Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2011 ПО ДЕЛУ N А70-5310/2011

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2011 г. по делу N А70-5310/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6869/2011) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.07.2011 по делу N А70-5310/2011 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Статус" (ОГРН 1067203352435, ИНН 7202153309) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности ООО "Статус" на объект недвижимого имущества: долю в незавершенном строительством девятиэтажном кирпичном жилом доме по адресу: г. Тюмень, ул. Комсомольская, расположенном на земельном участке площадью 2 720 кв. м, кадастровый номер 72:23:0217003:79, в виде первого и второго этажа нежилых помещений, выраженного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 20.05.2011 N 01/435/2011-408/013314,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "Статус" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

- установил:

общество с ограниченной ответственностью "Статус" (далее - ООО "Статус", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра по Тюменской области, регистрационная служба) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности ООО "Статус" на объект недвижимого имущества: долю в незавершенном строительством девятиэтажном кирпичном жилом доме по адресу: г. Тюмень, ул. Комсомольская, расположенном на земельном участке площадью 2 720 кв. м, кадастровый номер 72:23:0217003:79, в виде первого и второго этажа нежилых помещений, выраженного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 20.05.2011 N 01/435/2011-408/013314 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.07.2011 по делу N А70-5310/2011 требования общества удовлетворены, спорное решение об отказе в государственной регистрации признано незаконным. На Управление Росреестра по Тюменской области возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности общества на выше указанный объект незавершенного строительства (долю в виде первого и второго этажа многоквартирного жилого дома).
Регистрационная служба с решением суда первой инстанции не согласилась и обжаловала его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
25.06.2010 Арбитражным судом Тюменской области вынесено решение по делу N А70-8912/2010, которым было признано право собственности ООО "Статус" на долю в незавершенном строительством девятиэтажном кирпичном жилом доме по адресу: г. Тюмень, ул. Комсомольская, расположенном на земельном участке площадью 2720 кв. м, кадастровый номер 72:23:0217003:79, в виде первого и второго этажа нежилых помещений объекта.
24.12.2010 заявитель обратился в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: долю в незавершенном строительством девятиэтажном кирпичном жилом доме по адресу: г. Тюмень, ул. Комсомольская, расположенном на земельном участке площадью 2720 кв. м, кадастровый номер 72:23:0217003:79 в виде первого и второго этажа нежилых помещений.
16.05.2011 Управлением Росреестра по Тюменской области принято решение об отказе в государственной регистрации, изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 20.05.2011 N 01/435/2011-408/013314.
В данном сообщении указано следующее: "на основании абзаца 10 (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав) и абзаца 12 (осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, в соответствии с которым не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев предусмотренных федеральным законом) пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В обоснование процитированной формулировки в сообщении указано, что на государственную регистрацию общество должно было представить документ технического учета (кадастровый паспорт) на объект недвижимого имущества (пункты 10 и 12 статьи 33 Закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Общество, посчитав решение Управления Росреестра по Тюменской области незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО "Статус", обратилось в арбитражный суд с выше указанными требованиями.
По результатам рассмотрения дела суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил. Суд указал, что отказ уполномоченного органа в государственной регистрации права собственности на долю, установленного вступившим в законную силу решением суда нарушает права и законные интересы общества на пользование принадлежащим ему имуществом, создает препятствия в законном осуществлении своих прав, что противоречит статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При формулировании данного вывода, суд принял во внимание, что действующими нормативными актами предусмотрена возможность осуществления государственной регистрации права в отсутствие проведения первичной технической инвентаризации, а также принял во внимание, что общество по объективным причинам не может представить документ технического (кадастрового учета) на долю в виде первого и второго этажа.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Тюменской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных ООО "Статус".
В обоснование своей позиции регистрационная служба ссылается на законодательно установленную обязанность представить на государственную регистрацию кадастровый паспорт (иной технический документ). При этом, действующими нормами не установлено никаких исключений из данного правила в зависимости от специфики объектов долевого строительства. Принцип обязательности предоставления указанных документов установлен и в случаях, когда государственная регистрация прав лица осуществляется на основании решения суда. Непредставление кадастрового паспорта (иной технической документации) предусмотрено только в случае, если ранее документ, содержащий описание объекта, уже предоставлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Податель жалобы отмечает, что первичная техническая инвентаризация осуществляется в том числе в отношении объектов незавершенного строительства. Изготовление кадастрового паспорта (иного технического документа) на долю производится после проведения технической инвентаризации объекта незавершенного строительства. В настоящее время орган, осуществляющий технический учет и инвентаризацию объектов недвижимости, не отказывает в изготовлении кадастровых паспортов объектов долевого строительства.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела не заявивших о его отложении (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как уже было указано, основанием для отказа в государственной регистрации явилось непредставление кадастрового паспорта (иного технического документа), а также то, что объект ранее не был учтен в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
То обстоятельство, что объект ранее не был учтен в установленном порядке, обществом не оспаривается и не опровергается.
Что касается требования о представлении кадастрового паспорта (иного технического документа), то в этой части суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии необходимости его предоставления исходя из конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу пункта 10 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до 01.01.2013 года обязательным приложением к, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Согласно пункту 12 статьи 33 рассматриваемого Закона технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Таким образом, регистрационной службой в сообщении об отказе в государственной регистрации правомерно указано, что для проведения государственной регистрации права собственности необходимо представить в документ технического учета (кадастровый паспорт).
Между тем, Управлением Росреестра по Тюменской области не учитываются следующие особенности, имеющие место быть в рассматриваемом случае.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 утверждено Положение "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", согласно пункту 6 которого техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства. Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.
При этом пунктом 7 Положения предусмотрено, что первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 8 Положения первичный государственный технический учет многоквартирных домов, объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 года, а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 года, на которые имеется проектная документация, осуществляется по выбору заявителя:
- по результатам первичной технической инвентаризации;
- без проведения первичной технической инвентаризации.
Таким образом, судом первой инстанции верно указано, что действующими в настоящее время нормами в области государственного технического учета предусмотрены случаи, когда первичный государственный технический учет многоквартирных жилых домов может быть осуществлен без проведения первичной технической инвентаризации, то есть без составления кадастрового паспорта (иного технического документа).
Как полагает апелляционный суд, именно в настоящем случае возможно осуществление государственной регистрации без предоставления технического документа.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и подателем апелляционной жалобы не оспаривается, что в настоящее время объект строительства - девятиэтажный кирпичный жилой дом по адресу: г. Тюмень, ул. Комсомольская, расположенный на земельном участке площадью 2727 кв. м кадастровый номер кадастровый номер 72:23:0217003:79 не введен в эксплуатацию, так как его строительство не завершено, первичная техническая инвентаризация объекта не проводилась, в связи с чем, представить документ технического (кадастрового) учета на долю в виде первого и второго этажа не представляется возможным.
Судом первой инстанции также учтено, что в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 по делу N А70-8912/2009 был признан правильным выбранный истцом способ защиты нарушенного права, в связи с чем решение арбитражного суда первой инстанции о признании права собственности общества на долю в незавершенном строительством объекте оставил без изменения. При этом арбитражный суд апелляционной инстанции указал, что истец не имеет правовой возможности оформить свое право в установленном законом порядке в связи с не передачей ему застройщиком документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности на долю в объекте, строительство которого фактически завершено.
Как указывает Управление Росреестра по Тюменской области в апелляционной жалобе (страница 3) "... первичная техническая инвентаризация осуществляется в том числе в отношении объектов незавершенного строительства... Изготовление кадастрового паспорта (иного технического документа) на долю производится после проведения технической инвентаризации объекта незавершенного строительства...".
Таким образом, регистрационная служба сама указала, что изготовление кадастрового паспорта на долю возможно только проведения технической инвентаризации всего объекта недвижимости.
Исходя из того, что спорный объект недвижимого имущества является объектом незавершенного строительства, общество имеет право на долю в указанном объекте в виде первого и второго этажа, но первичная техническая инвентаризация самого объекта не проводилась и отсутствует возможность представить документ технического (кадастрового) учета на долю заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о невозможности произвести регистрацию объекта недвижимости иным образом, как в отсутствие кадастрового паспорта (иного технического документа).
Иначе, в случае отказа в проведении государственной регистрации права общества, последнее, при указанных обстоятельствах, будет лишено возможности оформить в установленном порядке свое право собственности.
Доводы Управления Росреестра по Тюменской области о том, что "в настоящее время орган, осуществляющий инвентаризацию объектов недвижимости (ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ")... не отказывает в изготовлении кадастровых паспортов объектов долевого строительства" следует отклонить как не подтвержденный соответствующими доказательствами и ссылками на нормы права.
Учитывая изложенные выводы, следует согласиться с утверждением суда первой инстанции о том, что отказ уполномоченного органа в государственной регистрации права собственности на долю, установленного вступившим в законную силу решением суда, нарушает права и законные интересы общества на пользование принадлежащим ему недвижимым имуществом, создает препятствия в законном осуществлении своих прав, что противоречит положениям статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и сделаны правильные выводы по делу. Решение суда первой инстанции принято без каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, основания для отмены отсутствуют, доводы апелляционной жалобы отклонены.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра по Тюменской области освобождено от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.07.2011 по делу N А70-5310/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО

Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)