Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.10.2010 N 06АП-4118/2010 ПО ДЕЛУ N А73-7264/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2010 г. N 06АП-4118/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от товарищества собственников жилья "Берега": представитель Бронникова Е.А. по дов. от 15.11.2009 б/н;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: представитель Ткач Е.Р. по дов. от 31.08.2010 N 01.0-10605
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Берега"
на решение от 03 августа 2010 года
по делу N А73-7264/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зиминым Е.В.
по заявлению товарищества собственников жилья "Берега"
об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 18.06.2010 N 1548

установил:

товарищество собственников жилья "Берега" (далее - ТСЖ "Берега", товарищество) обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной службы по надзору защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, административный орган) от 18.06.2010 N 1548 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением суда от 03.08.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, товарищество обратилось с жалобой в суд апелляционной инстанции, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. При этом заявитель жалобы указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, а также неполно выяснены обстоятельства, имеющие значения для дела.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Берега" настаивала на доводах жалобы, просила решение суда отменить.
Представитель административного органа в судебном заседании возражала против доводов жалобы. Просила в удовлетворении заявленной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании с 21.09.2010 по 28.09.2010 объявлялся перерыв.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю на основании заявления жильца квартиры N 61 дома N 34 по ул. Тургенева в г. Хабаровске Коваленко А.А. об отсутствии у него горячей воды, за которую ТСЖ "Берега" регулярно начисляет плату, возбуждено дело об административном правонарушении.
В ходе административного расследования установлены нарушения требований пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 60 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), что выразилось в предоставлении услуги по горячему водоснабжению потребителю Коваленко А.А. ненадлежащего качества, а именно: не произведен перерасчет стоимости предоставляемой услуги, начисляется оплата потребителю в полном объеме как за качественную услугу, отвечающую предъявляемым требованиям. Таким образом, по мнению административного органа, ТСЖ "Берега" допущено нарушение в виде обмана потребителя, введение его в заблуждение, начисление оплаты в полном объеме за некачественную услугу по горячему водоснабжению.
По данному факту в отношении ТСЖ "Берега" 23.04.2010 составлен протокол N 1548 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, а 18.06.2010 вынесено постановление N 1548, которым ТСЖ "Берега" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Берега" указывает на то, что оно не вводило жильца в заблуждение относительно качества предоставляемой услуги, не создавало препятствий ему в получении качественной услуги. Причиной низкой температуры горячей воды явились действия самого жильца, который произвел несогласованную ни с кем реконструкцию системы горячего водоснабжения. По обращениям жильца ему делается перерасчет платы за горячее водоснабжение. Полагает, что административным органом не доказана его вина во вменяемом административном правонарушении.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба ТСЖ "Берега" подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда первой инстанции - отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива либо органов управления иного специализированного потребительского кооператива) обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в таком доме, предоставлять собственникам коммунальные услуги в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицами, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 3 Правил N 307 дано понятие коммунальных услуг - деятельность исполнителя коммунальных услуг, в том числе, по горячему водоснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные услуги.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, является составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Берега" является управляющей организацией жилого многоквартирного дома N 34 по ул. Тургенева в г. Хабаровске, и, соответственно, исполнителем коммунальных услуг.
Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю вменяется управляющей компании обман потребителя коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который выразился в предоставлении некачественной услуги, начислении оплаты как за качественную услугу и не проведение перерасчета стоимости предоставленной услуги, что является обманом потребителя, введением его в заблуждение путем начисления оплаты в полном объеме за некачественную услугу.
При этом в какой временной период допущен обман потребителя, в постановлении о привлечении к административной ответственности не указано. Согласно протоколу об административном правонарушении, нарушение допускалось ТСЖ "Берега" с февраля 2010 года, однако квитанции в материалы дела представлены лишь за сентябрь 2009 и март 2010 года.
В доказательство совершения указанных действий административный орган ссылается на жалобы жильца, акт проверки ТСЖ "Берега" Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края от 01.04.2010, проведенной на основании приказа от 16.03.2010 N 346, протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей от 12.01.2010, составленный также Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края, которыми зафиксирована температура горячей воды в квартире Коваленко А.А. на кухне +22 и +26 градусов, в санузле +32 и +36 градусов соответственно.
Между тем, данные доказательства не могут быть приняты судом во внимание, поскольку получены не в рамках проведенной проверки и не Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, а иным государственным органом, в рамках иной проверки. Появление в материалах настоящего административного дела указанных документов ничем не обоснованно, время их появления неизвестно. Жалобы жильца в материалах дела отсутствуют, квитанции, позволяющие соотнести вменяемые ТСЖ "Берега" нарушения, с указанным в протоколе временным периодом также отсутствуют.
Кроме того, согласно статье 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования, в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Согласно статье 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится в случаях, если после выявления нарушения законодательства о защите прав потребителей осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
Как видно из материалов дела, обращение жильца в Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю последовало 16.03.2010, однако протокол об административном правонарушении немедленно не составлен, определение о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено лишь 05.04.2010, спустя почти три недели.
При этом какие основания послужили для вынесения такого определения, административным органом не обосновано. В ходе проведения административного расследования ни экспертизы, ни каких-либо иных процессуальных действий совершено не было.
В соответствии со статьей 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Однако дело об административном правонарушении, совершенном ТСЖ "Берега" было рассмотрено 18.06.2010, то есть спустя почти два месяца после составления протокола об административном правонарушении.
Указанные нарушения не позволяют суду оценить действия административного органа при привлечении ТСЖ "Берега" к административной ответственности как законные.
Кроме того, составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, является обман потребителя, в данном случае относительно качества и стоимости услуги по горячему водоснабжению.
При этом статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Между тем, Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю не установлено по какой причине в квартире N 36 температура была ниже нормы, не приведено доказательств наличия в действиях ТСЖ "Берега" умысла по введению в заблуждение или обмана потребителя, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ.
При этом представленные административным органом акт проверки от 01.04.2010 и протокол осмотра от 12.01.2010, составленные Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края свидетельствуют о том, что температура горячей воды на вводе в систему горячего водоснабжения дома N 61 по ул. Тургенева в г. Хабаровске составляла +66 и +72 градуса, давление соответствовало норме. В квартире N 45 данного дома температура горячей воды составляла +53 градуса.
Также в материалах дела имеются акт от 06.06.2008, составленный ТСЖ "Берега" совместно с Коваленко А.А., заключение ООО "Хабаровский центр энергоресурсосбережения", которые свидетельствуют о том, что в квартире Коваленко А.А. произведена реконструкция системы горячего водоснабжения с перенесением с проектного положения подающего стояка системы горячего водоснабжения, врезкой системы теплого пола из подающего стояка горячего водоснабжения с циркулярный стояк, с изменением диаметров условных проходов в сторону уменьшения в два раза.
При таких обстоятельствах управляющая компания не имела оснований для перерасчета стоимости услуги без соответствующего заявления жильца, и его соответствующего обоснования, а только исходя из замеров, произведенных ранее, а тем более оснований для выставления в квитанциях на будущий период заниженной стоимости за услугу, при отсутствии доказательств ее некачественности.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оценив установленные в ходе проверки обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, ни события административного правонарушения, вменяемого ТСЖ "Берега", выразившегося в обмане потребителя, ни его вины, что, при наличии существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, является основанием для признания постановления от 18.06.2010 N 1548 незаконным и его отмене.
Согласно статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 03 августа 2010 года по делу N А73-7264/2010 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 18.06.2010 N 1548.
Возвратить товариществу собственников жилья "Берега" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 10.08.2010 N 187 государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.И.САПРЫКИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)