Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 19.03.2012 ПО ДЕЛУ N А40-28959/11-72-154

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2012 г. по делу N А40-28959/11-72-154


Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2012 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Кузнецова А.М., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя ЖСК "Вымпел" председателя правления Логинова С.Н., протокол N 2 от 21 марта 2010 г., Осина Т.Ю. по доверенности от 06 февраля 2012 г.
от ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы Осипова М.А. по доверенности от 10 января 2012 г. N 33-И-11/12
рассмотрев 13 марта 2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение от 30 сентября 2011 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Немовой О.Ю.
на постановление от 22 декабря 2011 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Векличем Б.С., Кольцовой Н.Н., Лепихиным Д.Е.
по делу N А40-28959/11-72-154
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Вымпел" работников КГБ при СМ СССР (ЖСК "Вымпел", ОГРН 1027739396475)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным бездействия
третьи лица Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Минкомархитектура, ОГРН 1027739900836), ФГУ "Кадастровая палата по г. Москве", Управа Пресненского района

установил:

ЖСК "Вымпел" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент) при формировании земельного участка в заявленных границах и об обязании Департамента сформировать земельный участок в заявленных границах.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2011 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 г., заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие Департамента по формированию земельного участка в заявленных границах, а также обязал Департамент в месячный срок с даты вступления решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов кооператива.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители кооператива против доводов жалобы возражали указывая на правильное применение судами норм права и обоснованность сделанных ими выводов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером N 77:01:0004044:19, на котором расположен жилой дом, по адресу: г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 20, 01 июля 2007 г. был поставлен на кадастровый учет.
12 сентября 2008 г. распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы N 3887-р утверждено Решение Окружной конкурсной комиссии имущественно-земельного комплекса Центрального административного округа г. Москвы от 14.08.2008 г. N 23 в соответствии с которым землепользователям надлежит оформить земельно-правовые отношения в Департаменте в месячный срок в соответствии с Решением комиссии.
Поскольку вышеуказанный земельный участок был сформирован исключительно под пятном застройки жилого дома, кооператив 07.04.2008 г. обратился в Департамент с заявлением в режиме "одного окна" о формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации указанного жилого дома в соответствии с проектом межевания квартала N 620.
К поданному заявлению были приложены документы, в соответствии с перечнем, установленным Постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность".
Срок оформления документа, в соответствии с отметкой на поданном заявлении составляет 105 рабочих дней. Между тем, Департамент в предусмотренные сроки подготовку и выдачу документа не осуществил.
16 июля 2010 г. кооператив обратился в Департамент с заявлением о формирование и постановке на кадастровый учет земельного участка по адресу: ул. Б. Грузинская, вл. 20, на что письмом от 17.08.2010 г. N 33-1-4960/10-121-1 им был получен ответ о подготовленном проекте распоряжения "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004014:30 и земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале: 77:01:0004014". Кооперативу также сообщено, что поскольку в границы земельного участка проектом межевания квартала включена сверхнормативная территория, в проект плана границ земельного участка внесены изменения в части исключения сверхнормативной территории из границ участка. Откорректированный проект плана границ земельного участка направлен в Москомархитектуру и Москомнаследие для согласования.
28 июля 2010 г. Москомнаследие дало положительное заключение о перераспределении границ земельного участка. Москомархитектура по состоянию на 17.08.2010 г., то есть на момент направления письма N 33-1-4960/10-121-1 по обращению кооператива, каких-либо заключений не представило.
Кооперативу сообщено, что после представления Москомархитектурой положительного заключения Департамент продолжит работу по формированию земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения кооператива в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из бездействия Департамента при формировании границ земельного участка.
Частями 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Формирование земельного участка, в ходе которого должны быть определены границы и размер земельного участка, осуществляется путем постановки соответствующего земельного участка на кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктом 2.1 постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" предусмотрено, что если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Таким образом, как правильно отмечено судами, именно Департамент является уполномоченным органом города Москвы по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы.
Порядок обращения в Департамент с заявлением об оформлении земельно-правовых отношений и порядок получения соответствующих документов установлен "Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП.
Суды установили, что все документы, предусмотренные указанным Регламентом, кооператив представил в Департамент. Претензий к указанным документам не имеется.
Департамент ссылается на то, что спорный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Данная позиция была предметом исследования судов и обоснованно отклонена как не соответствующая фактическим обстоятельствам дела.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером N 77:01:0004014:19 был сформирован под пятном застройки жилого дома и согласно выписке из кадастрового паспорта от 08.06.2010 г. предназначался для эксплуатации здания в административных целях, эксплуатации прочих административно-управленческих учреждений и общественных организаций.
Обращаясь в Департамент, кооператив просил сформировать границы земельного участка по адресу: ул. Б.Грузинская, вл. 20, необходимого для эксплуатации жилого дома в соответствии с утвержденным проектом межевания квартала N 620, согласно которому площадь земельного участка, выделенного для эксплуатации данного жилого дома, превышает границы здания по указанному адресу.
Таким образом, кооператив, обращаясь в Департамент, просил сформировать новый земельный участок для иных целей, чем указаны в выписке из кадастрового паспорта от 08.06.2010 г.
В частности судами установлено, что в соответствии с утвержденным проектом межевания квартала N 620 участок жилого дома по вышеуказанному адресу включает существующую автостоянку, расположенную вдоль улицы Б. Грузинской.
Департаментом был подготовлен проект распоряжения "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004014:30 и земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале: 77:01:0004014" который принят им не был по причине пересечения границ земельного участка с кадастровым номером N 77:01:0004014:19 и земельного участка с кадастровым номером N 77:01:0004014:106 и отсутствием внесенных в связи с этим изменений в государственный кадастр недвижимости, что отражено в письме Департамента от 04.05.2010 г. N 33-1-4960/10-121-1.
Однако суды установили, что соответствующие изменения были внесены в государственный кадастр недвижимости летом 2010 года, при этом действия по оформлению земельного участка совершены Департаментом не были.
Относительно позиции Департамента о неполучении ответа из Москомархитектуры суды обоснованно указали, что согласно п. 3.9.4 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 643-ПП, специалисты соответствующего подразделения Департамента осуществляют изготовление плана границ земельного участка и передают специалистам службы "одного окна" для направления на согласование в Москомархитектуру. Срок согласования схемы (плана границ) земельного участка Москомархитектурой определен Регламентом - не более 5 дней.
Однако в нарушение положений Регламента, Департаментом не принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и кооперативу не выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Департамент также ссылается на отсутствие бездействий, поскольку, по его мнению, им велась с кооперативом переписка по вопросу формирования земельного участка.
В то же время сам по себе факт ведения переписки еще не свидетельствует о выполнении требований действующего законодательства по формирования земельного участка не поставленного на кадастровый учет.
Ссылка подателя жалобы на пропуск кооперативом срока обращения в суд, также исследовалась судами и не нашла своего подтверждения.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о бездействии Департамента, выразившегося в неформировании земельного участка с заявленных кооперативом границах.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2011 года по делу N А40-28959/11-72-154 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
А.М.КУЗНЕЦОВ
И.В.ТУБОЛЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)