Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Радзиховской В.В., Магды О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от ОАО "Красноярскэнергосбыт": Головача Е.А. представителя по доверенности N 160 от 01.08.2009, Божко О.Ю. представителя по доверенности N 09 от 15.01.2010,
от ООО ООО "Компания по управлению жилищным фондом" - представителей Скоп Д.Е. по доверенности от 24.12.2009 N 418,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 3 июля 2009 года по делу N А33-3589/2009, принятое судьей Григорьевой М.А.,
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" о взыскании 4 223 200 рублей 98 копеек долга за поставленную электрическую энергию за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции удовлетворено ходатайство истца об уменьшении суммы исковых требований до 3 339 614 рублей 02 копейки, затем до 2 332 886 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 3 июля 2009 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 3 июля 2009 года отменить по следующим основаниям:
- - в спорный период - с 01.01.2008 по 31.12.2008 между сторонами не было договорных отношений, вместе с тем, по характеру данные отношения являются договорными, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" потребителем является юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью). ОАО "Красноярскэнергосбыт" в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является гарантирующим поставщиком, который обязан заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся потребителем электрической энергии;
- - поскольку действующее законодательство не предоставляет право истцу расторгнуть договор на электроснабжение с гражданами - потребителями в одностороннем порядке, и с учетом того, что граждане-потребители в адрес ОАО "Красноярскэнергосбыт" о расторжении договора не обращались, истец до настоящего момента осуществляет продажу электрической энергии в жилые помещения граждан-потребителей, однако, никогда не осуществлял и не осуществляет продажу электрической энергии гражданам - потребителям за места общего пользования, поскольку такая обязанность возложена на ответчика.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 3 июля 2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям:
- - управляющая организация обязана предоставлять собственникам помещений в многоквартирном жилом доме лишь те коммунальные услуги, которые предусмотрены в договоре управления многоквартирным домом;
- - собственники помещений в многоквартирном жилом доме и ООО "КУЖФ Северо-Западная" согласовали и выразили свою волю в отношении потребления коммунальных ресурсов путем согласования условий и заключения договора управления. Из договора управления не возникают обязательства ответчика по предоставлению собственникам помещений коммунальной услуги электроснабжения помещений и мест общего пользования, общего имущества многоквартирного жилого дома, то есть собственники не поручили ответчику заключить договор электроснабжения;
- - обязательства по оплате электрической энергии, потребленной многоквартирными жилыми домами, возникают у собственников помещений, которые на основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации обязаны оплатить фактически принятое количество электрической энергии;
- - ОАО "КУЖФ Северо-Западная" электрическую энергию для собственных бытовых и производственных нужд не принимало и не потребляло. Электрическую энергию потребляли собственники и наниматели помещений в жилых многоквартирных домах;
- - энергопринимающее устройство в жилых многоквартирных домах не принадлежит ответчику на каком-либо вещном праве.
Ответчик представил дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, в которых ссылается на следующее:
- - между сторонами отсутствуют договорные отношения, управляющая организация не направляла гарантирующему поставщику заявку на заключение договора, а в свою очередь, истец не направлял проект договора. Истец в течение 2008 года не обращался с требованиями об оплате отпущенной энергии. Отсутствует какая-либо переписка, касающаяся электроснабжения мест общего пользования многоквартирных домов;
- - выставляя счета-квитанции непосредственно жителям указанных домов и взимая с них плату за электроснабжение, ОАО "Красноярскэнергосбыт" подтверждает наличие договорных отношений между энергосбытовой организацией и непосредственно собственниками (нанимателями) жилых помещений. Следовательно, обязательства по оплате электрической энергии, потребленной местами общего пользования (общим имуществом) многоквартирных жилых домов возникают у собственников (нанимателей) помещений в этих домах, которые на основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации обязаны оплатить фактически принятое количество электрической энергии;
- - в Красноярском крае норматив потребления коммунальной услуги "электроснабжение" не утвержден уполномоченными органами в установленном порядке. Соответственно, истец не вправе применять в расчетах норматив потребления, утвержденный неуполномоченным органом;
- - при расчете количества потребленной жителями многоквартирных домов электрической энергии, истец не вправе применять величины, указанные в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства N 306 от 23 мая 2006 года, поскольку данные величины как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, так как используется только органами власти субъектов Российской Федерации при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам;
- - истец не представил каких-либо документов, подтверждающих количество проживающих в многоквартирных домах жителей;
- - расчет по мощности электроустановок и часам их работы не соответствует жилищному законодательству;
- - использованный судом первой инстанции и истцом способ определения количества потребленной электрической энергии, предусмотренный Правилами функционирования розных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.06.2006 N 530, противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, а потому не подлежит применению при рассмотрении настоящего дела;
- - отсутствие приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах, равно как и отсутствие норматива потребления электрической энергии местами общего пользования в многоквартирных жилых домах, не предоставляет ОАО "Красноярскэнергосбыт" права определять количество потребленной электрической энергии способом, не предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Истец представил возражения на отзыв ответчика, в котором ссылается на следующее:
- - исходя из абзаце 3 пункта 151 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства N 530 от 31.06.2006 для признания электропотребления бездоговорным необходимо установления двух условий: отсутствие заключенного договора энергоснабжения и отсутствие технологического присоединения. Все жилые дома, указанные истцом в расчете, технологически присоединены к сетям сетевой организации, что подтверждается двухсторонними актами. Таким образом, потребление электрической энергии жилыми домами, находящимися в управлении ООО "КУЖФ Северо-Западная" не может быть бездоговорным;
- - учитывая, что в настоящее время норматив потребления электроэнергии местами общего пользования не утвержден, уполномоченным на то органом, и то обстоятельство, что ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Правила предоставления коммунальных услуг гражданам не урегулируют вопрос о количестве электроэнергии, потребляемой местами общего пользования, ОАО "Красноярскэнергосбыт" произвело расчет в соответствии с положениями раздела 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии;
- - исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации места общего пользования, а именно, лестничные площадки и лифты не могут относиться к жилым помещениям и по своему прямому назначения являются нежилыми. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применить расчет, использую при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работы
- ответчик не представил в материалы дела какого-либо расчета потребления электроэнергии местами общего пользования, так как обязанность по сбору платы за энергоснабжение мест общего пользования в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам лежит на ответчике.
Учитывая, что в настоящее время норматив потребления электроэнергии местами общего пользования не утвержден уполномоченным на то органом, истец произвел расчет в соответствии с положениями раздела 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.06.2006 N 530.
1) задолженность за потребленную электроэнергию в местах общего пользования в жилых домах, не оборудованных приборами учета (310 домов), за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 составила 1 126 114 рублей 67 копеек.
2) задолженность за потребленную электроэнергию жильцами домов, расположенных по адресу: ул. Ладо Кецховели, 69, 67 А, не оборудованных приборами учета и находящихся на прямых расчетах с управляющей компанией "Северо-Западная" за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 составила 476 019 рублей 60 копеек (потребление в жилых помещениях);
3) задолженность за потребленную электроэнергию в местах общего пользования в жилых домах, расположенных по адресу: ул. Ладо Кецховели, 69, 67 А, находящихся на прямых расчетах у управляющей компанией "Северо-Западная" за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 составила 24 941 рубль 08 копеек;
В суд апелляционной инстанции представлен также расчет задолженности за потребленную электроэнергию ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" в жилых домах, оборудованных приборами учета в местах общего пользования.
4) за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 задолженность за потребленную электроэнергию местами общего пользования в жилых домах, оборудованных приборами учета, составила 705 801 рубль 82 копейки, в том числе:
- - за январь 2008 года - 93 058 рублей;
- - за февраль 2008 года - 65 355 рублей 55 копеек;
- - за март 2008 года - 27 103 рублей 30 копеек;
- - за апрель 2008 года - 22 351 рубль 70 копеек;
- - за май 2008 года - 22 351 рубль 70 копеек;
- - за июнь 2008 года - 22 351 рубль 70 копеек;
- - за июль 2008 года - 27 103 рубля 30 копеек;
- - за август 2008 года - 27 103 рубля 30 копеек;
- - за сентябрь 2008 года - 32 719 рублей 50 копеек;
- - за октябрь 2008 года - 137 640 рублей 32 копейки;
- - за ноябрь 2008 года - 115 рублей 216 рублей 50 копеек;
- - за декабрь 2008 года - 113 456 рублей,
всего: 705 810 рублей 82 копейки.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 3 июля 2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Пояснил, что технологическое присоединение к жилым домам имеется, потребление электроэнергии осуществляется.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение от 3 июля 2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что старый норматив не включал норму потребления электроэнергии в местах общего пользования. Договорные отношения с ОАО "Красноярскэнергосбыт" отсутствуют. Арифметически расчеты истца проверены, не оспариваются.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
В материалах дела находится перечень жилых домов, находящихся в управлении ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная", данный перечень был направлен ответчиком ОАО "Красноярскэнергосбыт" для заключения договора на электроснабжение мест общего пользования письмом N 556 от 23.04.2007 (том 1, л.д.30-43).
Состав жилищного фонда, в отношении которого ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" заключило с собственниками жилых помещений договоры оказания коммунальных услуг не оспаривается ни истцом, ни ответчиком.
Ответчик представил в дело договоры с собственниками жилых помещений (т.1, л.д.62, т.2, т.3, т.4, т.5, т.6., т.7, т.8, т.9, т.10, т.11), на основании которых ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" оказывает собственникам коммунальные услуги.
Согласно пункту 1.6 типовых договоров перечень коммунальных услуг указан приложении N 5 к договору, и собственникам предоставляются следующие услуги:
- - холодное водоснабжение;
- - горячее водоснабжение;
- - водоотведение;
- - отопление.
Согласно пунктам 2.1, 2.1.3, 2.1.4, 3.1.3 договоров управления Собственники передают, а Управляющая организация принимает на себя полномочия по управлению многоквартирным домом, в том числе обязуется оказать услуги и выполнить работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества согласно перечню, указанному в приложениях N N 2, 3 к договорам.
Пунктами 3.1.4 договоров управления Управляющая организация обязуется предоставлять Собственникам помещений коммунальные услуги согласно перечню, указанному в приложении N 5, в соответствии с федеральными и региональными нормативами и стандартами качества.
Согласно пунктам 4.3 размеры цен (тарифов) устанавливаются решениями органов местного самоуправления. На момент заключения договоров таким решением является решение Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160.
В соответствии с пунктами 4.4 договоров управления оплата за коммунальные ресурсы осуществляется согласно утвержденным в установленном порядке тарифам ресурсоснабжающих организаций.
В приложениях N 5 к договорам управления согласован перечень коммунальных услуг, оказываемых управляющей организацией, и определение размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 приложения N 5 управляющая организация обеспечивает собственнику предоставление следующих коммунальных услуг:
- 1.1 холодное водоснабжение;
- 1.2 горячее водоснабжение;
- 1.3 водоотведение;
- 1.4 отопление;
- Пунктом 2 Приложения N 5 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов, установленных в соответствии с требованиями законодательства РФ органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 приложения N 5 разница в объемах потребления коммунальных услуг, определенных по показаниям общедомового прибора учета и суммарными показаниями индивидуальных приборов учета относится к расходам на общедомовые нужды и подлежит распределению между всеми собственниками в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Истцом в материалы дела представлены акты, составленные инспекторами ОАО "Красноярскэнергосбыт" и подписанные со стороны ООО КУЖФ "Северо-Западная", которыми определены нагрузки по местам общего пользования в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО КУЖФ "Северо-Западная" (т.12, т.13, л.д.50-318). Сведения, установленные актами, ответчиком не оспорены.
В материалы дела также представлены сведения о показаниях приборов учета в местах общего пользования жилых домов, подписанных представителем абонента Рукосуевым Б.Н., расчеты по стоимости электроэнергии, потребленной жильцами жилых домов, расположенных по ул. Ладо Кецховели, д. 69, 67 "А" с указанием нормативов потребления, количества жильцов (том 13,14, 15).
Ссылаясь на представленные в дело акты подключения жилых домов к электрической сети, составленные представителями ОАО "Красноярскэнергосбыт" с участием представителей абонентов, истец указывает на то, что все жилые дома, находящиеся на обслуживании ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная", подключены к электрическим сетям, по которым ОАО "Красноярскэнергосбыт" поставляет электроэнергию жильцам.
Арифметическая точность расчетов и составляющие расчетов истца (по количеству жильцов, нормативам) ответчиком не оспариваются, что подтверждено представителем ответчика в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах истец обратился с иском о взыскании с ответчика суммы долга за потребленную электрическую энергию на места общего пользования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, а также в жилые помещения домов по ул. Кецховели, 69, 67 "А".
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ООО КУЖФ "Северо-Западная", является управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Красноярске, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела договоры управления многоквартирными домами.
Предметом иска ОАО "Красноярскэнергосбыт" является требование о взыскании с ООО КУЖФ "Северо-Западная" долга за электрическую энергию, отпущенную на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов за 2008 год, в отношении жилых домов по ул. Кецховели, 69, 67 "А" за электрическую энергию, отпущенную как в жилые помещения, так и на общедомовые нужды.
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в указанных жилых домах выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией - ООО КУЖФ "Северо-Западная", о чем свидетельствуют представленные в материалы дела договоры управления. Факт принятия ООО КУЖФ "Северо-Западная" многоквартирных жилых домов в управление ответчиком не оспаривается.
Собственники помещений в многоквартирных домах выбрали способ управления домом и в силу закона передали весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.
Таким образом, ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов по договорам, заключенным с собственниками.
В соответствии с частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 "Энергоснабжение", если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, утверждены "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", (далее - Правила N 530), установившие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 530 субъектами розничных рынков являются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 530 субъекты розничных рынков - это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергий. Следовательно, стороной по договору энергоснабжения (статья 539 ГК РФ) является исполнитель коммунальных услуг.
Пунктом 49 Правил N 307 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Из материалов дела следует, что ОАО "Красноярскэнергосбыт" в отсутствие письменного договора с управляющей организацией в спорный период осуществляло подачу электрической энергии в многоквартирные дома, управление которыми осуществляется обществом с ограниченной ответственностью ООО КУЖФ "Северо-Западная".
Отсутствие между обществом с ограниченной ответственностью ООО КУЖФ "Северо-Западная" договора с ресурсоснабжающей организацией (ОАО "Красноярскэнергосбыт") не освобождает управляющую организацию как абонента от оплаты электрической энергии, переданной в многоквартирные дома, в том числе на общедомовые нужды. Коммунальный ресурс приобретался у гарантирующего поставщика (ОАО "Красноярскэнергосбыт") обществом с ограниченной ответственностью ООО КУЖФ "Северо-Западная" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Оплата энергии, поставляемой для освещения мест общего пользования многоквартирного дома, также включается в оплату коммунальных услуг и подлежит внесению жильцами домов управляющей компании. Поскольку именно управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, то и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования, является также ответчик.
В связи с изложенным, выводы суда первой инстанции об отсутствии обязанности ответчика по предоставлению коммунального ресурса - электрической энергии и правовых оснований для взыскания задолженности с ответчика, являются необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик (управляющая компания) является потребителем (абонентом) электроснабжения, соответствуют требованиям законодательства и обстоятельствам дела.
Довод ответчика о том, что между сторонами отсутствуют договорные отношения, в связи с чем, задолженность может быть взыскана по иску сетевой организации, к которой истец не относится, отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции на основании пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации. Возможность заключения договора энергоснабжения закон связывает с наличием у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, поэтому, в данном случае, отсутствуют основания для применения пункта 156 Правил N 530, регламентирующего взыскание стоимости электрической энергии по бездоговорному потреблению. Все жилые дома, указанные истцом в расчете, технологически присоединены к сетям сетевой организации, что подтверждается двухсторонними актами приложенными к материалам дела.
В соответствии с пунктом 147 Правил N 530 в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами о том, что вопрос о методе определения количества потребленной на общедомовые нужды электрической энергии должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Вместе с тем, в письме Красноярского городского Совета депутатов N 01-307В от 12.05.2009 указано, что решением Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 "Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске" утверждены нормативы потребления электроэнергии в месяц в зависимости от количества членов семьи. В соответствии с данным решением установлены нормативы потребления электроэнергии для граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Подпунктом 10.2.2 Регламента исполнения департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска муниципальных функций, утвержденного Распоряжением Главы города Красноярска от 14.11.2008 N 295-р, департамент городского хозяйства администрации города Красноярска производит анализ нормативов потребления коммунальных услуг и участвует в работе по пересмотру данных нормативов.
В указанном письме также указано, что согласно письму департамента городского хозяйства администрации города Красноярска от 12.05.2009 N 04/2576-гх, в норматив потребления электрической энергии включено только потребление электрической энергии внутри квартиры. Расходы на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, а также расход электроэнергии на работу лифтового оборудования в нормативы потребления не включались.
Таким образом, в настоящее время норматив потребления электроэнергии местами общего пользования уполномоченным органом не утвержден, жилищное законодательство не регулирует вопрос о количестве электроэнергии, потребляемой местами общего пользования.
Из пункта 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии следует, что оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
Положения 12 раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Истец правомерно произвел расчет, исходя из показаний приборов учета, а также в соответствии с положениями раздела 12 указанных правил (расчетным путем по домам, где отсутствуют приборы учета).
Так, в соответствии с пунктом 147 указанных Правил в целях учета в отсутствии приборов учета потребления электрической энергии потребителями, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25 кВ/а объемы потребления электрической энергии определяются на основании характерных для указанных потребителей объемов потребления электрической энергии за определенный период времени, рассчитываемых сетевой организацией, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей, в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
Доводы ответчика о невозможности производить расчет, исходя из мощности электроустановок и числа их работы, не соответствуют действующему законодательству.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации 23.05.2006 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как следует из пункта 20 указанных Правил при отсутствии индивидуальных приборов учета в нежилых помещениях многоквартирного дома плата за коммунальных услуги в нежилом помещении рассчитываются исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для электрической энергии- расчетным путем, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Учитывая данные обстоятельства (отсутствие приборов учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, и нормативов потребления электрической энергии на места общего пользования) подлежит применению пункт 20 Правил N 307 при расчете объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Согласно пункту 91 Правил N 530 в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При расчете стоимости потребленной электрической энергии истец обоснованно применил тариф, установленный РЭК Красноярского края для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в пределах социальной нормы электропотребления, равный 70 коп. за 1 кВт.ч.
При расчете стоимости потребленной электроэнергии истец обоснованно применял тарифы, установленные для граждан-потребителей.
Доводы ответчика о необоснованном применении истцом при расчетах стоимости потребления жилыми помещениями домов по ул. Л. Кецховели, 69, 67 "А" решения Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 "Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске", согласно которым утверждены нормативы потребления электроэнергии, не могут быть приняты во внимание, поскольку другие нормативы не утверждены, в 2005 году нормативы утверждены уполномоченным органом. Применение указанного решения также предусмотрены договорами управления с собственниками.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось для проверки ответчиком расчетов истца. Величины, составляющие расчеты, ответчиком не опровергнуты, других сведений не представлено, в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что расчеты проверены, составлены верно. Контррасчет в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции ответчиком не представлено.
Расчеты истца судом апелляционной инстанции проверены, являются верными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает апелляционную жалобу обоснованной, требования истца подлежащими удовлетворению, а выводы, изложенные в оспариваемом судебном акте, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 3 июля 2009 года подлежит отмене по пункту 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Госпошлина по иску составляет 23 164 рубля 43 копейки, по апелляционной жалобе - 1000 рублей. Истец по иску оплатил 32 616 рублей, в связи с чем, истцу подлежит возврату 9451 рублей 57 копеек.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 июля 2009 года по делу N А33-3589/2009 отменить.
Принять новый судебный акт. Иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" г. Красноярск в пользу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" г. Красноярск 2 332 886 рублей долга, 24 164 рубля 43 копейки расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Возвратить ОАО "Красноярскэнергосбыт" г. Красноярск из федерального бюджета 9 451 рубль 57 копеек - государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 2229 от 24.02.2009.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2010 ПО ДЕЛУ N А33-3589/2009
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2010 г. по делу N А33-3589/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Радзиховской В.В., Магды О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от ОАО "Красноярскэнергосбыт": Головача Е.А. представителя по доверенности N 160 от 01.08.2009, Божко О.Ю. представителя по доверенности N 09 от 15.01.2010,
от ООО ООО "Компания по управлению жилищным фондом" - представителей Скоп Д.Е. по доверенности от 24.12.2009 N 418,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 3 июля 2009 года по делу N А33-3589/2009, принятое судьей Григорьевой М.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" о взыскании 4 223 200 рублей 98 копеек долга за поставленную электрическую энергию за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции удовлетворено ходатайство истца об уменьшении суммы исковых требований до 3 339 614 рублей 02 копейки, затем до 2 332 886 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 3 июля 2009 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 3 июля 2009 года отменить по следующим основаниям:
- - в спорный период - с 01.01.2008 по 31.12.2008 между сторонами не было договорных отношений, вместе с тем, по характеру данные отношения являются договорными, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" потребителем является юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью). ОАО "Красноярскэнергосбыт" в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является гарантирующим поставщиком, который обязан заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся потребителем электрической энергии;
- - поскольку действующее законодательство не предоставляет право истцу расторгнуть договор на электроснабжение с гражданами - потребителями в одностороннем порядке, и с учетом того, что граждане-потребители в адрес ОАО "Красноярскэнергосбыт" о расторжении договора не обращались, истец до настоящего момента осуществляет продажу электрической энергии в жилые помещения граждан-потребителей, однако, никогда не осуществлял и не осуществляет продажу электрической энергии гражданам - потребителям за места общего пользования, поскольку такая обязанность возложена на ответчика.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 3 июля 2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям:
- - управляющая организация обязана предоставлять собственникам помещений в многоквартирном жилом доме лишь те коммунальные услуги, которые предусмотрены в договоре управления многоквартирным домом;
- - собственники помещений в многоквартирном жилом доме и ООО "КУЖФ Северо-Западная" согласовали и выразили свою волю в отношении потребления коммунальных ресурсов путем согласования условий и заключения договора управления. Из договора управления не возникают обязательства ответчика по предоставлению собственникам помещений коммунальной услуги электроснабжения помещений и мест общего пользования, общего имущества многоквартирного жилого дома, то есть собственники не поручили ответчику заключить договор электроснабжения;
- - обязательства по оплате электрической энергии, потребленной многоквартирными жилыми домами, возникают у собственников помещений, которые на основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации обязаны оплатить фактически принятое количество электрической энергии;
- - ОАО "КУЖФ Северо-Западная" электрическую энергию для собственных бытовых и производственных нужд не принимало и не потребляло. Электрическую энергию потребляли собственники и наниматели помещений в жилых многоквартирных домах;
- - энергопринимающее устройство в жилых многоквартирных домах не принадлежит ответчику на каком-либо вещном праве.
Ответчик представил дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, в которых ссылается на следующее:
- - между сторонами отсутствуют договорные отношения, управляющая организация не направляла гарантирующему поставщику заявку на заключение договора, а в свою очередь, истец не направлял проект договора. Истец в течение 2008 года не обращался с требованиями об оплате отпущенной энергии. Отсутствует какая-либо переписка, касающаяся электроснабжения мест общего пользования многоквартирных домов;
- - выставляя счета-квитанции непосредственно жителям указанных домов и взимая с них плату за электроснабжение, ОАО "Красноярскэнергосбыт" подтверждает наличие договорных отношений между энергосбытовой организацией и непосредственно собственниками (нанимателями) жилых помещений. Следовательно, обязательства по оплате электрической энергии, потребленной местами общего пользования (общим имуществом) многоквартирных жилых домов возникают у собственников (нанимателей) помещений в этих домах, которые на основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации обязаны оплатить фактически принятое количество электрической энергии;
- - в Красноярском крае норматив потребления коммунальной услуги "электроснабжение" не утвержден уполномоченными органами в установленном порядке. Соответственно, истец не вправе применять в расчетах норматив потребления, утвержденный неуполномоченным органом;
- - при расчете количества потребленной жителями многоквартирных домов электрической энергии, истец не вправе применять величины, указанные в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства N 306 от 23 мая 2006 года, поскольку данные величины как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, так как используется только органами власти субъектов Российской Федерации при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам;
- - истец не представил каких-либо документов, подтверждающих количество проживающих в многоквартирных домах жителей;
- - расчет по мощности электроустановок и часам их работы не соответствует жилищному законодательству;
- - использованный судом первой инстанции и истцом способ определения количества потребленной электрической энергии, предусмотренный Правилами функционирования розных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.06.2006 N 530, противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, а потому не подлежит применению при рассмотрении настоящего дела;
- - отсутствие приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах, равно как и отсутствие норматива потребления электрической энергии местами общего пользования в многоквартирных жилых домах, не предоставляет ОАО "Красноярскэнергосбыт" права определять количество потребленной электрической энергии способом, не предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Истец представил возражения на отзыв ответчика, в котором ссылается на следующее:
- - исходя из абзаце 3 пункта 151 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства N 530 от 31.06.2006 для признания электропотребления бездоговорным необходимо установления двух условий: отсутствие заключенного договора энергоснабжения и отсутствие технологического присоединения. Все жилые дома, указанные истцом в расчете, технологически присоединены к сетям сетевой организации, что подтверждается двухсторонними актами. Таким образом, потребление электрической энергии жилыми домами, находящимися в управлении ООО "КУЖФ Северо-Западная" не может быть бездоговорным;
- - учитывая, что в настоящее время норматив потребления электроэнергии местами общего пользования не утвержден, уполномоченным на то органом, и то обстоятельство, что ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Правила предоставления коммунальных услуг гражданам не урегулируют вопрос о количестве электроэнергии, потребляемой местами общего пользования, ОАО "Красноярскэнергосбыт" произвело расчет в соответствии с положениями раздела 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии;
- - исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации места общего пользования, а именно, лестничные площадки и лифты не могут относиться к жилым помещениям и по своему прямому назначения являются нежилыми. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применить расчет, использую при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работы
- ответчик не представил в материалы дела какого-либо расчета потребления электроэнергии местами общего пользования, так как обязанность по сбору платы за энергоснабжение мест общего пользования в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам лежит на ответчике.
Учитывая, что в настоящее время норматив потребления электроэнергии местами общего пользования не утвержден уполномоченным на то органом, истец произвел расчет в соответствии с положениями раздела 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.06.2006 N 530.
1) задолженность за потребленную электроэнергию в местах общего пользования в жилых домах, не оборудованных приборами учета (310 домов), за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 составила 1 126 114 рублей 67 копеек.
2) задолженность за потребленную электроэнергию жильцами домов, расположенных по адресу: ул. Ладо Кецховели, 69, 67 А, не оборудованных приборами учета и находящихся на прямых расчетах с управляющей компанией "Северо-Западная" за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 составила 476 019 рублей 60 копеек (потребление в жилых помещениях);
3) задолженность за потребленную электроэнергию в местах общего пользования в жилых домах, расположенных по адресу: ул. Ладо Кецховели, 69, 67 А, находящихся на прямых расчетах у управляющей компанией "Северо-Западная" за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 составила 24 941 рубль 08 копеек;
В суд апелляционной инстанции представлен также расчет задолженности за потребленную электроэнергию ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" в жилых домах, оборудованных приборами учета в местах общего пользования.
4) за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 задолженность за потребленную электроэнергию местами общего пользования в жилых домах, оборудованных приборами учета, составила 705 801 рубль 82 копейки, в том числе:
- - за январь 2008 года - 93 058 рублей;
- - за февраль 2008 года - 65 355 рублей 55 копеек;
- - за март 2008 года - 27 103 рублей 30 копеек;
- - за апрель 2008 года - 22 351 рубль 70 копеек;
- - за май 2008 года - 22 351 рубль 70 копеек;
- - за июнь 2008 года - 22 351 рубль 70 копеек;
- - за июль 2008 года - 27 103 рубля 30 копеек;
- - за август 2008 года - 27 103 рубля 30 копеек;
- - за сентябрь 2008 года - 32 719 рублей 50 копеек;
- - за октябрь 2008 года - 137 640 рублей 32 копейки;
- - за ноябрь 2008 года - 115 рублей 216 рублей 50 копеек;
- - за декабрь 2008 года - 113 456 рублей,
всего: 705 810 рублей 82 копейки.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 3 июля 2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Пояснил, что технологическое присоединение к жилым домам имеется, потребление электроэнергии осуществляется.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение от 3 июля 2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что старый норматив не включал норму потребления электроэнергии в местах общего пользования. Договорные отношения с ОАО "Красноярскэнергосбыт" отсутствуют. Арифметически расчеты истца проверены, не оспариваются.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
В материалах дела находится перечень жилых домов, находящихся в управлении ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная", данный перечень был направлен ответчиком ОАО "Красноярскэнергосбыт" для заключения договора на электроснабжение мест общего пользования письмом N 556 от 23.04.2007 (том 1, л.д.30-43).
Состав жилищного фонда, в отношении которого ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" заключило с собственниками жилых помещений договоры оказания коммунальных услуг не оспаривается ни истцом, ни ответчиком.
Ответчик представил в дело договоры с собственниками жилых помещений (т.1, л.д.62, т.2, т.3, т.4, т.5, т.6., т.7, т.8, т.9, т.10, т.11), на основании которых ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" оказывает собственникам коммунальные услуги.
Согласно пункту 1.6 типовых договоров перечень коммунальных услуг указан приложении N 5 к договору, и собственникам предоставляются следующие услуги:
- - холодное водоснабжение;
- - горячее водоснабжение;
- - водоотведение;
- - отопление.
Согласно пунктам 2.1, 2.1.3, 2.1.4, 3.1.3 договоров управления Собственники передают, а Управляющая организация принимает на себя полномочия по управлению многоквартирным домом, в том числе обязуется оказать услуги и выполнить работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества согласно перечню, указанному в приложениях N N 2, 3 к договорам.
Пунктами 3.1.4 договоров управления Управляющая организация обязуется предоставлять Собственникам помещений коммунальные услуги согласно перечню, указанному в приложении N 5, в соответствии с федеральными и региональными нормативами и стандартами качества.
Согласно пунктам 4.3 размеры цен (тарифов) устанавливаются решениями органов местного самоуправления. На момент заключения договоров таким решением является решение Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160.
В соответствии с пунктами 4.4 договоров управления оплата за коммунальные ресурсы осуществляется согласно утвержденным в установленном порядке тарифам ресурсоснабжающих организаций.
В приложениях N 5 к договорам управления согласован перечень коммунальных услуг, оказываемых управляющей организацией, и определение размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 приложения N 5 управляющая организация обеспечивает собственнику предоставление следующих коммунальных услуг:
- 1.1 холодное водоснабжение;
- 1.2 горячее водоснабжение;
- 1.3 водоотведение;
- 1.4 отопление;
- Пунктом 2 Приложения N 5 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов, установленных в соответствии с требованиями законодательства РФ органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 приложения N 5 разница в объемах потребления коммунальных услуг, определенных по показаниям общедомового прибора учета и суммарными показаниями индивидуальных приборов учета относится к расходам на общедомовые нужды и подлежит распределению между всеми собственниками в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Истцом в материалы дела представлены акты, составленные инспекторами ОАО "Красноярскэнергосбыт" и подписанные со стороны ООО КУЖФ "Северо-Западная", которыми определены нагрузки по местам общего пользования в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО КУЖФ "Северо-Западная" (т.12, т.13, л.д.50-318). Сведения, установленные актами, ответчиком не оспорены.
В материалы дела также представлены сведения о показаниях приборов учета в местах общего пользования жилых домов, подписанных представителем абонента Рукосуевым Б.Н., расчеты по стоимости электроэнергии, потребленной жильцами жилых домов, расположенных по ул. Ладо Кецховели, д. 69, 67 "А" с указанием нормативов потребления, количества жильцов (том 13,14, 15).
Ссылаясь на представленные в дело акты подключения жилых домов к электрической сети, составленные представителями ОАО "Красноярскэнергосбыт" с участием представителей абонентов, истец указывает на то, что все жилые дома, находящиеся на обслуживании ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная", подключены к электрическим сетям, по которым ОАО "Красноярскэнергосбыт" поставляет электроэнергию жильцам.
Арифметическая точность расчетов и составляющие расчетов истца (по количеству жильцов, нормативам) ответчиком не оспариваются, что подтверждено представителем ответчика в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах истец обратился с иском о взыскании с ответчика суммы долга за потребленную электрическую энергию на места общего пользования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, а также в жилые помещения домов по ул. Кецховели, 69, 67 "А".
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ООО КУЖФ "Северо-Западная", является управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Красноярске, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела договоры управления многоквартирными домами.
Предметом иска ОАО "Красноярскэнергосбыт" является требование о взыскании с ООО КУЖФ "Северо-Западная" долга за электрическую энергию, отпущенную на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов за 2008 год, в отношении жилых домов по ул. Кецховели, 69, 67 "А" за электрическую энергию, отпущенную как в жилые помещения, так и на общедомовые нужды.
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в указанных жилых домах выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией - ООО КУЖФ "Северо-Западная", о чем свидетельствуют представленные в материалы дела договоры управления. Факт принятия ООО КУЖФ "Северо-Западная" многоквартирных жилых домов в управление ответчиком не оспаривается.
Собственники помещений в многоквартирных домах выбрали способ управления домом и в силу закона передали весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.
Таким образом, ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов по договорам, заключенным с собственниками.
В соответствии с частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 "Энергоснабжение", если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, утверждены "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", (далее - Правила N 530), установившие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 530 субъектами розничных рынков являются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 530 субъекты розничных рынков - это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергий. Следовательно, стороной по договору энергоснабжения (статья 539 ГК РФ) является исполнитель коммунальных услуг.
Пунктом 49 Правил N 307 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Из материалов дела следует, что ОАО "Красноярскэнергосбыт" в отсутствие письменного договора с управляющей организацией в спорный период осуществляло подачу электрической энергии в многоквартирные дома, управление которыми осуществляется обществом с ограниченной ответственностью ООО КУЖФ "Северо-Западная".
Отсутствие между обществом с ограниченной ответственностью ООО КУЖФ "Северо-Западная" договора с ресурсоснабжающей организацией (ОАО "Красноярскэнергосбыт") не освобождает управляющую организацию как абонента от оплаты электрической энергии, переданной в многоквартирные дома, в том числе на общедомовые нужды. Коммунальный ресурс приобретался у гарантирующего поставщика (ОАО "Красноярскэнергосбыт") обществом с ограниченной ответственностью ООО КУЖФ "Северо-Западная" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Оплата энергии, поставляемой для освещения мест общего пользования многоквартирного дома, также включается в оплату коммунальных услуг и подлежит внесению жильцами домов управляющей компании. Поскольку именно управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, то и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования, является также ответчик.
В связи с изложенным, выводы суда первой инстанции об отсутствии обязанности ответчика по предоставлению коммунального ресурса - электрической энергии и правовых оснований для взыскания задолженности с ответчика, являются необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик (управляющая компания) является потребителем (абонентом) электроснабжения, соответствуют требованиям законодательства и обстоятельствам дела.
Довод ответчика о том, что между сторонами отсутствуют договорные отношения, в связи с чем, задолженность может быть взыскана по иску сетевой организации, к которой истец не относится, отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции на основании пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации. Возможность заключения договора энергоснабжения закон связывает с наличием у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, поэтому, в данном случае, отсутствуют основания для применения пункта 156 Правил N 530, регламентирующего взыскание стоимости электрической энергии по бездоговорному потреблению. Все жилые дома, указанные истцом в расчете, технологически присоединены к сетям сетевой организации, что подтверждается двухсторонними актами приложенными к материалам дела.
В соответствии с пунктом 147 Правил N 530 в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами о том, что вопрос о методе определения количества потребленной на общедомовые нужды электрической энергии должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Вместе с тем, в письме Красноярского городского Совета депутатов N 01-307В от 12.05.2009 указано, что решением Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 "Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске" утверждены нормативы потребления электроэнергии в месяц в зависимости от количества членов семьи. В соответствии с данным решением установлены нормативы потребления электроэнергии для граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Подпунктом 10.2.2 Регламента исполнения департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска муниципальных функций, утвержденного Распоряжением Главы города Красноярска от 14.11.2008 N 295-р, департамент городского хозяйства администрации города Красноярска производит анализ нормативов потребления коммунальных услуг и участвует в работе по пересмотру данных нормативов.
В указанном письме также указано, что согласно письму департамента городского хозяйства администрации города Красноярска от 12.05.2009 N 04/2576-гх, в норматив потребления электрической энергии включено только потребление электрической энергии внутри квартиры. Расходы на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, а также расход электроэнергии на работу лифтового оборудования в нормативы потребления не включались.
Таким образом, в настоящее время норматив потребления электроэнергии местами общего пользования уполномоченным органом не утвержден, жилищное законодательство не регулирует вопрос о количестве электроэнергии, потребляемой местами общего пользования.
Из пункта 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии следует, что оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
Положения 12 раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Истец правомерно произвел расчет, исходя из показаний приборов учета, а также в соответствии с положениями раздела 12 указанных правил (расчетным путем по домам, где отсутствуют приборы учета).
Так, в соответствии с пунктом 147 указанных Правил в целях учета в отсутствии приборов учета потребления электрической энергии потребителями, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25 кВ/а объемы потребления электрической энергии определяются на основании характерных для указанных потребителей объемов потребления электрической энергии за определенный период времени, рассчитываемых сетевой организацией, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей, в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
Доводы ответчика о невозможности производить расчет, исходя из мощности электроустановок и числа их работы, не соответствуют действующему законодательству.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации 23.05.2006 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как следует из пункта 20 указанных Правил при отсутствии индивидуальных приборов учета в нежилых помещениях многоквартирного дома плата за коммунальных услуги в нежилом помещении рассчитываются исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для электрической энергии- расчетным путем, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Учитывая данные обстоятельства (отсутствие приборов учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, и нормативов потребления электрической энергии на места общего пользования) подлежит применению пункт 20 Правил N 307 при расчете объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Согласно пункту 91 Правил N 530 в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При расчете стоимости потребленной электрической энергии истец обоснованно применил тариф, установленный РЭК Красноярского края для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в пределах социальной нормы электропотребления, равный 70 коп. за 1 кВт.ч.
При расчете стоимости потребленной электроэнергии истец обоснованно применял тарифы, установленные для граждан-потребителей.
Доводы ответчика о необоснованном применении истцом при расчетах стоимости потребления жилыми помещениями домов по ул. Л. Кецховели, 69, 67 "А" решения Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 "Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске", согласно которым утверждены нормативы потребления электроэнергии, не могут быть приняты во внимание, поскольку другие нормативы не утверждены, в 2005 году нормативы утверждены уполномоченным органом. Применение указанного решения также предусмотрены договорами управления с собственниками.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось для проверки ответчиком расчетов истца. Величины, составляющие расчеты, ответчиком не опровергнуты, других сведений не представлено, в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что расчеты проверены, составлены верно. Контррасчет в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции ответчиком не представлено.
Расчеты истца судом апелляционной инстанции проверены, являются верными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает апелляционную жалобу обоснованной, требования истца подлежащими удовлетворению, а выводы, изложенные в оспариваемом судебном акте, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 3 июля 2009 года подлежит отмене по пункту 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Госпошлина по иску составляет 23 164 рубля 43 копейки, по апелляционной жалобе - 1000 рублей. Истец по иску оплатил 32 616 рублей, в связи с чем, истцу подлежит возврату 9451 рублей 57 копеек.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 июля 2009 года по делу N А33-3589/2009 отменить.
Принять новый судебный акт. Иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" г. Красноярск в пользу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" г. Красноярск 2 332 886 рублей долга, 24 164 рубля 43 копейки расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Возвратить ОАО "Красноярскэнергосбыт" г. Красноярск из федерального бюджета 9 451 рубль 57 копеек - государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 2229 от 24.02.2009.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.Е.СПОТКАЙ
Судьи:
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
О.В.МАГДА
Л.Е.СПОТКАЙ
Судьи:
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
О.В.МАГДА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)