Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2011 ПО ДЕЛУ N А57-3484/2011

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2011 г. по делу N А57-3484/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судей Никитина А.Ю., Телегиной Т.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кудряшовой Е.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 июля 2011 года по делу N А57-3484/2011 (судья Медникова М.Е.)
по иску ТСЖ "Лидер-2008",
к Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области,
Комитету социальной защиты населения
о взыскании убытков, возникших в результате предоставления гражданам льгот по ФЗ "О ветеранах" по оплате коммунальных услуг в сумме 103 282 руб. 30 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от ТСЖ "Лидер-2008" - Потаповой Н.П., по доверенности от 17.01.2011,
от Министерства финансов Саратовской области - Филиной Е.Н., по доверенности N 08-03-01/6 от 11.01.2011,
от Комитета социальной защиты населения - не явился, извещен,

установил:

товарищество собственников жилья "Лидер-2008" (далее - ТСЖ "Лидер-2008", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области, Комитету социальной защиты населения о взыскании убытков, возникших в результате предоставления гражданам льгот по оплате коммунальных услуг по ФЗ РФ "О ветеранах" в сумме 103 282 руб. 30 коп.
Решением суда первой инстанции от 22 июля 2011 года требования ТСЖ "Днепр 2004" удовлетворены, с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу Товарищества собственников жилья "Лидер-2008" взысканы убытки, возникшие в результате предоставления гражданам льгот по ФЗ "О ветеранах" по оплате коммунальных услуг в сумме 103 282 руб. 30 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4098 руб. 46 коп. К Комитету социальной защиты населения г. Саратова в иске отказано.
Министерство финансов Саратовской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 22.07.2011 отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Саратовской области поддержала доводы апелляционной жалобы, считает решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить.
Представитель ТСЖ "Лидер-2008" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения.
Представитель Комитета социальной защиты населения в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лица, участвующего в деле, извещенного надлежащим образом.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
ТСЖ "Лидер-2008" является управляющей компанией, которая оказывает жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в обслуживаемом жилом фонде.
ТСЖ "Лидер-2008" оказывало жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в обслуживаемом жилом фонде с учетом предоставляемых гражданам льгот на оплату коммунальных услуг. Данная льгота выражалась в оплате гражданами, имеющими право на льготу, выставляемых счетов за коммунальные услуги со скидкой в 50%. В свою очередь ТСЖ "Лидер-2008" рассчитывалось с поставщиками коммунальных услуг в полном объеме.
Считая, что в результате предоставления льгот гражданам - ветеранам у ТСЖ "Лидер-2008" возникли убытки, которые в соответствии с положениями ст. 6 Закона Саратовской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области" N 66-ЗСО от 22.12.2004 должны компенсироваться за счет средств областного бюджета, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона Российской Федерации N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" (далее - ФЗ РФ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995) определены категории ветеранов: ветераны ВОВ, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы и ветераны труда.
Согласно ст. 13 ФЗ РФ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льгот (в том числе по оплате коммунально-бытовых услуг).
Расходы на реализацию прав и льгот, установленных данным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. При этом расходы на оплату коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ (ст. 10 ФЗ РФ "О ветеранах").
Статья 1 Закон Саратовской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области" N 66-ЗСО от 22.12.2004 предусматривает снижение на 50% платы за жилое помещение и коммунальные услуги для лиц, имеющих право на указанную льготу. Пункт 4 статьи 3 Закон Саратовской области "О ветеранах труда Саратовской области" N 241-ЗСО от 09.11.2007 устанавливает скидку в размере 50% платы за жилое помещение и коммунальные услуги для граждан - льготников.
Как установлено судом первой инстанции, 31.03.2009 между Комитетом социальной защиты населения и ТСЖ "Лидер-2008" был заключен контракт N 657/09 о возмещении расходов организаций понесенных в связи с представлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в 2009 году.
ТСЖ "Лидер-2008" вел учет льготников, составлял реестры граждан-получателей мер социальной поддержки, которые содержат данные о предоставленных льготах за коммунальные услуги, их размере и стоимости.
В соответствии с условиями Контракта были составлены реестры граждан-льготников установленной формы, отчеты о предоставлении льгот и счета-фактуры на возмещение расходов и направлены в Комитет социальной защиты населения для возмещения расходов.
Письмом от 24.12.2010 Комитет социальной защиты населения г. Саратова отказал в принятии и выверке указанных документов, поскольку Истцом был пропущен срок для представления указанных документов, который истек 26.04.2010. В последующем между истцом и Комитетом социальной защиты населения г. Саратова была проведена выверка.
В соответствии с представленными документами у истца возникли убытки за период с февраля 2009 года по декабрь 2009 года, сумма которых составила 145 852,68 рублей.
Факт предоставления льгот, перечень граждан - льготников и размер понесенных убытков установлен, подтверждается материалами дела, проведенной выверкой между ТСЖ "Лидер-2008" и Комитетом социальной защиты населения г. Саратова, сторонами не оспаривается. Денежные средства на указанные цели из областного бюджета не выделялись и в настоящее время не выделяются, расходы ТСЖ "Лидер-2008" в соответствии с реестрами не возмещались.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, право которого нарушено, произвело.
Поскольку с 01.07.2010 у комитета социальной защиты населения г. Саратова были прекращены полномочия по возмещению расходов организациям, предоставившим меры социальной поддержки, истец обратился в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков к Саратовской области в лице Министерства Финансов Саратовской области.
С 2010 года порядок предоставления мер социальной поддержки (льгот) на оплату коммунальных услуг изменился, принятием ряда законов Саратовской области. Указанные полномочия никому не передавались, в настоящее время отсутствует ранее установленный законом порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг организациям, которые оказывали жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в обслуживаемом жилом фонде до 1 января 2010 года.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что право требования возмещения понесенных ТСЖ "Лидер-2008" расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан не может быть связано с фактом наличия полномочий у того или иного органа государственной власти по возмещению понесенных расходов, а также с фактом включения (не включения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере.
В соответствии с действующим ФЗ РФ "О ветеранах" N 5-ФЗ, расходы по предоставлению льгот отдельным категориям льготников могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете и кто из главных его распорядителей обладает полномочиями по возмещению понесенных расходов.
В результате предоставления мер социальной поддержки, установленных в соответствии ФЗ РФ "О ветеранах", а также в соответствии с региональным законодательством, у ТСЖ "Лидер-2008" образовались убытки, которые до настоящего времени не компенсированы, в связи с отсутствием у комитета социальной защиты населения г. Саратова полномочий, необходимых для компенсации расходов, что по сути является бездействием государственных органов, так как иного порядка возмещения утверждено не было.
Ст. 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъектов РФ или казны Муниципального образования.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ казну области составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Довод подателя жалобы о том, что министерство финансов Саратовской области является ненадлежащим ответчиком отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Пункт 3 статьи 158 БК РФ устанавливает, что главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам услуг, судам необходимо иметь ввиду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса РФ, ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", разграничивающие полномочия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Расходы на реализацию прав и льгот, установленных ФЗ РФ "О ветеранах" N 5-ФЗ, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. При этом расходы на оплату коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ (ст. 10 ФЗ РФ "О ветеранах").
Суд первой инстанции, принимая во внимание то обстоятельство, что с 01.07.2010 комитет социальной защиты населения г. Саратова не осуществляет полномочия по возмещению расходов организациям, предоставившим меры социальной поддержки (льготы) на оплату коммунально-бытовых услуг и денежными средствами на эти цели не располагает, правомерно пришел к выводу о том, что образовавшиеся у ТСЖ "Лидер-2008" убытки, возникшие в результате предоставления гражданам льгот по оплате коммунальных услуг по ФЗ РФ "О ветеранах", подлежат взысканию с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ТСЖ "Лидер-2008" требования.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную министерства финансов Саратовской области следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 июля 2011 года по делу N А57-3484/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА

Судьи
А.Ю.НИКИТИН
Т.Н.ТЕЛЕГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)