Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.12.2012 N 06АП-5750/2012 ПО ДЕЛУ N А73-10044/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2012 г. N 06АП-5750/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Хабаровсккрайгаз": Бобровская О.С., представитель по доверенности от 19.12.2011 N 6085/22;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Хабаровсккрайгаз"
на решение от 26.10.2012
по делу N А73-10044/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровсккрайгаз" (ОГРН - 1022701128317, ИНН - 2722010548)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю N 987 от 27.07.2012 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ

установил:

открытое акционерное общество "Хабаровсккрайгаз" (далее - общество, ОАО "Хабаровсккрайгаз") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 27.07.2012 N 987 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Решением суда от 26.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Хабаровсккрайгаз" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить ввиду несоответствия выводов суда, обстоятельствам дела.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление Роспотребнадзора, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило. В представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения от 06.06.2012 N 927 Управлением Роспотребнадзора проведена плановая проверка ОАО "Хабаровсккрайгаз", в результате которой установлено, что общество нарушило требования статьи 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", статей 421, 310, 432, 452, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п.п. "м" п. 49, п.п. "г" п. 50, п. 54, п.п. "а", "б" п. 80 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.06.2006 (далее - Правила), выразившееся во включении в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 927 от 09.07.2012, который вручен обществу 10.07.2012 под вх. N 01-01/4425.
11.07.2012 в присутствии представителя общества Бобровской О.С. в отношении ОАО "Хабаровсккрайгаз" составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.8. КоАП РФ.
О месте и времени составления протокола общество было извещено уведомлением от 09.07.2012 N 04.0-7347, которое получено под вх. N 01-01/4426 от 10.07.2012.
27.07.2012 в присутствии представителя общества Бобровской О.С., вынесено постановление N 987 о назначении ОАО "Хабаровсккрайгаз" административного наказания по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
О месте и времени рассмотрения дела общество было извещено определением от 20.07.2012 N 987, которое получено 24.07.2012.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 14.8 КоАП РФ, включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (пункт 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1)).
Коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю (гражданину) в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ.
Разделом II Правил установлены требования к предоставлению коммунальных услуг, согласно которым при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, а также бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке.
В соответствии с абзацем "м" пункта 49 Правил общество обязано информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.
О перерыве предоставления коммунальных услуг потребитель извещается письменно и заблаговременно (за 10 рабочих дней).
С 01.09.2012 вступили в законную силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
Подпункт "н" п. 31 Правил N 354 содержит аналогичные требования, а именно информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.
Вместе с тем, пунктами 2.1 Договоров предусмотрено, что исполнитель обязан информировать о перерывах в подаче газа в связи с проведением планово-предупредительных работ, но срок не указан, в то время, как законом установлен определенный срок.
Таким образом, режим предоставления коммунальных услуг включает в себя не только бесперебойную подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, но и установленный порядок информирования граждан - потребителей о перерывах предоставления этих услуг.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанный пункт 2.1 Договоров не соответствует действующему законодательству, ущемляет установленные законом права потребителей.
Статьей 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Цены на услуги по техническому обслуживанию и аварийному обеспечению объектов газоснабжения государственному регулированию не подлежат, стороны самостоятельно определяют цену договора и порядок ее изменения, руководствуясь соответствующими нормами ГК РФ.
Главой 29 ГК РФ регламентируется порядок изменения условий действующего договора, в том числе изменение цены договора, и предполагает получение согласия контрагента на такое изменение. По требованию одной из сторон договор может быть изменен только в судебном порядке.
Договором может быть предусмотрено право одностороннего изменения условий обязательства только во взаимоотношениях между лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Поскольку закон не предусматривает возможности одностороннего изменения обязательства перед гражданином-потребителем, соответственно, условия договора, предусматривающие право исполнителя на одностороннее, изменение условий договора в случаях, не предусмотренных законом, являются ничтожными.
Вместе с тем, пунктами 3.4. Договоров предусмотрено, что размер абонентной платы изменяется Исполнителем в одностороннем порядке с обязательным уведомлением Заказчика через средства массовой информации, а также путем размещения информации на оборотной стороне платежного документа не позднее, чем за 30 дней до момента введения новых ставок и не чаще одного раза в год.
Потребитель, является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость ограничения свободы договора для другой стороны, то есть для ОАО "Хабаровсккрайгаз", так как последний является монополистом на рынке предоставления такой коммунальной услуги, как газоснабжение.
Таким образом, указанный пункт 3.4. Договоров не соответствует действующему законодательству, ущемляет установленные законом права потребителей.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
ГК РФ, Закон РФ "О защите прав потребителей", не предусматривают право исполнителя услуги - ОАО "Хабаровсккрайгаз" на односторонний отказ от исполнения договора на оказание услуг, заключенным с гражданином.
Кроме того, пунктом 2 статьи 453 ГК РФ предусмотрено, что в случае расторжения договора, обязательства сторон по нему непременно прекращаются, а, значит, сторона, изъявляя волю о расторжении договора, фактически заявляет об отказе его дальнейшего исполнения.
Договор на техническое и аварийное обслуживание газового оборудования, как разновидность договора оказания услуг является публичным по смыслу пункта 1 статьи 426 ГК РФ, а значит, ОАО "Хабаровсккрайгаз" обязано осуществлять услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию, в отношении каждого потребителя.
Вместе с тем, Пунктами 4.3. Договоров предусмотрено, что исполнитель вправе в одностороннем порядке расторгнуть Договор и приостановить газоснабжение заказчика с обязательным уведомлением не позднее, чем за 40 календарных дней, в следующих случаях: неоплаты или неполной оплаты выполненных работ в течение трех расчетных периодов подряд; использования Заказчиком оборудования не соответствующего составу оборудования, указанному в разделе 8 договора (раздел 8 Договоров не содержит информации о составе оборудования. В разделе 8 Договоров указана информация о реквизитах сторон); отказ Заказчика допускать представителя Исполнителя для проведения технического и аварийного обслуживания газового оборудования; в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Таким образом, указанный пункт 4.3 Договоров не соответствует действующему законодательству, ущемляет установленные законом права потребителей.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (пункт 1 статьи 452 ГК РФ).
Представленные Договоры заключены в письменной форме, подписаны потребителями и исполнителем, заверены печатью, соответственно, изменения должны быть оформлены в письменной форме с конкретным потребителем.
Вместе с тем, пунктами 5.5. Договоров предусмотрено, что в случае изменения реквизитов исполнителя, либо его реорганизации (ликвидации), Исполнитель обязан опубликовать указанные изменения в СМИ, являющихся официальными на каждой конкретной территории.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1).
Размещение информации об изменении реквизитов исполнителя, либо его реорганизации (ликвидации) в СМИ не может являться достаточным способом доведения информации до потребителя, поскольку не все потребители имеют возможность отслеживать указанные сведения в СМИ.
Таким образом, указанный пункт 5.5. Договоров не соответствует действующему законодательству, ущемляет установленные законом права потребителей.
Проверкой также установлено, что в структурном подразделении Верхнебуреинского участка Комсомольского филиала ОАО "Хабаровсккрайгаз", заключен договор на пользование сжиженным газом от ШБУ б/н от 16.04.2012 с потребителем Тороповым А.Г., проживающим по адресу: <...>; договор б/н от 21.05.2012 г., с потребителем Саяпиной И.А., проживающей по адресу: <...>, в которые включены условия, ущемляющие права потребителей.
Из раздела 4. п. 1 Договоров следует, что "Поставщик оставляет за собой право отключать от газоснабжения дом в следующих случаях: а) при проведении планово-ремонтных работ", в то время как в соответствии с п.п. "б" п. 80 Правил, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления).
Как указано в разделе 4 п. 2 Договоров "При неуплате за газ в течение 3-х и более месяцев "Поставщик" вправе заглушить газовую установку "Абонента" и взыскать с него сумму задолженности в судебном порядке", в то время как п.п. "а" п. 80 Правил установлено, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления).
В соответствии с пунктом 81 Правил, если иное не предусмотрено федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в порядке, при котором исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение одного месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено.
Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу; при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за трое суток) письменным извещением потребителя; в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении одного месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Подпункт "д" п. 32 Правил N 354 содержит аналогичные требования, а именно Исполнитель имеет право: приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.
При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток (пункт 114 Правил N 354).
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 117, 118, 119 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе; б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.
В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
- Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
- б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
- в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Таким образом, раздел 4. п. 1, раздел 4 п. 2 Договоров не соответствует действующему законодательству, ущемляет установленные законом права потребителей.
Однако, суд первой инстанции обоснованно признал обжалуемое постановление необоснованным, в части выводов административного органа о том, что указанные договоры подписаны неуполномоченным лицом, а именно Олейниковым И.В., который в соответствии с Положением не является директором Комсомольского филиала ОАО "Хабаровсккрайгаз", не является представителем Комсомольского филиала ОАО "Хабаровсккрайгаз" по доверенности, не обладает полномочиями по заключению Договоров, поскольку в соответствии с представленной в материалы дела доверенности от 29.12.2011 N 13-05/6374 Олейников И.В. наделен полномочиями на заключение договоров на пользование сжиженным газом.
Таким образом, административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействии) общества признаки наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами дела
Вина общества заключается в непринятии всех зависящих мер по соблюдению законодательства о защите прав потребителя.
Обществом не представило доказательств, что им предприняты все возможные меры для недопущения выявленного.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Обстоятельств возможности применения в настоящем деле положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и освобождении Общества от административной ответственности судом не установлено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для отмены постановления Управления Роспотребнадзора от 27.07.2012 N 987.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.10.2012 по делу N А73-10044/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)