Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Городок" - Селюжицкой Н.А. (доверенность от 01.06.2011),
представитель Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 апреля 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 февраля 2012 года по делу N А49-6225/2011 (судья Дудорова Н.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городок" (ОГРН 1075802000075, ИНН 5802006775), г. Каменка Пензенской области, к Средне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1026402664200, ИНН 6455008195), г. Пенза,
об оспаривании предписания N 581-5113 от 05 августа 2011 года в части,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городок" (далее - ООО "Городок", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Средне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Средне-Волжское Управление Ростехнадзора) о признании недействительным предписания от 05.08.2011 N 581-5113 в части возложения обязанностей, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания (т. 1 л.д. 5 - 8).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 16.02.2012 года по делу N А49-6225/2011 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным предписание Средне-Волжского Управления Ростехнадзора от 05.08.2011 N 581-5113 в части возложения на ООО "Городок" обязанностей, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания (т. 2 л.д. 6 - 17).
В апелляционной жалобе Ростехнадзор просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 24 - 26).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Ростехнадзора, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18.08.2011 N 581-Р (т. 1 л.д. 57 - 58) должностными лицами Ростехнадзора в период с 02.08.2011 по 05.08.2011 проведена плановая проверка ООО "Городок" с целью осуществления контроля выполнения и соблюдения обязательных требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов.
Результаты проверки отражены в акте проверки N 581 - 5113 от 05.08.11 (т. 1 л.д. 60 - 61).
Из акта проверки следует, что в ходе проведенной проверки Ростехнадзором установлено: основным видом деятельности Общества является деятельность по управлению жилищным фондом; содержание и ремонт жилого фонда; уборка и благоустройство придомовых территорий. Общество обслуживает 70 многоквартирных домов переменной этажности по договорам о содержании и текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Общество заключает договоры с представителем собственников жилого дома.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
1. Слесари в штате организации не обучены и не аттестованы на знание Правил технической эксплуатации тепловых установок (ПТЭТЭ), нарушен пункт 2.1.1 ПТЭТЭ.
По дому N 1 по ул. Белинского:
2. Не проведены испытания на плотность и прочность системы отопления здания, нарушен пункт 9.2.12 ПТЭТЭ.
3. Не проведена промывка системы отопления здания, нарушен пункт 9.2.9 ПТЭТЭ.
4. Отсутствует инструкция по эксплуатации тепловой энергоустановки здания, нарушены пункты 2.8.1, 2.8.6 ПТЭТЭ.
5. Отсутствует технический паспорт на тепловые пункты здания, нарушен пункт 9.1.5 ПТЭТЭ.
6. Отсутствует график планово-предупредительного ремонта оборудования на 2010 - 2011 г.г. тепловых пунктов здания, нарушены пункты 2.7.1, 2.7.3 ПТЭТЭ.
7. Специалистами организации не проводятся осмотры тепловых пунктов. Отсутствует оперативный журнал, нарушен пункт 9.1.55 ПТЭТЭ.
8. Часть манометров, использующихся в тепловых пунктах здания, не прошли метрологическую поверку, нарушен пункт 2.9.1 ПТЭТЭ.
9. На части трубопроводов и тепловой энергоустановке отсутствует тепловая изоляция, нарушены пункты 9.12, 9.3.7 ПТЭТЭ.
По дому N 3 по ул. Театральный проезд:
10. Не проведены испытания на плотность и прочность системы отопления здания, нарушен пункт 9.2.12 ПТЭТЭ.
11. Не проведена промывка системы отопления здания, нарушен пункт 9.2.9 ПТЭТЭ.
12. Отсутствует инструкция по эксплуатации тепловой энергоустановки здания, нарушены пункты 2.8.1, 2.8.6 ПТЭТЭ.
13. Отсутствует технический паспорт на тепловые пункты здания, нарушен пункт 9.1.5 ПТЭТЭ.
14. Отсутствует график планово-предупредительного ремонта оборудования на 20102011 г. тепловых пунктов здания, нарушены пункты 2.7.1, 2.7.3 ПТЭТЭ.
15. Специалистами организации не проводятся осмотры тепловых пунктов.
Отсутствует оперативный журнал, нарушен пункт 9.1.55 ПТЭТЭ.
16. Часть манометров, использующихся в тепловых пунктах здания, не прошли метрологическую поверку, нарушен пункт 2.9.1 ПТЭТЭ.
По дому N 87 по ул. Советская:
17. Не проведена промывка системы отопления здания, нарушен пункт 9.2.9 ПТЭТЭ.
18. Не проведены испытания на плотность и прочность системы отопления здания, нарушен пункт 9.2.12 ПТЭТЭ.
19. Манометры, использующиеся в тепловой энергоустановке здания, не прошли метрологическую поверку, нарушен пункт 2.9.1 ПТЭТЭ.
По итогам проверки Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 05.08.2011 N 581-5113 (т. 1 л.д. 62 - 64).
12.10.2011 заявитель сообщил Ростехнадзору об исполнении пунктов 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18, 19 предписания.
В остальной части заявитель с предписанием не согласился, оспаривая в арбитражном суде пункты 1, 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Оспариваемое заявителем предписание выдано Ростехнадзором в целях устранения выявленных в ходе проверки допущенных Обществом нарушений требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 115 от 24.03.03 (далее - ПТЭТЭ).
Оспариваемыми пунктами предписания заявителю предписано совершить действия, направленные на устранение нарушения следующих норм.
Пункт 2.1.1 ПТЭТЭ (пункт 1 предписания), согласно которому эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом.
В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации тепловых энергоустановок в организации создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией.
Пункт 2.7.1 ПТЭТЭ (пункты 6, 14 предписания), в соответствии с которым при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию. Сроки планово-предупредительного ремонта тепловых энергоустановок устанавливаются в соответствии с требованиями заводов-изготовителей или разрабатываются проектной организацией. Перечень оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту, разрабатывается ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и утверждается руководителем организации.
Пункт 2.8.1 ПТЭТЭ (пункты 4, 12 предписания) в той части, что при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы: инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей.
Пункт 2.8.6 ПТЭТЭ (пункты 4, 12 предписания), в силу которого в инструкциях по эксплуатации тепловой энергоустановки приводятся: краткое техническое описание энергоустановки; критерии и пределы безопасного состояния и режимов работы; порядок подготовки к пуску, пуск, остановки во время эксплуатации и при устранении нарушений в работе; порядок технического обслуживания; порядок допуска к осмотру, ремонту и испытаниям; требования по безопасности труда, взрыво- и пожаробезопасности, специфические для данной энергоустановки. По усмотрению технического руководителя инструкции могут быть дополнены.
Пункт 9.1.5 ПТЭТЭ (пункты 5, 13 предписания), согласно которому на каждый тепловой пункт составляется технический паспорт.
Как следует из пункта 1.1 ПТЭТЭ, данные Правила устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Ответственность за выполнение данных Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.7 ПТЭТЭ).
В целях ПТЭТЭ тепловая энергоустановка - энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя; тепловой пункт - комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя.
Пункты 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания направлены на устранение нарушений, допущенных, по мнению ответчика, при осуществлении заявителем деятельности в жилых домах по адресам: ул. Белинского, 1, Театральный проезд, 3 в г. Каменка Пензенской области.
Собственниками помещений указанных жилых домов избран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу части 1.1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме (часть 2.1 статьи 164 ЖК РФ).
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (часть 3 статьи 164 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.06 (далее - Правила содержания общего имущества).
Согласно пункту 1 названных Правил в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
В числе прочего в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома (подпункт "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества).
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества).
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (пункт 12 Правил содержания общего имущества).
В соответствии с пунктом 16 названных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:
а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ;
б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил содержания общего имущества).
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 28 Правил содержания общего имущества).
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений (пункт 32 Правил содержания общего имущества).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственниками помещений в жилых домах, при осуществлении деятельности в которых ответчиком выявлены нарушения, избран способ непосредственного управления многоквартирным домом. По правилам статьи 164 ЖК РФ между представителями собственников и Обществом заключены договоры о содержании и текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (т. 1 л.д. 23 - 25, л.д. 145 - 147).
В приложениях N 1 к указанным договорам сторонами определены состав общего имущества и границы обслуживания, в приложениях N 2 согласован перечень работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 4 Приложения N 1 к договорам о содержании и текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества входит внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, регулирующей и запорной арматуры.
Относительно системы отопления Общество в соответствии с приложением N 2 к названным договорам приняло на себя выполнение следующих работ: при проведении технических осмотров или по заявке: устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления и горячего водоснабжения (набивка сальников, мелкий ремонт теплоизоляции, устранение течи в трубопроводах, приборах и арматуре, разборка, осмотр и очистка вентилей, задвижек, очистка от накипи запорной арматуры и др.); смена участков трубопроводов; при подготовке дома к эксплуатации в осенне-зимний период: ремонт, регулировка и гидравлические испытание систем отопления; укомплектование тепловых вводов поверенными контрольно-измерительными приборами.
Обслуживание, эксплуатация тепловых пунктов, тепловых энергоустановок, в понимании, определенном ПТЭТЭ, на Общество не возложены ни договорами, заключенными с собственниками помещений в жилых домах, ни нормативными актами.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным довод Ростехнадзора о том, что Общество является организацией, эксплуатирующей тепловые энергоустановки, в силу того, что предусмотренные учредительными документами виды деятельности по классу ОКВЭД 70.32.1 включают в себя управление эксплуатацией жилого дома,
Из материалов проверки, по результатам которой выдано оспариваемое в части предписание, видно, что проверке подвергалась деятельность Общества по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, осуществляемая в соответствии с договорами, заключенными с собственниками помещений, избравшими непосредственный способ управления домами.
Доказательств того, что Обществом осуществляется какая-либо иная деятельность, связанная с эксплуатацией тепловых энергоустановок, ответчиком не представлено в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель отрицал осуществление такой деятельности.
Одной из целей правовой регламентации надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме является обеспечение надлежащего состояния общего имущества, в том числе, обеспечение готовности общедомовых инженерных систем к предоставлению коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией.
При непосредственном способе управления многоквартирным домом между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией отсутствует посредник. В силу пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае непосредственного управления домом собственники самостоятельно заключают договоры непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно.
То есть, при непосредственном способе управления домом собственники помещений определяют, какие работы по содержанию и ремонту общего имущества они могут выполнить самостоятельно, а также общим собранием устанавливают объем и перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества, выполнение которых они поручат соответствующей организации по гражданско-правовому договору, подлежащему оплате со стороны собственников помещений в жилом доме.
Исходя из перечня работ, возложенных на Общество при содержании и текущем ремонте внутридомовых систем отопления, суд приходит к выводу, что Общество не является организацией, на которую может быть возложена ответственность за выполнение норм ПТЭТЭ, с учетом субъектного состава, определенного пунктом 1.7 ПТЭТЭ. Общество не является собственником тепловых энергоустановок, на него не возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что предписание Управления Ростехнадзора в оспариваемой части, основанное на нормах ПТЭТЭ, противоречит положениям статей 161, 164 ЖК РФ, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, нарушает права и законные интересы заявителя и обоснованно признал, что предписание подлежит признанию недействительным на основании части 2 статьи 201 АПК РФ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 НК РФ относятся на заявителя жалобы, но не взыскиваются, в связи с освобождением от ее уплаты в соответствии со ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 февраля 2012 года по делу N А49-6225/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2012 ПО ДЕЛУ N А49-6225/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2012 г. по делу N А49-6225/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Городок" - Селюжицкой Н.А. (доверенность от 01.06.2011),
представитель Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 апреля 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 февраля 2012 года по делу N А49-6225/2011 (судья Дудорова Н.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городок" (ОГРН 1075802000075, ИНН 5802006775), г. Каменка Пензенской области, к Средне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1026402664200, ИНН 6455008195), г. Пенза,
об оспаривании предписания N 581-5113 от 05 августа 2011 года в части,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городок" (далее - ООО "Городок", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Средне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Средне-Волжское Управление Ростехнадзора) о признании недействительным предписания от 05.08.2011 N 581-5113 в части возложения обязанностей, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания (т. 1 л.д. 5 - 8).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 16.02.2012 года по делу N А49-6225/2011 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным предписание Средне-Волжского Управления Ростехнадзора от 05.08.2011 N 581-5113 в части возложения на ООО "Городок" обязанностей, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания (т. 2 л.д. 6 - 17).
В апелляционной жалобе Ростехнадзор просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 24 - 26).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Ростехнадзора, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18.08.2011 N 581-Р (т. 1 л.д. 57 - 58) должностными лицами Ростехнадзора в период с 02.08.2011 по 05.08.2011 проведена плановая проверка ООО "Городок" с целью осуществления контроля выполнения и соблюдения обязательных требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов.
Результаты проверки отражены в акте проверки N 581 - 5113 от 05.08.11 (т. 1 л.д. 60 - 61).
Из акта проверки следует, что в ходе проведенной проверки Ростехнадзором установлено: основным видом деятельности Общества является деятельность по управлению жилищным фондом; содержание и ремонт жилого фонда; уборка и благоустройство придомовых территорий. Общество обслуживает 70 многоквартирных домов переменной этажности по договорам о содержании и текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Общество заключает договоры с представителем собственников жилого дома.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
1. Слесари в штате организации не обучены и не аттестованы на знание Правил технической эксплуатации тепловых установок (ПТЭТЭ), нарушен пункт 2.1.1 ПТЭТЭ.
По дому N 1 по ул. Белинского:
2. Не проведены испытания на плотность и прочность системы отопления здания, нарушен пункт 9.2.12 ПТЭТЭ.
3. Не проведена промывка системы отопления здания, нарушен пункт 9.2.9 ПТЭТЭ.
4. Отсутствует инструкция по эксплуатации тепловой энергоустановки здания, нарушены пункты 2.8.1, 2.8.6 ПТЭТЭ.
5. Отсутствует технический паспорт на тепловые пункты здания, нарушен пункт 9.1.5 ПТЭТЭ.
6. Отсутствует график планово-предупредительного ремонта оборудования на 2010 - 2011 г.г. тепловых пунктов здания, нарушены пункты 2.7.1, 2.7.3 ПТЭТЭ.
7. Специалистами организации не проводятся осмотры тепловых пунктов. Отсутствует оперативный журнал, нарушен пункт 9.1.55 ПТЭТЭ.
8. Часть манометров, использующихся в тепловых пунктах здания, не прошли метрологическую поверку, нарушен пункт 2.9.1 ПТЭТЭ.
9. На части трубопроводов и тепловой энергоустановке отсутствует тепловая изоляция, нарушены пункты 9.12, 9.3.7 ПТЭТЭ.
По дому N 3 по ул. Театральный проезд:
10. Не проведены испытания на плотность и прочность системы отопления здания, нарушен пункт 9.2.12 ПТЭТЭ.
11. Не проведена промывка системы отопления здания, нарушен пункт 9.2.9 ПТЭТЭ.
12. Отсутствует инструкция по эксплуатации тепловой энергоустановки здания, нарушены пункты 2.8.1, 2.8.6 ПТЭТЭ.
13. Отсутствует технический паспорт на тепловые пункты здания, нарушен пункт 9.1.5 ПТЭТЭ.
14. Отсутствует график планово-предупредительного ремонта оборудования на 20102011 г. тепловых пунктов здания, нарушены пункты 2.7.1, 2.7.3 ПТЭТЭ.
15. Специалистами организации не проводятся осмотры тепловых пунктов.
Отсутствует оперативный журнал, нарушен пункт 9.1.55 ПТЭТЭ.
16. Часть манометров, использующихся в тепловых пунктах здания, не прошли метрологическую поверку, нарушен пункт 2.9.1 ПТЭТЭ.
По дому N 87 по ул. Советская:
17. Не проведена промывка системы отопления здания, нарушен пункт 9.2.9 ПТЭТЭ.
18. Не проведены испытания на плотность и прочность системы отопления здания, нарушен пункт 9.2.12 ПТЭТЭ.
19. Манометры, использующиеся в тепловой энергоустановке здания, не прошли метрологическую поверку, нарушен пункт 2.9.1 ПТЭТЭ.
По итогам проверки Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 05.08.2011 N 581-5113 (т. 1 л.д. 62 - 64).
12.10.2011 заявитель сообщил Ростехнадзору об исполнении пунктов 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18, 19 предписания.
В остальной части заявитель с предписанием не согласился, оспаривая в арбитражном суде пункты 1, 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Оспариваемое заявителем предписание выдано Ростехнадзором в целях устранения выявленных в ходе проверки допущенных Обществом нарушений требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 115 от 24.03.03 (далее - ПТЭТЭ).
Оспариваемыми пунктами предписания заявителю предписано совершить действия, направленные на устранение нарушения следующих норм.
Пункт 2.1.1 ПТЭТЭ (пункт 1 предписания), согласно которому эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом.
В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации тепловых энергоустановок в организации создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией.
Пункт 2.7.1 ПТЭТЭ (пункты 6, 14 предписания), в соответствии с которым при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию. Сроки планово-предупредительного ремонта тепловых энергоустановок устанавливаются в соответствии с требованиями заводов-изготовителей или разрабатываются проектной организацией. Перечень оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту, разрабатывается ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и утверждается руководителем организации.
Пункт 2.8.1 ПТЭТЭ (пункты 4, 12 предписания) в той части, что при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы: инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей.
Пункт 2.8.6 ПТЭТЭ (пункты 4, 12 предписания), в силу которого в инструкциях по эксплуатации тепловой энергоустановки приводятся: краткое техническое описание энергоустановки; критерии и пределы безопасного состояния и режимов работы; порядок подготовки к пуску, пуск, остановки во время эксплуатации и при устранении нарушений в работе; порядок технического обслуживания; порядок допуска к осмотру, ремонту и испытаниям; требования по безопасности труда, взрыво- и пожаробезопасности, специфические для данной энергоустановки. По усмотрению технического руководителя инструкции могут быть дополнены.
Пункт 9.1.5 ПТЭТЭ (пункты 5, 13 предписания), согласно которому на каждый тепловой пункт составляется технический паспорт.
Как следует из пункта 1.1 ПТЭТЭ, данные Правила устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Ответственность за выполнение данных Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.7 ПТЭТЭ).
В целях ПТЭТЭ тепловая энергоустановка - энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя; тепловой пункт - комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя.
Пункты 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания направлены на устранение нарушений, допущенных, по мнению ответчика, при осуществлении заявителем деятельности в жилых домах по адресам: ул. Белинского, 1, Театральный проезд, 3 в г. Каменка Пензенской области.
Собственниками помещений указанных жилых домов избран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу части 1.1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме (часть 2.1 статьи 164 ЖК РФ).
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (часть 3 статьи 164 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.06 (далее - Правила содержания общего имущества).
Согласно пункту 1 названных Правил в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
В числе прочего в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома (подпункт "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества).
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества).
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (пункт 12 Правил содержания общего имущества).
В соответствии с пунктом 16 названных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:
а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ;
б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил содержания общего имущества).
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 28 Правил содержания общего имущества).
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений (пункт 32 Правил содержания общего имущества).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственниками помещений в жилых домах, при осуществлении деятельности в которых ответчиком выявлены нарушения, избран способ непосредственного управления многоквартирным домом. По правилам статьи 164 ЖК РФ между представителями собственников и Обществом заключены договоры о содержании и текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (т. 1 л.д. 23 - 25, л.д. 145 - 147).
В приложениях N 1 к указанным договорам сторонами определены состав общего имущества и границы обслуживания, в приложениях N 2 согласован перечень работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 4 Приложения N 1 к договорам о содержании и текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества входит внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, регулирующей и запорной арматуры.
Относительно системы отопления Общество в соответствии с приложением N 2 к названным договорам приняло на себя выполнение следующих работ: при проведении технических осмотров или по заявке: устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления и горячего водоснабжения (набивка сальников, мелкий ремонт теплоизоляции, устранение течи в трубопроводах, приборах и арматуре, разборка, осмотр и очистка вентилей, задвижек, очистка от накипи запорной арматуры и др.); смена участков трубопроводов; при подготовке дома к эксплуатации в осенне-зимний период: ремонт, регулировка и гидравлические испытание систем отопления; укомплектование тепловых вводов поверенными контрольно-измерительными приборами.
Обслуживание, эксплуатация тепловых пунктов, тепловых энергоустановок, в понимании, определенном ПТЭТЭ, на Общество не возложены ни договорами, заключенными с собственниками помещений в жилых домах, ни нормативными актами.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным довод Ростехнадзора о том, что Общество является организацией, эксплуатирующей тепловые энергоустановки, в силу того, что предусмотренные учредительными документами виды деятельности по классу ОКВЭД 70.32.1 включают в себя управление эксплуатацией жилого дома,
Из материалов проверки, по результатам которой выдано оспариваемое в части предписание, видно, что проверке подвергалась деятельность Общества по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, осуществляемая в соответствии с договорами, заключенными с собственниками помещений, избравшими непосредственный способ управления домами.
Доказательств того, что Обществом осуществляется какая-либо иная деятельность, связанная с эксплуатацией тепловых энергоустановок, ответчиком не представлено в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель отрицал осуществление такой деятельности.
Одной из целей правовой регламентации надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме является обеспечение надлежащего состояния общего имущества, в том числе, обеспечение готовности общедомовых инженерных систем к предоставлению коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией.
При непосредственном способе управления многоквартирным домом между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией отсутствует посредник. В силу пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае непосредственного управления домом собственники самостоятельно заключают договоры непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно.
То есть, при непосредственном способе управления домом собственники помещений определяют, какие работы по содержанию и ремонту общего имущества они могут выполнить самостоятельно, а также общим собранием устанавливают объем и перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества, выполнение которых они поручат соответствующей организации по гражданско-правовому договору, подлежащему оплате со стороны собственников помещений в жилом доме.
Исходя из перечня работ, возложенных на Общество при содержании и текущем ремонте внутридомовых систем отопления, суд приходит к выводу, что Общество не является организацией, на которую может быть возложена ответственность за выполнение норм ПТЭТЭ, с учетом субъектного состава, определенного пунктом 1.7 ПТЭТЭ. Общество не является собственником тепловых энергоустановок, на него не возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что предписание Управления Ростехнадзора в оспариваемой части, основанное на нормах ПТЭТЭ, противоречит положениям статей 161, 164 ЖК РФ, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, нарушает права и законные интересы заявителя и обоснованно признал, что предписание подлежит признанию недействительным на основании части 2 статьи 201 АПК РФ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 НК РФ относятся на заявителя жалобы, но не взыскиваются, в связи с освобождением от ее уплаты в соответствии со ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 февраля 2012 года по делу N А49-6225/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)