Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2010 N 06АП-2233/2010 ПО ДЕЛУ N А73-5942/2009

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2010 г. N 06АП-2233/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей
Михайловой А.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Паршина Виктория Александровна, представитель по доверенности от 01.01.2010 N ДЭК-20-15/4Д; Неменко Ирина Викторовна, представитель по доверенности от 01.01.2010 N ДЭК-20-15/7Д;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Костромеев Николай Борисович, удостоверение <...>, представитель по доверенности от 28.09.2009 N 6/5473; Травкин Алексей Николаевич, удостоверение <...>, представитель по доверенности от 20.10.2008 N 01/6-4896;
- от третьего лица Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий": представитель не явился,
- Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 09.04.2010
по делу N А73-5942/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании недействительными решения от 20.02.2009 N 4 и предписания от 20.02.2009 N 2
третьи лица Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий", Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

установил:

открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК", общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган) от 20.02.2009 N 4, которым ОАО "ДЭК" в лице филиала "Хабаровскэнергосбыт" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в:
- - неприменении с период с ноября 2007 года по апрель 2008 года понижающего коэффициента 0,7 при расчете за потребленную электрическую энергию в отношении объектов - общежитий, находящихся в управлении МУП ГЗ "СЗ по СМО", оборудованных стационарными электрическими плитами;
- - не применении в период с ноября 2007 года по настоящее время понижающего коэффициента 0,7 при расчете за потребленную электрическую энергию в отношении объекта - общежития, расположенного по адресу г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 7-а, оборудованного стационарными электрическими плитами;
- - необоснованном требовании передачи финансовых средств от МУП ГЗ "СЗ по СМО" за объем потребленной электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов - общежитий, без учета оплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 N 153-пр;
- а также признании недействительным Предписания от 20.02.2009 N 2, выданное в адрес ОАО "ДЭК" с требованием прекратить выявленные нарушения Федерального закона "О защите конкуренции".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" (далее - МУП ГХ СЗ по СМО) и Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 04.08.2009 по настоящему делу, оставленным без изменения Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 4 от 20.02.2009 и предписание N 2 от 20.02.2009 признаны незаконными.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.01.2010 N Ф03-8030/2009 решение от 04.08.2009, Постановление от 05.10.2009 в части признания недействительными решения УФАС по Хабаровскому краю от 20.02.2009 N 4 и предписания от 20.02.2009 N 2 о нарушении ОАО "ДЭК" антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном требовании передачи финансовых средств от МУП ГХ СЗО по СМО за объем потребления электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов - общежитий, без учета уплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 N 153-ПР, отменены. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Решением от 09.04.2010 судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований, в части признания недействительными решения УФАС по Хабаровскому краю от 20.02.2009 N 4 и предписания от 20.02.2009 N 2 о нарушении ОАО "ДЭК" антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном требовании передачи финансовых средств от МУП ГХ СЗО по СМО за объем потребления электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов - общежитий, без учета уплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 N 153-ПР, отказано.
Не согласившись с судебным актом ОАО "ДЭК", обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права.
Представители общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, настаивали на отмене решения суда первой инстанции.
Представители антимонопольного органа в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, указав, что решение является законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Между ОАО "ДЭК" и МУП ГХ СЗ по СМО заключен договор энергоснабжения электрической энергией от 27.06.2007 N 5000 (далее - Договор), оформленный на 48 объектов - общежитий, находящихся в управлении МУП ГХ СЗ по СМО.
В соответствии с п. 1.1 Договора гарантирующий поставщик обязан осуществить продажу электрической энергии и мощности, а покупатель обязуется оплатить приобретенную электрическую энергию.
Хабаровским УФАС России проведена проверка ОАО "ДЭК" по поводу ограничения режима потребления электроэнергии в общежитиях, находящихся в управлении МУП ГХ СЗ по СМО, в ходе которой установлено, что ОАО "ДЭК" выставляет в адрес населения за потребленную электроэнергию счета-квитанции с учетом норматива, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 N 153-пр (далее - Постановление N 153-пр), в состав которого уже включен расход электроэнергии, потребленной в местах общего пользования и работа лифтового оборудования. При этом в адрес МУП ГХ СЗ по СМО общество выставляло к оплате объем потребленной электроэнергии в местах общего пользования без учета уже оплаченных населением расходов на места общего пользования в рамках норматива, утвержденного Постановлением N 153-пр.
В связи с изложенным, 20.02.2009 антимонопольный орган принял решение N 4, признав ОАО "ДЭК" нарушившим часть 1 статью 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
20.02.2009 антимонопольным органом выдано предписание N 2, согласно которому ОАО "ДЭК" обязано прекратить требования передачи финансовых средств от МУП ГХ СЗ по СМО за объем потребленной электроэнергии гражданами в местах общего пользования общежитий, без учета оплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электроэнергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденному Постановлением N 153-пр, в состав которого уже включен расход электроэнергии, потребленной в местах общего пользования и работа лифтового оборудования.
ОАО "ДЭК", не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обжаловало их в судебном порядке.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 25 и 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери электрической энергии во внутридомовых коммуникациях и оборудовании многоквартирного жилого дома). Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в таком доме, учитывается при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Пунктом 30 Правил N 306 установлено, что в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.
На основании указанных Правил Правительством Хабаровского края было принято Постановление от 05.10.2006 N 153-пр, которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения при отсутствии приборов учета. В этом нормативе учтены расходы электрической энергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования.
В ходе рассмотрения материалов антимонопольным органом установлено, что в общежитиях, находящихся в управлении МУП ГХ СЗ по СМО, ОАО "ДЭК" выставляет счета-квитанции в адрес населения за потребленную электрическую энергию с учетом норматива, утвержденного Постановлением N 153-пр, в состав которого уже включен расход электрической энергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования.
При этом ОАО "ДЭК" в адрес МУП ГХ СЗ по СМО выставлял к оплате объем потребленной электрической энергии в местах общего пользования, без учета уже оплачиваемых населением расходов на места общего пользования в рамках норматива.
Данный факт подтверждается счетами-фактурами (с приложением ведомостей потребления): от 31.05.2008 N 04-35395; от 30.06.2008 N 04-41751; от 31.07.2008 N 04-48841; от 31.08.2008 N 04-55406; от 30.09.2008 N 04-61963; от 31.10.2008 N 04-69649; от 30.11.2008 N 04-77067.
Кроме того, в соответствии с ведомостями поквартирного расхода электрической энергии, имеющимися в материалах дела, установлено, что ОАО "ДЭК" производило выставление счетов-квитанций в адрес граждан за потребленную электроэнергию с учетом норматива, утвержденного Постановлением N 153-пр, одновременно с этим выставлялись в адрес МУП ГХ СЗ по СМО счета-фактуры, содержащие объемы потребленной электрической энергии в местах общего пользования общежитий, при условии, что эти объемы уже были оплачены в составе норматива.
Это, касается общежитий, не имеющих общедомовых приборов учета, и расположенных по адресам: ул. Тихоокеанская, 197, Тихоокеанская, 199, Осетинская, 1а, Трехгорная, 43.
Факты требования двойной оплаты за потребленную электроэнергию в местах общего пользования в общежитиях, не имеющих общедомовых приборов учета, также нашли подтверждение и в судебных актах по делам А73-11172/2008, А73-579/2008.
Таким образом, данные факты свидетельствуют о двойном взимании с граждан платы за потребленный энергоресурс.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание довод общества о том, что расчеты ОАО "ДЭК" осуществлялись в соответствии с заключенным договором энергоснабжения от 27.06.2007 N 5000, в частности на основании пункта 7.2., в соответствии с которым до установки покупателем коллективного (общедомового) средства учета электрической энергии в многоквартирном доме и до отпуска гарантирующим поставщиком в качестве расчетного, объем электроэнергии, отпущенный в многоквартирный дом, определяется как сумма объема электроэнергии, отпущенного в нежилые помещения (при отсутствии средства учета определяется по установленной мощности электроприемников и числу часов работы покупателя), и объема электроэнергии, отпущенной гражданам, проживающим в многоквартирном доме (при наличии средств учета определяется по их показаниям, при отсутствии - по нормативам электропотребления).
Указанные условия договора предусматривают такой порядок определения объемов отпуска энергии, при котором на стороне покупателя всегда возникает недоплата за потребленный энергоресурс за счет увеличения стоимости энергопотребления, оплаченной по нормативу, учитывающему стоимость энергоснабжения местами общего пользования, на дополнительно начисленные суммы стоимости энергии, потребленной нежилыми помещениями.
Фактически условия данного пункта не допускают возможности корректировки оплаты в пользу исполнителя и заведомо возлагают на него и опосредованно на граждан, проживающих в обслуживаемых предприятием домах (общежитиях) бремя оплаты дополнительных сумм, независимо от того, покрывает ли оплата энергии по нормативу затраты ОАО "ДЭК" на обеспечение данных домов энергией.
Условия пункта 7.2 Договора от 07.06.2007 N 5000 не учитывают заложенный в пункте 19 и подпунктах 3, 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 баланс интересов гарантирующего поставщика и исполнителя коммунальных услуг, а также граждан потребителей, в интересах которых действует последний, и не могут быть признаны соответствующими данным нормам, а, следовательно, не соответствуют пункту 4 статьи 426 ГК РФ, устанавливающему, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), что в соответствии со статьи 168 ГК РФ влечет ничтожность данного пункта договора.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не противоречат требованиям закона и не нарушают прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах у апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено арбитражным апелляционным судом и процессуальных нарушений, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основаниями для отмены оспариваемого судебного акта.
Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей.
Вместе с тем, как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Информационном письме от 11.05.2010. N 139 при подаче апелляционной жалобы на решения по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 1000 рублей.
Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09 апреля 2010 года по делу N А73-5942/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 25.02.2009 N 3751 государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.

Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
Е.И.САПРЫКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)