Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2011 N 05АП-7933/2010, 05АП-234/2011 ПО ДЕЛУ N А51-6246/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2011 г. N 05АП-7933/2010, 05АП-234/2011

Дело N А51-6246/2010

Резолютивная часть постановления оглашена 15 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: Н.В. Алферовой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Жариковой Е.В.
при участии:
- от МАУ "Расчетно-кассовый центр ЖКХ г. Владивостока": представитель Савельева А.А., доверенность N 2218 от 07.04.2009 сроком на три года, паспорт;
- от администрации г. Владивостока: представитель Царева В.В., доверенность N 1-3/5341 от 20.12.2010 сроком до 31.12.2011, удостоверение NN 048 от 16.01.2009;
- от Товарищества собственников жилья "Воскресенское": адвокат Елсукова Г.И., доверенность от 02.02.2011 сроком на один год, удостоверение адвоката N 262 от 10.01.2003,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы МАУ "Расчетно-кассовый центр ЖКХ г. Владивостока", администрации г. Владивостока Администрация г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-7933/2010, 05АП-234/2011
на решение от 25.11.2010
судьи Фокиной А.А.
по делу N А51-6246/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Товарищества собственников жилья "Воскресенское"
к администрации г. Владивостока, МАУ "Расчетно-кассовый центр ЖКХ г. Владивостока"
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении запрошенной письмом от 12.02.2010 технической документации на жилой многоквартирный дом N 10 по ул. Карла Либнехта в г. Владивостоке, и об обязании предоставить, а в случае отсутствия - восстановить за свой счет и передать заявителю техническую документацию на жилой многоквартирный дом N 10 по ул. Карла Либнехта в г. Владивостоке и документы регистрационного учета,

установил:

Товарищество собственников жилья "Воскресенское" (далее по тексту - "заявитель", "ТСЖ "Воскресенское", "Товарищество") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, а также с учетом замены судом ненадлежащих ответчиков, к Администрации города Владивосток и Муниципальному автономному учреждению "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства Владивостока" (далее по тексту - "ответчики", "Администрация", "МАУ "РКЦ ЖКХ Владивостока" ("Учреждение")):
- - о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непредставлении запрошенной письмом от 12.02.2010 технической документации на жилой многоквартирный дом N 10 по ул. Карла Либнехта в г. Владивостоке;
- - об обязании Администрацию в 60-дневный срок предоставить, а в случае отсутствия - восстановить за свой счет и передать Товариществу техническую документацию на жилой многоквартирный дом N 10 по ул. Карла Либнехта в г. Владивостоке, а именно:
1) документацию по электроснабжению многоквартирного дома: технические условия на подключение дома, утвержденный и согласованный проект подключения дома к электроснабжению, утвержденный и согласованный проект внутренней электрической разводки дома, акт границ балансовой принадлежности сетей электроснабжения на дом, акт приемки электрических сетей и установок дома в эксплуатацию, акты проверок состояния приборов учета электрической энергии за период с 08.09.2006 по настоящее время (в случае фактического проведения таких проверок),
2) документацию по водоснабжению и водоотведению в доме: технические условия на подключение дома, утвержденный и согласованный проект подключения дома к водоснабжению и водоотведению, утвержденный и согласованный проект внутренней разводки водоснабжения и водоотведения, согласование и копию договора на выделение лимитов водопотребления и водоотведения с КГУП "Примводоканал", акт приемки сетей водоснабжения и водоотведения в эксплуатацию, акт разграничения балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения,
3) акты осмотра вентиляционных каналов и шахт, систем канализации, холодного и горячего водоснабжения, поливочных наружных устройств (кранов, разводок), системы внутреннего водоотвода с крыши многоквартирного дома, общедомовых электрических сетей и этажных щитков, электрической сети в подвалах, подпольях и на чердаке, в том числе распаянных и протяжных коробок и ящиков, системы дымоудаления за период с 03.11.2003 по настоящее время, а в случае отсутствия таких актов провести осмотры жилого дома в целом, названных конструкций и инженерного оборудования и составить соответствующие акты осмотра;
- об обязании МАУ "РКЦ ЖКХ Владивостока" в 10-дневный срок предоставить Товариществу карточки регистрации по форме 9 и поквартирные карточки по форме 10, оформленные при регистрации граждан в жилых помещениях многоквартирного дома N 10 по ул. Карла Либнехта в г. Владивостоке.
Решением суда от 25.11.2010 г. заявленные требования удовлетворены.
Администрация г. Владивостока, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что суд не дал надлежащей оценки доводы администрации о том, что избранный заявителем способ защиты своих прав и интересов в данном случае является ненадлежащим. По мнению Администрации, между сторонами не возникло властных правоотношений, спор возник из гражданских правоотношений, основанных не на отношениях подчиненности, а на равенстве участников гражданского оборота. Администрация не возлагала на ТСЖ "Воскресенское" никаких публичных обязанностей, не выносила ТСЖ обязательных для исполнения предписаний, не принуждала к исполнению обязанностей. По мнению ответчика, суд при разрешении спора не выяснил и не установил предшествующую управляющую спорным домом организацию. Ходатайство о привлечении к участию в деле ООО "Управляющая компания Ленинского района г. Владивостока", которая управляла спорным домом по агентскому договору от 8.07.2005 N 064-1369/05 оставлено судом без удовлетворения. Ссылка суда на то, что поскольку до 17.05.2009, т.е. до принятия решения о способе управления спорным домом в форме ТСЖ, собственником квартир и балансодержателем дома являлось МО г. Владивосток, следовательно, администрация г. Владивостока в этот период несла бремя содержания принадлежащего ей муниципального имущества, в т.ч. по составлению, хранению и передаче технической документации, однако не исполнила надлежащим образом возложенные на нее обязанности, является несостоятельной и не подтвержденной материалами дела. Ссылаясь на положения ст. 15, 16 ЖК РФ Администрация указывает на то, что спорный дом задолго до 17.05.2009, после приватизации первой квартиры в этом доме, перестал быть муниципальной собственностью.
Суд применил к разрешению спора нормы ст. 9 и 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", которые, по мнению Администрации в данном случае применению не подлежат.
МАУ "РКЦ ЖКХ Владивостока" также подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить в виду неправильного применения норм материального права. Кроме того, обязанность передать Товариществу при его создании карточки регистрации по форме 9 и поквартирные карточки по форме 10 по спорному жилому дому законодательством не предусмотрена, поскольку документы регистрационного учета не могут быть отнесены к технической документации, которую передают эксплуатирующие организации; более того, распространение оператором персональных данных в соответствии с Федеральным законом N 152-ФЗ "О персональных данных" может быть произведено только с письменного согласия субъекта таких персональных данных, однако такое согласие граждан отсутствует.
Представители администрации г. Владивостока и МАУ РКЦ Владивостока" в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представитель ТСЖ "Воскресенское" по доводам жалобы возразила, согласно представленному отзыву считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.
Собственниками квартир многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Карла Либкнехта в г. Владивостоке (по тексту - "спорный жилой дом") 17.05.2009 принято решение о выборе способа управления в указанном доме в соответствии со статьями 44, 136 Жилищного кодекса РФ в форме товарищества собственников жилья (протокол N 1 внеочередного общего собрания собственников квартир жилого дома от 17.05.2009). В результате принятого решения 25.05.2009 создано ТСЖ "Воскресенское", что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 25.05.2009 серии 25 N 003287942.
Поскольку до принятия указанного выше решения о способе управления спорным жилым домом и до приватизации квартир в нем собственником квартир и балансодержателем указанного дома являлось муниципальное образование город Владивосток, то ТСЖ "Воскресенское" 26.02.2010 обратилось в Администрацию с заявлением от 12.02.2010 о выдаче технической документации на дом, в том числе технического паспорта, документации по электроснабжению, по водоснабжению и водоотведению, актов осмотра и проверки состояния инженерных коммуникаций и приборов учета, а также документов регистрационного учета - домовую книгу и карточки учета зарегистрированных (выбывших) в доме граждан.
Письмом от 22.03.2010 N 2031Д Администрация сообщила только о возможности получения Товариществом технического паспорта на спорный жилой дом, а также для целей мониторинга выбора способа управления в многоквартирных домах г. Владивостока предложила Товариществу представить ряд документов: протокол общего собрания, Устав, коды статистики, выписку из ЕГРЮЛ за последние 6 месяцев, а также сообщить дату перехода дома в управление ТСЖ.
В части предоставления иной технической документации (документации по электроснабжению, по водоснабжению и водоотведению, актов осмотра и проверки состояния инженерных коммуникаций и приборов учета) и документов регистрационного учета ответ в адрес Товарищества направлен Администрацией не был.
Помимо этого, с учетом сведений, полученных от Отдела УФМС России по Приморскому краю в Ленинском районе г. Владивостока, 23.06.2010 Товарищество обратилось в МАУ РКЦ ЖКХ с заявлением о передаче ему документов регистрационного учета (поквартирных карточек и карточек регистрации), однако получило отказ (письмо N 1066 от 29.06.2010) и разъяснение о том, что ТСЖ вправе организовать собственный учет граждан.
Считая бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении запрошенной технической документации на спорный жилой дом, незаконным, а также считая необходимым получить от Администрации и Учреждения техническую документацию на спорный жилой дом и документы регистрационного учета граждан, в нем проживающих, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Из положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 названной статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно части 9 статьи 162 ЖК РФ Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме. Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплуатацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации. Поэтому в данном случае подлежат применению общие правила ответственности за нарушение обязательств (глава 25 Гражданского кодекса).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 марта 2010 г. N 17074/09 отсутствие или утрата технической документации не может являться основанием для прекращения обязанности, предусмотренной пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. В соответствии со статьей 397 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения должником обязательства передать вещь кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
Статьей 398 Гражданского кодекса РФ определено, что в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору; вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и не следует из существа обязательства, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется кредитором своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ).
Следовательно, в случае предъявления товариществом собственников жилья требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (товариществу), а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать кредитору (товариществу).
В связи с тем, что до 17.05.2009, то есть до принятия решения о способе управления спорным жилым домом в форме товарищества собственников жилья, балансодержателем указанного дома являлось муниципальное образование город Владивосток, следовательно, именно администрация г. Владивостока в силу положений пунктов 3, 4, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпунктов 1, 9 пункта 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ и статьи 210 Гражданского кодекса РФ в этот период несла бремя содержания принадлежащего ему муниципального имущества, в том числе по составлению, хранению и передаче технической документации, однако не исполнила надлежащим образом возложенные на нее обязательства.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в передаче технической документации у Администрации не имелось. Доводы жалобы Администрации в вышеизложенной части признаются несостоятельными.
В соответствии с положениями статьями 9, 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При этом государственный орган, орган местного самоуправления должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления, дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомить о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (пункт 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Таким образом, Товарищество, обратившись 26.02.2010 в администрацию г. Владивостока как в уполномоченный орган с заявлением от 12.02.2010, вправе было рассчитывать на своевременное, полное и объективное рассмотрение своего обращения, а уполномоченный орган местного самоуправления обязан был рассмотреть заявление в установленные законом порядке и сроки, чего сделано не было.
Следовательно, заявив требование о признании бездействия Администрации незаконным, заявитель избрал надлежащий способ защиты своего нарушенного права. При этом судом установлено и указано выше, что Администрация является именно тем лицом, которое обязано было передать Товариществу техническую документацию на спорный дом.
Кроме того, отклоняя доводы жалобы Администрации о том, что между сторонами не возникло властных правоотношений, спор возник из гражданских правоотношений, основанных не на отношениях подчиненности, а на равенстве участников гражданского оборота, суд исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Как установлено судом, между собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. Карла Либкнехта, 10 и администрацией г. Владивостока отсутствуют гражданско-правовые отношения в связи с управлением названным многоквартирным домом.
Суд считает, что деятельность администрации г. Владивостока в сфере управления названным домом относится к сфере публично-правовых отношений, поскольку гражданско-правовую обязанность по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации орган местного самоуправления во исполнение пункта 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" не исполнил, возложенную на администрацию Уставом города Владивостока публично-правовую функцию по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в муниципальной собственности, ответчик передал по агентскому договору от 08.07.2005 ООО "УК Ленинского района".
Таким образом, в сложившихся обстоятельствах, администрация г. Владивостока является субъектом публичных правоотношений, обладающим властными полномочиями.
При таких обстоятельствах, ТСЖ "Воскресенское", обратившееся с заявлением 12.02.2010 в администрацию г. Владивостока как к публично-правовому образованию с вопросом о передаче технической документации на многоквартирный дом в связи с избранием собственниками помещений в качестве способа управления создание ТСЖ и администрация г. Владивостока, в рассматриваемом случае, не являются равноправными субъектами правоотношений, поскольку последние возникли не их гражданско-правового договора.
Таким образом, ненадлежащее исполнение администрацией г. Владивостока публично-правовой обязанности по передаче технической документации на многоквартирный дом ТСЖ "Воскресенское" предоставляет последнему право обращения в суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Оценив названные обстоятельства, требования заявителя к Администрации о признании незаконным бездействия и об обязании передать техническую документацию являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В части состава технической документации, подлежащей передаче, судом установлено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ целью создания ТСЖ является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу пункта 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В пункте 26 Правил указано, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Учитывая изложенное, а также требования пунктов 1.5.1, 2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, и Приложения N 1 к ним, пункта 3.5 "б" СНиП 03.01.2004-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утв. Постановлением Госстроя СССР N 84 от 21.04.1987, пункта 158 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006, суд считает обоснованными требования Товарищества к Администрации в части передачи следующей технической документации:
- - документации по электроснабжению многоквартирного дома (технических условий на подключение дома, утвержденного и согласованного проекта подключения дома к электроснабжению, утвержденного и согласованного проекта внутренней электрической разводки дома, акта границ балансовой принадлежности сетей электроснабжения на дом, акта приемки электрических сетей и установок дома в эксплуатацию, актов проверок состояния приборов учета электрической энергии за период с 2006 года по настоящее время (в случае фактического проведения таких проверок));
- - документации по водоснабжению и водоотведению в доме (технических условий на подключение дома, утвержденного и согласованного проекта подключения дома к водоснабжению и водоотведению, утвержденного и согласованного проекта внутренней разводки водоснабжения и водоотведения, согласования и копии договора на выделение лимитов водопотребления и водоотведения с КГУП "Примводоканал", акта приемки сетей водоснабжения и водоотведения в эксплуатацию, акта разграничения балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения);
- - актов осмотра вентиляционных каналов и шахт, систем канализации, холодного и горячего водоснабжения, поливочных наружных устройств (кранов, разводок), системы внутреннего водоотвода с крыши многоквартирного дома, общедомовых электрических сетей и этажных щитков, электрической сети в подвалах, подпольях и на чердаке, в том числе распаянных и протяжных коробок и ящиков, системы дымоудаления за период с 2003 года по настоящее время, а в случае отсутствия таких актов - проведения осмотров жилого дома в целом, названных конструкций и инженерного оборудования и составления соответствующих актов осмотра).
Согласно пунктов 1, 9, 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация содержания муниципального жилищного фонда (пункт 6 части 1).
В силу частей 1, 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ собственниками помещений в многоквартирном доме могут являться граждане и юридические лица (частный жилищный фонд), Российская Федерация либо ее субъект (государственный жилищный фонд), муниципальные образования (муниципальный жилищный фонд).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям, и именно учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Судом установлено, что в рамках осуществления контроля над муниципальной собственностью и управления такой собственностью администрацией г. Владивостока было учреждено МАУ "РКЦ ЖКХ г. Владивостока". Согласно пункту 2.1 Устава, целью его деятельности являются выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления полномочий органа местного самоуправления Владивостокского городского округа, связанных с организацией содержания муниципального жилищного фонда, его использованием, обеспечением сохранности и учетом.
Пунктами 2.3.15, 2.3.16 Устава Учреждения установлено, что для достижения целей своей деятельности Учреждение в числе видов деятельности осуществляет прием и оформление документов для регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства граждан; выдачу гражданам выписок из домовой книги, копий поквартирных карточек и иных справок по вопросам, касающимся их регистрации по месту пребывания и по месту жительства.
В соответствии с пунктом 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также жилищным, гражданским и другим законодательством РФ.
Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (пункт 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713).
Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, такими лицами признаются как должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда (пункт 1), так и собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда (пункт 2).
В силу пункта 58 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208, предусмотрено, что карточки регистрации по форме N 9 (постоянного срока хранения) и поквартирные карточки по форме N 10 (сроком хранения до снятия с регистрационного учета всех внесенных лиц) оформляются при регистрации граждан в жилые помещения как муниципального, так и частного жилищного фонда, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Таким образом, учетно-регистрационная документация на граждан, проживающих в многоквартирных домах, относится к иным документам, связанным с управлением многоквартирным домом.
Из сообщения Отдела УФМС России по Приморскому краю в Ленинском районе г. Владивостока от 17.08.2010 N МС20/2490 следует, что карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 оформляются и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию, в частности, по спорному жилому дому - в МАУ "РКЦ".
В связи с тем, что после приватизации всех квартир в спорном доме и создания собственниками жилых помещений спорного дома ТСЖ муниципального жилья в доме нет, довод жалобы Учреждения о том, что спорный жилой дом относится к муниципальному жилому фонду, отклоняется как противоречащий материалам дела.
Учитывая, что в обязанности Учреждения согласно его Уставу входит прием и оформление документов для регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства граждан только в муниципальном жилом фонде, суд приходит к выводу о том, что у МАУ РКЦ ЖКХ отсутствуют основания для удержания истребуемой документации, в связи с чем требования Товарищества в этой части также правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы жалобы Учреждения о том, что требования ТСЖ противоречат Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и нарушает права и законные интересы граждан на защиту своих прав, и о том, что ответчику необходимо вести учет, хранение и регистрацию документации на жилые помещения, в том числе жилые помещения муниципального жилищного фонда, отклоняются, поскольку статьей 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" органы местного самоуправления включены в перечень субъектов правоотношений, связанных с обработкой персональных данных, и Товарищество ответственно за регистрацию в жилых помещениях только частного (а именно - спорного жилого дома), а не муниципального жилищного фонда.
При этом, как Учреждение, так и Товарищество в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" являются операторами обработки персональных данных, следовательно, обладают одинаковым статусом, правами и обязанностями, в том числе и в области защиты персональных данных.
Суд также исходит из того, что в силу подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" согласия субъекта персональных данных, предусмотренного частью 1 данной статьи, не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора, а также в случае, если обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.
Учитывая, что в спорном многоквартирном жилом доме избрана только одна форма управления домом - товарищество собственников жилья, объединившее собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в доме, а в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод регистрация граждан в спорном доме может быть осуществлена только уполномоченными лицами товарищества собственников жилья, ответственными за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда, то именно на ТСЖ лежит обязанность по обработке персональных данных, субъектами которых являются граждане - собственники жилых помещений в доме.
Кроме того, из протокола N 1 внеочередного общего собрания собственников квартир жилого дома от 17.05.2009 прямо следует, что собственники жилых помещений в доме самостоятельно, собственной волей и в собственном интересе, выбрали именно такую форму управления домом (ТСЖ) и определили цели деятельности Товарищества. Такое соглашение собственников, создавших Товарищество, признается судом договором в смысле подпункта 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Установив факт бездействия администрации г. Владивостока выразившееся в непредставлении запрошенной письмом от 12.02.2010 технической документации на жилой многоквартирный дом N 10 по ул. Карла Либкнехта в г. Владивостоке, суд первой инстанции руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ принял законное и обоснованное решение о признании его незаконным и обязании ответчиков совершить действия, направленные на устранение нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Воскресенское".
Таким образом, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 25 ноября 2010 г. по делу N А51-6246/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий:
Г.А.СИМОНОВА
Судьи:
Н.В.АЛФЕРОВА
З.Д.БАЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)