Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2010 ПО ДЕЛУ N А41-11177/10

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2010 г. по делу N А41-11177/10


Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Мальцева С.В., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Гудиевой Х.М.,
при участии в заседании:
- от МУП "Теплоресурс": Коцюба Н.Ф. по доверенности N 2171-01/1 от 12.10.10;
- от ООО "Домнинское": Чебуркова Г.В. по доверенности N 1 от 20.05.10; Филимонов В.А. по доверенности N 2 от 20.05.10;
- от администрации сельского поселения Домнинское: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Домнинское" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 августа 2010 года по делу N А41-11177/10, принятое судьей Бобриневым А.А., по иску МУП "Теплоресурс" к ООО "Домнинское", с участием третьего лица: администрации сельского поселения Домнинское, о взыскании денежных средств,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) "Теплоресурс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Домнинское" о взыскании задолженности за поставку тепловой энергии в сумме 2 042 596 рублей 16 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 4 822 рубля 80 копеек, расходов по госпошлине в сумме 33 214 рублей.
Иск заявлен на основании статей 8, 11, 12, 309, 310, 314, 395, 486, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования, просил взыскать задолженность в сумме 3 311 899 рублей 38 копеек, 73 000 рублей 69 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, 54 561 рубль 55 копеек расходов по госпошлине (т. 2, л.д. 119).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 августа 2010 года взыскано с ООО "Домнинское" в пользу МУП "Теплоресурс" 3 311 899 рублей 38 копеек основного долга, 54 196 рублей 55 копеек расходов по госпошлине. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Домнинское" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права.
Как видно из материалов дела, постановлением Главы Каширского района Московской области N 132-пг от 29.09.05 МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Каширского района" реорганизовано в форме разделения на самостоятельные предприятия, в число которых входит МУП "Теплоресурс" (т. 1, л.д. 52 - 53).
24.11.08 между МУП "Теплоресурс" (Принципал) и закрытым акционерным обществом (ЗАО) "Единое Жилищно-коммунальное хозяйство Каширского района" (Агент) был заключен агентский договор N 517 на осуществление сбора платежей с населения за коммунальные услуги, согласно которому Агент обязуется совершать от своего имени, но за счет Принципала все необходимые юридические и фактические действия по организации расчетов населения (Плательщики) за оказанные Принципалом коммунальные услуги в части отопления и горячего водоснабжения на территории Каширского муниципального района (т. 1, л.д. 40 - 43).
30.04.09 между ООО "Домнинское" (Управляющая компания) и главой сельского поселения Домнинское (Собственник жилых помещений) заключен договор N 1 управления многоквартирными домами на территории сельского поселения Домнинское (т. 1, л.д. 26 - 32).
Согласно разделу 3 указанного договора Собственник жилых помещений поручает, а Управляющая компания принимает на себя обязательство организовать работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах согласно Перечню, а также предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся в этих домах лицам помещениями.
18.12.09 МУП "Теплоресурс" направило ООО "Домнинское" договор поставки тепловой энергии в горячей воде с нормативным расчетом количества и стоимости тепловой энергии, однако до настоящего времени договор между сторонами не подписан.
Как установлено судом первой инстанции, МУП "Теплоресурс" в отсутствие заключенного договора поставило ООО "Домнинское" в период с января по апрель 2010 года тепловую энергию на сумму 7 739 309 рублей 38 копеек (т. 2, л.д. 9).
В связи с тем, что оплата за поставленную тепловую энергию была произведена ООО "Домнинское" частично, МУП "Теплоресурс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим иском (т. 2, л.д. 10, 13).
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В своей апелляционной жалобе ООО "Домнинское" ссылается на применение неверного норматива при расчете суммы задолженности.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
ООО "Домнинское" согласно договору управления многоквартирными домами N 1 от 30.04.09 является управляющей компанией в отношении многоквартирных домов, расположенных в сельском поселении Домнинское.
Статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Пунктом 3.2. договора N 1 от 30.04.09 установлено, что Собственник поручает, а Управляющая компания принимает на себя обязательство организовать предоставление коммунальных услуг собственникам и пользующимся в этих домах лицам помещениями. Собственник обязуется оплачивать коммунальные услуги Управляющей компании (пункт 3.3. договора управления многоквартирными домами).
В силу пунктов 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.06, управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг обязана приобретать у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Судом первой инстанции установлено, что МУП "Теплоресурс" в отсутствие заключенного договора осуществляло фактическую поставку тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Домнинское", при этом в указанных домах отсутствовали приборы учета энергии.
Факт поставки тепловой энергии в спорный период в заявленном объеме подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.06 установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется расчетным методом исходя из площади помещений, норматива потребления и установленного тарифа.
Как установлено судом первой инстанции МУП "Теплоресурс" произведен расчет количества отпущенной в спорный период тепловой энергии при отсутствии общедомового прибора учета на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам с применением норматива потребления тепловой энергии 0,02 на 1 кв. м в месяц (Гкал), утвержденный постановлением Главы Каширского муниципального района Московской области N 788-пг от 29.08.08 (т. 2, л.д. 53).
Довод заявителя апелляционной жалобы об отмене указанного постановления и, соответственно, невозможности применения установленного им норматива, подлежит отклонению.
Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при отсутствии индивидуальных и коллективных приборов учета объем тепловой энергии должен определяться исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленного для населения.
В судебном заседании апелляционного суда сторонами было подтверждено, что постановление Главы Каширского муниципального района Московской области N 788-пг от 29.08.08 было отменено постановлением администрации Каширского муниципального района Московской области N 1538-пг от 19.11.09 (т. 2, л.д. 61 - 62), однако новый норматив потребления тепловой энергии органами местного самоуправления утвержден не был, в связи с чем МУП "Теплосеть" рассчитало сумму задолженности с применением норматива 0,02.
Кроме того, представитель ООО "Домнинское" подтвердил, что, осуществляя фактические действия по взиманию с граждан (потребителей) денежных средств за коммунальные услуги, в том числе за потребленную тепловую энергию, применяет норматив потребления тепловой энергии 0,02. Таким образом, размер взыскиваемых истцом денежных средств соответствует стоимости коммунальных услуг, которую ответчик выставляет жильцам обслуживаемых им домов.
Из пункта 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" следует, что настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Данный нормативный акт не устанавливает нормативы, а регламентирует порядок их установления и определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Названные Правила не содержат указаний о методике, по которой должно рассчитываться количество тепловой энергии, а также о возможности применения формул, используемых для определения нормативов потребления коммунальных услуг, при расчетах энергоснабжающей организации с покупателем (потребителем энергии) за потребленную в данном случае тепловую энергию.
Пунктом 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг установлено, что норматив потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченным органом.
Из материалов дела следует, что спорная задолженность образовалась в период январь - апрель 2010 года, когда постановление Главы Каширского муниципального района Московской области N 788-пг от 29.08.08 было отменено, однако новое постановление об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных жилых домов в Каширском районе в названный период принято не было, в связи с чем истец правомерно применял норматив 0,02, который также применялся ответчиком при взимании с граждан (потребителей) денежных средств за коммунальные услуги, в том числе за потребленную тепловую энергию.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно принял во внимание расчет объемов поставляемых коммунальных ресурсов, составленный истцом на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, с использованием норматива, установленного органом местного самоуправления для граждан.
При изложенных обстоятельствах у апелляционного суда не имеется оснований для отмены решения суда, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 18 августа 2010 года по делу N А41-11177/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
С.В.МАЛЬЦЕВ
В.П.МИЗЯК
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)