Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.10.2011 N Ф09-1784/11 ПО ДЕЛУ N А07-17413/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2011 г. N Ф09-1784/11


Дело N А07-17413/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные Электрические сети" (ИНН: 0277071467, ОГРН: 1050204504558), (далее - общество "БашРЭС", заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2011 по делу N А07-17413/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 по тому же делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - общество "ЭСКБ"), граждане: Антипина В.Н., Ахтямова Л.Л., Пстыга М.А., Каримова Ш.И.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "БашРЭС" - Грызунов М.Г. (доверенность от 22.12.2010 N 119/01-159).
Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН: 0274090077, ОГРН: 1030203893202); (далее - управление, антимонопольный орган), открытого акционерного общества "Башкирэнерго" (ИНН: 0275000990, ОГРН: 10202769146); (далее - общество "Башкирэнерго"), третьих лиц в судебное заседание не явились.

Общество "БашРЭС" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к управлению о признании недействительными п. 1, 2, подп. "а" п. 2.1.1, п. 3, 3.1 решения от 30.07.2010 N 5/6458 (в части, касающейся общества "БашРЭС"), а также о признании недействительным предписания от 30.07.2010 N 5/6459 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (дело N А07-17128/2010).
Общество "Башкирэнерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к управлению о признании недействительным решения от 30.07.2010 N 5/6458 и предписания от 30.07.2010 N 5/6459 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (дело N А07-17413/2010).
Определением арбитражного суда от 07.12.2010 названные дела объединены в одно производство с присвоением номера дела N А07-17413/2010.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2011 (судья Хафизова С.Я.) требования заявителей удовлетворены частично: признан недействительным п. 1 решения управления от 30.07.2010 в части признания общества "Башкирэнерго" и общества "БашРЭС" нарушившими п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ); признан недействительным п. 2 решения управления от 30.07.2010 в части выдачи в адрес общества "Башкирэнерго" предписания о прекращении в срок до 01.10.2010 нарушения требований п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ; признан недействительным п. 3 решения управления от 30.07.2010 в части предписания общества "БашРЭС" прекратить в срок до 01.10.2010 нарушения требований п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ; признан недействительным п. 1 предписания управления от 30.07.2010 N 5/6459 в части "прекратить обществу "Башкирэнерго" в срок до 01.10.2010 нарушение требований п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ; признан недействительным п. 1 предписания управления от 30.07.2010 N 5/6460 в части "прекратить обществу "БашРЭС" в срок до 01.10.2010 нарушение требований п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) принят отказ общества "Башкирэнерго" от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2011 по делу N А07-17413/2010. Производство по апелляционной жалобе общества "Башкирэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2011 по делу N А07-17413/2010 прекращено. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "БашРЭС" просит названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. При этом заявитель ссылается на то, что суды не приняли во внимание ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которой Правительством Российской Федерации принято постановление от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которыми утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Названные Правила предоставления коммунальных услуг применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после их вступления в силу. Заявитель полагает, что законодатель в Правилах предоставления коммунальных услуг усовершенствовал систему расчетов за потребленную электрическую энергию, предусмотрел применение расчетного способа, как единственно возможный способ в случае непредставления гражданами-потребителями показаний приборов учета.
Также заявителем указано, что выводы антимонопольного органа о нарушении обществом "БашРЭС" п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившемся в одностороннем изменении условий договоров энергоснабжения с гражданами, использующими электроэнергию для бытового потребления, в связи с исполнением обществом "БашРЭС" приказов общества "Башкирэнерго" от 18.11.2008 N 334, от 31.08.2009 N 212, от 30.03.2009 N 146 не соответствует действительности. В подтверждение названного довода заявитель ссылается на то, что в соответствии с п. 30.1 Устава общества "БашРЭС" органами управления названного общества является: общее собрание участников общества "БашРЭС"; совет директоров; директор общества "БашРЭС". Однако приказы на которые указывает управление, подписаны генеральным директором общества "Башкирэнерго", утверждение названных приказов собранием участников общества "БашРЭС" или советом директоров отсутствует, как и переиздание приказов директором общества "БашРЭС".
Кроме того, заявитель кассационной инстанции полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку полученные расчетным способом данные применяются обществом "БашРЭС" исключительно во взаимоотношениях с Гарантирующим поставщиком в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии и компенсации фактического технологического расхода электроэнергии в своих сетях. Не являясь стороной по договору энергоснабжения и не участвуя в этих правоотношениях общество "БашРЭС" не совершало и не могло совершить каких-либо действий, в результате которых могли быть ущемлены интересы граждан-потребителей.

Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступили заявления граждан Антипиной В.Н., Ахтямовой Л.Л., Пстыга М.А., Каримова Ш.И., по итогам рассмотрения которых, решением от 30.07.2010 N 5/6458 комиссия управления признала группу лиц в составе общества "Башкирэнерго", общества "ЭСКБ", общества "БашРЭС" нарушившими п. 3, 8 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в действиях названной группы лиц по выставлению ряду потребителей счетов на оплату электрической энергии с указанием количества потребленной электрической энергии, определенной расчетным методом, тогда как договором электроснабжения предусмотрено, что стоимость электрической энергии, потребленной потребителем, определяется произведение количества фактически потребленной электроэнергии (разность показаний прибора учета, с учетом коэффициента трансформации при наличии трансформатора тока) на тариф, установленный в соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов; фактический объем потребленной электрической энергии за расчетный период определяется по показаниям приборов учета, установленных в квартире.
На основании названного решения управления выданы предписания от 30.07.2010 N 5/6459 и N 5/6460.
- Согласно предписанию от 30.07.2010 N 5/6459 обществу "Башкирэнерго" предписано прекратить нарушение требований п. 3, 8 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ путем совершения следующих действий: 1.2 Изменить редакции приказов от 18.11.2008 N 334 "О вводе в промышленную эксплуатацию модернизированного программного комплекса "Бытсектор-М", от 31.08.2009 N 212 "О формировании полезного отпуска электрической энергии", от 30.03.2010 N 146 "Об утверждении Методики формирования полезного отпуска электрической энергии гражданам-потребителям Республики Башкортостан" и Регламент взаимодействия общества "БашРЭС" и общества "ЭСКБ" при формировании полезного отпуска и баланса электроэнергии по итогам расчетного периода (календарного месяца) по распределительным сетям общества "БашРЭС" (утв. 17.02.2009) с целью: а) исключения применения обществом "БашРЭС" существующего порядка формирования полезного отпуска электрической энергии по потребителям-гражданам, определенного расчетным методом; б) последующего выставления обществом "ЭСКБ" платежных документов гражданам потребителям, сумма к оплате в которых определена расчетным методом; п. а, б за исключением случаев, при которых применение расчетного метода за потребленную гражданами-потребителями электрическую энергию допускается законодательством Российской Федерации;
- 2.2 Довести изменения, внесенные в документы в соответствии с редакцией, изложенной в п. 1.2 названного предписания для исполнения обществу "БашРЭС" и обществу "ЭСКБ"; от 30.07.2010 N 5/6460, согласно которому обществу "БашРЭС" предписано прекратить нарушение требований п. 3, 8 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ (п. 1); прекратить формирование полезного отпуска электрической энергии по потребителям-гражданам, определенного расчетным методом, для представления в общество "ЭСКБ" (за исключением случаев, при которых применение расчетного метода за потребленную гражданами-потребителями электрическую энергию допускается законодательством Российской Федерации) (п. 1.1).
На основании предписания от 30.07.2010 N 5/6460 обществу "БашРЭС" предписано прекратить нарушение требований п. 3, 8 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ. Прекратить формирование полезного отпуска электрической энергии по потребителям-гражданам, определенного расчетным способом, для предоставления в общество "ЭСКБ".
Полагая, что решение управления от 30.07.2010 N 5/6458 и предписания от 30.07.2010 N 5/6459, N 5/6460 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства являются незаконными, нарушающими права и интересы общества "БашРЭС" и общества "Башкирэнерго" в сфере экономической деятельности, последние обратились с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания неправомерным и необоснованным вывод антимонопольного органа в оспариваемых решении и предписаниях о нарушении обществом "Башкирэнерго" и обществом "БашРЭС" п. 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ Закона N 135-ФЗ, суды исходил из того, что в оспариваемом решении управления не определен хозяйствующий субъект, согласно нормам Закона N 135-ФЗ, который поставлен в неравное положение при доступе на товарный рынок, производстве, обмене, потреблении, продажи, иной передачи товара. В остальной части оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа признаны судами соответствующими действующему законодательству и не нарушающими права и интересы названных обществ в сфере экономической деятельности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, основаны на материалах дела.
В ст. 9 Закона N 135-ФЗ указаны признаки, по которым физические лица и (или) юридические лица признаются группой лиц.
На основании п. 3, 8 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); создание дискриминационных условий.
Установленные Законом N 135-ФЗ запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц (ч. 2 ст. 9 Закона N 135-ФЗ).
Согласно п. 121 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Положения функционирования розничных рынков электроэнергии), сетевая организация определяет объем потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях за расчетный период на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям (далее - смежные сетевые организации), и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, и в случае покупки электрической энергии для компенсации потерь у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) представляет ему (ей) рассчитанные на основании указанных документов данные о величине потерь электрической энергии.
На основании абз. 2 п. 136 Положения функционирования розничных рынков электроэнергии, положения настоящего раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 88 Положения функционирования розничных рынков электроэнергии собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов по электроснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Башкирэнерго" занимает доминирующее положение в Республике Башкортостан на рынке электроснабжения и теплоснабжения, что подтверждается Приказом от 21.07.2003 N 43 о/д. Общество "БашРЭС" занимает доминирующее положение в Республике Башкортостан на рынке услуг по передаче электрической энергии до территориальных сетевых организаций электроснабжения и теплоснабжения, что подтверждается Приказом от 14.09.2006 N 256 о/д. Согласно Уставу общество "БашРЭС" является дочерним предприятием общества "Башкирэнерго". Согласно Уставу общество "ЭСКБ" является дочерним предприятием общества "Башкирэнерго".
Между обществом "Башкирэнерго" и обществом "ЭСКБ" заключен агентский договор от 18.02.2009 N 107/271, по которому общество "ЭСКБ" является агентом гарантирующего поставщика (общества "Башкирэнерго") и уполномочено совершать действия по реализации электрической энергии и мощности от своего имени. Согласно п. 2.4.2 названного агентского договора письменные указания общества "Башкирэнерго" обязательны для общества "ЭСКБ". На основании п. 2.1.1 агентского договора от 18.02.2009 N 107/271 определены обязанности агента: принять к исполнению от своего имени договоры Принципала по реализации электрической энергии и мощности; п. 2.1.2 - заключать, расторгать, изменять дополнять от своего имени договоры электроснабжения, (купли-продажи, поставки электрической энергии и мощности...; п. 2.1.7 - своевременно осуществлять расчеты... по договорам по приему платежей от потребителей-граждан...; п. 2.1.8 - организовывать перечисление потребителями денежных средств за электрическую энергию, реализованную для Принципала в соответствии с настоящим договором, на расчетный счет Принципала в полном объеме; п. 2.1.9 - подписывать соответствующие платежные документы, счета-фактуры и иные финансовые документы, связанные с расчетами... по договорам по приему платежей от потребителей-граждан.
При таких обстоятельствах, судами верно сделан вывод о правильности квалификации, данной антимонопольным органом, обществам - обществу "Башкирэнерго", обществу "БашРЭС" и обществу "ЭСКБ" как группе лиц.
Суды руководствуясь, Положениями функционирования розничных рынков электроэнергии, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, установили, что общество "БашРЭС" и общество "Башкирэнерго" не доказали факт того, что у граждан-потребителей, которым выставлялись счета-извещения с указанием количества потребленной электроэнергии, определенной расчетным путем, отсутствуют приборы учета или они неисправны.
Кроме того, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, а именно заявления граждан-потребителей электрической энергии, анализа оплат граждан-потребителей и расчета ПО в программе "Бытсектор-М" с апреля 2009 года по март 2010 года, счет-извещения от 03.01.2010 N 92005335800030110 (плательщик М.А. Пстыга), счет-извещения от 04.03.2010 N 592005554400040310 (плательщик Г.Г. Яшин), счет-извещения N 592005554600040310 от 04.03.2010 (плательщик В.И. Гареева), квитанции от 04.06.2010 N 592005335800040610, от 04.03.2010, от 03.02.2010 (плательщик М.А. Пстыга), суды пришли к обоснованному выводу о доказанности антимонопольным органом факта выставления гражданам-потребителям счета-извещения исходя из показаний, предоставляемых обществом "БашРЭС", в которых объем потребленной электрической энергии, определяется обществом "БашРЭС" расчетным способом.
Таким образом, судами верно установлено, что в названной части правомерность оспариваемого решения управления доказана, предписание, вынесенное в соответствии со ст. 50 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании такого решения, является законным (в части возложения обязанности в срок до 01.10.2010 прекратить нарушение требований п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ путем совершения следующих действий: прекратить формирование полезного отпуска электрической энергии по потребителям-гражданам, определенного расчетным способом, для предоставления в общество "ЭСКБ").
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2011 по делу N А07-17413/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" - без удовлетворения.
Председательствующий
ПОРОТНИКОВА Е.А.

Судьи
СУХАНОВА Н.Н.
ВАСИЛЕНКО С.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)