Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД", г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009
по делу N А55-11735/2008
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД", г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Виктор Плюс", г. Сызрань Самарской области, о взыскании 151 419 руб. 01 коп.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" Дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Виктор Плюс" (далее - ООО "Виктор Плюс", ответчик) 151 419 руб. 01 коп. задолженности за фактически потребленную в январе - апреле 2008 года теплоэнергию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2008 исковые требования удовлетворены. Взыскано с ответчика в пользу истца 151 419 руб. 01 коп. задолженности, 11 065 руб. 32 коп. государственной пошлины.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 решение отменено. В иске отказано. Взысканы с истца в пользу ответчика расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Не согласившись с постановлением, истец обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 01.01.2008 между сторонами заключен договор N 70 на отпуск тепловой энергии с протоколом разногласий от 06.03.2008, по которому остались неурегулированными ряд пунктов договора.
В период с 01.01.2008 по 15.04.2008 истец подавало ООО "Виктор Плюс" тепловую энергию, что подтверждено актами выполненных работ 22.01.2008 N 678296, от 19.02.2008 N 689097, от 16.04.2008 N 724611 с указанием в них объемов отпущенной энергии (л. д. 22 - 24 т. 1). Общий объем отпущенной тепловой энергии по указанным актам составляет 612,060 Гкал.
На оплату поданного тепла истец предъявил счета-фактуры (л. д. 25 - 26) на общую сумму 606 746 руб. 09 коп. Ответчиком данные счета-фактуры оплачены в размере 455 327 руб. 08 коп.
Задолженность ответчика по данным истца составляет 151 419 руб. 01 коп.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Абзацем 2 пункта 15 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", установлено, что в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 3 Правил под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
При этом под управляющей организацией следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
На основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется, исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из толкования во взаимосвязи норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов ее членов. Следовательно, соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров непосредственно с жильцами, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, управляющая организация должна оплачивать такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Судом установлено, что по результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, ООО "Виктор Плюс" является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг для населения городского округа Сызрань. Это обстоятельство подтверждается постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 11.01.2009 по делу N А55-5551/08. Из Устава ООО "Виктор Плюс" следует, что одним из видов его уставной деятельности является эксплуатация, содержание и управление жилым фондом. С собственниками помещений в жилом фонде заключены договора управления.
Оказанные услуги оплачивались ответчиком согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", постановления администрации городского округа Сызрань от 06.10.2006 N 1043 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии накопление для населения г. о. Сызрань": на 1 кв. м общей площади (Гкал. в мес.) - 0,0180 - отапливаемой площади, без учета лоджий и балконов; на 1 кв. м. жилой площади (Гкал. в мес.) - 0,0271 - применяется для граждан, проживающих в общежитиях и коммунальных квартирах. Нормативы потребления тепловой энергии на централизованное отопление рассчитаны на 1 кв. м общей отапливаемой площади. Нормативы применяются для расчета оплаты отопления в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета (в жилых домах отапливаемых котельной от ОАО "РЖД" приборы учета отсутствуют). Поставка тепловой энергии гражданам носит целевой характер, в связи, с чем при расчетах за тепловую энергию, предоставленную гражданам, должны применяться нормативы для населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. На основании Приказа Управления по государственному регулированию и контролю от 04.04.2008 N 15 "Об утверждении порядка согласования производственных программ организаций коммунального комплекса Самарской области в сфере электроснабжения и теплоснабжения" и пункту 1.3 примечания к приложению N 2.2 данного Приказа "полезный отпуск по населению формируется с учетом утвержденных нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений (по видам) и ГВС".
В связи с этим оплата тепловой энергии потребляемой населением, проживающего в домах, не имеющих приборов учета, должна определяться равными долями из расчета 1/12 годового объема потребления тепловой энергии.
Ответчиком произведен перерасчет выставленных актов от 22.01.08 N 678296, от 19.02.08 N 689097, от 16.04.08 N 724611, и произведена оплата актов согласно сделанных перерасчетов - платежные поручения N 132 - 133 от 13.03.08, N 238 от 11.04.08, N 304 от 28.04.08, N 404 от 05.05.08 (л. д. 19 - 23, т. 2).
Учитывая, что ответчиком потребленная тепловая энергия спорного периода оплачена полностью, апелляционный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах, при правильном применении апелляционным судом норм материального и процессуального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятый по делу судебный акт являются законным и обоснованным.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 по делу N А55-11735/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.06.2009 ПО ДЕЛУ N А55-11735/2008
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2009 г. по делу N А55-11735/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД", г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009
по делу N А55-11735/2008
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД", г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Виктор Плюс", г. Сызрань Самарской области, о взыскании 151 419 руб. 01 коп.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" Дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Виктор Плюс" (далее - ООО "Виктор Плюс", ответчик) 151 419 руб. 01 коп. задолженности за фактически потребленную в январе - апреле 2008 года теплоэнергию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2008 исковые требования удовлетворены. Взыскано с ответчика в пользу истца 151 419 руб. 01 коп. задолженности, 11 065 руб. 32 коп. государственной пошлины.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 решение отменено. В иске отказано. Взысканы с истца в пользу ответчика расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Не согласившись с постановлением, истец обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 01.01.2008 между сторонами заключен договор N 70 на отпуск тепловой энергии с протоколом разногласий от 06.03.2008, по которому остались неурегулированными ряд пунктов договора.
В период с 01.01.2008 по 15.04.2008 истец подавало ООО "Виктор Плюс" тепловую энергию, что подтверждено актами выполненных работ 22.01.2008 N 678296, от 19.02.2008 N 689097, от 16.04.2008 N 724611 с указанием в них объемов отпущенной энергии (л. д. 22 - 24 т. 1). Общий объем отпущенной тепловой энергии по указанным актам составляет 612,060 Гкал.
На оплату поданного тепла истец предъявил счета-фактуры (л. д. 25 - 26) на общую сумму 606 746 руб. 09 коп. Ответчиком данные счета-фактуры оплачены в размере 455 327 руб. 08 коп.
Задолженность ответчика по данным истца составляет 151 419 руб. 01 коп.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Абзацем 2 пункта 15 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", установлено, что в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 3 Правил под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
При этом под управляющей организацией следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
На основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется, исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из толкования во взаимосвязи норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов ее членов. Следовательно, соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров непосредственно с жильцами, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, управляющая организация должна оплачивать такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Судом установлено, что по результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, ООО "Виктор Плюс" является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг для населения городского округа Сызрань. Это обстоятельство подтверждается постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 11.01.2009 по делу N А55-5551/08. Из Устава ООО "Виктор Плюс" следует, что одним из видов его уставной деятельности является эксплуатация, содержание и управление жилым фондом. С собственниками помещений в жилом фонде заключены договора управления.
Оказанные услуги оплачивались ответчиком согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", постановления администрации городского округа Сызрань от 06.10.2006 N 1043 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии накопление для населения г. о. Сызрань": на 1 кв. м общей площади (Гкал. в мес.) - 0,0180 - отапливаемой площади, без учета лоджий и балконов; на 1 кв. м. жилой площади (Гкал. в мес.) - 0,0271 - применяется для граждан, проживающих в общежитиях и коммунальных квартирах. Нормативы потребления тепловой энергии на централизованное отопление рассчитаны на 1 кв. м общей отапливаемой площади. Нормативы применяются для расчета оплаты отопления в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета (в жилых домах отапливаемых котельной от ОАО "РЖД" приборы учета отсутствуют). Поставка тепловой энергии гражданам носит целевой характер, в связи, с чем при расчетах за тепловую энергию, предоставленную гражданам, должны применяться нормативы для населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. На основании Приказа Управления по государственному регулированию и контролю от 04.04.2008 N 15 "Об утверждении порядка согласования производственных программ организаций коммунального комплекса Самарской области в сфере электроснабжения и теплоснабжения" и пункту 1.3 примечания к приложению N 2.2 данного Приказа "полезный отпуск по населению формируется с учетом утвержденных нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений (по видам) и ГВС".
В связи с этим оплата тепловой энергии потребляемой населением, проживающего в домах, не имеющих приборов учета, должна определяться равными долями из расчета 1/12 годового объема потребления тепловой энергии.
Ответчиком произведен перерасчет выставленных актов от 22.01.08 N 678296, от 19.02.08 N 689097, от 16.04.08 N 724611, и произведена оплата актов согласно сделанных перерасчетов - платежные поручения N 132 - 133 от 13.03.08, N 238 от 11.04.08, N 304 от 28.04.08, N 404 от 05.05.08 (л. д. 19 - 23, т. 2).
Учитывая, что ответчиком потребленная тепловая энергия спорного периода оплачена полностью, апелляционный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах, при правильном применении апелляционным судом норм материального и процессуального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятый по делу судебный акт являются законным и обоснованным.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 по делу N А55-11735/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)