Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Р.А. Гапеевой,
протокол судебного заседания вела судья Р.А. Гапеева,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Ликино-Дулевское предприятие городского хозяйства" (далее - ООО "Ликино-Дулевское ПГХ")
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГУ Госжилинспекция МО)
об обжаловании постановления по делу об административном правонарушении
в судебном заседании участие приняли представители:
- от ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" - Кошкарева Е.С., действующая по доверенности от 02 октября 2009 года;
- от ГУ Госжилинспекция МО - Наянов В.Б., действующий по доверенности от 16 февраля 2009 года N 221-Р-исх,
ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (л.д. 4), уточненным заявлением (л.д. 14, 15), дополнением к заявлению (л.д. 31, 32), с учетом заявления об исправления опечатки (л.д. 118) о признании незаконным постановления N 1-43-2221-11-2009/2 по делу об административном правонарушении, вынесенного 26 июня 2009 года заместителем начальника ГУ Госжилинспекция МО, которым оно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение правил содержания и ремонта жилого дома, выразившееся в непринятии мер по содержанию и ремонту жилого дома.
В заявлениях указано, что ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" использовало все возможности, для содержания жилых домов и (или) жилых помещений, согласно правилам содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. В функции управляющей компании не входит восстановление ранее разрушенного жилого фонда, который пришел в неисправное техническое состояние задолго до 2008 года. Проверка проведена с нарушением части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи с чем результаты проверки не могут являться доказательствами совершения нарушения юридическим лицом.
Представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ГУ Госжилинспекция МО заявленные требования не признал, считает, что обязанность по содержанию дома лежит на ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" на основании Договора на управление многоквартирным домом, оспариваемое постановление, по его мнению, вынесено законно и обоснованно.
Из материалов дела арбитражный суд установил следующее.
В адрес ГУ Госжилинспекции МО поступили коллективные обращения жителей г. Ликино-Дулево, Орехово-Зуевского района, Московской области, проживающих по адресу: ул. Октябрьская, ФУБР 1, 2, 3, 4 о содействии в проведении капитального ремонта домов (л.д. 55, 56, 58, 59).
Сотрудниками ГУ Госжилинспекция МО на основании Распоряжения заместителя начальника от 29 мая 2009 года N 1-43-2221-11-2009, Решения Орехово-Зуевского городского прокурора о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 16 июня 2009 года было проведено мероприятие по государственному контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда в отношении ООО "Ликино-Дулевское ПГХ", являющегося управляющей организацией жилых домов по вышеуказанному адресу, отвечающего за техническое состояние и предоставление жилищно-коммунальных услуг.
О дате и времени проведения проверки ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" извещено письменным Уведомлением, полученным заявителем 16 июня 2009 года входящий N 107 (л.д. 64).
В ходе проведения мероприятия по контролю установлено: разрушение отмостки по периметру дома; выкрашивание кирпичей фасадной части дома; разрушение кирпичной кладки оголовка вытяжки; отсутствие входных дверей в подъездах N 2, N 3; разрушение оконных заполнений в подъездах N 1, 2, 3, 4; захламленность входов техподполья; разрушение окрасочного и штукатурного слоев конструкций лестничных клеток; ветхое состояние электропроводки в квартире N 14, N 24; в квартире N 14 вскрытие пола для подхода к ремонту теплотрассы; разрушение штукатурного слоя до дранки в квартирах N 5, 6, 14, 17, 18, 24; отсутствие прибора отопления в подъезде N 1; повреждение канализационного стояка в туалете квартиры N 24; повреждение кровельного покрытия над квартирами подъезда N 3; повреждение лестничных маршей в подъезде N 3; отсутствие козырьков над входами в подъезде дома.
По результатам проверки был составлен Акт проверки от 17 июня 2009 года N 1-43-2221-11-2009/2 (л.д. 66 - 68).
О месте и времени составления протокола ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" извещено письменным Уведомлением, полученным заявителем 18 июня 2009 года входящий N 109 (л.д. 65).
На основании указанного Акта проверки 19 июня 2009 года должностным лицом ГУ Госжилинспекция МО составлен протокол N 1-43-2221-11-2009/2 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, из которого следует, что административное правонарушение выразилось в непринятии ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" мер по содержанию и ремонту жилого дома N 3 по ул. Октябрьской, г. Ликино-Дулево, Орехово-Зуевского района, Московской области, в непроведении ремонтных работ, тем самым были нарушены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, а именно п. 4.1.7. - просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках необходимо заделывать; п. 4.2.1.1. - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; п. 5.7.2. - устранение всех выявленных неисправностей системы вентиляции; п. 4.7.1. - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей; п. 4.1.15. - не допускается захламлять и загрязнять подвальные помещения; п. 3.2.2. - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов, расположенных на лестничных клетках, требуемое санитарное состояние лестничных клеток; п. 5.6.2. - организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию внутридомовых электрических сетей питания; п. 4.6.1.1. - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли; п. 5.8.3. - организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать устранение дефектов и негерметичности стыков соединений в системах канализации; п. 4.4.1. - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (л.д. 69 - 71).
Протокол составлен в присутствии законного представителя ООО "Ликино-Дулевское ПГХ", права, предусмотренные КоАП РФ для лиц, привлекаемых к административной ответственности ему разъяснены, копия протокола вручена.
ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" выдано предписание от 19 июня 2009 N 1-43-2221-11-2009/2 об устранении выявленных нарушений в срок до 15 сентября 2009 года (л.д. 72, 73).
19 июня 2009 года заместителем начальника ГУ Госжилинспекция МО вынесено определение N 1-43-2221-11-2009/2 о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 29 июня 2009 года, которое получено ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" 19 июня 2009 года входящий N 111 (л.д. 75).
Заместителем начальника ГУ Госжилинспекция МО вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 29 июня 2009 года N 1-43-2221-11-2009/2, которым ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренным статьей 7.22 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 76 - 78).
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что оснований для удовлетворения требований ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" об отмене постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 23.55 КоАП РФ установлено, что органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, государственной жилищной инспекции, вправе руководители государственных жилищных инспекций, их заместители.
Постановлением Правительства Московской области от 19 ноября 2003 года N 674/43 образована Государственная жилищная инспекция Московской области.
Пунктом 1 Постановления Правительства Московской области от 12 сентября 2007 года N 674/28 Государственная жилищная инспекция Московской области преобразована в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Пунктом 2 указанного Постановления утверждено Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение).
Согласно пунктам 14.10, 14.11 Положения ГУ Госжилинспекция МО имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с законодательством, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность, за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.
Для привлечения лица к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ необходимо доказать, что оно является ответственным за содержание домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) помещений.
Арбитражный суд считает, что в судебном заседании ГУ Госжилинспекция МО указанные обстоятельства доказаны.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Собственники помещений многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Ликино-Дулево, ул. Октябрьская, д. 3, выбрали способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией.
01 августа 2008 года собственниками помещений указанного многоквартирного дома (Собственники) с одной стороны, и ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" (Управляющая организация), с другой стороны, заключили договор на оказание услуг по управлению многоквартирным домом (далее - Договор) (л.д. 35 - 44).
В соответствии с п. 7 Договор вступает в юридическую силу с 01 августа 2008 года. Срок действия Договора пять лет.
В соответствии с пунктом 2 Договора Управляющая организация принимает на себя полномочия по выбору обслуживающих, ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключение с ними договоров от имени и за счет Собственников (подпункт 2.1.1 Договора); по распоряжению общим имуществом многоквартирного дома с последующим использованием денежных средств от хозяйственного оборота общего имущества на содержание, ремонт дома, а также на иные цели устанавливаемые Собственниками (подпункт 2.1.11 Договора).
Согласно подпункту 3.2.2. Договора управляющая организация обязана выполнять работы по содержанию, текущему, капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома с надлежащим качеством и с соблюдением установленных норм и стандартов и условий настоящего договора.
Таким образом, арбитражный суд установил, что ООО "Ликино-Дулевское ПГХ", является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в жилом доме.
В результате проверки установлено, что с момента заключения Договора ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" не принято мер по содержанию и ремонту указанного жилого дома, выразившееся в не проведение ремонтных работ, предусмотренных пунктами 4.1.7., 4.2.1.1., 5.7.2., 4.7.1., 4.1.15., 3.2.2., 5.6.2., 4.6.1.1., 5.8.3., 4.4.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Частью 1 статьи 64 АПК РФ установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт вменяемого заявителю административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ - нарушение правил содержания и ремонта жилого дома, подтвержден следующими доказательствами:
- - обращениями жителей указанного жилого дома о содействии в проведении капитального ремонта от 20 декабря 2007 года, 13 апреля 2009 года, 17 апреля 2009 года;
- - актом проверки от 17 июня 2009 года N 1-43-2221-11-2009/2;
- - протоколом об административном правонарушении от 19 июня 2009 года N 1-43-2221-11-2009/2;
- - фотоматериалами (л.д. 81 - 101).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" приняло все зависящие от него меры по выполнению функций по содержанию указанного жилого дома в надлежащем состоянии, арбитражному суду не представлено, в связи с чем оно обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Исходя из имеющихся доказательств, арбитражный суд установил, что факт совершения ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" административного правонарушения установленного статьей 7.22 КоАП РФ, и его вина в совершении данного правонарушения доказана.
Довод ООО "Ликино-Дулевское ПГХ", со ссылкой на Акт осмотра, проведенного осенью 2008 года о том, что в функции управляющей компании не входит восстановление ранее разрушенного жилого фонда, который пришел в неисправное техническое состояние задолго до 2008 года, признается судом не состоятельным в связи со следующим.
Из Акта результатов осмотра дома по ул. Октябрьская, д. 3 осенью 2008 года, следует, что необходим капитальный ремонт фундамента и отмостки - 100%; необходим частичный ремонт стен - 12 кв. м; течь кровли в квартирах N 17, 29; необходимо изготовить и установить входные двери в 4 подъездах; необходимо изготовить и установить оконные блоки, произвести остекление; необходимо произвести текущий ремонт подъездов (л.д. 21).
В соответствии с приложениями N 2 и N 7 к Правилам от 27 сентября 2003 года N 170 к текущему ремонту относятся: ремонт гидроизоляции крыш предельные, сроки устранения таких неисправностей составляют одни сутки; смена и восстановление оконных и дверных заполнений, сроки устранения таких неисправностей составляют в зимнее время одни сутки, в летнее время трое суток. Сроки устранения отдельных неисправностей указаны с момента их обнаружения или заявки жильцов.
Как следует из протокола об административном правонарушении, акта проверки, представленных в материалы дела фотоснимков неисправности, зафиксированные в Акте осмотра, на момент проведения проверки ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" устранены не были, в связи с чем, суд приходит к выводу, что заявитель имел возможность с момента вступления в силу Договора на оказание услуг по управлению многоквартирным домом от 01 августа 2008 года устранить данные неисправности. Доказательств подтверждающих обратное, заявителем суду не представлено.
Довод заявителя о том, что проверка проведена с нарушением части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), в связи с чем результаты проверки не могут являться доказательствами совершения нарушения юридическим лицом, признается судом необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
- - частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона (пункт 1);
- - частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) (пункт 4).
В соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Как следует из Акта проверки от 17 июня 2009 года, проверка проводилась с 15.30 до 16.15. Из данного Акта также следует директор ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" Курочкин В.Б. с копией распоряжения о проведении проверки ознакомлен. Из Уведомления о проведении проверки от 16 июля 2009 года, следует, что заявителем оно было получено 16 июля 2009 года.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Как следует из представленных документов, в том числе из Акта проверки от 17 июня 2009 года проверка в отношении ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" проведена на основании Распоряжения заместителя начальника ГУ Госжилинспекция МО, Решения Орехово-Зуевского городского прокурора о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 16 июня 2009 года. Данные документы также присутствуют в материалах дела (л.д. 60, 61, 63).
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу, что ГУ Госжилинспекция МО, при проведении проверки, нарушений части 16 статьи 10, части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ не допущено.
Суд, не ограничиваясь доводами заявителя, проверив оспариваемое постановление в полном объеме, установил, что положения статей 4.5, 25.1, 28.2 КоАП РФ соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен, и постановление о привлечении к административной ответственности вынесено надлежащими лицами, в пределах их компетенции, с соблюдением процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Административное наказание назначено в пределах срока привлечения к административной ответственности и с учетом всех обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
обществу с ограниченной ответственностью "Ликино-Дулевское предприятие городского хозяйства" в удовлетворении заявления об отмене постановления N 1-43-2221-11-2009/2 по делу об административном правонарушении, вынесенного 26 июня 2009 года заместителем начальника Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", отказать.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.12.2009 ПО ДЕЛУ N А41-26304/09
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 декабря 2009 г. по делу N А41-26304/09
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Р.А. Гапеевой,
протокол судебного заседания вела судья Р.А. Гапеева,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Ликино-Дулевское предприятие городского хозяйства" (далее - ООО "Ликино-Дулевское ПГХ")
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГУ Госжилинспекция МО)
об обжаловании постановления по делу об административном правонарушении
в судебном заседании участие приняли представители:
- от ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" - Кошкарева Е.С., действующая по доверенности от 02 октября 2009 года;
- от ГУ Госжилинспекция МО - Наянов В.Б., действующий по доверенности от 16 февраля 2009 года N 221-Р-исх,
установил:
ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (л.д. 4), уточненным заявлением (л.д. 14, 15), дополнением к заявлению (л.д. 31, 32), с учетом заявления об исправления опечатки (л.д. 118) о признании незаконным постановления N 1-43-2221-11-2009/2 по делу об административном правонарушении, вынесенного 26 июня 2009 года заместителем начальника ГУ Госжилинспекция МО, которым оно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение правил содержания и ремонта жилого дома, выразившееся в непринятии мер по содержанию и ремонту жилого дома.
В заявлениях указано, что ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" использовало все возможности, для содержания жилых домов и (или) жилых помещений, согласно правилам содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. В функции управляющей компании не входит восстановление ранее разрушенного жилого фонда, который пришел в неисправное техническое состояние задолго до 2008 года. Проверка проведена с нарушением части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи с чем результаты проверки не могут являться доказательствами совершения нарушения юридическим лицом.
Представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ГУ Госжилинспекция МО заявленные требования не признал, считает, что обязанность по содержанию дома лежит на ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" на основании Договора на управление многоквартирным домом, оспариваемое постановление, по его мнению, вынесено законно и обоснованно.
Из материалов дела арбитражный суд установил следующее.
В адрес ГУ Госжилинспекции МО поступили коллективные обращения жителей г. Ликино-Дулево, Орехово-Зуевского района, Московской области, проживающих по адресу: ул. Октябрьская, ФУБР 1, 2, 3, 4 о содействии в проведении капитального ремонта домов (л.д. 55, 56, 58, 59).
Сотрудниками ГУ Госжилинспекция МО на основании Распоряжения заместителя начальника от 29 мая 2009 года N 1-43-2221-11-2009, Решения Орехово-Зуевского городского прокурора о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 16 июня 2009 года было проведено мероприятие по государственному контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда в отношении ООО "Ликино-Дулевское ПГХ", являющегося управляющей организацией жилых домов по вышеуказанному адресу, отвечающего за техническое состояние и предоставление жилищно-коммунальных услуг.
О дате и времени проведения проверки ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" извещено письменным Уведомлением, полученным заявителем 16 июня 2009 года входящий N 107 (л.д. 64).
В ходе проведения мероприятия по контролю установлено: разрушение отмостки по периметру дома; выкрашивание кирпичей фасадной части дома; разрушение кирпичной кладки оголовка вытяжки; отсутствие входных дверей в подъездах N 2, N 3; разрушение оконных заполнений в подъездах N 1, 2, 3, 4; захламленность входов техподполья; разрушение окрасочного и штукатурного слоев конструкций лестничных клеток; ветхое состояние электропроводки в квартире N 14, N 24; в квартире N 14 вскрытие пола для подхода к ремонту теплотрассы; разрушение штукатурного слоя до дранки в квартирах N 5, 6, 14, 17, 18, 24; отсутствие прибора отопления в подъезде N 1; повреждение канализационного стояка в туалете квартиры N 24; повреждение кровельного покрытия над квартирами подъезда N 3; повреждение лестничных маршей в подъезде N 3; отсутствие козырьков над входами в подъезде дома.
По результатам проверки был составлен Акт проверки от 17 июня 2009 года N 1-43-2221-11-2009/2 (л.д. 66 - 68).
О месте и времени составления протокола ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" извещено письменным Уведомлением, полученным заявителем 18 июня 2009 года входящий N 109 (л.д. 65).
На основании указанного Акта проверки 19 июня 2009 года должностным лицом ГУ Госжилинспекция МО составлен протокол N 1-43-2221-11-2009/2 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, из которого следует, что административное правонарушение выразилось в непринятии ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" мер по содержанию и ремонту жилого дома N 3 по ул. Октябрьской, г. Ликино-Дулево, Орехово-Зуевского района, Московской области, в непроведении ремонтных работ, тем самым были нарушены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, а именно п. 4.1.7. - просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках необходимо заделывать; п. 4.2.1.1. - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; п. 5.7.2. - устранение всех выявленных неисправностей системы вентиляции; п. 4.7.1. - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей; п. 4.1.15. - не допускается захламлять и загрязнять подвальные помещения; п. 3.2.2. - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов, расположенных на лестничных клетках, требуемое санитарное состояние лестничных клеток; п. 5.6.2. - организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию внутридомовых электрических сетей питания; п. 4.6.1.1. - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли; п. 5.8.3. - организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать устранение дефектов и негерметичности стыков соединений в системах канализации; п. 4.4.1. - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (л.д. 69 - 71).
Протокол составлен в присутствии законного представителя ООО "Ликино-Дулевское ПГХ", права, предусмотренные КоАП РФ для лиц, привлекаемых к административной ответственности ему разъяснены, копия протокола вручена.
ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" выдано предписание от 19 июня 2009 N 1-43-2221-11-2009/2 об устранении выявленных нарушений в срок до 15 сентября 2009 года (л.д. 72, 73).
19 июня 2009 года заместителем начальника ГУ Госжилинспекция МО вынесено определение N 1-43-2221-11-2009/2 о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 29 июня 2009 года, которое получено ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" 19 июня 2009 года входящий N 111 (л.д. 75).
Заместителем начальника ГУ Госжилинспекция МО вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 29 июня 2009 года N 1-43-2221-11-2009/2, которым ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренным статьей 7.22 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 76 - 78).
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что оснований для удовлетворения требований ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" об отмене постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 23.55 КоАП РФ установлено, что органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, государственной жилищной инспекции, вправе руководители государственных жилищных инспекций, их заместители.
Постановлением Правительства Московской области от 19 ноября 2003 года N 674/43 образована Государственная жилищная инспекция Московской области.
Пунктом 1 Постановления Правительства Московской области от 12 сентября 2007 года N 674/28 Государственная жилищная инспекция Московской области преобразована в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Пунктом 2 указанного Постановления утверждено Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение).
Согласно пунктам 14.10, 14.11 Положения ГУ Госжилинспекция МО имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с законодательством, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность, за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.
Для привлечения лица к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ необходимо доказать, что оно является ответственным за содержание домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) помещений.
Арбитражный суд считает, что в судебном заседании ГУ Госжилинспекция МО указанные обстоятельства доказаны.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Собственники помещений многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Ликино-Дулево, ул. Октябрьская, д. 3, выбрали способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией.
01 августа 2008 года собственниками помещений указанного многоквартирного дома (Собственники) с одной стороны, и ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" (Управляющая организация), с другой стороны, заключили договор на оказание услуг по управлению многоквартирным домом (далее - Договор) (л.д. 35 - 44).
В соответствии с п. 7 Договор вступает в юридическую силу с 01 августа 2008 года. Срок действия Договора пять лет.
В соответствии с пунктом 2 Договора Управляющая организация принимает на себя полномочия по выбору обслуживающих, ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключение с ними договоров от имени и за счет Собственников (подпункт 2.1.1 Договора); по распоряжению общим имуществом многоквартирного дома с последующим использованием денежных средств от хозяйственного оборота общего имущества на содержание, ремонт дома, а также на иные цели устанавливаемые Собственниками (подпункт 2.1.11 Договора).
Согласно подпункту 3.2.2. Договора управляющая организация обязана выполнять работы по содержанию, текущему, капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома с надлежащим качеством и с соблюдением установленных норм и стандартов и условий настоящего договора.
Таким образом, арбитражный суд установил, что ООО "Ликино-Дулевское ПГХ", является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в жилом доме.
В результате проверки установлено, что с момента заключения Договора ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" не принято мер по содержанию и ремонту указанного жилого дома, выразившееся в не проведение ремонтных работ, предусмотренных пунктами 4.1.7., 4.2.1.1., 5.7.2., 4.7.1., 4.1.15., 3.2.2., 5.6.2., 4.6.1.1., 5.8.3., 4.4.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Частью 1 статьи 64 АПК РФ установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт вменяемого заявителю административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ - нарушение правил содержания и ремонта жилого дома, подтвержден следующими доказательствами:
- - обращениями жителей указанного жилого дома о содействии в проведении капитального ремонта от 20 декабря 2007 года, 13 апреля 2009 года, 17 апреля 2009 года;
- - актом проверки от 17 июня 2009 года N 1-43-2221-11-2009/2;
- - протоколом об административном правонарушении от 19 июня 2009 года N 1-43-2221-11-2009/2;
- - фотоматериалами (л.д. 81 - 101).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" приняло все зависящие от него меры по выполнению функций по содержанию указанного жилого дома в надлежащем состоянии, арбитражному суду не представлено, в связи с чем оно обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Исходя из имеющихся доказательств, арбитражный суд установил, что факт совершения ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" административного правонарушения установленного статьей 7.22 КоАП РФ, и его вина в совершении данного правонарушения доказана.
Довод ООО "Ликино-Дулевское ПГХ", со ссылкой на Акт осмотра, проведенного осенью 2008 года о том, что в функции управляющей компании не входит восстановление ранее разрушенного жилого фонда, который пришел в неисправное техническое состояние задолго до 2008 года, признается судом не состоятельным в связи со следующим.
Из Акта результатов осмотра дома по ул. Октябрьская, д. 3 осенью 2008 года, следует, что необходим капитальный ремонт фундамента и отмостки - 100%; необходим частичный ремонт стен - 12 кв. м; течь кровли в квартирах N 17, 29; необходимо изготовить и установить входные двери в 4 подъездах; необходимо изготовить и установить оконные блоки, произвести остекление; необходимо произвести текущий ремонт подъездов (л.д. 21).
В соответствии с приложениями N 2 и N 7 к Правилам от 27 сентября 2003 года N 170 к текущему ремонту относятся: ремонт гидроизоляции крыш предельные, сроки устранения таких неисправностей составляют одни сутки; смена и восстановление оконных и дверных заполнений, сроки устранения таких неисправностей составляют в зимнее время одни сутки, в летнее время трое суток. Сроки устранения отдельных неисправностей указаны с момента их обнаружения или заявки жильцов.
Как следует из протокола об административном правонарушении, акта проверки, представленных в материалы дела фотоснимков неисправности, зафиксированные в Акте осмотра, на момент проведения проверки ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" устранены не были, в связи с чем, суд приходит к выводу, что заявитель имел возможность с момента вступления в силу Договора на оказание услуг по управлению многоквартирным домом от 01 августа 2008 года устранить данные неисправности. Доказательств подтверждающих обратное, заявителем суду не представлено.
Довод заявителя о том, что проверка проведена с нарушением части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), в связи с чем результаты проверки не могут являться доказательствами совершения нарушения юридическим лицом, признается судом необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
- - частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона (пункт 1);
- - частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) (пункт 4).
В соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Как следует из Акта проверки от 17 июня 2009 года, проверка проводилась с 15.30 до 16.15. Из данного Акта также следует директор ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" Курочкин В.Б. с копией распоряжения о проведении проверки ознакомлен. Из Уведомления о проведении проверки от 16 июля 2009 года, следует, что заявителем оно было получено 16 июля 2009 года.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Как следует из представленных документов, в том числе из Акта проверки от 17 июня 2009 года проверка в отношении ООО "Ликино-Дулевское ПГХ" проведена на основании Распоряжения заместителя начальника ГУ Госжилинспекция МО, Решения Орехово-Зуевского городского прокурора о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 16 июня 2009 года. Данные документы также присутствуют в материалах дела (л.д. 60, 61, 63).
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу, что ГУ Госжилинспекция МО, при проведении проверки, нарушений части 16 статьи 10, части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ не допущено.
Суд, не ограничиваясь доводами заявителя, проверив оспариваемое постановление в полном объеме, установил, что положения статей 4.5, 25.1, 28.2 КоАП РФ соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен, и постановление о привлечении к административной ответственности вынесено надлежащими лицами, в пределах их компетенции, с соблюдением процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Административное наказание назначено в пределах срока привлечения к административной ответственности и с учетом всех обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
обществу с ограниченной ответственностью "Ликино-Дулевское предприятие городского хозяйства" в удовлетворении заявления об отмене постановления N 1-43-2221-11-2009/2 по делу об административном правонарушении, вынесенного 26 июня 2009 года заместителем начальника Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", отказать.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней.
Судья
Р.А.ГАПЕЕВА
Р.А.ГАПЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)