Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 05.07.2006 N А19-38494/05-53-Ф02-3203/06-С2 ПО ДЕЛУ N А19-38494/05-53

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 5 июля 2006 г. Дело N А19-38494/05-53-Ф02-3203/06-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Орлова А.В., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации Григорчук Н.В. (доверенность N 13-19/5 от 01.01.2006), председателя правления товарищества собственников жилья "Новый город" Лялиной Т.И. (протокол заседания правления N 1 от 02.03.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 17 января 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 27 марта 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-38494/05-53 (суд первой инстанции: Рукавишникова Е.В.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А., Матинина Л.Н.),
УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) "Новый город" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Департаменту социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, Финансовому управлению Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска, Главному финансовому управлению Иркутской области о взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги в 2002 - 2004 годах во исполнение Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 40784 рублей 51 копейки.
Определением от 17 октября по делу N А19-28729/05-53 разъединены требования и выделены в отдельные производства:
- - исковое требование о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению в 2002 - 2004 годах льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", с присвоением номера А19-28729/05-53;
- - исковое требование о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению в 2002 - 2004 годах льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", с присвоением номера А19-38494/05-53.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации убытки, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг в сумме 6454 рублей 68 копеек во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 2004 год.
Решением от 17 января 2006 года исковые требования к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ТСЖ "Новый город" взыскано 6454 рубля 68 копеек расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В удовлетворении исковых требований к Департаменту социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, Комитету по экономике и финансам администрации г. Иркутска отказано.
Суд апелляционной инстанции 27 марта 2006 года решение от 17 января 2006 года оставил без изменения.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 17 января 2006 года, постановление от 27 марта 2006 года отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации считает недоказанным ненадлежащее исполнение своих обязанностей по возмещению истцу расходов.
Заявитель полагает недоказанным наличие состава гражданского правонарушения.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на статьи 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", Приложение N 14 "Распределение средств Фонда компенсаций по субъектам Российской Федерации в 2004 году", постановление Правительства Российской Федерации N 536 от 14.07.2001 "О Порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
ТСЖ "Новый город" в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом уточнения), материально-правовым требованием указано требование о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации убытков, возникших в связи с невозмещением расходов от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг в сумме 6454 рублей 68 копеек во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 2004 год.
Основанием иска указано на неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 2004 год.
В обоснование своих требований истец представил: договоры о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, реестр льготников, акт сверки сумм, подлежащих возмещению, справку о выпадающих доходах, учредительные документы, справки Сер. МСЭ, удостоверения.
Возражая против заявленных требований, Министерство финансов Российской Федерации указало на недоказанность наличия состава гражданского правонарушения, Министерство финансов не является стороной по договору на возмещение затрат по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Возмещение расходов администрацией г. Иркутска осуществляется исключительно в пределах субвенций, поступивших на реализацию указанного Закона из федерального бюджета. Действующим законодательством не предусмотрено применение гражданско-правовых норм к отношениям, регулируемым бюджетным законодательством.
Комитет по экономике и финансам администрации г. Иркутска в отзыве на иск указал на то, что обязанность по возмещению заявленных расходов возложена на федеральные органы государственной власти; на надлежащее исполнение администрацией г. Иркутска обязанности по обеспечению перечисления полученных из бюджета Иркутской области средств организациям, предоставляющим льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства предоставления Иркутской области субвенции для возмещения расходов по оплате коммунальных услуг в размере 268540000 рублей, перечисления бюджету муниципального образования "Город Иркутск" 89197000 рублей, предоставления истцом в 2004 году гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, невозмещения истцу расходов в размере 6454 рублей 68 копеек, пришел к выводу о неисполнении Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот.
При принятии решения об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот истец недополучил плату за оказанные услуги, в связи с чем требование о возмещении расходов от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 2004 год в размере 6454 рублей 68 копеек подлежит взысканию с Российской Федерации как с источника финансирования. В иске к Иркутской области и Ангарскому муниципальному образованию отказано.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 6454 рублей 68 копеек - расходов по предоставлению инвалидам льгот по оплате коммунальных услуг.
По мнению суда кассационной инстанции, выводы Арбитражного суда Иркутской области о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 6454 рублей 68 копеек обоснованны.
Указанная выше сумма составляет расходы ТСЖ "Новый город" по предоставлению инвалидам льгот по оплате коммунальных услуг. Вместе с тем выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ТСЖ "Новый город". В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот инвалидам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.
Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с казны Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области правомерно руководствовался статьями 2, 15, 16, 124, 126, 214, 781, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 15.3, 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О Порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот инвалидам и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер задолженности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 17 января 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 27 марта 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-38494/05-53 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17 января 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 27 марта 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N 19-38494/05-53 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Д.РЮМКИНА
Судьи:
А.В.ОРЛОВ
Л.М.СОКОЛОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)