Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Глазкова Е.Г., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23397/2011) Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.10.2011 по делу N А42-8614/2010 (судья Кузнецова О.В.), принятое
по иску Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС"
к Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска
3-и лица:
1. Мурманское муниципальное унитарное предприятие "Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр"
2. Открытое акционерное общество "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания"
3. Общество с ограниченной ответственностью "ГУР"
4. Мурманское муниципальное унитарное предприятие "Жилищная сервисная компания"
5. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области
о взыскании 19 427 752 рублей 25 копеек
при участии представителей:
- от истца - Иванниковой Н.А., по доверенности от 09.01.2012;
- от ответчика - не явился, извещен;
- от третьих лиц:
- ММУП "МРИВЦ" - не явился, извещен;
- ОАО "МУ ЖСК" - не явился, извещен;
- ООО "ГУР" - не явился, извещен;
- ММУП "ЖСК" - не явился, извещен;
- МИФНС РФ по КНП по Мурманской области - Костычев А.Г.;
- установил:
Государственное областное унитарное теплоэнергетическое предприятие "ТЭКОС" (ОГРН 1025100874677, далее - ГОУТП "ТЭКОС") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (ОГРН 1055100224519, далее - Комитет), с учетом увеличения цены иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 19 427 752 рублей 25 копеек, в том числе:
- - 18 195 267 рублей 69 копеек задолженности за поставленную в январе - декабре 2010 года тепловую энергию, из них: по договору от 01.09.2005 N 400С - 9 622 993 рубля 75 копеек, по договору от 01.09.2005 N 400Ы - 8 572 273 рубля 94 копейки;
- - 1 232 484 рублей 56 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.02.2010 по 18.02.2011, из них: по договору от 01.09.2005 N 400С за январь - февраль, апрель - июнь, сентябрь - декабрь 2010 года - 688 943 рубля 98 копеек, по договору от 01.09.2005 N 400Ы за январь - декабрь 2010 года - 543 540 рублей 58 копеек.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 31.10.2011 присуждено к взысканию с Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска в пользу Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" 9 146 248 рублей 99 копеек основного долга и 387 881 рубль 27 копеек процентов за пользование чужими денежными. В остальной части иска отказано. С Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей.
В уточненной апелляционной жалобе ГОУТП "ТЭКОС" просит решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.11.2011 изменить, взыскать с Комитета 18 195 267 рублей 69 копеек задолженности, в том числе 2 775 549 рублей 31 копейку НДС. В случае расчета потребления по нормативам, ГОУТП "ТЭКОС" просит взыскать 14 825 762 рубля 73 копейки, в том числе 2 261 557 рублей 03 копейки НДС.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит поддержать выводы суда первой инстанции об определении стоимости тепловой энергии по тарифам для населения и исключении из оплаты многоквартирных домов, собственники которых избрали способ управления или заключили договор на управление жилым домом.
МИФНС РФ по КНП по Мурманской области полагает неправомерным освобождение Комитета от уплаты НДС.
Мурманское муниципальное унитарное предприятие "Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр", Открытое акционерное общество "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания", Общество с ограниченной ответственностью "ГУР" и Мурманское муниципальное унитарное предприятие "Жилищная сервисная компания" отзыв на апелляционную жалобу не представили. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Мурманской области от 31.10.2011 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между ГОУТП "ТЭКОС" (энергоснабжающая организация) и Комитетом (потребитель) заключен договор от 01.09.2005 N 400С на снабжение тепловой энергией в горячей воде объектов Комитета от источника теплоснабжения ТЦ "Северная" (т. 1, л.д. 14-16). Разделами 8, 10 договора установлен расчетный период - календарный месяц, оплата производится Комитетом платежными поручениями по счетам энергоснабжающей организации с указанием сроков оплаты, по тарифам, утвержденным Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области. Информация об изменении стоимости тепловой энергии доводится до Комитета уведомлением.
Окончательный расчет за поставленную тепловую энергию производится Комитетом во второй декаде месяца, следующего за расчетным.
Между ГОУТП "ТЭКОС" (энергоснабжающая организация) и Комитетом (потребитель) на аналогичных условиях заключен договор от 01.09.2005 N 400Ы на снабжение тепловой энергией в горячей воде объектов Комитета от источника теплоснабжения котельная п. Абрам-Мыс (т. 1 л.д. 17-22).
Договоры заключены на срок с 01.09.2005 по 31.12.2005 и считаются ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от Договора или его пересмотре (п. 12.1 Договоров N 400С и N 400Ы).
Письмом от 26.11.2009 N 23-02-16/9722 Комитет уведомил ГОУТП "ТЭКОС" об отказе от исполнения договоров от 01.09.2005 N 400-С и N 400-Ы с 01.01.2010 (т. 1 л.д. 99). Поскольку подача тепловой энергии не прекращена, ГОУТП "ТЭКОС" выставило на оплату тепловой энергии, отпущенной в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 счета-фактуры по договору N 400С за январь - декабрь 2010 года на общую сумму 9 622 993 рубля 75 копеек, по договору N 400Ы за январь - декабрь 2010 года на общую сумму 8 572 273 рубля 94 копейки, всего: 18 195 267 рублей 69 копеек (т. 1, л.д. 25-44, т. 4, л.д. 18-21). Счета-фактуры возвращены Комитетом без оплаты (т. 1 л.д. 100-109), что послужило основанием для обращения энергоснабжающей организации в арбитражный суд с иском о взыскании основного долга и процентов.
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции указал, что в силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Объектами теплоснабжения по договорам являются жилые многоквартирные дома. В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации. Поэтому до выбора собственниками помещений в многоквартирных домах, являющихся объектами теплоснабжения, способа управления, обязанность Комитета как исполнителя коммунальных услуг остается неизменной.
Судом установлено, что не выбрали способ управления собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Александрова, д. 36, ул. Свердлова д. 10/3 в январе - апреле 2010 года; ул. 6-ой Комсомольской батареи, д. 11 в январе - декабре 2010 года (договор N 400С). Между Комитетом и ММУП "ЖСК" был заключен договор, в силу которого ММУП "ЖСК" должно было организовать и обеспечить предоставление коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в указанных домах с 01.01.2010. Однако договор теплоснабжения на соответствующие объекты между ГОУТП "ТЭКОС" и ММУП "ЖСК" не заключен.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 21.09.2009 по делу N 2-2307 по иску Прокурора Ленинского округа г. Мурманска признаны недействительными договоры управления многоквартирными домами Ленинского округа г. Мурманска, вошедшими в лоты N 1, 4. 11, заключенные по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации между ООО "ГУР" и собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Ввиду указанного обстоятельства многоквартирные дома по адресам: ул. Александрова д. 34/2 (лот N 11), ул. Гагарина, д. 9/2, ул. Павлика Морозова, д. 5/2, ул. Свердлова, дома N 2/3, 2/6, 4/1, 6/1, 8/1, 10/1, 10/2, 14/1 (лот N 4), являющиеся объектами теплоснабжения по договору N 400С с 01.01.2010 продолжали оставаться в управлении Комитета.
Собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Лесная, д. 8, д. 25, пер. Охотничий, д. 19 (договор N 400Ы) в январе - декабре 2010 года не выбрали способ управления.
Собственники помещений в жилом доме по адресу: ул. Лесная, д. 29А, не выбрали способ управления, дом продолжал находиться в управлении Комитета до расселения и отключения 01.05.2010 от коммунальных услуг (т. 3 л.д. 45, 46).
ОАО "МУ ЖСК" выбрана управляющей организацией жилых многоквартирных домов (ранее снабжались по договору N 400Ы) на основании протоколов общих собраний собственников помещений в домах по адресам:
- - пер. Охотничий, д. 4 - от 01.06.2009;
- - пер. Охотничий, д. 9 - от 04.04.2008;
- - пер. Охотничий, д. 12 - от 18.08.2009;
- - пер. Охотничий, д. 13 - от 31.07.2009;
- - пер. Охотничий, д. 15 - от 17.12.2008;
- - пер. Охотничий, д. 17 - от 31.07.2009;
- - пер. Охотничий, д. 21 - от 29.07.2009;
- - пер. Охотничий, д. 23 - от 23.05.2008;
- - пер. Охотничий, д. 25 - от 23.05.2008;
- - ул. Лесная, д. 10 - от 18.08.2009;
- - ул. Лесная, д. 12 - от 11.04.2008;
- - ул. Лесная, д. 17 - от 17.12.2008.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Принимая во внимание расторжение с 01.01.2010 договора N 400Ы, суд признал необоснованным возложение на Комитет обязанности по оплате теплоснабжения жилых многоквартирных домов, выбравших способ управления в виде управления управляющей компанией ОАО "МУ ЖСК".
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Тепловая энергия приобреталась Комитетом у ресурсоснабжающей организации не в целях перепродажи, а для предоставления коммунальной услуги гражданам - потребителям. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09 и от 15.07.2010 N 2380/10, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
В жилых многоквартирных домах по адресам: ул. Александрова, д. 36, ул. Свердлова д. 10/3, ул. 6-ой Комсомольской батареи, д. 11, ул. Александрова д. 34/2, ул. Гагарина, д. 9/2, ул. Павлика Морозова, д. 5/2, ул. Свердлова, д. N 2/3, 2/6, 4/1, 6/1, 8/1, 10/1, 10/2, 14/1 (договор N 400С); ул. Лесная, д. 8, д. 25, д. 25А, пер. Охотничий, д. 19 (договор N 400Ы) отсутствуют приборы учета тепловой энергии. Постановлением Администрации г. Мурманска от 19.12.2006 N 1948 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг" утверждены нормативы потребления горячей воды для населения, проживающего в многоквартирных домах города Мурманска в куб. м в месяц на 1 человека в зависимости от степени благоустройства многоквартирного жилого дома, а также количество тепловой энергии для подогрева 1 куб. метра воды - 0,062495 Гкал (приложение N 1), а также нормативы потребления тепловой энергии на отопление для населения, проживающего в многоквартирных домах города Мурманска в размере 0,02189 Гкал/кв. м общей площади жилья в месяц (приложение N 2).
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Тарифы на тепловую энергию для потребителей установлены постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 16.12.2009 г. N 43/7 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии". Население в отдельную группу потребителей в указанном постановлении не выделено, поэтому расчеты ГОУТП "ТЭКОС" с населением города Мурманска в лице исполнителей коммунальных услуг должны производиться по тарифам, установленным для категории "иные потребители".
Правильно определив периоды использования тепловой энергии и обоснованно применив установленные нормативы и тарифы, суд первой инстанции необоснованно исключил из тарифа НДС на основании пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и пунктов 1, 2, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд указал, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма налога включается в цены (тарифы). Услуги теплоснабжения, оказываемые истцом ответчику, не отнесены статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации к числу операций, освобождаемых от налогообложения. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса без включения в них налога (пункт 1 статьи 154 Кодекса). Согласно пункту 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Апелляционный суд полагает, что НДС, не включенный в тариф при формировании регулируемой цены, должен уплачиваться дополнительно к указанной цене.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Согласно разъяснениям Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 17.03.2011 N 06-04/526-ЕК тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области N 43/7 от 16.12.2009, установлен без учета налога на добавленную стоимость.
Таким образом, являются обоснованными требования ГОУТП "ТЭКОС" о взыскании с Комитета 10 792 573 рубля 86 копеек, в том числе НДС. За пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки в их уплате должны быть уплачены проценты в сумме 457 699 рублей 90 копеек.
В части судебных расходов решение суда первой инстанции не обжаловано и не переоценивается.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы с Комитета взыскиваются расходы ГОУТП "ТЭКОС" по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей 00 копеек за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.10.2011 по делу N А42-8614/2010 изменить, изложив в следующей редакции:
Взыскать с Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (ОГРН 1055100224519) в пользу Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" (ОГРН 1025100874677) 10 792 573 рубля 86 копеек - основной долг и 457 699 рублей 90 копеек - проценты за пользование чужими денежными средствами (всего - 11 250 273 рубля 76 копеек).
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" (ОГРН 1025100874677) в доход федерального бюджета Российской Федерации 10 000 (десять тысяч) рублей - государственную пошлину.
Взыскать с Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (ОГРН 1055100224519) в пользу Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" (ОГРН 1025100874677) 2 000 рублей - расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН
Судьи
Е.Г.ГЛАЗКОВ
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2012 ПО ДЕЛУ N А42-8614/2010
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2012 г. по делу N А42-8614/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Глазкова Е.Г., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23397/2011) Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.10.2011 по делу N А42-8614/2010 (судья Кузнецова О.В.), принятое
по иску Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС"
к Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска
3-и лица:
1. Мурманское муниципальное унитарное предприятие "Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр"
2. Открытое акционерное общество "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания"
3. Общество с ограниченной ответственностью "ГУР"
4. Мурманское муниципальное унитарное предприятие "Жилищная сервисная компания"
5. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области
о взыскании 19 427 752 рублей 25 копеек
при участии представителей:
- от истца - Иванниковой Н.А., по доверенности от 09.01.2012;
- от ответчика - не явился, извещен;
- от третьих лиц:
- ММУП "МРИВЦ" - не явился, извещен;
- ОАО "МУ ЖСК" - не явился, извещен;
- ООО "ГУР" - не явился, извещен;
- ММУП "ЖСК" - не явился, извещен;
- МИФНС РФ по КНП по Мурманской области - Костычев А.Г.;
- установил:
Государственное областное унитарное теплоэнергетическое предприятие "ТЭКОС" (ОГРН 1025100874677, далее - ГОУТП "ТЭКОС") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (ОГРН 1055100224519, далее - Комитет), с учетом увеличения цены иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 19 427 752 рублей 25 копеек, в том числе:
- - 18 195 267 рублей 69 копеек задолженности за поставленную в январе - декабре 2010 года тепловую энергию, из них: по договору от 01.09.2005 N 400С - 9 622 993 рубля 75 копеек, по договору от 01.09.2005 N 400Ы - 8 572 273 рубля 94 копейки;
- - 1 232 484 рублей 56 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.02.2010 по 18.02.2011, из них: по договору от 01.09.2005 N 400С за январь - февраль, апрель - июнь, сентябрь - декабрь 2010 года - 688 943 рубля 98 копеек, по договору от 01.09.2005 N 400Ы за январь - декабрь 2010 года - 543 540 рублей 58 копеек.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 31.10.2011 присуждено к взысканию с Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска в пользу Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" 9 146 248 рублей 99 копеек основного долга и 387 881 рубль 27 копеек процентов за пользование чужими денежными. В остальной части иска отказано. С Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей.
В уточненной апелляционной жалобе ГОУТП "ТЭКОС" просит решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.11.2011 изменить, взыскать с Комитета 18 195 267 рублей 69 копеек задолженности, в том числе 2 775 549 рублей 31 копейку НДС. В случае расчета потребления по нормативам, ГОУТП "ТЭКОС" просит взыскать 14 825 762 рубля 73 копейки, в том числе 2 261 557 рублей 03 копейки НДС.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит поддержать выводы суда первой инстанции об определении стоимости тепловой энергии по тарифам для населения и исключении из оплаты многоквартирных домов, собственники которых избрали способ управления или заключили договор на управление жилым домом.
МИФНС РФ по КНП по Мурманской области полагает неправомерным освобождение Комитета от уплаты НДС.
Мурманское муниципальное унитарное предприятие "Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр", Открытое акционерное общество "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания", Общество с ограниченной ответственностью "ГУР" и Мурманское муниципальное унитарное предприятие "Жилищная сервисная компания" отзыв на апелляционную жалобу не представили. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Мурманской области от 31.10.2011 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между ГОУТП "ТЭКОС" (энергоснабжающая организация) и Комитетом (потребитель) заключен договор от 01.09.2005 N 400С на снабжение тепловой энергией в горячей воде объектов Комитета от источника теплоснабжения ТЦ "Северная" (т. 1, л.д. 14-16). Разделами 8, 10 договора установлен расчетный период - календарный месяц, оплата производится Комитетом платежными поручениями по счетам энергоснабжающей организации с указанием сроков оплаты, по тарифам, утвержденным Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области. Информация об изменении стоимости тепловой энергии доводится до Комитета уведомлением.
Окончательный расчет за поставленную тепловую энергию производится Комитетом во второй декаде месяца, следующего за расчетным.
Между ГОУТП "ТЭКОС" (энергоснабжающая организация) и Комитетом (потребитель) на аналогичных условиях заключен договор от 01.09.2005 N 400Ы на снабжение тепловой энергией в горячей воде объектов Комитета от источника теплоснабжения котельная п. Абрам-Мыс (т. 1 л.д. 17-22).
Договоры заключены на срок с 01.09.2005 по 31.12.2005 и считаются ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от Договора или его пересмотре (п. 12.1 Договоров N 400С и N 400Ы).
Письмом от 26.11.2009 N 23-02-16/9722 Комитет уведомил ГОУТП "ТЭКОС" об отказе от исполнения договоров от 01.09.2005 N 400-С и N 400-Ы с 01.01.2010 (т. 1 л.д. 99). Поскольку подача тепловой энергии не прекращена, ГОУТП "ТЭКОС" выставило на оплату тепловой энергии, отпущенной в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 счета-фактуры по договору N 400С за январь - декабрь 2010 года на общую сумму 9 622 993 рубля 75 копеек, по договору N 400Ы за январь - декабрь 2010 года на общую сумму 8 572 273 рубля 94 копейки, всего: 18 195 267 рублей 69 копеек (т. 1, л.д. 25-44, т. 4, л.д. 18-21). Счета-фактуры возвращены Комитетом без оплаты (т. 1 л.д. 100-109), что послужило основанием для обращения энергоснабжающей организации в арбитражный суд с иском о взыскании основного долга и процентов.
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции указал, что в силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Объектами теплоснабжения по договорам являются жилые многоквартирные дома. В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации. Поэтому до выбора собственниками помещений в многоквартирных домах, являющихся объектами теплоснабжения, способа управления, обязанность Комитета как исполнителя коммунальных услуг остается неизменной.
Судом установлено, что не выбрали способ управления собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Александрова, д. 36, ул. Свердлова д. 10/3 в январе - апреле 2010 года; ул. 6-ой Комсомольской батареи, д. 11 в январе - декабре 2010 года (договор N 400С). Между Комитетом и ММУП "ЖСК" был заключен договор, в силу которого ММУП "ЖСК" должно было организовать и обеспечить предоставление коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в указанных домах с 01.01.2010. Однако договор теплоснабжения на соответствующие объекты между ГОУТП "ТЭКОС" и ММУП "ЖСК" не заключен.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 21.09.2009 по делу N 2-2307 по иску Прокурора Ленинского округа г. Мурманска признаны недействительными договоры управления многоквартирными домами Ленинского округа г. Мурманска, вошедшими в лоты N 1, 4. 11, заключенные по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации между ООО "ГУР" и собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Ввиду указанного обстоятельства многоквартирные дома по адресам: ул. Александрова д. 34/2 (лот N 11), ул. Гагарина, д. 9/2, ул. Павлика Морозова, д. 5/2, ул. Свердлова, дома N 2/3, 2/6, 4/1, 6/1, 8/1, 10/1, 10/2, 14/1 (лот N 4), являющиеся объектами теплоснабжения по договору N 400С с 01.01.2010 продолжали оставаться в управлении Комитета.
Собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Лесная, д. 8, д. 25, пер. Охотничий, д. 19 (договор N 400Ы) в январе - декабре 2010 года не выбрали способ управления.
Собственники помещений в жилом доме по адресу: ул. Лесная, д. 29А, не выбрали способ управления, дом продолжал находиться в управлении Комитета до расселения и отключения 01.05.2010 от коммунальных услуг (т. 3 л.д. 45, 46).
ОАО "МУ ЖСК" выбрана управляющей организацией жилых многоквартирных домов (ранее снабжались по договору N 400Ы) на основании протоколов общих собраний собственников помещений в домах по адресам:
- - пер. Охотничий, д. 4 - от 01.06.2009;
- - пер. Охотничий, д. 9 - от 04.04.2008;
- - пер. Охотничий, д. 12 - от 18.08.2009;
- - пер. Охотничий, д. 13 - от 31.07.2009;
- - пер. Охотничий, д. 15 - от 17.12.2008;
- - пер. Охотничий, д. 17 - от 31.07.2009;
- - пер. Охотничий, д. 21 - от 29.07.2009;
- - пер. Охотничий, д. 23 - от 23.05.2008;
- - пер. Охотничий, д. 25 - от 23.05.2008;
- - ул. Лесная, д. 10 - от 18.08.2009;
- - ул. Лесная, д. 12 - от 11.04.2008;
- - ул. Лесная, д. 17 - от 17.12.2008.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Принимая во внимание расторжение с 01.01.2010 договора N 400Ы, суд признал необоснованным возложение на Комитет обязанности по оплате теплоснабжения жилых многоквартирных домов, выбравших способ управления в виде управления управляющей компанией ОАО "МУ ЖСК".
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Тепловая энергия приобреталась Комитетом у ресурсоснабжающей организации не в целях перепродажи, а для предоставления коммунальной услуги гражданам - потребителям. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09 и от 15.07.2010 N 2380/10, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
В жилых многоквартирных домах по адресам: ул. Александрова, д. 36, ул. Свердлова д. 10/3, ул. 6-ой Комсомольской батареи, д. 11, ул. Александрова д. 34/2, ул. Гагарина, д. 9/2, ул. Павлика Морозова, д. 5/2, ул. Свердлова, д. N 2/3, 2/6, 4/1, 6/1, 8/1, 10/1, 10/2, 14/1 (договор N 400С); ул. Лесная, д. 8, д. 25, д. 25А, пер. Охотничий, д. 19 (договор N 400Ы) отсутствуют приборы учета тепловой энергии. Постановлением Администрации г. Мурманска от 19.12.2006 N 1948 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг" утверждены нормативы потребления горячей воды для населения, проживающего в многоквартирных домах города Мурманска в куб. м в месяц на 1 человека в зависимости от степени благоустройства многоквартирного жилого дома, а также количество тепловой энергии для подогрева 1 куб. метра воды - 0,062495 Гкал (приложение N 1), а также нормативы потребления тепловой энергии на отопление для населения, проживающего в многоквартирных домах города Мурманска в размере 0,02189 Гкал/кв. м общей площади жилья в месяц (приложение N 2).
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Тарифы на тепловую энергию для потребителей установлены постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 16.12.2009 г. N 43/7 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии". Население в отдельную группу потребителей в указанном постановлении не выделено, поэтому расчеты ГОУТП "ТЭКОС" с населением города Мурманска в лице исполнителей коммунальных услуг должны производиться по тарифам, установленным для категории "иные потребители".
Правильно определив периоды использования тепловой энергии и обоснованно применив установленные нормативы и тарифы, суд первой инстанции необоснованно исключил из тарифа НДС на основании пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и пунктов 1, 2, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд указал, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма налога включается в цены (тарифы). Услуги теплоснабжения, оказываемые истцом ответчику, не отнесены статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации к числу операций, освобождаемых от налогообложения. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса без включения в них налога (пункт 1 статьи 154 Кодекса). Согласно пункту 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Апелляционный суд полагает, что НДС, не включенный в тариф при формировании регулируемой цены, должен уплачиваться дополнительно к указанной цене.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Согласно разъяснениям Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 17.03.2011 N 06-04/526-ЕК тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области N 43/7 от 16.12.2009, установлен без учета налога на добавленную стоимость.
Таким образом, являются обоснованными требования ГОУТП "ТЭКОС" о взыскании с Комитета 10 792 573 рубля 86 копеек, в том числе НДС. За пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки в их уплате должны быть уплачены проценты в сумме 457 699 рублей 90 копеек.
В части судебных расходов решение суда первой инстанции не обжаловано и не переоценивается.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы с Комитета взыскиваются расходы ГОУТП "ТЭКОС" по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей 00 копеек за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.10.2011 по делу N А42-8614/2010 изменить, изложив в следующей редакции:
Взыскать с Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (ОГРН 1055100224519) в пользу Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" (ОГРН 1025100874677) 10 792 573 рубля 86 копеек - основной долг и 457 699 рублей 90 копеек - проценты за пользование чужими денежными средствами (всего - 11 250 273 рубля 76 копеек).
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" (ОГРН 1025100874677) в доход федерального бюджета Российской Федерации 10 000 (десять тысяч) рублей - государственную пошлину.
Взыскать с Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (ОГРН 1055100224519) в пользу Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" (ОГРН 1025100874677) 2 000 рублей - расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН
Судьи
Е.Г.ГЛАЗКОВ
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)