Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2012 N 06АП-5643/2012 ПО ДЕЛУ N А73-9627/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2012 г. N 06АП-5643/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Колесниковой Е.С., представителя по доверенности от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/117Д; Баглай Н.В., представителя по доверенности от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/125Д;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Мосуновой М.И., представителя по доверенности от 27.02.2012 N 01.0-1889;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 26 октября 2012 года
по делу N А73-9627/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, административный орган) от 06.07.2012 N 716 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Решением суда от 26 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву доказанности события и состава вменяемого административного правонарушения.
Не согласившись с решением, ОАО "ДЭК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и на неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы указывает на принятие обществом всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Кроме того, в связи с вступлением в силу с 01.09.2012 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, полагает возможным применить положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
Представители заявителя жалобы поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение отменить, требования общества удовлетворить.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в письменном отзыве и в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции и удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим в административный орган обращения гражданина, проживающего в г. Хабаровске по ул. Лермонтова, д. 16, была проведена внеплановая документарная проверка ОАО "ДЭК", в ходе которой установлено нарушение ОАО "ДЭК" требований статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" пункта 7, пункта 23, подпункта г) пункта 38, подпункта е) пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а именно - нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной коммунальной услуге электроснабжения.
Согласно представленной ОАО "ДЭК" информации от 25.04.2012 в доме N 16 по ул. Лермонтова в г. Хабаровске 03.03.2012 был установлен общедомовой прибор учета (далее - ОПУ) электроэнергии (основной) СЕ301 N 0760171099441572 и резервный N 75857954, принятые в эксплуатацию в качестве расчетных комиссией в составе представителей сетевой организации ОАО "Хабаровская горэлектросеть", управляющей компании ООО "УК по ЖКУ "Сервис - Центр" и филиала ОАО "ДЭК" - "Хабаровскэнергосбыт".
В платежном документе, предъявленном ОАО "ДЭК" к оплате потребителю за ноябрь 2011 года расчет платы произведен по среднему установленному расходу, так как сетевая организация "Хабаровская горэлектросеть" не предоставила показания по общедомовому прибору учета по ряду домов в ноябре 2011 года. В декабре 2011 года в Хабаровское отделение Филиала ОАО "ДЭК" - "Хабаровскэнергосбыт" поступили показания за ноябрь 2011 года от ОАО "Хабаровская горэлектросеть" с указанием расхода по общедомовому прибору учета N 0760171109941572 равным 39437 кВтч, что превышает объем потребления выставленный за ноябрь 2011 года (29674 кВтч) на 9763 кВтч.
Таким образом, ОАО "ДЭК" в ноябре 2011 года к расчету принят объем потребления, рассчитанный по среднему установленному расходу 29674 кВтч вместо фактического объема потребления 39437 кВтч.
Указанный ОАО "ДЭК" порядок расчета по среднему установленному расходу не предусмотрен требованиями Правил и нарушает требования пункта 23 - при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, оборудованном и необорудованном индивидуальными приборами учета определяется для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (формула 9).
Согласно представленной информации (ведомости снятия общедомового прибора учета электроэнергии), снятие показаний ОПУ электрической энергии в доме N 16 по ул. Лермонтова в г. Хабаровске для определения объема потребления, распределяемого гражданам, за октябрь 2011 года (35829 кВтч), декабрь 2011 года (31472 кВтч), произведено с нарушением подпункта е) пункта 49 Правил, в соответствии с которым при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета на исполнителя услуг возложена обязанность ежемесячно, в течение последней недели месяца снимать их показания. Согласно представленным ведомостям потребления, ОАО "ДЭК" к расчету принят объем, исчисленный по показаниям ОПУ, снятым соответственно 22.10.2011 и 22.12.2011.
По мнению Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, ОАО "ДЭК" допустило нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной коммунальной услуге в платежных документах, предъявленных к оплате за октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года - объеме потребления и сумме к оплате за расчетный период, что является нарушением части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Выявив признаки административного правонарушения, 18.05.2012 в отношении ОАО "ДЭК" составлен протокол N 716 об административном правонарушении, а 06.07.2012 вынесено постановление N 716 о назначении обществу административного наказания по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ОАО "ДЭК" обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1) понимается, гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1).
В соответствии с пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, оборудованном и необорудованном индивидуальными приборами учета определяется для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (формула 9).

С учетом того, что ОАО "ДЭК" производит начисления потребителям и выставляет квитанции по оплате услуги электроснабжения самостоятельно с указанием своих счетов, следовательно, является субъектом ответственности по предоставлению коммунальной услуги - электроснабжение.

Как установлено в судебном заседании суда первой инстанции, в выставленном потребителю платежном документе за ноябрь 2011 года ОАО "ДЭК" расчет платы за потребленную электроэнергию составлял (29674 кВтч), и был произведен по среднему установленному расходу, однако, в декабре 2011 года в связи с поступлением показания от ОАО "Хабаровская горэлектросеть" за ноябрь 2011 года с указанием расхода по общедомовому прибору учета N 0760171109941572 расчет составил 39437 кВтч, что превысило объем потребления выставленный за ноябрь 2011 года на 9763 кВтч. Таким образом, ОАО "ДЭК" в ноябре 2011 года к расчету принят объем потребления, рассчитанный по среднему установленному расходу 29674 кВтч вместо фактического объема потребления - 39437 кВтч.
Указанный ОАО "ДЭК" порядок расчета по среднему установленному расходу не предусмотрен требованиями Правил предоставления коммунальных услуг и нарушает требования пункта 23 указанных Правил.
Также согласно представленной информации (ведомости снятия общедомового прибора учета электроэнергии), снятие показаний ОПУ электрической энергии в доме N 16 по ул. Лермонтова в г. Хабаровске для определения объема потребления, распределяемого гражданам, за октябрь 2011 г. (35829 кВтч), декабрь 2011 (31472 кВтч), произведено с нарушением подпункта е) пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета на исполнителя услуг возложена обязанность ежемесячно, в течение последней недели месяца снимать их показания. Согласно представленным ведомостям потребления, ОАО "ДЭК" к расчету принят объем, исчисленный по показаниям ОПУ, снятым соответственно 22.10.2011 и 22.12.2011.
Таким образом, ОАО "ДЭК" допустило нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной коммунальной услуге "электроснабжение" в платежных документах, предъявленных к оплате за октябрь - декабрь 2011 года - объеме потребления и сумме к оплате за расчетный период, что является нарушением части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, апелляционной коллегией подлежит отклонению, как необоснованный, довод заявителя жалобы о применении последним всех зависящих от него мер для соблюдения норм и правил, поскольку ОАО "ДЭК" не был использован резервный прибор учета, в то время как общедомовой прибор (основной) был распломбирован и не мог быть использован в качестве расчетного, в связи с чем расчет был проведен по среднему установочному расходу в соответствии с пунктом 32 Правил предоставления коммунальных услуг, что является нарушением.
Таким образом, в действиях ОАО "ДЭК" налицо факт ненадлежащего выполнения возложенных на него законом обязанностей по предоставлению информации о предоставляемых коммунальных услугах, объеме потребления и сумме предъявленной к оплате.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что действие ОАО "ДЭК" правомерно было квалифицировано административным органом по части 1 статьи 14.8. КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения отсутствуют.
Кроме того, судом установлено, что ОАО "ДЭК" уже ранее неоднократно привлекалось к ответственности в соответствии с части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, что подтверждается постановлениями о назначении административного наказания от 02.03.2012 N 16; от 02.03.2012 N 26; от 23.03.2012, а также решениями Арбитражного суда от 12.09.2011 по делу А73-7646/2011, от 12.12.2011 по делу А73-13685/2011, от 17.02.2012 по делу N А73-15088/2011, от 21.02.2012 по делу А73-332/2012.
Порядок и сроки привлечения заявителя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Довод общества о возможности применения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в связи с вступлением в силу с 01.09.2012 новых Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В данном случае на момент составления протокола об административном правонарушении и привлечения заявителя к административной ответственности действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в связи с чем оснований для применения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ нет.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26 октября 2012 года по делу N А73-9627/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ

Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)