Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
2 августа 2006 г. Дело N А40-12599/06-128-123
Резолютивная часть решения объявлена 02.08.06.
Полный текст решения изготовлен 24.08.06.
Арбитражный суд в составе судьи Б., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ТСЖ "Южные ворота" к ответчику - ИФНС России N 17 по г. Москве, 3-е лицо - ГУ ПФР N 6 по г. Москве и Московской области, о признании незаконным бездействия, при участии: от заявителя - Ш., дов. от 23.05.06; от ответчика - С., дов. от 31.01.06; от 3-го лица - не яв., надлежаще извещен,
заявитель просит признать недействительным бездействие ответчика, выразившееся в несовершении действий по возврату заявителю излишне уплаченных сумм взносов на обязательное пенсионное страхование в общем размере 249809 руб. (из них 230286,00 руб. на страховую часть трудовой пенсии и 19523,00 руб. на накопительную часть трудовой пенсии).
Ответчик в письменном отзыве (л.д. 81) возражает против заявленных требований по тому основанию, что страховые взносы не являются налогом; поскольку ст. 78 НК РФ предусматривает возврат излишне уплаченных налогов, а страховые взносы в ПФР налогом не являются, налоговый орган не обязан их возвращать.
Третье лицо письменного отзыва не представило.
Судом установлено, что в период с 01.01.2002 по 29.02.2004 ТСЖ "Южные ворота" уплачивало единый социальный налог (ЕСН) и взносы на обязательное пенсионное страхование.
Актом выездной налоговой проверки от 18.10.2004 N 340 установлено, что ЕСН начислялся на суммы, выплачиваемые за счет членских взносов лицам, выполняющим работы для ТСЖ "Южные ворота", а согласно пп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ (в действующей на тот момент редакции) эти суммы не подлежали налогообложению ЕСН.
То есть, ЕСН был перечислен излишне. В связи с этим излишне перечисленная сумма ЕСН по КБК 1010510 (ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет) была возвращена ТСЖ "Южные ворота" на основании Решения N 250 от 01.11.2004 Инспекции МНС N 17 г. Москвы.
В соответствии с п. 2 ст. 10 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" базой для начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию является налоговая база по ЕСН. В связи с этим суммы пенсионных взносов, уплаченные ТСЖ "Южные ворота" за период с 01.01.2002 по 29.02.2004, также были уплачены излишне.
ТСЖ "Южные ворота" подало в ИФНС N 17 по г. Москве заявление исх. N 123 от 03.11.2005 (л.д. 21) о возврате излишне уплаченных за период с 01.01.2002 по 29.02.2004 взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В соответствии с п. 9 ст. 178 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
ИФНС N 17 по г. Москве получило заявление о возврате пенсионных взносов 03.11.2005, что подтверждается штампом на заявлении о возврате. Однако до настоящего времени излишне уплаченные суммы пенсионных взносов не возвращены.
Согласно ст. 2 ФЗ от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" администраторами поступлений в бюджеты РФ являются федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В соответствии с Письмом Минфина России от 21.07.2005 N 02-05-03/2221 возврат излишне уплаченных сумм осуществляется на основании распоряжения о возврате и платежного поручения администратора поступлений в бюджет (его территориального органа), чьи полномочия устанавливаются на основании приложения 11.1 к ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и приложением 11 к Приказу Минфина России от 10.12.2004 N 114н. Иных нормативно-правовых актов, подтверждающих полномочия федеральных органов государственной власти (их территориальных органов) по осуществлению функций администратора, в том числе по возврату платежей из бюджетов всех уровней, не требуется.
Согласно упомянутым в Письме Минфина России нормативным правовым актам администратором поступлений в отношении всех страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба.
Данные нормы были также указаны Главным управлением Пенсионного фонда РФ N 6 по г. Москве и Московской области в письме от 02.09.2005 N 206/02/18420 (л.д. 73), направленным в ответ на заявление ТСЖ "Южные ворота" о возврате пенсионных взносов, поданное в орган Пенсионного фонда РФ.
Уплата сумм страховых взносов за период с 01.01.2002 по 29.02.2004 подтверждена представленными в материалы дела копиями пл. поручений об уплате страховых взносов (л.д. 24 - 72, 80).
В связи с этим бездействие ИФНС России N 17 по г. Москве, выразившееся в том, что данный орган не представил в органы Федерального казначейства решение о возврате излишне уплаченных ТСЖ "Южные ворота" сумм взносов на обязательное пенсионное страхование, является незаконным, противоречит ст. 78 НК РФ, ст. 2, приложению 11.1 ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Доводы отзыва ответчика судом отклоняются по следующим основаниям.
Действительно, согласно разъяснению, данному в п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 августа 2004 г. N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", согласно статье 3 Закона о пенсионном страховании страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФ РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ.
В то же время, как разъяснено в п. 15 указанного Информационного письма, в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
Поскольку правоотношения, связанные с возвратом излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, непосредственно связаны с уплатой налогов, и включены законодателем в тот же раздел НК РФ (раздел IV НК РФ), что и нормы, регулирующие уплату налога, то данные правоотношения регулируются Налоговым кодексом РФ.
Суд также отмечает, что иное истолкование норм права, учитывая, что именно налоговые органы администрируют данные правоотношения, приводило бы к принципиальной невозможности для плательщиков взносов в Пенсионный фонд РФ возвратить излишне уплаченные ими взносы.
Суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям применимы нормы ст. 78 НК РФ, заявитель доказал подачу заявления о возврате излишне уплаченных взносов, а бездействие налогового органа противоречит нормам ст. 78 НК РФ, является незаконным. Требования заявителя подлежат удовлетворению. Уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в связи с удовлетворением заявленных требований, с учетом п. 5 ст. 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 65, 110, 167 - 170, 180, 197, 201 АПК РФ,
признать незаконным как не соответствующее ст. 78 НК РФ бездействие ИФНС России N 17 по г. Москве, выразившееся в непредставлении в органы Федерального казначейства распоряжения (решения) о возврате ТСЖ "Южные ворота" сумм взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 249809 руб. (из которых 230286 руб. взносы на страховую часть трудовой пенсии, 19523 руб. на накопительную часть трудовой пенсии), излишне уплаченных по следующим пл. поручениям: N 20 от 12.02.2002, N 27 от 04.03.2002, N 45 от 08.04.2002, N 63 от 08.05.2002, N 72 от 10.06.2002, N 88 от 01.07.2002, N 105 от 01.08.2002, N 120 от 02.09.2002, N 136 от 07.10.2002, N 156 от 06.11.2002, N 166 от 04.12.2002, N 12 от 06.02.2003, N 29 от 06.03.2003, N 44 от 03.04.2003, N 58 от 05.05.2003, N 79 от 02.06.2003, N 99 от 07.07.2003, N 117 от 04.08.2003, N 129 от 02.09.2003, N 149 от 03.10.2003, N 169 от 03.11.2003, N 186 от 02.12.2003, N 202 от 25.12.2003, N 15 от 09.02.2004, N 41 от 09.03.2004, N 21 от 12.02.2002, N 28 от 04.03.2002, N 46 от 08.04.2002, N 58 от 08.05.2002, N 73 от 10.06.2002, N 89 от 01.07.2002, N 106 от 01.08.2002, N 121 от 02.09.2002, N 137 от 07.10.2002, N 157 от 06.11.2002, N 167 от 04.12.2002, N 13 от 06.02.2003, N 31 от 06.03.2003, N 45 от 03.04.2003, N 59 от 05.05.2003, N 75 от 02.06.2003, N 95 от 07.07.2003, N 113 от 04.08.2003, N 125 от 02.09.2003, N 145 от 03.10.2003, N 165 от 03.11.2003, N 182 от 02.12.2003, N 198 от 25.12.2003, N 19 от 09.02.2004, N 42 от 09.03.2004.
Возвратить заявителю из федерального бюджета 2000 руб. уплаченной госпошлины. На возврат госпошлины выдать справку.
Решение в части признания незаконным бездействия подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия, в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 02.08.2006, 24.08.2006 ПО ДЕЛУ N А40-12599/06-128-123
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
2 августа 2006 г. Дело N А40-12599/06-128-123
Резолютивная часть решения объявлена 02.08.06.
Полный текст решения изготовлен 24.08.06.
Арбитражный суд в составе судьи Б., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ТСЖ "Южные ворота" к ответчику - ИФНС России N 17 по г. Москве, 3-е лицо - ГУ ПФР N 6 по г. Москве и Московской области, о признании незаконным бездействия, при участии: от заявителя - Ш., дов. от 23.05.06; от ответчика - С., дов. от 31.01.06; от 3-го лица - не яв., надлежаще извещен,
УСТАНОВИЛ:
заявитель просит признать недействительным бездействие ответчика, выразившееся в несовершении действий по возврату заявителю излишне уплаченных сумм взносов на обязательное пенсионное страхование в общем размере 249809 руб. (из них 230286,00 руб. на страховую часть трудовой пенсии и 19523,00 руб. на накопительную часть трудовой пенсии).
Ответчик в письменном отзыве (л.д. 81) возражает против заявленных требований по тому основанию, что страховые взносы не являются налогом; поскольку ст. 78 НК РФ предусматривает возврат излишне уплаченных налогов, а страховые взносы в ПФР налогом не являются, налоговый орган не обязан их возвращать.
Третье лицо письменного отзыва не представило.
Судом установлено, что в период с 01.01.2002 по 29.02.2004 ТСЖ "Южные ворота" уплачивало единый социальный налог (ЕСН) и взносы на обязательное пенсионное страхование.
Актом выездной налоговой проверки от 18.10.2004 N 340 установлено, что ЕСН начислялся на суммы, выплачиваемые за счет членских взносов лицам, выполняющим работы для ТСЖ "Южные ворота", а согласно пп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ (в действующей на тот момент редакции) эти суммы не подлежали налогообложению ЕСН.
То есть, ЕСН был перечислен излишне. В связи с этим излишне перечисленная сумма ЕСН по КБК 1010510 (ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет) была возвращена ТСЖ "Южные ворота" на основании Решения N 250 от 01.11.2004 Инспекции МНС N 17 г. Москвы.
В соответствии с п. 2 ст. 10 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" базой для начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию является налоговая база по ЕСН. В связи с этим суммы пенсионных взносов, уплаченные ТСЖ "Южные ворота" за период с 01.01.2002 по 29.02.2004, также были уплачены излишне.
ТСЖ "Южные ворота" подало в ИФНС N 17 по г. Москве заявление исх. N 123 от 03.11.2005 (л.д. 21) о возврате излишне уплаченных за период с 01.01.2002 по 29.02.2004 взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В соответствии с п. 9 ст. 178 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
ИФНС N 17 по г. Москве получило заявление о возврате пенсионных взносов 03.11.2005, что подтверждается штампом на заявлении о возврате. Однако до настоящего времени излишне уплаченные суммы пенсионных взносов не возвращены.
Согласно ст. 2 ФЗ от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" администраторами поступлений в бюджеты РФ являются федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В соответствии с Письмом Минфина России от 21.07.2005 N 02-05-03/2221 возврат излишне уплаченных сумм осуществляется на основании распоряжения о возврате и платежного поручения администратора поступлений в бюджет (его территориального органа), чьи полномочия устанавливаются на основании приложения 11.1 к ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и приложением 11 к Приказу Минфина России от 10.12.2004 N 114н. Иных нормативно-правовых актов, подтверждающих полномочия федеральных органов государственной власти (их территориальных органов) по осуществлению функций администратора, в том числе по возврату платежей из бюджетов всех уровней, не требуется.
Согласно упомянутым в Письме Минфина России нормативным правовым актам администратором поступлений в отношении всех страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба.
Данные нормы были также указаны Главным управлением Пенсионного фонда РФ N 6 по г. Москве и Московской области в письме от 02.09.2005 N 206/02/18420 (л.д. 73), направленным в ответ на заявление ТСЖ "Южные ворота" о возврате пенсионных взносов, поданное в орган Пенсионного фонда РФ.
Уплата сумм страховых взносов за период с 01.01.2002 по 29.02.2004 подтверждена представленными в материалы дела копиями пл. поручений об уплате страховых взносов (л.д. 24 - 72, 80).
В связи с этим бездействие ИФНС России N 17 по г. Москве, выразившееся в том, что данный орган не представил в органы Федерального казначейства решение о возврате излишне уплаченных ТСЖ "Южные ворота" сумм взносов на обязательное пенсионное страхование, является незаконным, противоречит ст. 78 НК РФ, ст. 2, приложению 11.1 ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Доводы отзыва ответчика судом отклоняются по следующим основаниям.
Действительно, согласно разъяснению, данному в п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 августа 2004 г. N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", согласно статье 3 Закона о пенсионном страховании страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФ РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ.
В то же время, как разъяснено в п. 15 указанного Информационного письма, в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
Поскольку правоотношения, связанные с возвратом излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, непосредственно связаны с уплатой налогов, и включены законодателем в тот же раздел НК РФ (раздел IV НК РФ), что и нормы, регулирующие уплату налога, то данные правоотношения регулируются Налоговым кодексом РФ.
Суд также отмечает, что иное истолкование норм права, учитывая, что именно налоговые органы администрируют данные правоотношения, приводило бы к принципиальной невозможности для плательщиков взносов в Пенсионный фонд РФ возвратить излишне уплаченные ими взносы.
Суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям применимы нормы ст. 78 НК РФ, заявитель доказал подачу заявления о возврате излишне уплаченных взносов, а бездействие налогового органа противоречит нормам ст. 78 НК РФ, является незаконным. Требования заявителя подлежат удовлетворению. Уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в связи с удовлетворением заявленных требований, с учетом п. 5 ст. 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 65, 110, 167 - 170, 180, 197, 201 АПК РФ,
РЕШИЛ:
признать незаконным как не соответствующее ст. 78 НК РФ бездействие ИФНС России N 17 по г. Москве, выразившееся в непредставлении в органы Федерального казначейства распоряжения (решения) о возврате ТСЖ "Южные ворота" сумм взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 249809 руб. (из которых 230286 руб. взносы на страховую часть трудовой пенсии, 19523 руб. на накопительную часть трудовой пенсии), излишне уплаченных по следующим пл. поручениям: N 20 от 12.02.2002, N 27 от 04.03.2002, N 45 от 08.04.2002, N 63 от 08.05.2002, N 72 от 10.06.2002, N 88 от 01.07.2002, N 105 от 01.08.2002, N 120 от 02.09.2002, N 136 от 07.10.2002, N 156 от 06.11.2002, N 166 от 04.12.2002, N 12 от 06.02.2003, N 29 от 06.03.2003, N 44 от 03.04.2003, N 58 от 05.05.2003, N 79 от 02.06.2003, N 99 от 07.07.2003, N 117 от 04.08.2003, N 129 от 02.09.2003, N 149 от 03.10.2003, N 169 от 03.11.2003, N 186 от 02.12.2003, N 202 от 25.12.2003, N 15 от 09.02.2004, N 41 от 09.03.2004, N 21 от 12.02.2002, N 28 от 04.03.2002, N 46 от 08.04.2002, N 58 от 08.05.2002, N 73 от 10.06.2002, N 89 от 01.07.2002, N 106 от 01.08.2002, N 121 от 02.09.2002, N 137 от 07.10.2002, N 157 от 06.11.2002, N 167 от 04.12.2002, N 13 от 06.02.2003, N 31 от 06.03.2003, N 45 от 03.04.2003, N 59 от 05.05.2003, N 75 от 02.06.2003, N 95 от 07.07.2003, N 113 от 04.08.2003, N 125 от 02.09.2003, N 145 от 03.10.2003, N 165 от 03.11.2003, N 182 от 02.12.2003, N 198 от 25.12.2003, N 19 от 09.02.2004, N 42 от 09.03.2004.
Возвратить заявителю из федерального бюджета 2000 руб. уплаченной госпошлины. На возврат госпошлины выдать справку.
Решение в части признания незаконным бездействия подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия, в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)