Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2010 года
постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2010 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Дубининой Т.Н., Рябининой Т.А.,
рассмотрев 11.03.2010 в открытом судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Дзержинец" на решение от 24.11.2009 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Лихачев М.В.) по делу N А45-3467/2009,
жилищно-строительный кооператив "Дзержинец" (далее - ЖСК "Дзержинец") обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию "Город Новосибирск" (далее - МО "Город Новосибирск") в лице управления финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, департаменту энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска (далее - департамент) о взыскании возникших в период с 01.01.2006 по 31.12.2006 убытков в сумме 45 975 руб. 44 коп. в виде разницы между стоимостью тепловой энергии, предъявленной истцу энергоснабжающей организацией по государственным тарифам, и сборами с населения, осуществляемыми истцом по нормативам потребления.
Исковые требования мотивированы тем, что указанные убытки причинены истцу в связи с установлением МО "Город Новосибирск" заниженных нормативов потребления тепловой энергии и бездействием органа местного самоуправления, выразившемся в непринятии правового акта о пересмотре установленных нормативов.
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены мэрия города Новосибирска (далее - мэрия) и департамент по тарифам Новосибирской области (далее - департамент по тарифам).
Решением от 24.11.2009 Арбитражного суда Новосибирской области в иске отказано за недоказанностью требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Обжалуя принятое решение, ЖСК "Дзержинец" просит в кассационной жалобе его отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель полагает, что судом не рассмотрены дополнительные пояснения истца, в которых он уточняет основание иска.
Поэтому не дана оценка его доводам о том, что имеет место противоправное бездействие мэрии по установлению тарифа на горячую воду и по определению поставщика горячей воды для населения, о незаконном установлении платы гражданам за подогрев воды, не входящей в структуру регулируемых государством платежей граждан за коммунальные услуги, а также об отсутствии со стороны мэрии распорядительного акта о порядке корректировки платежей граждан.
Отзывы на кассационную жалобу ответчик и третьи лица в установленном законом порядке не представили.
ЖСК "Дзержинец", МО "Город Новосибирск" в лице управления финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, департамент, мэрия, департамент по тарифам о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Из материалов дела видно, что открытое акционерное общество "СибирьЭнерго" (энергоснабжающая организация) на основании договора от 06.09.2004 N 1052 на подачу и потребление энергии в горячей воде в 2006 году отпускало тепловую энергию гражданам, проживающим в доме N 35 по ул. Дзержинского в городе Новосибирске, находящемся на обслуживании у истца.
К оплате за поставленную тепловую энергию энергоснабжающая организация предъявила 601 771 руб. 82 коп., из которых население оплатило 529 035 руб. 90 коп.
Истец, считая, что фактическое потребление тепловой энергии превышает установленные нормативы потребления и что ответчик не установил тарифы населению по оплате горячего водоснабжения, вследствие чего истцу причинены убытки, ЖСК "Дзержинец" предъявил настоящий иск.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Заявляя требование о взыскании убытков, истец должен доказать размер причиненных убытков, незаконность действий ответчика по установлению нормативов коммунальных услуг, причинную связь между понесенными убытками и указанными действиями органа местного самоуправления. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено арбитражным судом только при наличии в совокупности всех указанных условий деликтной ответственности.
Часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление).
При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (исходя из общего количества энергии, поставленной ресурсоснабжающей организацией).
По утверждению ЖСК "Дзержинец", истец произвел корректировку платежей за отопление.
Порядок установления и изменения нормативов потребления коммунальных услуг регулируется Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Пунктом 16 Правил N 306 определен срок действия нормативов потребления коммунальных услуг, составляющий не менее трех лет, и указано, что в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 13 Правил N 306 основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 306 утверждение нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Судом установлено, что нормативы потребления, которые истец считает заниженными, в спорный период были установлены постановлением мэра города Новосибирска от 12.12.2005 N 1436 "О нормативах потребления коммунальных услуг населением".
Данный нормативный акт в предусмотренном законом порядке недействительным не признан и не отменен, утратил силу в связи с изданием мэром города Новосибирска постановления от 21.12.2006 N 1307 "О плате за жилищные и коммунальные услуги для населения".
Доказательств установления заниженных нормативов и возникновения у ответчика обязанности по внесению изменений в нормативы потребления на тепловую энергию истцом не представлено. Не доказано и то обстоятельство, что нормативы на оплату населением тепловой энергии являются экономически необоснованными, не обеспечивают возмещение необходимых затрат на производство и реализацию соответствующего ресурса.
При таких обстоятельствах суд правильно отклонил довод ЖСК "Дзержинец" о противоправности бездействия ответчика.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в рассматриваемый период, предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
На 2006 год субсидии управляющим организациям на погашение убытков в результате сверхнормативного потребления тепловой энергии населением не выделялись.
Кроме того, целью предоставления субсидий является возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Для того, чтобы претендовать на получение субсидий, хозяйствующий субъект должен доказать наличие выпадающих доходов, возникновение которых находится в прямой причинно-следственной связи с действиями (бездействием) соответствующих органов местного самоуправления. Такие доказательства истцом в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного ЖСК "Дзержинец" правомерно отказано в иске.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
решение от 24.11.2009 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3467/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 12.03.2010 ПО ДЕЛУ N А45-3467/2009
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2010 г. по делу N А45-3467/2009
резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2010 года
постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2010 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Дубининой Т.Н., Рябининой Т.А.,
рассмотрев 11.03.2010 в открытом судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Дзержинец" на решение от 24.11.2009 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Лихачев М.В.) по делу N А45-3467/2009,
установил:
жилищно-строительный кооператив "Дзержинец" (далее - ЖСК "Дзержинец") обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию "Город Новосибирск" (далее - МО "Город Новосибирск") в лице управления финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, департаменту энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска (далее - департамент) о взыскании возникших в период с 01.01.2006 по 31.12.2006 убытков в сумме 45 975 руб. 44 коп. в виде разницы между стоимостью тепловой энергии, предъявленной истцу энергоснабжающей организацией по государственным тарифам, и сборами с населения, осуществляемыми истцом по нормативам потребления.
Исковые требования мотивированы тем, что указанные убытки причинены истцу в связи с установлением МО "Город Новосибирск" заниженных нормативов потребления тепловой энергии и бездействием органа местного самоуправления, выразившемся в непринятии правового акта о пересмотре установленных нормативов.
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены мэрия города Новосибирска (далее - мэрия) и департамент по тарифам Новосибирской области (далее - департамент по тарифам).
Решением от 24.11.2009 Арбитражного суда Новосибирской области в иске отказано за недоказанностью требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Обжалуя принятое решение, ЖСК "Дзержинец" просит в кассационной жалобе его отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель полагает, что судом не рассмотрены дополнительные пояснения истца, в которых он уточняет основание иска.
Поэтому не дана оценка его доводам о том, что имеет место противоправное бездействие мэрии по установлению тарифа на горячую воду и по определению поставщика горячей воды для населения, о незаконном установлении платы гражданам за подогрев воды, не входящей в структуру регулируемых государством платежей граждан за коммунальные услуги, а также об отсутствии со стороны мэрии распорядительного акта о порядке корректировки платежей граждан.
Отзывы на кассационную жалобу ответчик и третьи лица в установленном законом порядке не представили.
ЖСК "Дзержинец", МО "Город Новосибирск" в лице управления финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, департамент, мэрия, департамент по тарифам о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Из материалов дела видно, что открытое акционерное общество "СибирьЭнерго" (энергоснабжающая организация) на основании договора от 06.09.2004 N 1052 на подачу и потребление энергии в горячей воде в 2006 году отпускало тепловую энергию гражданам, проживающим в доме N 35 по ул. Дзержинского в городе Новосибирске, находящемся на обслуживании у истца.
К оплате за поставленную тепловую энергию энергоснабжающая организация предъявила 601 771 руб. 82 коп., из которых население оплатило 529 035 руб. 90 коп.
Истец, считая, что фактическое потребление тепловой энергии превышает установленные нормативы потребления и что ответчик не установил тарифы населению по оплате горячего водоснабжения, вследствие чего истцу причинены убытки, ЖСК "Дзержинец" предъявил настоящий иск.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Заявляя требование о взыскании убытков, истец должен доказать размер причиненных убытков, незаконность действий ответчика по установлению нормативов коммунальных услуг, причинную связь между понесенными убытками и указанными действиями органа местного самоуправления. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено арбитражным судом только при наличии в совокупности всех указанных условий деликтной ответственности.
Часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление).
При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (исходя из общего количества энергии, поставленной ресурсоснабжающей организацией).
По утверждению ЖСК "Дзержинец", истец произвел корректировку платежей за отопление.
Порядок установления и изменения нормативов потребления коммунальных услуг регулируется Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Пунктом 16 Правил N 306 определен срок действия нормативов потребления коммунальных услуг, составляющий не менее трех лет, и указано, что в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 13 Правил N 306 основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 306 утверждение нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Судом установлено, что нормативы потребления, которые истец считает заниженными, в спорный период были установлены постановлением мэра города Новосибирска от 12.12.2005 N 1436 "О нормативах потребления коммунальных услуг населением".
Данный нормативный акт в предусмотренном законом порядке недействительным не признан и не отменен, утратил силу в связи с изданием мэром города Новосибирска постановления от 21.12.2006 N 1307 "О плате за жилищные и коммунальные услуги для населения".
Доказательств установления заниженных нормативов и возникновения у ответчика обязанности по внесению изменений в нормативы потребления на тепловую энергию истцом не представлено. Не доказано и то обстоятельство, что нормативы на оплату населением тепловой энергии являются экономически необоснованными, не обеспечивают возмещение необходимых затрат на производство и реализацию соответствующего ресурса.
При таких обстоятельствах суд правильно отклонил довод ЖСК "Дзержинец" о противоправности бездействия ответчика.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в рассматриваемый период, предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
На 2006 год субсидии управляющим организациям на погашение убытков в результате сверхнормативного потребления тепловой энергии населением не выделялись.
Кроме того, целью предоставления субсидий является возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Для того, чтобы претендовать на получение субсидий, хозяйствующий субъект должен доказать наличие выпадающих доходов, возникновение которых находится в прямой причинно-следственной связи с действиями (бездействием) соответствующих органов местного самоуправления. Такие доказательства истцом в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного ЖСК "Дзержинец" правомерно отказано в иске.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.11.2009 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3467/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ
Судьи
Т.Н.ДУБИНИНА
Т.А.РЯБИНИНА
С.И.ШУЙСКАЯ
Судьи
Т.Н.ДУБИНИНА
Т.А.РЯБИНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)