Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Гуровой Т.С., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба К.В.,
при участии
- от ООО "Вездеход-Оникс" (ответчика): Устюговой В.В. - представителя по доверенности от 17.04.2009, Иватова Н.Ж. - представителя по доверенности от 17.04.2009;
- от ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" (истца): Андриевского А.Г. - представителя по доверенности от 22.122008 N 224, Митина С.С. - представителя по доверенности от 22.12.2008;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Вездеход-Оникс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 25 февраля 2009 года по делу N А33-14735/2008, принятое судьей Альтергот М.А.,
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Вездеход-Оникс" об обязании демонтировать рекламную конструкцию, размещенную на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 39, в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление наружной рекламы администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2009 года иск удовлетворен. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Вездеход-Оникс" демонтировать рекламную конструкцию, размещенную на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 39, в 7-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение, в иске отказать по следующим основаниям:
- - арбитражным судом не дана оценка факту отсутствия полномочий истца на управление и распоряжение общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме на предъявление требований от своего имени в защиту вещного права собственников общего имущества жилого дома, в том числе на управление таким имуществом как "фасад здания";
- - в качестве подтверждения полномочий истцом не представлены протокол, решение собственников имущества;
- - договор N 65-у от 28.12.2006 не предусматривает прав истца от своего имени истребовать имущество, находящееся в общей долевой собственности граждан, либо применять иной способ защиты вещных прав от своего имени. Данный договор подписан не всеми собственниками помещений, а только 91 собственником из 216 имеющихся в доме квартир;
- - судом неверно истолкованы нормы статьи 162 ЖК РФ и главы 53 ГК РФ о статусе истца, которого суд признал законным представителем собственников помещений;
- - судом неправильно определена подведомственность спора: поскольку спор возник в сфере жилищных правоотношений, а собственники являются физическими лицами, то спор не может носить экономического характера, является неподведомственным арбитражному суду, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал, что решение является законным и обоснованным. Истец не принимал участия в собрании собственников, поэтому не получал протокол общего собрания о выборе управляющей организации, был уведомлен о данном факте администрацией Советского района г. Красноярска. Договор N 65-у от 28.12.2006 не признан в установленном порядке недействительным, поэтому является действующим и действительным. Законный интерес истца заключается в надлежащем исполнении функций по управлению многоквартирным жилым домом, невыполнение которых может повлечь лишение управляющей организации права на оплату своих услуг. Фасад здания является общим имуществом многоквартирного жилого дома, поэтому расположение на нем без разрешения собственников рекламных конструкций ответчика нарушает права и законные интересы жильцов дома.
Управление наружной рекламы администрации г. Красноярска в отзыве на апелляционную жалобу указало, что ООО "Вездеход-Оникс" получило разрешение Управления архитектуры администрации г. Красноярска N 13866 от 19.07.2007 на установку рекламной конструкции размером 10 х 20 м по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 Мая, 39, действительное в течение 5 лет. Согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ, действующего в редакции от 12.04.2007, установка и эксплуатация рекламной продукции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором при наличии разрешения на установку рекламной продукции (п. 9 Закона).
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направило. Дело рассматривается в отсутствие третьего лица на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции по ходатайству ответчика приобщена к материалам дела копия договора на право установки и эксплуатации рекламной конструкции от 20.10.2008.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено.
На основании договора управления многоквартирным домом N 65-у от 28.12.2006 ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" осуществляет управление многоквартирным домом в интересах граждан, юридических лиц - собственников жилых и нежилых помещений, нанимателей, членов семей собственников и нанимателей, собственников муниципальных жилых помещений, расположенных в по адресу: ул. 9 Мая, д. 39 (пункты 1.1 и 1.2 договора N 65-у от 28.12.2006).
Собственники жилых и нежилых помещений дома N 39 по ул. 9 Мая г. Красноярска на общем собрании в форме заочного голосования приняли решение разрешить обществу с ограниченной ответственностью "Вездеход-Оникс" разместить рекламное панно форматом 9 х 20 м на фасаде здания со стороны северо-восточного фасада дома N 39 по ул. 9 Мая г. Красноярска (протокол-решение от 26.02.2007).
В письме от 01.03.2007 N 270 ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Вездеход-Оникс" о том, что ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" согласовывает размещение рекламного панно размером 10 х 20 м на северо-восточном торце фасада жилого дома по ул. 9 Мая, 39, согласно представленной схемы при условии: наличия письменного, заверенного нотариально, согласия собственников, на стенах квартир которых размещена реклама; (копии представить в ООО "Управляющая компания "Красжилсервис"); заключения договора аренды с ООО "Управляющая компания "Красжилсервис"; наличия разрешения Энергосбыта на установку подсвета рекламного изображения и технических условий ООО "Управляющая компания "Красжилсервис".
ООО "Вездеход-Оникс" на основании разрешения на установку рекламной конструкции N 13866 от 19.07.2007 разместило рекламную конструкцию размером 10,0х20,0 кв.м. с подсветкой на торце здания, расположенного по адресу: Советский район, ул. 9 Мая, 39, северо-восточный торец.
В письме от 13.05.2008 N 1005 ООО "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Вездеход-Оникс" о том, что данным обществом по адресу: ул. 9 Мая, д. 39, размещена рекламная конструкция, предложило обратиться в коммерческий отдел ГУК "Жилфонд" для заключения договоров на размещение рекламных конструкций в течение 15 календарных дней с момента получения данного уведомления.
Для заключения договора на предоставление права использования и эксплуатации рекламных конструкций на фасадах многоквартирных домов в том числе, расположенного по ул. 9 Мая, 39, письмом от 04.06.2008 N 1261 ООО "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" направило в адрес ООО "Вездеход-Оникс" договор от 28.12.2006 N 65-у.
В письме от 07.06.2008 ООО "Вездеход-Оникс" указало на то, что договор на размещение рекламных конструкций по ул. 9 Мая, 39 заключен с управляющей компанией города Красноярска, в списке управляющих компаний ООО "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" отсутствует, соответственно определить наличие полномочий данной компании на заключение договоров на размещение рекламных конструкций не представляется возможным.
В ответ на указанное письмо от 07.06.2008 письмом от 10.07.2008 N 1615 ООО "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" направило в адрес ООО "Вездеход-Оникс" соответственно, выписки из протоколов внеочередных общих собраний управляющих компаний.
22.11.2008 комиссия истца провела осмотр общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 39, о чем составлен акт, согласно которому на торце фасада дома установлена конструкция с логотипом рекламного агентства ООО "Вездеход-Оникс".
Истец, считая размещение спорной рекламной конструкции незаконным, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о принудительном демонтаже рекламной конструкции.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно статье 19 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются (часть 5 статьи 19 Закона о рекламе).
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства. В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частями 5.1 - 5.5 настоящей статьи. В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с доверительным управляющим при условии, что договор доверительного управления не ограничивает доверительного управляющего в совершении таких действий с соответствующим имуществом (части 6, 7 Закона о рекламе).
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 17 Закона о рекламе).
Из анализа указанных норм Закона следует, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются при наличии полученного в установленном порядке разрешения на ее установку и на основании заключенного с владельцем земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором, договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с Положением об управлении наружной рекламы администрации города Красноярска, утвержденном Распоряжением от 14.10.2008 N 238-р, Управление наружной рекламы администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска, уполномоченным на решение вопросов в области размещения рекламы и информации на территории города, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления. Согласно Распоряжению администрации города Красноярска от 23.12.2008 N 333-р о дополнении пункта 1.9 Положения об управлении наружной рекламы Управление является правопреемником управления архитектуры администрации города в части выполнения функций по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории города либо от отказу в их выдаче.
Собственники жилых и нежилых помещений дома N 39 по ул. 9 Мая г. Красноярска на общем собрании в форме заочного голосования приняли решение разрешить ООО "Вездеход-Оникс" разместить рекламное панно форматом 9 х 20 м на фасаде здания со стороны северо-восточного фасада дома N 39 по ул. 9 Мая г. Красноярска (протокол-решение от 26.02.2007). 19.07.2005 Управление архитектуры администрации города Красноярска выдало обществу с ограниченной ответственностью "Вездеход-Оникс" разрешение N 13866 на установку рекламной конструкции размером 10 х 20 м с подсветкой на торце здания (площадь рекламной поверхности 200 кв.м.) по адресу Советский район, ул. 9 Мая, 39, северо-восточный торец сроком на 5 лет.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом N 65-у от 28.12.2006 в интересах граждан, юридических лиц - собственников жилых и нежилых помещений, нанимателей, членов семей собственников и нанимателей, собственников муниципальных жилых помещений, расположенных в по адресу: ул. 9 Мая, д. 139 управление многоквартирным домом осуществляет ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" (пункты 1 и 1.2 договора N 65-у от 28.12.2006). Согласно пункту 1.5 данного договора состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление по настоящему договору, определен ЖК РФ и включает в себя: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее в данном доме оборудование, а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на данном земельном участке.
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Управление многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Договор N 65-у от 28.12.2006 подписан не всеми собственниками жилых и нежилых помещений дома N 39 по ул. 9 Мая г. Красноярска, однако, доказательства признания указанного договора в установленном порядке недействительным, либо его расторжения сторонами, суду не представлены. С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" является ненадлежащим истцом, поскольку не является лицом, имеющим права на обращение в суд с настоящим исковым заявлением от имени собственников жилых и нежилых помещений в доме по адресу: ул. 9 Мая, д. 139, противоречат представленным в материалы дела доказательствам и подлежат отклонению.
В соответствии со статьями 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, а также лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 3.5.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда следит за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей, кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующих разрешений.
Истец обратился в арбитражный суд с требованием об обязании ответчика демонтировать рекламную конструкцию, размещенную на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 39.
Факт размещения ответчиком спорной рекламной конструкции подтверждается актом осмотра от 22.10.2008 и не оспорен ответчиком.
Документальное подтверждение заключения ответчиком договора на установку и эксплуатацию указанной рекламной конструкции в соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о рекламе на момент рассмотрения настоящего дела, суду не представлено.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что полученное ответчиком разрешение на установку рекламной конструкции N 13866 от 19.07.2007 в отсутствие указанного договора достаточным основанием для размещения рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 39, не является.
Договор от 20.20.2008, подписанный между ООО "Вездеход-Оникс" и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 39, не может быть принят арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве основания для размещения рекламной конструкции, в связи со следующим.
Пунктом 1.1. указанного договора предусмотрено, что собственники предоставляют право ООО "Вездеход-Оникс" на установку и эксплуатацию рекламной конструкции со стационарными приборами освещения размером 10 х 20 м, а ООО "Вездеход-Оникс" производит благоустройство общего имущества собственников многоквартирного жилого дома по заявкам уполномоченного представителя собственников на сумму, не превышающую одну тысячу рублей в месяц (п. 4.1. договора). Договор заключен на срок до 19.07.2012.
Ответчиком не представлены заявки для размещения рекламной конструкции, а также доказательства исполнения обязанностей по благоустройству общего имущества указанного дома и приемки результатов благоустройства собственниками. Таким образом, предмет указанного договора не согласован сторонами.
ООО "Вездеход-Оникс" не представило также документов в подтверждение подписания указанного договора именно собственниками, а не нанимателями помещений многоквартирного дома. В приложении к указанному договору отсутствует паспортные данные подписавших договор лиц, а также основание пользования ими жилыми помещениями.
В силу пунктов 1, 2 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд.
Поскольку доказательства заключения договора на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 39 суду не представлены, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" правомерно предъявило требование об устранении нарушения законодательства о рекламе. Исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Довод ответчика о неподведомственности спора арбитражному суду в связи с тем, что спор возник в сфере жилищных правоотношений, а собственники являются физическими лицами, отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе определение их статуса, входит в компетенцию арбитражного суда и в силу требования части 3 статьи 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству.
Собственники жилых и нежилых помещений дома N 39 по ул. 9 Мая г. Красноярска не являются лицами, участвующими в настоящем деле, следовательно, тот факт, являются указанные лица физическими или юридическими лицами для определения подведомственности настоящего спора правового значения не имеет.
Довод ответчика о том, спор возник в сфере жилищных правоотношений, не соответствует обстоятельствам дела, так как ответчик является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Подтверждением экономического характера спора является факт размещения ответчиком рекламного панно без правовых оснований.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2009 года по делу N А33-14735/2008-03АП-1114/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2009 N А33-14735/2008-03АП-1114/2009 ПО ДЕЛУ N А33-14735/2008
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2009 г. N А33-14735/2008-03АП-1114/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Гуровой Т.С., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба К.В.,
при участии
- от ООО "Вездеход-Оникс" (ответчика): Устюговой В.В. - представителя по доверенности от 17.04.2009, Иватова Н.Ж. - представителя по доверенности от 17.04.2009;
- от ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" (истца): Андриевского А.Г. - представителя по доверенности от 22.122008 N 224, Митина С.С. - представителя по доверенности от 22.12.2008;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Вездеход-Оникс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 25 февраля 2009 года по делу N А33-14735/2008, принятое судьей Альтергот М.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Вездеход-Оникс" об обязании демонтировать рекламную конструкцию, размещенную на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 39, в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление наружной рекламы администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2009 года иск удовлетворен. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Вездеход-Оникс" демонтировать рекламную конструкцию, размещенную на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 39, в 7-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение, в иске отказать по следующим основаниям:
- - арбитражным судом не дана оценка факту отсутствия полномочий истца на управление и распоряжение общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме на предъявление требований от своего имени в защиту вещного права собственников общего имущества жилого дома, в том числе на управление таким имуществом как "фасад здания";
- - в качестве подтверждения полномочий истцом не представлены протокол, решение собственников имущества;
- - договор N 65-у от 28.12.2006 не предусматривает прав истца от своего имени истребовать имущество, находящееся в общей долевой собственности граждан, либо применять иной способ защиты вещных прав от своего имени. Данный договор подписан не всеми собственниками помещений, а только 91 собственником из 216 имеющихся в доме квартир;
- - судом неверно истолкованы нормы статьи 162 ЖК РФ и главы 53 ГК РФ о статусе истца, которого суд признал законным представителем собственников помещений;
- - судом неправильно определена подведомственность спора: поскольку спор возник в сфере жилищных правоотношений, а собственники являются физическими лицами, то спор не может носить экономического характера, является неподведомственным арбитражному суду, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал, что решение является законным и обоснованным. Истец не принимал участия в собрании собственников, поэтому не получал протокол общего собрания о выборе управляющей организации, был уведомлен о данном факте администрацией Советского района г. Красноярска. Договор N 65-у от 28.12.2006 не признан в установленном порядке недействительным, поэтому является действующим и действительным. Законный интерес истца заключается в надлежащем исполнении функций по управлению многоквартирным жилым домом, невыполнение которых может повлечь лишение управляющей организации права на оплату своих услуг. Фасад здания является общим имуществом многоквартирного жилого дома, поэтому расположение на нем без разрешения собственников рекламных конструкций ответчика нарушает права и законные интересы жильцов дома.
Управление наружной рекламы администрации г. Красноярска в отзыве на апелляционную жалобу указало, что ООО "Вездеход-Оникс" получило разрешение Управления архитектуры администрации г. Красноярска N 13866 от 19.07.2007 на установку рекламной конструкции размером 10 х 20 м по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 Мая, 39, действительное в течение 5 лет. Согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ, действующего в редакции от 12.04.2007, установка и эксплуатация рекламной продукции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором при наличии разрешения на установку рекламной продукции (п. 9 Закона).
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направило. Дело рассматривается в отсутствие третьего лица на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции по ходатайству ответчика приобщена к материалам дела копия договора на право установки и эксплуатации рекламной конструкции от 20.10.2008.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено.
На основании договора управления многоквартирным домом N 65-у от 28.12.2006 ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" осуществляет управление многоквартирным домом в интересах граждан, юридических лиц - собственников жилых и нежилых помещений, нанимателей, членов семей собственников и нанимателей, собственников муниципальных жилых помещений, расположенных в по адресу: ул. 9 Мая, д. 39 (пункты 1.1 и 1.2 договора N 65-у от 28.12.2006).
Собственники жилых и нежилых помещений дома N 39 по ул. 9 Мая г. Красноярска на общем собрании в форме заочного голосования приняли решение разрешить обществу с ограниченной ответственностью "Вездеход-Оникс" разместить рекламное панно форматом 9 х 20 м на фасаде здания со стороны северо-восточного фасада дома N 39 по ул. 9 Мая г. Красноярска (протокол-решение от 26.02.2007).
В письме от 01.03.2007 N 270 ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Вездеход-Оникс" о том, что ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" согласовывает размещение рекламного панно размером 10 х 20 м на северо-восточном торце фасада жилого дома по ул. 9 Мая, 39, согласно представленной схемы при условии: наличия письменного, заверенного нотариально, согласия собственников, на стенах квартир которых размещена реклама; (копии представить в ООО "Управляющая компания "Красжилсервис"); заключения договора аренды с ООО "Управляющая компания "Красжилсервис"; наличия разрешения Энергосбыта на установку подсвета рекламного изображения и технических условий ООО "Управляющая компания "Красжилсервис".
ООО "Вездеход-Оникс" на основании разрешения на установку рекламной конструкции N 13866 от 19.07.2007 разместило рекламную конструкцию размером 10,0х20,0 кв.м. с подсветкой на торце здания, расположенного по адресу: Советский район, ул. 9 Мая, 39, северо-восточный торец.
В письме от 13.05.2008 N 1005 ООО "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Вездеход-Оникс" о том, что данным обществом по адресу: ул. 9 Мая, д. 39, размещена рекламная конструкция, предложило обратиться в коммерческий отдел ГУК "Жилфонд" для заключения договоров на размещение рекламных конструкций в течение 15 календарных дней с момента получения данного уведомления.
Для заключения договора на предоставление права использования и эксплуатации рекламных конструкций на фасадах многоквартирных домов в том числе, расположенного по ул. 9 Мая, 39, письмом от 04.06.2008 N 1261 ООО "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" направило в адрес ООО "Вездеход-Оникс" договор от 28.12.2006 N 65-у.
В письме от 07.06.2008 ООО "Вездеход-Оникс" указало на то, что договор на размещение рекламных конструкций по ул. 9 Мая, 39 заключен с управляющей компанией города Красноярска, в списке управляющих компаний ООО "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" отсутствует, соответственно определить наличие полномочий данной компании на заключение договоров на размещение рекламных конструкций не представляется возможным.
В ответ на указанное письмо от 07.06.2008 письмом от 10.07.2008 N 1615 ООО "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" направило в адрес ООО "Вездеход-Оникс" соответственно, выписки из протоколов внеочередных общих собраний управляющих компаний.
22.11.2008 комиссия истца провела осмотр общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 39, о чем составлен акт, согласно которому на торце фасада дома установлена конструкция с логотипом рекламного агентства ООО "Вездеход-Оникс".
Истец, считая размещение спорной рекламной конструкции незаконным, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о принудительном демонтаже рекламной конструкции.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно статье 19 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются (часть 5 статьи 19 Закона о рекламе).
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства. В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частями 5.1 - 5.5 настоящей статьи. В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с доверительным управляющим при условии, что договор доверительного управления не ограничивает доверительного управляющего в совершении таких действий с соответствующим имуществом (части 6, 7 Закона о рекламе).
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 17 Закона о рекламе).
Из анализа указанных норм Закона следует, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются при наличии полученного в установленном порядке разрешения на ее установку и на основании заключенного с владельцем земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором, договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с Положением об управлении наружной рекламы администрации города Красноярска, утвержденном Распоряжением от 14.10.2008 N 238-р, Управление наружной рекламы администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска, уполномоченным на решение вопросов в области размещения рекламы и информации на территории города, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления. Согласно Распоряжению администрации города Красноярска от 23.12.2008 N 333-р о дополнении пункта 1.9 Положения об управлении наружной рекламы Управление является правопреемником управления архитектуры администрации города в части выполнения функций по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории города либо от отказу в их выдаче.
Собственники жилых и нежилых помещений дома N 39 по ул. 9 Мая г. Красноярска на общем собрании в форме заочного голосования приняли решение разрешить ООО "Вездеход-Оникс" разместить рекламное панно форматом 9 х 20 м на фасаде здания со стороны северо-восточного фасада дома N 39 по ул. 9 Мая г. Красноярска (протокол-решение от 26.02.2007). 19.07.2005 Управление архитектуры администрации города Красноярска выдало обществу с ограниченной ответственностью "Вездеход-Оникс" разрешение N 13866 на установку рекламной конструкции размером 10 х 20 м с подсветкой на торце здания (площадь рекламной поверхности 200 кв.м.) по адресу Советский район, ул. 9 Мая, 39, северо-восточный торец сроком на 5 лет.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом N 65-у от 28.12.2006 в интересах граждан, юридических лиц - собственников жилых и нежилых помещений, нанимателей, членов семей собственников и нанимателей, собственников муниципальных жилых помещений, расположенных в по адресу: ул. 9 Мая, д. 139 управление многоквартирным домом осуществляет ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" (пункты 1 и 1.2 договора N 65-у от 28.12.2006). Согласно пункту 1.5 данного договора состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление по настоящему договору, определен ЖК РФ и включает в себя: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее в данном доме оборудование, а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на данном земельном участке.
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Управление многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Договор N 65-у от 28.12.2006 подписан не всеми собственниками жилых и нежилых помещений дома N 39 по ул. 9 Мая г. Красноярска, однако, доказательства признания указанного договора в установленном порядке недействительным, либо его расторжения сторонами, суду не представлены. С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" является ненадлежащим истцом, поскольку не является лицом, имеющим права на обращение в суд с настоящим исковым заявлением от имени собственников жилых и нежилых помещений в доме по адресу: ул. 9 Мая, д. 139, противоречат представленным в материалы дела доказательствам и подлежат отклонению.
В соответствии со статьями 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, а также лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 3.5.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда следит за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей, кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующих разрешений.
Истец обратился в арбитражный суд с требованием об обязании ответчика демонтировать рекламную конструкцию, размещенную на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 39.
Факт размещения ответчиком спорной рекламной конструкции подтверждается актом осмотра от 22.10.2008 и не оспорен ответчиком.
Документальное подтверждение заключения ответчиком договора на установку и эксплуатацию указанной рекламной конструкции в соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о рекламе на момент рассмотрения настоящего дела, суду не представлено.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что полученное ответчиком разрешение на установку рекламной конструкции N 13866 от 19.07.2007 в отсутствие указанного договора достаточным основанием для размещения рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 39, не является.
Договор от 20.20.2008, подписанный между ООО "Вездеход-Оникс" и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 39, не может быть принят арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве основания для размещения рекламной конструкции, в связи со следующим.
Пунктом 1.1. указанного договора предусмотрено, что собственники предоставляют право ООО "Вездеход-Оникс" на установку и эксплуатацию рекламной конструкции со стационарными приборами освещения размером 10 х 20 м, а ООО "Вездеход-Оникс" производит благоустройство общего имущества собственников многоквартирного жилого дома по заявкам уполномоченного представителя собственников на сумму, не превышающую одну тысячу рублей в месяц (п. 4.1. договора). Договор заключен на срок до 19.07.2012.
Ответчиком не представлены заявки для размещения рекламной конструкции, а также доказательства исполнения обязанностей по благоустройству общего имущества указанного дома и приемки результатов благоустройства собственниками. Таким образом, предмет указанного договора не согласован сторонами.
ООО "Вездеход-Оникс" не представило также документов в подтверждение подписания указанного договора именно собственниками, а не нанимателями помещений многоквартирного дома. В приложении к указанному договору отсутствует паспортные данные подписавших договор лиц, а также основание пользования ими жилыми помещениями.
В силу пунктов 1, 2 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд.
Поскольку доказательства заключения договора на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 39 суду не представлены, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" правомерно предъявило требование об устранении нарушения законодательства о рекламе. Исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Довод ответчика о неподведомственности спора арбитражному суду в связи с тем, что спор возник в сфере жилищных правоотношений, а собственники являются физическими лицами, отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе определение их статуса, входит в компетенцию арбитражного суда и в силу требования части 3 статьи 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству.
Собственники жилых и нежилых помещений дома N 39 по ул. 9 Мая г. Красноярска не являются лицами, участвующими в настоящем деле, следовательно, тот факт, являются указанные лица физическими или юридическими лицами для определения подведомственности настоящего спора правового значения не имеет.
Довод ответчика о том, спор возник в сфере жилищных правоотношений, не соответствует обстоятельствам дела, так как ответчик является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Подтверждением экономического характера спора является факт размещения ответчиком рекламного панно без правовых оснований.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2009 года по делу N А33-14735/2008-03АП-1114/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
А.Н.БАБЕНКО
Судьи:
Т.С.ГУРОВА
И.А.ХАСАНОВА
А.Н.БАБЕНКО
Судьи:
Т.С.ГУРОВА
И.А.ХАСАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)