Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я) ОТ 01.03.2006 N 3-11/06

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РЕШЕНИЕ
от 1 марта 2006 г. N 3-11/06

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующей Семеновой М.Н.,
с участием прокурора Александрова П.С.,
при секретаре Деркунской И.В.,





рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 1 марта 2006 года дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера" от 17.10.2003 82-З недействующими, суд
установил:





Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 17.10.2003 был принят Закон РС(Я) "О родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера" за N 175-III и был опубликован в газете "Якутские ведомости" 31.12.2004.
Прокурор РС(Я) обратился в Верховный суд РС(Я) с заявлением о признании недействующими отдельных положений Закона РС(Я) ввиду их противоречия федеральному закону.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление полностью и считает, что оспариваемые нормы закона противоречат федеральному законодательству, потому подлежат признанию недействующими. Просит удовлетворить заявление в полном объеме.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иванов В.Н. с заявлением прокурора согласен частично. И считает, что ст. 1 ч. 1 п. п. "а", "б", "в"; ст. 2 ч. 3; ст. 6 ч. ч. 1 и 2; ст. 6 ч. 4 п. "б"; ст. 6 ч. 5 п. п. "а", "б", "г", ст. 16 ч. 2; ст. 22 ч. 1; ст. 24; ст. 25 не противоречат федеральному законодательству, просит в удовлетворении отказать в связи с тем, что организация и обеспечение защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации относится по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Представитель Департамента по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) Ефремова П.И. поддержала пояснение представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я).
Выслушав пояснение прокурора, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) и представителя Департамента, исследовав представленные доказательства, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично.
Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) было вправе принимать подобные акты, носящие нормативный характер. В соответствии с п. п. "б", "м" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав национальных меньшинств, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 1 ч. 1 п. п. "а", "б", "в" Закона РС(Я) в качестве дополнительных условий образования родовой, родоплеменной общины предусмотрено ведение традиционных видов хозяйственной деятельности, передвижной, кочевой характер основных традиционных занятий и промыслов и наличие земель традиционных занятий и промыслов.
Статья 1 ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" от 20.07.2000 N 104-ФЗ содержит понятие общины как формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному и территориально-соседскому признакам, создаваемой в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Как видно из содержания данной нормы закона, каких-либо иных дополнительных ограничений или требований к созданию общины федеральным законодательством не предусмотрено. Поэтому оспариваемая норма должна быть признана недействующей.
Ст. 2 ч. 3 Закона РС(Я) установлено, что учредительные документы общины должны содержать сведения, установленные федеральным законодательством и законодательством РС(Я).
Согласно статьи 8 ч. 3 ФЗ в учредительных документах общины малочисленных народов могут содержаться и другие сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации. Анализируя данные нормы, считаю, что республиканский законодатель не вправе возлагать на общины обязанности, предусмотренные федеральным законодательством как их право.
Ст. 6 ч. 4 п. "б" Закона РС(Я) предусматривает в качестве полномочия совета общины отмену решений главы (председателя совета) общины в случае их несоответствия уставу общины или законам. Между тем, согласно ст. 15 ч. 2 ФЗ N 104-ФЗ правление общины такими полномочиями не наделено. Дополнительные полномочия предоставляются совету общины уставом общины.
Ст. 6 ч. 5 пункты "а", "б", "г" Закона РС(Я) устанавливает полномочия главы общины, в силу которых он подотчетен общему собранию, выполняет решения совета общины, а также осуществляет полномочия исполнительного органа общины. Однако ст. 16 ФЗ за N 104-ФЗ определяет полномочия председателя правления общины и уставом общины малочисленных народов председателю правления общины могут быть предоставлены и иные полномочия. В силу изложенного видно, что в республиканской норме закона ограничены полномочия председателя правления общины, потому противоречит Федеральному закону.
Согласно ст. 12 ч. 1 Закона РС(Я) в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов малочисленных народов органы государственной власти РФ и местного самоуправления оказывают общинам, союзам (ассоциациям) общин поддержку в виде предусмотренных пунктами "а" - "е" мероприятий.
Данной нормой Закона РС(Я) на органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению поддержки общин коренных малочисленных народов. Согласно ст. 7 ФЗ органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов малочисленных народов могут оказывать помощь общинам малочисленных народов, союзам общин малочисленных народов.
Согласно ст. 12 п. п. 2 и 3 Закона РС(Я) на органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность согласовывать свои решения с общинами и определяет возможность вмешательства общин в деятельность органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления.
Однако в силу нормы Конституции РФ и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъект РФ своим законом не вправе определять порядок принятия решений органами государственной власти РФ, возможность участия в их деятельности представителей общин. Такие положения могут быть определены только правовым актом федерального уровня. Кроме того, недопустимо вмешательство в деятельность органов местного самоуправления. Поэтому оспариваемые нормы закона подлежат признанию недействующими.
Ст. 16 ч. 1 Закона РС(Я) установлено, что промысловая рыба и рыбная ловля, а также поиск и заготовка мамонтовых бивней, остатков мамонтовой фауны и других палеонтологических образцов на землях общины физическими лицами, предприятиями, организациями допускается по согласованию с общиной. Однако данная норма противоречит ФЗ "О животном мире" и "О недрах", где предоставление в пользование животного мира и территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования, должно проходить с учетом интересов местного населения. Кроме того, на пользование объектами животного мира и предоставление недр органом исполнительной власти субъекта РФ оформляется специальное государственное разрешение и выдается соответствующая лицензия.
Ст. 16 ч. 2 Закона РС(Я) предусматривает, что община совместно с государственными органами, общественными организациями имеет право проводить проверки деятельности государственных и иных предприятий, организаций, частных лиц, ведущих хозяйственную деятельность, на предмет соблюдения договорных обязательств природоохранного законодательства. Данная норма закона противоречит федеральному закону.
Согласно п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" малочисленные народы, их объединения имеют право участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий и общераспространенных полезных ископаемых, за соблюдением федеральных законов и законов субъектов РФ об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Таким образом, малочисленные народы наделены правом на участие в осуществлении контроля и их участие ограничено Федеральным законом.
В статье 18 Закона РС(Я) установлены случаи возмещения убытков, причиненные угодью или землепользователю: незаконное отчуждение земель, неправомерное использование природных ресурсов, нарушение порядка пользования земельными, водными и другими ресурсами, причинение убытков имуществу его владельца, т.е. приведен конкретный перечень видов нарушения земельных прав.
Согласно ст. 62 Земельного кодекса РФ убытки, причиненные любым нарушением прав собственников (на пользование, владение и распоряжение) земельных участков землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке нормам гражданского законодательства.




Ст. 19 ч. 1 Закона РС(Я) кочевым общинам, семьям и отдельным представителям малочисленных народов в местах проживания и хозяйственной деятельности этих народов предоставляется преимущественное право заключения договоров и получения лицензий на использование возобновляемых биологических ресурсов. Однако федеральным законом субъекту РФ не предоставлено право осуществлять
Статьей 20 Закона РС(Я) определен исчерпывающий перечень видов финансовой поддержки, которую могут предоставлять общинам муниципальные образования.
Между тем, согласно ст. 8 п. 4 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" малочисленные народы и их объединения имеют право получать от органов государственной власти РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла. В соответствии со ст. 31 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе в соответствии с настоящим кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
Поэтому оспариваемая норма республиканским законодателем принята с превышением полномочий.
Статьей 24 ч. 2 и ст. 25 ч. 1 Закона РС(Я) предусмотрено, что поставка материально - технических ресурсов осуществляется органами снабжения и община осуществляет учет результатов своей работы. Между тем отношения, связанные с закупкой и поставкой товаров для общин, ведения учета и оценки ими своей работы являются предметом регулирования гражданского законодательства, поскольку общины являются юридическими лицами. Таким образом, вторжение в деятельность общин законом не допустимо.
Ст. 29 ч. 1 Закона РС(Я) предусматривает, что община может быть ликвидирована по решению общего собрания (схода) членов общины. Ликвидация осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой общиной. Однако согласно ст. 22 ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" община может быть ликвидирована на основании и в порядке, установленном федеральным законодательством. Таким образом, субъект РФ не вправе самостоятельно определять порядок ликвидации юридических лиц.
Согласно ст. 29 ч. 4 Закона РС(Я) запись о прекращении деятельности общины вносится в реестр органа юстиции. Между тем, регистрация юридических лиц и сведений об изменении их состояния регулируется гражданским законодательством. В частности запись о прекращении деятельности вносится в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии со ст. 63 ГК РФ. Поэтому отдельное регулирование данного вопроса другими законами не допускается.
Анализ приведенных норм республиканского и федерального закона свидетельствует о том, что оспариваемые нормы Закона РС(Я) противоречат федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Но между тем, суд не усматривает противоречия федеральному законодательству ст. 6 ч. ч. 1 и 2 Закона РС(Я), которая предусматривает перечень принимаемых общиной решений. Прокурором оспаривается данная норма в связи с тем, что в республиканском законе не предусмотрено, что к полномочиям общего собрания членов общины малочисленных народов могут быть отнесены и другие вопросы деятельности общины. Однако данная норма федерального закона содержится в ч. 1 ст. 6 Закона РС(Я), где предусмотрено, что общее собрание членов общины правомочно решать все вопросы производственного, социально-культурного развития общины.
Кроме того, ст. 22 ч. 1 Закона РС(Я) установила, что община при определении направления своей деятельности, структуры и объемов производства должна обеспечивать сохранность и воспроизводство домашнего оленя, диких копытных животных, пушных зверей и промысловых рыб. По мнению суда, данная норма не противоречит федеральному закону, поскольку установлено общее положение и ничьих прав и законных интересов не нарушает. Поэтому в этой части заявление подлежит отказу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:

заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) подлежит удовлетворению частично.
Признать ч. 1 п. "а", "б", "в" ст. 1; ч. 3 ст. 2 в части; ч. 4 п. "б" ст. 6 в части; п. п. "а", "б", "г" ч. 5 ст. 6; ч. ч. 1, 2, 3 ст. 12; ч. ч. 1, 2 ст. 16; ст. 18; ч. 1 ст. 19; ст. 20; ч. 2 ст. 24; ч. 1 ст. 25; ч. ч. 1 и 4 ст. 29 Закона РС(Я) "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера" от 17.10.2003 82-З N 175-III недействующими с момента вступления решения в законную силу.
В части удовлетворения ст. 6 ч. ч. 1 и 3 в части; ч. 1 ст. 22 Закона РС(Я) отказать.
Обязать Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) опубликовать в газете "Якутские ведомости" о принятом решении по вступлении решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующая
М.Н.СЕМЕНОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)