Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья А.Х. Закирова
учет N 57
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи А.С. Галиевой,
судей Р.Я. Калимуллина и В.А. Терехина,
при секретаре судебного заседания З.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Я. Калимуллина гражданское дело по кассационной жалобе истца С. на решение Авиастроительного районного суда г. Казани РТ от 17 мая 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований С. к товариществу собственников жилья Авиастроительного района о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения истца С., поддержавшего жалобу, и возражения представителя ответчика - "ТСЖ Авиастроительного района" - Д., судебная коллегия
С. обратился в суд с иском к ТСЖ "Авиастроительного района" о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг, ссылаясь на то, что с января 2010 года ответчик стал выставлять счета за холодную и горячую воду по нормативам, не принимая во внимание показания установленных в его квартире приборов учета. Разница между оплаченными суммами по показаниям приборов учета и суммами, начисленными по нормативам, засчитывалась ответчиком как долг. Однако проверка исправности приборов учета ответчиком не производилась.
На основании изложенного С. просил признать незаконными действия ответчика по начислению платы за холодную и горячую воду по нормативу и обязать произвести перерасчет коммунальных платежей согласно показаниям приборов учета с 01.01.2010 по настоящее время, возложить на ответчика обязанность произвести проверку исправности установленных в его квартире приборов учета холодной и горячей воды.
Ответчик иск не признал.
Суд в иске отказал.
В кассационной жалобе истец С. просит отменить решение ввиду его незаконности и необоснованности. В частности, указывается, что он передал копии паспортов приборов учета ответчику, который, таким образом, знал о наступлении сроков и необходимости проведения проверки прибора. Кроме того, отмечается, что следить за состоянием оборудования, сроком его годности и эксплуатации обязан ответчик.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии с ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. п. 15, 16, 31 указанных Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил.
В соответствии с п. п. 1, 2 "Рекомендаций по расчету расхода холодной и горячей воды, потребленной внутри многоквартирного дома", утвержденных Постановлением Кабинета Министров РТ от 14.04.2010 N 262 "О защите законных прав и интересов граждан, своевременно и в полном объеме оплачивающих жилищные и коммунальные услуги", при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы (рублей в месяц) за потребленную холодную воду для жилых помещений не оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по специальной формуле.
Из материалов дела следует, что на основании ордера с истцом заключен договор найма жилого помещения N от 03.05.99, в соответствии с которым С. является нанимателем квартиры.
Согласно п. 4.1.3 договора найма жилого помещения наймодатель обязан обеспечить предоставление коммунальных услуг и иных услуг в соответствии с правилами, установленными действующими нормативными актами, на условиях и в порядке, предусмотренных Договором.
01.04.04 истцом установлены приборы учета горячего и холодного водоснабжения Д-15 мм. Согласно п. 8.2.1 паспорта технической эксплуатации приборов учета СХВ-15 и СГВ-15 периодичность проверки указанных счетчиков составляет 5 лет после проведения проверки при выпуске, далее - через каждые 5 лет.
Из акта ввода в эксплуатацию указанных приборов следует, что датой первичной проверки при выпуске является 01.04.04. Таким образом, срок допустимой эксплуатации без соответствующей проверки установленных в квартире истца приборов учета горячего и холодного водоснабжения истек в 2009 году.
В связи с тем, что С. несвоевременно осуществил проверку средств измерений, то они считаются неисправными, а показания этих счетчиков являются недействительными с 01.04.09.
Из представленных счет-фактур видно, что начисление платежей за горячее и холодное водоснабжение по нормативу стало производиться только с января 2010 года, то есть после истечения установленного изготовителем срока проверки приборов учета в квартире истца.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что приборы учета горячего и холодного водоснабжения установлены в сети водоснабжения от стояка на отводе внутриквартирной разводки после первого запорно-регулировочного крана в сторону квартиры. Указанное обстоятельство подтверждается актом ввода в эксплуатацию приборов учета, из которого следует, что они установлены в санузле квартиры самим истцом. Товар приобретен также самим истцом и является его собственностью.
На основании изложенного и с учетом анализа приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установленные истцом счетчики не входят в состав общего имущества дома и относятся к составу внутриквартирного оборудования жилого помещения, нанимателем которого он является, данные приборы учета принадлежат истцу на праве собственности, в связи с чем именно он должен нести бремя их содержания, в том числе предоставлять их на очередную проверку для получения заключения об их пригодности к дальнейшему измерению или заменить на новые. Более того, именно С. заинтересован производить плату за потребленные услуги по показаниям счетчика, а не по нормативу. Действующее же законодательство не возлагает на ответчика обязанности извещать потребителя об истечении очередной проверки. Вместе с тем, прямо предусмотрено, что при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
При этом районным судом обоснованно отклонены доводы истца о том, что истечение срока проверки индивидуального прибора учета, установленного изготовителем, не может служить основанием для расчета размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления, поскольку по истечении установленного изготовителем срока проверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета и производить расчет в таком случае исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Решение суда соответствует требованиям материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые надлежащим образом исследованы и оценены.
Доводы, которые приведены истцом С. в кассационной жалобе, не влияют на правильность вынесенного судебного решения, поскольку они являлись предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Правового значения по делу они не имеют и выводов суда первой инстанции не опровергают.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 350, 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Авиастроительного районного суда г. Казани от 17 мая 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу истца С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 20.06.2011 N 33-7576/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2011 г. N 33-7576/2011
Судья А.Х. Закирова
учет N 57
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи А.С. Галиевой,
судей Р.Я. Калимуллина и В.А. Терехина,
при секретаре судебного заседания З.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Я. Калимуллина гражданское дело по кассационной жалобе истца С. на решение Авиастроительного районного суда г. Казани РТ от 17 мая 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований С. к товариществу собственников жилья Авиастроительного района о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения истца С., поддержавшего жалобу, и возражения представителя ответчика - "ТСЖ Авиастроительного района" - Д., судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с иском к ТСЖ "Авиастроительного района" о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг, ссылаясь на то, что с января 2010 года ответчик стал выставлять счета за холодную и горячую воду по нормативам, не принимая во внимание показания установленных в его квартире приборов учета. Разница между оплаченными суммами по показаниям приборов учета и суммами, начисленными по нормативам, засчитывалась ответчиком как долг. Однако проверка исправности приборов учета ответчиком не производилась.
На основании изложенного С. просил признать незаконными действия ответчика по начислению платы за холодную и горячую воду по нормативу и обязать произвести перерасчет коммунальных платежей согласно показаниям приборов учета с 01.01.2010 по настоящее время, возложить на ответчика обязанность произвести проверку исправности установленных в его квартире приборов учета холодной и горячей воды.
Ответчик иск не признал.
Суд в иске отказал.
В кассационной жалобе истец С. просит отменить решение ввиду его незаконности и необоснованности. В частности, указывается, что он передал копии паспортов приборов учета ответчику, который, таким образом, знал о наступлении сроков и необходимости проведения проверки прибора. Кроме того, отмечается, что следить за состоянием оборудования, сроком его годности и эксплуатации обязан ответчик.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии с ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. п. 15, 16, 31 указанных Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил.
В соответствии с п. п. 1, 2 "Рекомендаций по расчету расхода холодной и горячей воды, потребленной внутри многоквартирного дома", утвержденных Постановлением Кабинета Министров РТ от 14.04.2010 N 262 "О защите законных прав и интересов граждан, своевременно и в полном объеме оплачивающих жилищные и коммунальные услуги", при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы (рублей в месяц) за потребленную холодную воду для жилых помещений не оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по специальной формуле.
Из материалов дела следует, что на основании ордера с истцом заключен договор найма жилого помещения N от 03.05.99, в соответствии с которым С. является нанимателем квартиры.
Согласно п. 4.1.3 договора найма жилого помещения наймодатель обязан обеспечить предоставление коммунальных услуг и иных услуг в соответствии с правилами, установленными действующими нормативными актами, на условиях и в порядке, предусмотренных Договором.
01.04.04 истцом установлены приборы учета горячего и холодного водоснабжения Д-15 мм. Согласно п. 8.2.1 паспорта технической эксплуатации приборов учета СХВ-15 и СГВ-15 периодичность проверки указанных счетчиков составляет 5 лет после проведения проверки при выпуске, далее - через каждые 5 лет.
Из акта ввода в эксплуатацию указанных приборов следует, что датой первичной проверки при выпуске является 01.04.04. Таким образом, срок допустимой эксплуатации без соответствующей проверки установленных в квартире истца приборов учета горячего и холодного водоснабжения истек в 2009 году.
В связи с тем, что С. несвоевременно осуществил проверку средств измерений, то они считаются неисправными, а показания этих счетчиков являются недействительными с 01.04.09.
Из представленных счет-фактур видно, что начисление платежей за горячее и холодное водоснабжение по нормативу стало производиться только с января 2010 года, то есть после истечения установленного изготовителем срока проверки приборов учета в квартире истца.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что приборы учета горячего и холодного водоснабжения установлены в сети водоснабжения от стояка на отводе внутриквартирной разводки после первого запорно-регулировочного крана в сторону квартиры. Указанное обстоятельство подтверждается актом ввода в эксплуатацию приборов учета, из которого следует, что они установлены в санузле квартиры самим истцом. Товар приобретен также самим истцом и является его собственностью.
На основании изложенного и с учетом анализа приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установленные истцом счетчики не входят в состав общего имущества дома и относятся к составу внутриквартирного оборудования жилого помещения, нанимателем которого он является, данные приборы учета принадлежат истцу на праве собственности, в связи с чем именно он должен нести бремя их содержания, в том числе предоставлять их на очередную проверку для получения заключения об их пригодности к дальнейшему измерению или заменить на новые. Более того, именно С. заинтересован производить плату за потребленные услуги по показаниям счетчика, а не по нормативу. Действующее же законодательство не возлагает на ответчика обязанности извещать потребителя об истечении очередной проверки. Вместе с тем, прямо предусмотрено, что при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
При этом районным судом обоснованно отклонены доводы истца о том, что истечение срока проверки индивидуального прибора учета, установленного изготовителем, не может служить основанием для расчета размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления, поскольку по истечении установленного изготовителем срока проверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета и производить расчет в таком случае исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Решение суда соответствует требованиям материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые надлежащим образом исследованы и оценены.
Доводы, которые приведены истцом С. в кассационной жалобе, не влияют на правильность вынесенного судебного решения, поскольку они являлись предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Правового значения по делу они не имеют и выводов суда первой инстанции не опровергают.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 350, 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Авиастроительного районного суда г. Казани от 17 мая 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу истца С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)