Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 30.11.2001 ПО ДЕЛУ N 3-499/2001

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2001 г. по делу N 3-499/2001



Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-499/2001 по заявлению К. о признании частично противоречащим федеральному законодательству постановления Московской городской Думы от 31.01.2001 N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве",
установила:

К. обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Московской городской Думы от 31.01.2001 N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве", ссылаясь на то, что они нарушают или ограничивают его жилищные права.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования.
Представители Московской городской Думы К.Д. и Мэра Москвы П. требования, изложенные в заявлении К., не признали и просили в их удовлетворении отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Гнусенко О.Г., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению частично, судебная коллегия находит заявление К. подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, и в силу ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следовательно, нормативные акты, принятые по вопросам жилищного законодательства субъектом Российской Федерации, не могут противоречить действующим федеральным законам.
Пунктом 3 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве установлено, что предоставляемые гражданам жилые помещения должны быть благоустроенными применительно к условиям города Москвы и отвечать санитарным, техническим нормам и требованиям, установленным нормативными правовыми актами города Москвы.
Заявитель утверждает, что указанной нормой ограничивается перечень требований, предъявляемых к жилым помещениям, предоставляемым гражданам, содержащихся в актах города Москвы.
В соответствии со ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Из приведенной нормы федерального закона усматривается, что предоставляемое гражданам жилое помещение должно быть благоустроенным и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям применительно к условиям данного населенного пункта.
Следовательно, предоставляемое гражданам жилое помещение в городе Москве должно быть благоустроенным и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям применительно к условиям города Москвы. Эти условия отражаются и учитываются соответственно в нормативных правовых актах города Москвы.
Таким образом, пункт 3 Положения не противоречит требованиям федерального законодательства.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемой им нормой нарушаются его права, как он указывает в заявлении, на благоприятную среду проживания.
Поскольку пункт 3 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве не противоречит федеральному законодательству, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя, оснований для удовлетворения требований К. в этой части не имеется.
Пунктом 5 обжалуемого Положения предусмотрено, что граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма и договору безвозмездного пользования в пределах нормы предоставления жилого помещения (далее - норма предоставления).
Норма предоставления составляет 18 квадратных метров общей площади на одного человека, если иное не предусмотрено Положением.
А пункт 40 Положения устанавливает: "по желанию граждан жилое помещение предоставляется как на всю семью, так и на часть семьи в дополнение к занимаемому жилому помещению. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых бесплатно по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности".
Заявитель обжалует данные нормы в части установления правила предоставления гражданам жилого помещения в пределах нормы, а также ч. 2 п. 5, которой, по его мнению, ограничивается право отдельных категорий граждан на предоставление дополнительной жилой площади, предусмотренное федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Ст. 2 Закона РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федеральных законов от 12.01.96 N 9-ФЗ, от 21.04.97 N 68-ФЗ, от 10.02.99 N 29-ФЗ, от 17.06.99 N 113-ФЗ, от 08.07.99 N 152-ФЗ) предусмотрено, что право граждан РФ на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.
Порядок определения социальной нормы площади жилья установлен ст. 11 данного Федерального закона: "социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов".
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма и договору безвозмездного пользования в пределах нормы жилой площади предусмотрено федеральным законодательством. Следовательно, в этой части обжалуемые заявителем пункты Положения не противоречат Федеральному закону.
В то же время судебная коллегия считает, что ч. 2 п. 5 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве (норма предоставления составляет 18 квадратных метров общей площади на одного человека, если иное не предусмотрено Положением) в части слов "если иное не предусмотрено Положением" противоречит федеральному законодательству и нарушает право граждан на предоставление жилой площади с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Исходя из смысла оспариваемого заявителем Положения в пределах указанной нормы предоставляется жилая площадь всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам, за исключением тех, для которых иное предусмотрено обжалуемым Положением. Из текста Положения усматривается, что дополнительная жилая площадь предоставляется лишь гражданам, указанным в п. 39 Положения.
Действующими федеральными законами предусмотрено право на предоставление жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь и иным категориям граждан, которые в пункт 39 Положения и вообще в Положение не включены.
В соответствии со ст. 39 ЖК РСФСР сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере десяти квадратных метров. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством Союза ССР.
Такое право предусмотрено Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом РФ "О статусе военнослужащих", Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
Таким образом, ограничение права на предоставление жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь оспариваемым Положением противоречит федеральному законодательству.
Частью 1 пункта 11 Положения предусмотрено, что улучшение жилищных условий граждан производится с учетом всех имеющихся в пользовании у граждан и членов их семей жилых помещений, в том числе принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями. Данные обстоятельства учитываются и при принятии решения об улучшении жилищных условий граждан, как установлено пунктом 37.
Судебная коллегия считает, что требования заявителя о признании указанных положений противоречащими федеральному закону являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с действующим гражданским законодательством жилые помещения могут находиться в пользовании граждан не только по договору социального найма жилого помещения - в бессрочном пользовании, но и по другим договорам, в частности, по договору коммерческого найма, когда передача жилого помещения в пользование передается на срок, установленный в договоре, а также по договору поднайма, по которому наниматель с согласия наймодателя передает на срок часть или все нанятое им помещение в пользование поднанимателю (ст. ст. 683, 685 ГК РФ).
Пользование жилым помещением по краткосрочному договору коммерческого найма не порождает правовых последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 677 ГК РФ, согласно которым граждане, постоянно проживающие совместно с нанимателем, имеют равные права по пользованию помещением. Поднаниматель по договору поднайма не приобретает самостоятельного права пользования жилым помещением.
Жилые помещения, находящиеся в пользовании граждан по краткосрочному договору найма либо по договору поднайма, предусмотренным гражданским законодательством, не могут учитываться при улучшении жилищных условий и принятии решения об улучшении жилищных условий граждан, поскольку пользование этими помещениями ограничено сроком.
Таким образом, указание в оспариваемых пунктах об учете всех имеющихся в пользовании у граждан и членов их семей жилых помещений и гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями, при принятии решения об улучшении жилищных условий является неправомерным, противоречит федеральному законодательству и нарушает жилищные права граждан на улучшение жилищных условий.
Заявитель просит признать противоречащим федеральному законодательству пункт 13.2 Положения, которым нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, если они проживают в городе Москве и занимают отдельные квартиры, которые в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами, в том числе перечнем, установленным приложением 1, а также на основании судебного решения, не подлежат коммунальному заселению, при условии, что в квартире, где проживают несколько семей, на каждого проживающего приходится менее 15 квадратных метров общей площади.
По мнению заявителя, данная норма ограничивает права граждан на признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий в квартирах, не подлежащих коммунальному заселению по признаку размера площади. Однако заявителем не представлено доказательств о том, какие его права нарушены данной нормой и какому закону она противоречит.
В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с законодательством Москвы граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они занимают жилые помещения размером менее установленной нормы на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет (норма постановки на учет).
Нормой постановки на учет является размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого проживающего и составляющий 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир (домов) гостиничного типа (пункт 13.1 Положения).
Таким образом, для граждан, занимающих отдельные квартиры, которые не подлежат коммунальному заселению, при условии, что в квартире проживают несколько семей, норма постановки на учет увеличена до 15 метров общей площади.
Указанная норма установлена в соответствии с полномочиями, предоставленными субъекту Российской Федерации федеральным законом, улучшает положение граждан, федеральному законодательству не противоречит.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований заявителя в этой части не имеется.
Не подлежат удовлетворению требования К. о признании противоречащим федеральному закону пункта 13.3 Положения о признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания в части слов "в установленном порядке".
В соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищных фондов. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено, что признание жилых помещений непригодными для проживания производится в установленном порядке.
Такой порядок определен Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищных фондов для постоянного проживания.
Следовательно, положение оспариваемого пункта соответствует федеральному законодательству и не нарушает прав заявителя на улучшение жилищных условий и на благоприятную окружающую среду, на что он ссылается в заявлении.
Частью 1 пункта 27 Положения предусмотрено, что районные жилищные органы ежегодно проводят проверку данных учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Между тем часть 3 пункта 27, которой установлено, что в случае изменения оснований, по которым граждане были приняты на учет, они подлежат снятию с учета, противоречит требованиям федерального закона и нарушает права граждан на улучшение жилищных условий.
В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;
2) выезда на другое постоянное место жительства;
3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающиеся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Изменение оснований, по которым граждане были приняты на учет, может повлечь за собой не только снятие с учета, а наоборот, улучшение жилищных условий в первоочередном порядке.
Согласно пункту 50 Положения граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК при соблюдении общих требований, имеют право постановки на учет на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.
При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается.
Часть 2 указанного пункта заявитель считает незаконной, ссылаясь на то, что таким положением нарушается право на получение дополнительной площади.
Доводы заявителя являются необоснованными. Период пребывания в очереди на связан с предоставлением жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Установленные Положением данные правила не противоречат федеральному закону.
В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством. Согласно ст. 111 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вправе вступить в жилищно-строительный кооператив и получить в нем квартиру.
Одним из главных оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в силу ст. 29 ЖК РСФСР является обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, т.е. размером менее установленной нормы на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет (норма постановки на учет).
Норма постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для получения в пользование жилых помещений в домах государственного и муниципального фондов, установленная ранее действовавшими в Москве правилами, была менее нормы, установленной для вступления и получения жилья в ЖСК.
Таким образом, при предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма и договору безвозмездного пользования период пребывания граждан в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК (принятых на учет по правилам, действовавшим до введения в действие настоящего Положения) нельзя приравнивать к периоду пребывания граждан в очереди (также принятых на учет по правилам, действовавшим до введения в действие настоящего Положения) для получения жилого помещения в пользование в домах государственного или муниципального жилищных фондов.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 7 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) формируют (составляют) частный жилищный фонд. Предоставление гражданам жилых помещений по договору социального найма возможно в силу ст. 672 ГК РФ только из государственного и муниципального фондов социального использования. Следовательно, п. 50 Положения соответствует ГК РФ, а лица, состоявшие в очереди на ЖСК, могут реализовать свое право постановки на учет на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма (абз. 1 п. 50 Положения).
Частью 4 пункта 55 Положения установлено, что решение о замене гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Данная норма не противоречит федеральному законодательству, которым установлен перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, к которым указанный в части 4 п. 55 Положения случай не относится.
Кроме того, исходя из правил, содержащихся в пунктах 54, 55 обжалуемого Положения, замена жилого помещения производится на равнозначное и равноценное. А в том случае, если в результате замены граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, замена не допускается.
Никаких доказательств в подтверждение своего заявления о том, что обжалуемая норма ч. 4 п. 55 Положения нарушает право заявителя на улучшение жилищных условий, суду не представлено и в судебном заседании не установлено.
Между тем судебная коллегия считает, что указание в пункте 56 Положения о том, что замена жилых помещений во внеочередном порядке осуществляется в размере не более ранее занимаемого жилого помещения противоречит принципам жилищного законодательства и нарушает жилищные права граждан.
Редакция данного пункта такова, что устанавливает возможность осуществления замены жилого помещения в размере менее ранее занимаемого, чем ухудшает жилищные условия граждан, в отношении которых производится замена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия
решила:

заявление К. удовлетворить частично.
Признать ч. 2 пункта 5, ч. 1 пункта 11, ч. 3 пункта 27, пункт 37, пункт 56 в части слов "в размере не более ранее занимаемого жилого помещения" постановления Московской городской Думы от 31.01.2001 N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве" противоречащими федеральному законодательству и не порождающими правовых последствий со дня его издания.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Сообщение о данном решении должно быть опубликовано в средствах массовой информации, в которых был опубликован данный нормативный правовой акт, - в газете "Тверская, 13" и "Ведомостях Московской городской Думы", N 2 (ст. 195), 2001.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)