Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" - представитель не явился, извещено,
от государственной жилищной инспекции Ульяновской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 сентября 2009 года апелляционную жалобу ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июля 2009 года по делу N А72-5716/2009, судья Ипполитова И.В., принятое по заявлению ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба", г. Ульяновск, к государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления от 12 мая 2009 года N 478/09 по делу об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная служба" (далее - ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - Госжилинспекция, административный орган) от 12 мая 2009 года N 478/09 по делу об административном правонарушении по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Решением суда от 20 июля 2009 года ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, административным органом соблюдены требования процедуры привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава правонарушения, поскольку для выполнения работ по текущему ремонту требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Госжилинспекцией необоснованно применено постановление Госстрой России от 27 сентября 2009 года N 170, поскольку оно является ведомственным актом для государственных и муниципальных органов и не носит обязательного характера для общества. В случае применения регуляторов температуры воды давление подаваемой горячей воды не обеспечит ее доступность для верхних этажей. Законодательство не предусматривает право управляющей организации инициировать и проводить общие собрания собственников, вследствие чего она не имеет возможности принять меры по обеспечению многоквартирных домов температурными регуляторами жидкости. При проведении проверки Госжилинспекцией не привлечен технический специалист и не использованы специальные технические средства.
В отзыве на апелляционную жалобу Госжилинспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" - без удовлетворения, ссылаясь на то, что требования к обязательной установке автоматического регулятора температуры воды в системе горячего водоснабжения определены законодательством. Присоединение к трубопроводам теплового пункта установок горячего водоснабжения с неисправным регулятором температуры воды не допускается. Факт наличия неисправных регуляторов температуры жидкости в тепловых узлах в подвалах домов в системе горячего водоснабжения доказан, зафиксирован в актах и протоколах об административных правонарушения. Допущенная описка в квалификации действия правонарушителя не является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" зарегистрировано 28 июля 1999 года мэрией г. Ульяновска (ОГРН 1027301582582).
ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" (управляющая организация) и комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска - представитель собственников помещений - 04 мая 2007 года заключили договоры на управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: г.Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола, 53; г. Ульяновск, проспект Туполева, 10.
Данные договоры б/н заключены с целью выполнения управляющей организацией работ и оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в указанных многоквартирных домах. Перечень выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома определяется в разделе 8 договоров.
В адрес Госжилинспекции 31 марта 2009 года поступило письмо УМУП "Теплоком" от 31 марта 2009 года N 640/1076 о проведении проверки температурного режима подачи горячего водоснабжения абонентов УМУП "Теплоком", в том числе ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" по адресам: г.Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола, 53; г. Ульяновск, проспект Туполева, 10.
На основании распоряжения заместителя начальника Госжилинспекции от 16 апреля 2009 года N И-221 (т. 1, л.д. 33) в целях осуществления контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан и государства 16 апреля 2009 года проведена внеплановая проверка содержания, сохранности жилых домов и качественного оказания коммунальных услуг, соблюдения правил благоустройства по адресам: г. Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола, 53; г. Ульяновск, проспект Туполева, 10.
Согласно акту инспекционной проверки 23 апреля 2009 года N И-221/1, составленному Госжилинспекцией по результатам проверки в доме 53 по проспекту Ленинского Комсомола в г. Ульяновске, в ходе проверки установлено нарушение, а именно: установлен неисправный регулятор температуры жидкости в тепловом узле в подвале дома в системе горячего водоснабжения (присоединение к трубопроводам теплового пункта установок горячего водоснабжения с неисправным регулятором температуры воды). Тем самым обществом нарушены п. 9.5.2 "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115; п. 5.3.1 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170.
Аналогичные нарушения отражены Госжилинспекцией в акте инспекционной проверки 23 апреля 2009 года N И-221/2, составленном по результатам проверки в доме 10 по проспекту Туполева в г. Ульяновске.
Госжилинспекция 23 апреля 2009 года выдала предписания N И-221/1 (в отношении дома 53 по проспекту Ленинского Комсомола в г. Ульяновске) и N И-221/2 (в отношении дома 10 по проспекту Туполева в г. Ульяновске), которыми обязала ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" произвести ремонт либо замену неисправного регулятора температуры жидкости в тепловом узле в подвале дома в системе горячего водоснабжения.
Госжилинспекцией 27 апреля 2009 года в отношении ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" составлены протоколы N И-221/1, И-221/2 об административных правонарушениях за вышеозначенные нарушения.
По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях Госжилинспекцией 12 мая 2009 года вынесено постановление N 478/09 о привлечении ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40000 руб.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами, не противоречащими Жилищному кодексу Российской Федерации, правила содержания жилых домов, в данном случае - правила содержания и эксплуатации систем горячего водоснабжения жилых домов.
При заключении договоров на управление многоквартирными домами от 04 мая 2007 года стороны в п. 1 предусмотрели, что управляющая организация по заданию собственников за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, (далее - "Правила содержания общего имущества") в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
На основании п. 10 "Правил содержания общего имущества" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно п. 11 "Правил содержания общего имущества" содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с п. 13 "Правил содержания общего имущества" осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Согласно п. 14 "Правил содержания общего имущества" результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
В соответствии с п. 2 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
На основании п. 37 "Правил содержания общего имущества" при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Согласно п. 17 "Правил содержания общего имущества" собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В силу положений раздела III ("Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества") "Правил содержания общего имущества" при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Доказательств того, что управляющая организация - ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" - во исполнение данного требования проводило осмотры оборудования и предлагало собственникам помещений установить регулятор температуры жидкости в тепловом узле в подвале домов в системе горячего водоснабжения по вышеуказанным адресам не представлено.
Ссылка общества на отсутствие полномочий по инициированию и организации проведения собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме не принимается, поскольку в данном случае предметом рассмотрения является вопрос об исполнении обязательства по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных домов, которое было передано в управление ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба". В рамках установления вины общества в совершении вменяемого правонарушения необходимо выяснить принятие обществом всех зависящих от него мер для исполнения обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных домов.
Из актов технического осмотра зданий от 13 июля 2006 следует, что об эксплуатации сетей горячего водоснабжения без исправного регулятора температуры жидкости ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" знало с даты принятия зданий в управление, но не предприняло никаких мер для решения вопроса об установке регуляторов температуры жидкости (решение собрания сособственниками помещений с повесткой дня об установке регулятора температуры жидкости не проводилось).
Кроме того, муниципальная собственность составляет в общем имуществе значительную часть, так как договор на управление домами оформлен с представителем муниципальной собственности - комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска. Однако, как видно из материалов дела, вопрос с представителем собственника - комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска - об установке регуляторов температуры жидкости также обществом не решался.
Тот факт, что 28 марта 2008 года собственники жилых помещений многоквартирного жилого дома N 53 по проспекту Ленинского Комсомола на общем собрании собственников помещений утвердили перечень работ по капитальному ремонту и 17 октября 2008 года решили обратиться в орган местного самоуправления с заявкой о включении дома в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта и включении дома в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта, не является доказательством того, что система горячего водоснабжения жилого дома на момент проверки эксплуатировалась в соответствии с установленными требованиями. Данное обстоятельство также не свидетельствует о принятии обществом необходимых мер для устранения нарушения в эксплуатации системы горячего водоснабжения.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие либо недостаточность денежных средств в необходимом размере не является обстоятельством, исключающим безусловно вину лица, ответственного за содержание переданного ему жилого фонда, в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Ссылку общества на "Схему открытой системы теплоснабжения" приложения 1 СанПиН 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения", утвержденных Минздравом СССР 15 ноября 1988 года N 4723-88, суд первой инстанции обоснованно отклонил. Обязательная установка автоматического регулятора в системе горячего водоснабжения предусмотрена в "Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170. Учитывая, что постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 является более поздним документом по дате принятия, СанПиН 4723-88 должен применяться с учетом требований данного постановления Госстроя России. "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, зарегистрированы в Минюсте 02 апреля 2003 года. Требования к обязательной установке автоматического регулятора температуры воды в системе горячего водоснабжения определены также в "Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115.
В вину обществу вменено нарушение п. 9.5.1 "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", 5.3.1 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
В соответствии с п. 5.3.1 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.
На основании п. 9.5.1 "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" температура воды в системе горячего водоснабжения поддерживается при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Присоединение к трубопроводам теплового пункта установок горячего водоснабжения с неисправным регулятором температуры воды не допускается.
Факт наличия установленных неисправных регуляторов температуры жидкости в тепловых узлах в подвалах домов в системе горячего водоснабжения доказан и зафиксирован в актах от 23 апреля 2009 года и протоколах от 27 апреля 2009 года.
В заседании по делу об административном правонарушении 12 мая 2009 года законный представитель общества Игонин В.В. пояснил, что на момент проверки, регуляторы температуры жидкости были в неисправном состоянии, отключены, указал, что неисправность приборов связана с их неправильным проектированием.
Акты технического состояния от 13 июля 2006 года и акты осмотра регуляторов температуры жидкости от 17 июля 2009 года не являются доказательством наличия исправных приборов в системе горячего водоснабжения в жилых домах, расположенных по адресам: г.Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола, 53, проспект Туполева, 10. Но в совокупности все эти доказательства подтверждают то, что на дату проверки установки горячего водоснабжения в указанных жилых домах присоединены к трубопроводам без действующего регулятора температуры жидкости.
Отсутствие в договорах от 04 мая 2007 года условий, связанных с капитальным ремонтом зданий, заменой, установкой необходимого оборудования, в связи с противоречием нормам законодательства обоснованно не принято судом как доказательство отсутствия у ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" обязательств по исполнению ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в части надлежащего содержания системы центрального отопления и горячего водоснабжения.
Доводы ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" о непривлечении Госжилинспекцией к участию в проверке технического специалиста и неиспользовании технических устройств подлежат отклонению, поскольку материалами дела доказан факт отсутствия исправных терморегуляторов, при этом участие специалиста и использование технических средств для установления фактов нарушения не является обязательным.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по ремонту, содержанию жилых домов в частности систем горячего водоснабжения, в данном случае - ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба".
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В актах технического состояния жилых домов передаваемых ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" на обслуживание указано, что автоматический регулятор системы горячего водоснабжения отсутствует. Однако за период с июня 2006 года (с момента принятия домов в управление) ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" не предприняло никаких мер для установки годного к эксплуатации терморегулятора в системе горячего водоснабжения.
Указание в п. 1 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" на то, что они являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, не является основанием считать, что эти правила не обязательны для исполнения собственниками помещений и по их поручению управляющей компанией. В рассматриваемом случае собственники помещений передали свои функции управляющей организации.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки общества на малозначительность совершенного правонарушения, поскольку допущенные обществом нарушения представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере жилищных правоотношений, в том числе обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами надлежащего качества.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о неверном указании наименования нормативного правового акта, предусматривающего административную ответственность за совершенное обществом правонарушение. Ошибочное указание в мотивировочной части оспариваемого постановления: "Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях" вместо: "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не отразилось на содержании постановления и никаким образом не нарушило прав общества. Кроме того, в резолютивной части постановления совершенное обществом правонарушение квалифицировано правильно: "ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 20 июля 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Исходя из положений ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июля 2009 года по делу N А72-5716/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2009 ПО ДЕЛУ N А72-5716/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2009 г. по делу N А72-5716/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" - представитель не явился, извещено,
от государственной жилищной инспекции Ульяновской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 сентября 2009 года апелляционную жалобу ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июля 2009 года по делу N А72-5716/2009, судья Ипполитова И.В., принятое по заявлению ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба", г. Ульяновск, к государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления от 12 мая 2009 года N 478/09 по делу об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная служба" (далее - ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - Госжилинспекция, административный орган) от 12 мая 2009 года N 478/09 по делу об административном правонарушении по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Решением суда от 20 июля 2009 года ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, административным органом соблюдены требования процедуры привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава правонарушения, поскольку для выполнения работ по текущему ремонту требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Госжилинспекцией необоснованно применено постановление Госстрой России от 27 сентября 2009 года N 170, поскольку оно является ведомственным актом для государственных и муниципальных органов и не носит обязательного характера для общества. В случае применения регуляторов температуры воды давление подаваемой горячей воды не обеспечит ее доступность для верхних этажей. Законодательство не предусматривает право управляющей организации инициировать и проводить общие собрания собственников, вследствие чего она не имеет возможности принять меры по обеспечению многоквартирных домов температурными регуляторами жидкости. При проведении проверки Госжилинспекцией не привлечен технический специалист и не использованы специальные технические средства.
В отзыве на апелляционную жалобу Госжилинспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" - без удовлетворения, ссылаясь на то, что требования к обязательной установке автоматического регулятора температуры воды в системе горячего водоснабжения определены законодательством. Присоединение к трубопроводам теплового пункта установок горячего водоснабжения с неисправным регулятором температуры воды не допускается. Факт наличия неисправных регуляторов температуры жидкости в тепловых узлах в подвалах домов в системе горячего водоснабжения доказан, зафиксирован в актах и протоколах об административных правонарушения. Допущенная описка в квалификации действия правонарушителя не является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" зарегистрировано 28 июля 1999 года мэрией г. Ульяновска (ОГРН 1027301582582).
ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" (управляющая организация) и комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска - представитель собственников помещений - 04 мая 2007 года заключили договоры на управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: г.Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола, 53; г. Ульяновск, проспект Туполева, 10.
Данные договоры б/н заключены с целью выполнения управляющей организацией работ и оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в указанных многоквартирных домах. Перечень выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома определяется в разделе 8 договоров.
В адрес Госжилинспекции 31 марта 2009 года поступило письмо УМУП "Теплоком" от 31 марта 2009 года N 640/1076 о проведении проверки температурного режима подачи горячего водоснабжения абонентов УМУП "Теплоком", в том числе ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" по адресам: г.Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола, 53; г. Ульяновск, проспект Туполева, 10.
На основании распоряжения заместителя начальника Госжилинспекции от 16 апреля 2009 года N И-221 (т. 1, л.д. 33) в целях осуществления контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан и государства 16 апреля 2009 года проведена внеплановая проверка содержания, сохранности жилых домов и качественного оказания коммунальных услуг, соблюдения правил благоустройства по адресам: г. Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола, 53; г. Ульяновск, проспект Туполева, 10.
Согласно акту инспекционной проверки 23 апреля 2009 года N И-221/1, составленному Госжилинспекцией по результатам проверки в доме 53 по проспекту Ленинского Комсомола в г. Ульяновске, в ходе проверки установлено нарушение, а именно: установлен неисправный регулятор температуры жидкости в тепловом узле в подвале дома в системе горячего водоснабжения (присоединение к трубопроводам теплового пункта установок горячего водоснабжения с неисправным регулятором температуры воды). Тем самым обществом нарушены п. 9.5.2 "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115; п. 5.3.1 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170.
Аналогичные нарушения отражены Госжилинспекцией в акте инспекционной проверки 23 апреля 2009 года N И-221/2, составленном по результатам проверки в доме 10 по проспекту Туполева в г. Ульяновске.
Госжилинспекция 23 апреля 2009 года выдала предписания N И-221/1 (в отношении дома 53 по проспекту Ленинского Комсомола в г. Ульяновске) и N И-221/2 (в отношении дома 10 по проспекту Туполева в г. Ульяновске), которыми обязала ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" произвести ремонт либо замену неисправного регулятора температуры жидкости в тепловом узле в подвале дома в системе горячего водоснабжения.
Госжилинспекцией 27 апреля 2009 года в отношении ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" составлены протоколы N И-221/1, И-221/2 об административных правонарушениях за вышеозначенные нарушения.
По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях Госжилинспекцией 12 мая 2009 года вынесено постановление N 478/09 о привлечении ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40000 руб.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами, не противоречащими Жилищному кодексу Российской Федерации, правила содержания жилых домов, в данном случае - правила содержания и эксплуатации систем горячего водоснабжения жилых домов.
При заключении договоров на управление многоквартирными домами от 04 мая 2007 года стороны в п. 1 предусмотрели, что управляющая организация по заданию собственников за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, (далее - "Правила содержания общего имущества") в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
На основании п. 10 "Правил содержания общего имущества" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно п. 11 "Правил содержания общего имущества" содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с п. 13 "Правил содержания общего имущества" осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Согласно п. 14 "Правил содержания общего имущества" результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
В соответствии с п. 2 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
На основании п. 37 "Правил содержания общего имущества" при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Согласно п. 17 "Правил содержания общего имущества" собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В силу положений раздела III ("Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества") "Правил содержания общего имущества" при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Доказательств того, что управляющая организация - ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" - во исполнение данного требования проводило осмотры оборудования и предлагало собственникам помещений установить регулятор температуры жидкости в тепловом узле в подвале домов в системе горячего водоснабжения по вышеуказанным адресам не представлено.
Ссылка общества на отсутствие полномочий по инициированию и организации проведения собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме не принимается, поскольку в данном случае предметом рассмотрения является вопрос об исполнении обязательства по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных домов, которое было передано в управление ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба". В рамках установления вины общества в совершении вменяемого правонарушения необходимо выяснить принятие обществом всех зависящих от него мер для исполнения обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных домов.
Из актов технического осмотра зданий от 13 июля 2006 следует, что об эксплуатации сетей горячего водоснабжения без исправного регулятора температуры жидкости ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" знало с даты принятия зданий в управление, но не предприняло никаких мер для решения вопроса об установке регуляторов температуры жидкости (решение собрания сособственниками помещений с повесткой дня об установке регулятора температуры жидкости не проводилось).
Кроме того, муниципальная собственность составляет в общем имуществе значительную часть, так как договор на управление домами оформлен с представителем муниципальной собственности - комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска. Однако, как видно из материалов дела, вопрос с представителем собственника - комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска - об установке регуляторов температуры жидкости также обществом не решался.
Тот факт, что 28 марта 2008 года собственники жилых помещений многоквартирного жилого дома N 53 по проспекту Ленинского Комсомола на общем собрании собственников помещений утвердили перечень работ по капитальному ремонту и 17 октября 2008 года решили обратиться в орган местного самоуправления с заявкой о включении дома в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта и включении дома в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта, не является доказательством того, что система горячего водоснабжения жилого дома на момент проверки эксплуатировалась в соответствии с установленными требованиями. Данное обстоятельство также не свидетельствует о принятии обществом необходимых мер для устранения нарушения в эксплуатации системы горячего водоснабжения.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие либо недостаточность денежных средств в необходимом размере не является обстоятельством, исключающим безусловно вину лица, ответственного за содержание переданного ему жилого фонда, в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Ссылку общества на "Схему открытой системы теплоснабжения" приложения 1 СанПиН 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения", утвержденных Минздравом СССР 15 ноября 1988 года N 4723-88, суд первой инстанции обоснованно отклонил. Обязательная установка автоматического регулятора в системе горячего водоснабжения предусмотрена в "Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170. Учитывая, что постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 является более поздним документом по дате принятия, СанПиН 4723-88 должен применяться с учетом требований данного постановления Госстроя России. "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, зарегистрированы в Минюсте 02 апреля 2003 года. Требования к обязательной установке автоматического регулятора температуры воды в системе горячего водоснабжения определены также в "Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115.
В вину обществу вменено нарушение п. 9.5.1 "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", 5.3.1 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
В соответствии с п. 5.3.1 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.
На основании п. 9.5.1 "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" температура воды в системе горячего водоснабжения поддерживается при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Присоединение к трубопроводам теплового пункта установок горячего водоснабжения с неисправным регулятором температуры воды не допускается.
Факт наличия установленных неисправных регуляторов температуры жидкости в тепловых узлах в подвалах домов в системе горячего водоснабжения доказан и зафиксирован в актах от 23 апреля 2009 года и протоколах от 27 апреля 2009 года.
В заседании по делу об административном правонарушении 12 мая 2009 года законный представитель общества Игонин В.В. пояснил, что на момент проверки, регуляторы температуры жидкости были в неисправном состоянии, отключены, указал, что неисправность приборов связана с их неправильным проектированием.
Акты технического состояния от 13 июля 2006 года и акты осмотра регуляторов температуры жидкости от 17 июля 2009 года не являются доказательством наличия исправных приборов в системе горячего водоснабжения в жилых домах, расположенных по адресам: г.Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола, 53, проспект Туполева, 10. Но в совокупности все эти доказательства подтверждают то, что на дату проверки установки горячего водоснабжения в указанных жилых домах присоединены к трубопроводам без действующего регулятора температуры жидкости.
Отсутствие в договорах от 04 мая 2007 года условий, связанных с капитальным ремонтом зданий, заменой, установкой необходимого оборудования, в связи с противоречием нормам законодательства обоснованно не принято судом как доказательство отсутствия у ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" обязательств по исполнению ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в части надлежащего содержания системы центрального отопления и горячего водоснабжения.
Доводы ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" о непривлечении Госжилинспекцией к участию в проверке технического специалиста и неиспользовании технических устройств подлежат отклонению, поскольку материалами дела доказан факт отсутствия исправных терморегуляторов, при этом участие специалиста и использование технических средств для установления фактов нарушения не является обязательным.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по ремонту, содержанию жилых домов в частности систем горячего водоснабжения, в данном случае - ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба".
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В актах технического состояния жилых домов передаваемых ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" на обслуживание указано, что автоматический регулятор системы горячего водоснабжения отсутствует. Однако за период с июня 2006 года (с момента принятия домов в управление) ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" не предприняло никаких мер для установки годного к эксплуатации терморегулятора в системе горячего водоснабжения.
Указание в п. 1 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" на то, что они являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, не является основанием считать, что эти правила не обязательны для исполнения собственниками помещений и по их поручению управляющей компанией. В рассматриваемом случае собственники помещений передали свои функции управляющей организации.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки общества на малозначительность совершенного правонарушения, поскольку допущенные обществом нарушения представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере жилищных правоотношений, в том числе обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами надлежащего качества.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о неверном указании наименования нормативного правового акта, предусматривающего административную ответственность за совершенное обществом правонарушение. Ошибочное указание в мотивировочной части оспариваемого постановления: "Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях" вместо: "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не отразилось на содержании постановления и никаким образом не нарушило прав общества. Кроме того, в резолютивной части постановления совершенное обществом правонарушение квалифицировано правильно: "ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 20 июля 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Исходя из положений ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июля 2009 года по делу N А72-5716/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)