Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2011 ПО ДЕЛУ N А12-7353/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2011 г. по делу N А12-7353/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
при участии в судебном заседании представителя Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области - Кругляк Д.Г., по доверенности N 32 от 23.06.2011,
без участия в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Оазис", своевременно и надлежащим образом уведомленном о времени и месте судебного заседания, (ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя приобщено к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оазис", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2011 года
по делу N А12-7353/2011 (судья Романов С.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оазис", г. Волгоград,
к Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области,
об оспаривании постановления от 21.04.2011 г. N 03-05/11-016 о привлечении к административной ответственности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Оазис" (далее по тексту - ООО "Оазис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (далее по тексту - УРТ) N 03-05/11-016 от 21.04.2011 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общества с ограниченной ответственностью "Оазис" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе податель считает, что конструкция теплового пункта не позволяет определить количества расхода тепловой энергии, необходимой для приготовления горячей воды, что подтверждается принципиальной схемой теплового пункта, расположенного в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Баррикадная, д. 19 а, в связи с этим применялся тариф на горячую воду, утвержденный постановлением главы Волгограда от 29.04.2010 г. N 914 "О согласовании производственной программы по горячей воде и об установлении тарифа на горячую воду муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство". Кроме того, полагает, что административным органом при назначении наказания не учтено финансовое положение Общества, и настаивает на применении статьи 2.9 КоАП РФ.
Письменных отзывов на апелляционную жалобу не представлено.
Представитель Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Оазис" (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области поступило обращение Глушковой Т.Н., проживающей по адресу: г. Волгоград, ул. Баррикадная, д. 19-а, кв. 83, переданное из Госжилинспекции Волгоградской области с жалобой на действия ООО "Оазис" по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению.
На основании Распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области в отношении ООО "Оазис" проведена проверка
Выявленные нарушения действующего законодательства в части неправомерного применения тарифов на коммунальные услуги при расчетах ООО "Оазис" с собственниками жилых помещений, проживающих в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Баррикадная, д. 19 а, за потребленные коммунальные ресурсы, отражены в акте проверки N 40 от 07.02.2011.
Данная информация передана в Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области.
18.02.2011 и.о. заместителя начальника Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области Пономаревой Т.Ю. по результатам рассмотрения поступившей в Управление информации Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в отношении ООО "Оазис" возбуждено дело об административном правонарушении.
В ходе административного расследования Управлением установлено нарушение ООО "Оазис" порядка ценообразования при начислении платы за коммунальные услуги, оказываемые населению, утвержденного постановлением главы Волгограда от 29.04.2010 г. N 914 "О согласовании производственной программы по горячей воде и об установлении тарифа на горячую воду муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство".
17.03.2011 по фактам выявленных нарушений в отношении ООО "Оазис" составлен протокол об административном правонарушении, которым действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как иное нарушение установленного порядка ценообразования.
31.03.2011 заместителем начальника Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области вынесено постановление N 03-05/11-016, которым ООО "Оазис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Общество, полагая, что названное постановление является незаконным и необоснованным, вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о его отмене.
Суд первой инстанции, руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, сделал вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Одним из условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Как следует из материалов дела, ООО "Оазис" является управляющей организацией, осуществляющей функции по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Баррикадная, д. 19 а, и предоставлению коммунальных услуг жителям указанного многоквартирного дома на основании договоров управления многоквартирным домом, заключенных с каждым собственником помещений.
Следовательно, Общество обязано соблюдать установленный законодательством Российской Федерации порядок расчета размера платы за коммунальные услуги.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) предусмотрено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию уполномоченными на то государственными органами.
Порядок ценообразования размера платы за отопление и горячее водоснабжение с использованием внутридомовых инженерных систем установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Пунктом 15 Правил установлено, что если исполнителем является управляющая компания, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с пунктом 17 Правил при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
Согласно пункту 18 Правил при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
Как усматривается из материалов дела, многоэтажный жилой дом N 19 а по ул. Баррикадная оборудован индивидуальным тепловым пунктом, что подтверждается принципиальной схемой теплового пункта, представленной ООО "Оазис" в УРТ Администрации Волгоградской области, который расположен в подвальном помещении дома и прибором учета ТЭМ-104/3, учитывающий объемы тепловой энергии.
В тепловой пункт поставляется тепловая энергия по договору с МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" N 004591 от 16.06.2009, холодное водоснабжение без договора от МУП "Городской водоканал г. Волгограда" и осуществляется приготовление ГВС. При начислении платы за ГВС ООО "Оазис" применяет тариф, утвержденный Постановлением главы Волгограда от 29.04.2010 г. N 914 "О согласовании производственной программы по горячей воде и об установлении тарифа на горячую воду муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство" в сумме 59,94 рублей, применяемый для централизованного ГВС.
В соответствии с п. 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного ГВС
При отсутствии централизованного ГВС и приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в соответствии с требованиями пунктом 18 Правил установлено, что при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, размер платы за ГВС рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Актом проверки Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области N 40 от 07.02.2011, принципиальной схемой теплового пункта, расположенного в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Баррикадная, д. 19 а, платежными документами (квитанциями) на оплату коммунальных услуг за июнь 2010 г., январь 2011 г., а также пояснениями директора ООО "Оазис" подтверждается, что Обществом применялся расчет отличный от установленного требованиями п. п. 18, 30 Правил в связи с отсутствием технической возможности определения количества расхода тепловой энергии, поскольку это не позволяет сделать конструкция теплового пункта.
Таким образом, в нарушение перечисленных пунктов Правил обществом были применены фиксированные тарифы при оплате услуг за горячее водоснабжение.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
ООО "Оазис", принимая на себя обязанности по оказанию собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Волгоград, ул. Баррикадная, д. 19 а, знало о необходимости соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Доводы апелляционной жалобы о технической невозможности не исключают обязанности производить размер платы за отопление и горячее водоснабжение в соответствии с показаниями приборов учета использованных объемов соответствующих ресурсов и применением утвержденных органами регулирования тарифов на соответствующие ресурсы.
Доказательств того, что ООО "Оазис" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных правовых актов и невозможности соблюдения требований действующего законодательства в области регулирования тарифов в материалы дела не представлено
Нарушение Обществом установленного законодательством порядка ценообразования за коммунальные услуги административным органом доказано.
Вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Довод Общества о малозначительности совершенного административного правонарушения, был предметом исследования и оценки судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Как следует из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения является правом, а не обязанностью административного органа. Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18).
При принятии постановления административный орган обоснованно исходил из характера совершенного обществом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса.
Суд апелляционной инстанции не нашел основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
Кроме того, при вынесении оспариваемого постановления, административным органом учтен характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, а также то, что правонарушение совершено впервые.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку обстоятельства, на которые сослался податель жалобы, не являются обоснованными.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2011 года по делу N А12-7353/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)