Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2008 N 18АП-6157/2008 ПО ДЕЛУ N А76-10108/2008

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2008 г. N 18АП-6157/2008

Дело N А76-10108/2008

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Баканова В.В., Ермолаевой Л.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Альтернатива" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.08.2008 по делу N А76-10108/2008 (судья Ваганова В.В.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альтернатива" - Костылева Ю.П. (доверенность от 01.09.2008), Цветкова А.В. (доверенность от 20.09.2008),
установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Альтернатива" (далее - заявитель, ООО УК "Альтернатива", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Миасского городского округа Челябинской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 11.07.2008 N 398 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - ГУ МЧС по Челябинской области).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.08.2008 по настоящему делу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что суд нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы считает, что общество не может являться субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, т.к. не является собственником, владеющим общим имуществом многоквартирного дома.
Представители ООО "УК "Альтернатива" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, просят решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Альтернатива" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г. Миассу Челябинской области 20.10.2006 за основным государственным номером 106741505500207.
04.07.2008 административным органом на основании распоряжения N 328 от 09.06.2008 (л.д. 33) проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в жилом доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Володарского, 4.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, не обеспечено своевременное выполнение требований пожарной безопасности (ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; п. 10, "Правил пожарной безопасности в РФ" (ППБ) 01-03, утвержденных Приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003), а именно: системы дымоудаления и подпора воздуха в лифтовых шахтах находятся в нерабочем состоянии; здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации; здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа; в дверном проеме, ведущем на технический этаж (чердак) не установлена противопожарная дверь с ненормируемым пределом огнестойкости (сертифицированная области пожарной безопасности); люк в проеме выхода на кровлю не противопожарный с нормируемым пределом огнестойкости менее требуемого (не сертифицированный в области пожарной безопасности); двери с устройствами для самозакрывания дверей с незадымляемой лестничной клеткой частично отсутствуют; насосы - повысители внутреннего противопожарного водоснабжения отсутствуют; пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами; дверь квартиры N 25 на 5-м этаже установлена с отступлением от проекта здания (дверь ограничивает доступ к пожарному крану); не проведена проверка исправности внутреннего противопожарного водопровода и способности обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения; отсутствуют спринклерные оросители в мусоросборной камере; дверь мусоросборной камере не утеплена; ящики пожарных кранов выполнены с нарушением НПБ 151-2000, не оформлены согласно ГОСТа 12.4.009-83; остекление окон технического этажа частично отсутствует; соединение и оконцевание жил электропроводов и кабелей в распаянных коробках, в месте подключения приборов освещения, выполнены скруткой; прокладка электрической проводки в коридоре 13 этажа (перед лифтом) выполнена с нарушением требований ПУЭ; в распределительных устройствах отсутствуют таблички с четкими надписями, указывающими назначение отдельных цепей и панелей; поэтажные коридоры загромождены различными материалами, мебелью и загроможден доступ к пожарным кранам; не произведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц, установленных на крыше здания (испытания производить не реже 1 раза в 5 лет); окна подвала, предусмотренные проектом заделаны кирпичной кладкой; на сети хозяйственно-питьевого водопровода в каждой квартире отсутствует отдельный кран для присоединения шланга, оборудованного распылителем, для использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения, для ликвидации очага возгорания; мусоропровод не оборудован устройством для автоматического пожаротушения ствола; отделка стен на путях эвакуации в поэтажных коридорах из горючих материалов; отсутствуют утеплительные подкладки в притворах клапанов мусоропроводов; двери камер мусоропроводов не закрыты на замок; на дверях чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов отсутствует информация о месте хранения ключей; на здании отсутствует указатель места расположения ближайшего пожарного гидранта (со светоотражающим покрытием).
По результатам проверки заинтересованным лицом составлен акт. По факту совершения правонарушения 04.07.2008 отделом заинтересованным лицом составлен в отношении заявителя, в присутствии представителя и при надлежащем извещении юридического лица составлен протокол N 398 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 31 - 32).
На основании протокола и собранных материалов, постановлением N 100 от 11.07.2008. заявитель за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 5 - 6).
Считая постановление об административном правонарушении незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения обществом вменяемого ему правонарушения и вины в его совершении.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет административную ответственность.
На основании ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со ст. 20 указанного Закона, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ) 01-03, утвержденных Приказом МЧС России N 313 от 18.05.2003, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено то обстоятельство, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Судом правильно применены нормы действующего законодательства.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В силу п. 34 Правил пожарной безопасности противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).
В соответствии с п. 57 Правил проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается, в том числе устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
Пунктом 44 Правил предусмотрено, что двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты.
Пунктами 52, 53 Правил пожарной безопасности установлено, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.
Пунктом 41 Правил установлено, что наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.
Согласно пунктов 86, 87 Правил мусоропроводы и бельепроводы должны иметь клапаны, предусмотренные проектом. Клапаны должны постоянно находиться в закрытом положении, быть исправными и иметь уплотнение в притворе. Двери камер мусоросборников должны быть постоянно закрыты на замок.
Согласно пункта 89 Правил сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пунктами 90, 91 Правил предусмотрено, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждены факты нарушения обществом Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Нарушение приведенных требований пожарной безопасности, невыполнение норм и правил, установленных указанными нормативными актами, свидетельствует о совершении заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не может являться субъектом ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подлежит отклонению.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Миасс, ул. Степана Разина, 4 выбран способ управления многоквартирным домом при помощи управляющей организации. Между каждым из собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома и ООО УК "Альтернатива" заключены договоры на управление многоквартирным домом (л.д. 7 - 18).
В соответствии с п. 1.3 договора целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего управления многоквартирным домом, обеспечения и содержания и ремонта общего имущества дома, его инженерных систем оборудования, мест общего пользования и придомовой территории.
В силу п. 2.1 договора собственники поручают, а управляющая организация принимает на себя полномочия по управлению общим имуществом многоквартирного дома.
Пунктом 3.1.2 договора предусмотрено, что общество обязуется организовывать от своего имени и за счет собственников заключение необходимых договоров с юридическими лицами или специалистами, имеющими необходимые навыки, оборудование сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, для выполнения комплекса мероприятий по содержанию, текущему ремонту и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе, управление управляющей организацией.
На основании ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пункт 1.8 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003., рассматривает управление жилищным фондом как часть технической эксплуатации жилищного фонда, которая включает в себя собственно управление (организация эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами), а также техническое обслуживание, ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий и санитарное содержание.
Соответственно, составляющими управления многоквартирным домом являются: сохранение имущества, содержание его в надлежащем состоянии, обеспечение функционирования оборудования, обслуживающего помещения многоквартирного дома, в соответствии с его назначением, а также обеспечение решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом характеризуется тем, что управление реализуется независимо от воли на это собственника, то есть на основании установленной законом обязанности.
Собственник имущества в силу тех или иных причин либо не может самостоятельно управлять имуществом, либо для него это затруднительно. Каждый сособственник общего имущества в многоквартирном доме не может единолично им управлять, поэтому необходима согласованная воля всех собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с этим Жилищный кодекс РФ предусматривает обязанность избрать такой способ управления, при котором вопросы управления будут решаться одним лицом (товариществом собственников жилья, кооперативом, управляющей организацией).
Таким образом, правовые нормы, регулирующие управление многоквартирным домом, направлены в первую очередь на защиту интересов собственников помещений в многоквартирном доме. Цели управления многоквартирным домом - сохранить имущество собственников, обеспечить их расчеты с кредиторами, реализовать их правомочия.
Суть обязательства управляющей организации состоит не в совершении отдельных юридических и фактических действий в отношении имущества, а в осуществлении комплексного управления этим имуществом, деятельность управляющей организации складывается из совокупности всех юридических и фактических действий, ею предпринимаемых. Поэтому обязанности управляющей организации нельзя разбивать на отдельные действия, как это предлагается заявителем. Исполнение обязательства управляющей организацией состоит в обеспечении эффективного управления доверенным ей имуществом.
Лицо, управляющее имуществом, наряду с собственниками, имеет ясно определенные правомочия по владению и распоряжению имуществом. Так, для достижения всех целей управления многоквартирным домом управляющий имеет доступ к общему имуществу многоквартирного дома (чердакам, подвалам, подъездам, оборудованию), может распоряжаться общим имуществом путем передачи его во временное пользование, если решение о возможности такой передачи принято собственниками помещений в многоквартирном доме.
Услуга лица, управляющего многоквартирным домом, состоит в том, что оно осуществляет фактические и юридические действия по владению, пользованию и распоряжению определенным имуществом в интересах собственника этого имущества, а значит, управляющий относится к числу лиц, которые в силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Кроме возложенных на основании норм Жилищного кодекса Российской Федерации и заключенного с собственниками имущества договора, полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом многоквартирного дома, типовым договором на управление многоквартирным домом предусмотрен также конкретный перечень работ по обеспечению пожарной безопасности, которые надлежит выполнять управляющей компании: ремонт электропроводки, проверка наличия тяги в дымовентиляционных каналах, проверка заземления оболочки электрокабеля, замеры сопротивления изоляций проводов, осмотр пожарных сигнализаций и средств тушения в домах, ремонт печей и очагов, замена разбитых стекол окон и дверей в местах общего пользования и вспомогательных помещениях, прочистка дымоходов и вентиляционных каналов, восстановление функционирования систем противопожарной защиты и противопожарных водопроводов, проверка состояния огнезащитных покрытий сгораемых конструкций чердаков и их обработка.
При таких условиях обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ имеет место, ответственность применена в соответствии с законом, права заявителя не нарушены, процедуры, необходимые для привлечения к ответственности, соблюдены, сумма штрафа избрана в минимальном размере, установленном санкцией статьи.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 августа 2008 года по делу N А76-10108/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Альтернатива" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
В.В.БАКАНОВ
Л.П.ЕРМОЛАЕВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)