.02.2008 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2008 по делу N А38-4630/2007-21-87(21/11-2008) проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ N 1" (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "8 марта" (абонент) заключили договор от 13.01.2006 N 184, по условиям которого энергоснабжающая организация подает тепловую энергию для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения, а абонент оплачивает потребленную энергию по тарифам, утвержденным органом государственного регулирования тарифов региональной энергетической комиссией.
Во исполнение договорных обязательств энергоснабжающая организация подала тепловую энергию и теплоноситель в период с ноября 2006 года по май 2007 года в жилые дома, эксплуатацию и обслуживание которых осуществляет ТСЖ "8 марта". Размер оплаты определен в соответствии с тарифами, установленными постановлениями Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 23.11.2005 N 11 и от 27.11.2006 N 84.
Абонент считает, что при расчетах за теплоэнергию должны применяться тарифы для населения, утвержденные решением Собрания депутатов муниципального образования "Медведевский муниципальный район" от 31.01.2006 N 234-1У и постановлением главы администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" от 30.11.2006 N 1831.
Ответчик пояснил, что при заключении договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде ТСЖ выступает в имущественном обороте в интересах членов ТСЖ. Следовательно, обязательства ТСЖ "8 марта" перед энергоснабжающей организацией не могут быть большими, чем в случае заключения МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ N 1" договора с жильцами.
Предметом иска МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ N 1" явилось требование о взыскании с ТСЖ "8 марта" 368 252 рублей 54 копеек задолженности за отпущенную тепловую энергию в период с ноября 2006 года по май 2007 года.
Ответчик признал задолженность в сумме 143 620 рублей 22 копеек.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На основании статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответчик не оспаривает выполнение истцом обязательств по объему поданной электроэнергии.
Разногласия у спорящих сторон возникли по вопросу применения тарифов при установлении размера оплаты указанных услуг теплоснабжения.
Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В рамках рассматриваемых в настоящем деле правоотношений ТСЖ "8 марта" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ. В связи с этим при реализации услуг по теплоснабжению по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
При таких условиях правовые основания для применения в расчетах с ТСЖ "8 марта" тарифов, утвержденных Республиканской службой по тарифам Республики Марий Эл, у истца отсутствовали.
Доводы МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ N 1" о том, что установление тарифов на тепловую энергию не относится к компетенции органов местного самоуправления, несостоятельны.
В статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусмотрено, что предметом регулирования данного Закона являются правоотношения, возникающие при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями.
Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, к которым, согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, кроме прочих, отнесены горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Федеральный закон, регулирующий принципы и порядок установления тарифов на коммунальные услуги, на момент рассмотрения настоящего спора не принят. Вместе с тем из приведенной нормы следует, что утверждение названных тарифов отнесено к полномочиям не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органов местного самоуправления, что корреспондирует положениям части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, Собрание депутатов муниципального образования "Медведевский муниципальный район" и глава администрации муниципального образования вправе утверждать соответствующие тарифы для населения.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты приняты при правильном применении норм права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не выявлено. Кассационная жалоба МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ N 1" удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.02.2008 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2008 по делу N А38-4630/2007-21-87(21/11-2008) оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1", г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.И.ОТДЕЛЬНАЯ

Судьи
С.А.ПРОНИНА
Т.В.СИНЯКИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)