Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Фомичева Н.Г.
23 марта 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Погорелко О.В., судей Пятовой Н.Л. и Крашенинниковой М.В.
при секретаре Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Крашенинниковой М.В.
с участием М., адвоката Егорова К.С., представителя администрации Ленинского района г. Н.Новгорода по доверенности - П., представителя ООО "Марченко" по доверенности - М.
дело по кассационной жалобе М.
на решение Ленинского районного суда г. Н.Новгорода от 12 февраля 2010 года
по заявлению М. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав, что 24.12.2009 г. межведомственной комиссией администрации Ленинского района г. Н.Новгорода ей было отказано в переводе нежилых помещений в жилые, расположенных в нежилом здании N <...> по мотиву представления документов в ненадлежащий орган. Вместе с тем, согласно ст. 14 ЖК РФ перевод нежилых помещений в жилые находится в компетенции органов местного самоуправления. Указанные нежилые помещения принадлежат ей на праве общей долевой собственности с ООО "Марченко". С последним указанный перевод согласован, чьих-либо интересов не затрагивает и отвечает требованиям жилищного законодательства.
М. просила признать решение N 11 межведомственной комиссии администрации Ленинского района г. Н.Новгорода от 24.12.2009 г. незаконным, обязать администрацию Ленинского района г. Н.Новгорода перевести нежилые помещения в жилые, расположенные на 2 и 3 этаже в нежилом здании N <...>, общей площадью 252 кв. м.
В судебном заседании заявитель М. и ее представитель по доверенности Егоров К.С. заявление поддержали.
Представитель заинтересованного лица - администрации Ленинского района г. Н.Новгорода П. с заявлением не согласилась.
Представитель заинтересованного лица - ООО "Марченко" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением суда от 12 февраля 2010 года в удовлетворении заявления М. отказано.
В кассационной жалобе М. поставлен вопрос об отмене постановленного решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку судом при вынесении решения нарушены нормы материального права - суд неправильно истолковал закон, регулирующий спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, установил характер возникших спорных правоотношений, к которым применил закон их регулирующий.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ст. 4 ЖК РФ, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:
1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
3) пользования общим имуществом собственников помещений;
4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;
5) учета жилищного фонда;
6) содержания и ремонта жилых помещений;
7) переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) управления многоквартирными домами;
9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
10) предоставления коммунальных услуг;
11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ч. 2).
Статья 14 ЖК РФ определяет полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (п. 6 ч. 1).
В силу ст. 5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса (п. 7, 8 ст. 5 ЖК РФ).
Согласно п. 2 ст. 45 Устава г. Н.Новгорода глава администрации района обеспечивает на территории района исполнение решений органов местного самоуправления, а также наделяется, в том числе, полномочиями по принятию решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые.
Статьей 15 ЖК РФ предусмотрено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч. 1).
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования) (ч. 2).
В ст. 16 ЖК РФ закреплен исчерпывающий перечень видов жилых помещений:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
При этом, жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Согласно порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, установленному ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений) (ч. 1).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: заявление о переводе помещения и ряд документов (ч. 2).
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (ч. 4).
На основании ст. 24 ЖК РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Из доказательств, имеющихся в материалах дела, видно, что на основании договора инвестирования строительства от 08.04.2008 г. между ООО "Марченко" (Застройщик) и М. (Инвестор) и Акта приема-передачи к данному договору от 14.10.2009 г. М. является собственником 3971/5418 доли в праве общей долевой собственности на 4-этажное нежилое здание магазина, пристроенное к жилому дому, общей площадью 541,8 кв. м по адресу: <...> (л.д. 5, 13, 14 - 15).
На основании соглашения об участии в социально-экономическом развитии города N 4166 от 26.01.2007 г. между Администрацией города Н.Новгорода и ООО "Марченко" в лице директора М., - ООО "Марченко" предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок, расположенный по адресу: <...> общей площадью 200 кв. м для строительства здания магазина, пристроенного к жилому дому по ул. <...> (л.д. 31).
М. обратилась с заявлением в администрацию Ленинского района г. Н.Новгорода о переводе нежилых помещений, расположенных на 2-м и 3-м этаже здания магазина по адресу: <...> в жилые.
Решением межведомственной комиссии администрации Ленинского района г. Н.Новгорода N 11 от 24.12.2009 г. М. отказано в переводе нежилых помещений, расположенных на 2-м и 3-м этаже здания магазина по адресу: <...>, пристроенных к жилому дому N <...> по <...> в жилые в связи с предоставлением документов в ненадлежащий орган (л.д. 5).
Рассматривая вопрос о законности указанного решения N 11 межведомственной комиссии администрации Ленинского района г. Н.Новгорода от 24.12.2009 г., суд первой инстанции привел аргументированное суждение о правомерности оспариваемого М. решения, поскольку в силу положений ст. 14 и ст. 16 ЖК РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями только в области жилищных отношений и не полномочны принимать решение о переводе заявленных М. нежилых помещений в жилые, поскольку указанные помещения не могут быть отнесены к объектам жилищных прав ввиду их нахождения в нежилом здании магазина (не находятся в многоквартирном либо жилом доме, квартире).
Выводы суда основаны на подлежащих применению нормах материального права, судом при вынесении решения им дано верное толкование.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению в силу вышеизложенного, как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.
Решение суда первой инстанции соответствует требованиям ст. 198, 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Ленинского районного суда г. Н.Новгорода от 12 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.03.2010 ПО ДЕЛУ N 33-2450
Разделы:Управление многоквартирным домом; Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2010 г. N 33-2450
Судья Фомичева Н.Г.
23 марта 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Погорелко О.В., судей Пятовой Н.Л. и Крашенинниковой М.В.
при секретаре Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Крашенинниковой М.В.
с участием М., адвоката Егорова К.С., представителя администрации Ленинского района г. Н.Новгорода по доверенности - П., представителя ООО "Марченко" по доверенности - М.
дело по кассационной жалобе М.
на решение Ленинского районного суда г. Н.Новгорода от 12 февраля 2010 года
по заявлению М. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
установила:
М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав, что 24.12.2009 г. межведомственной комиссией администрации Ленинского района г. Н.Новгорода ей было отказано в переводе нежилых помещений в жилые, расположенных в нежилом здании N <...> по мотиву представления документов в ненадлежащий орган. Вместе с тем, согласно ст. 14 ЖК РФ перевод нежилых помещений в жилые находится в компетенции органов местного самоуправления. Указанные нежилые помещения принадлежат ей на праве общей долевой собственности с ООО "Марченко". С последним указанный перевод согласован, чьих-либо интересов не затрагивает и отвечает требованиям жилищного законодательства.
М. просила признать решение N 11 межведомственной комиссии администрации Ленинского района г. Н.Новгорода от 24.12.2009 г. незаконным, обязать администрацию Ленинского района г. Н.Новгорода перевести нежилые помещения в жилые, расположенные на 2 и 3 этаже в нежилом здании N <...>, общей площадью 252 кв. м.
В судебном заседании заявитель М. и ее представитель по доверенности Егоров К.С. заявление поддержали.
Представитель заинтересованного лица - администрации Ленинского района г. Н.Новгорода П. с заявлением не согласилась.
Представитель заинтересованного лица - ООО "Марченко" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением суда от 12 февраля 2010 года в удовлетворении заявления М. отказано.
В кассационной жалобе М. поставлен вопрос об отмене постановленного решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку судом при вынесении решения нарушены нормы материального права - суд неправильно истолковал закон, регулирующий спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, установил характер возникших спорных правоотношений, к которым применил закон их регулирующий.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ст. 4 ЖК РФ, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:
1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
3) пользования общим имуществом собственников помещений;
4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;
5) учета жилищного фонда;
6) содержания и ремонта жилых помещений;
7) переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) управления многоквартирными домами;
9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
10) предоставления коммунальных услуг;
11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ч. 2).
Статья 14 ЖК РФ определяет полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (п. 6 ч. 1).
В силу ст. 5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса (п. 7, 8 ст. 5 ЖК РФ).
Согласно п. 2 ст. 45 Устава г. Н.Новгорода глава администрации района обеспечивает на территории района исполнение решений органов местного самоуправления, а также наделяется, в том числе, полномочиями по принятию решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые.
Статьей 15 ЖК РФ предусмотрено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч. 1).
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования) (ч. 2).
В ст. 16 ЖК РФ закреплен исчерпывающий перечень видов жилых помещений:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
При этом, жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Согласно порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, установленному ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений) (ч. 1).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: заявление о переводе помещения и ряд документов (ч. 2).
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (ч. 4).
На основании ст. 24 ЖК РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Из доказательств, имеющихся в материалах дела, видно, что на основании договора инвестирования строительства от 08.04.2008 г. между ООО "Марченко" (Застройщик) и М. (Инвестор) и Акта приема-передачи к данному договору от 14.10.2009 г. М. является собственником 3971/5418 доли в праве общей долевой собственности на 4-этажное нежилое здание магазина, пристроенное к жилому дому, общей площадью 541,8 кв. м по адресу: <...> (л.д. 5, 13, 14 - 15).
На основании соглашения об участии в социально-экономическом развитии города N 4166 от 26.01.2007 г. между Администрацией города Н.Новгорода и ООО "Марченко" в лице директора М., - ООО "Марченко" предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок, расположенный по адресу: <...> общей площадью 200 кв. м для строительства здания магазина, пристроенного к жилому дому по ул. <...> (л.д. 31).
М. обратилась с заявлением в администрацию Ленинского района г. Н.Новгорода о переводе нежилых помещений, расположенных на 2-м и 3-м этаже здания магазина по адресу: <...> в жилые.
Решением межведомственной комиссии администрации Ленинского района г. Н.Новгорода N 11 от 24.12.2009 г. М. отказано в переводе нежилых помещений, расположенных на 2-м и 3-м этаже здания магазина по адресу: <...>, пристроенных к жилому дому N <...> по <...> в жилые в связи с предоставлением документов в ненадлежащий орган (л.д. 5).
Рассматривая вопрос о законности указанного решения N 11 межведомственной комиссии администрации Ленинского района г. Н.Новгорода от 24.12.2009 г., суд первой инстанции привел аргументированное суждение о правомерности оспариваемого М. решения, поскольку в силу положений ст. 14 и ст. 16 ЖК РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями только в области жилищных отношений и не полномочны принимать решение о переводе заявленных М. нежилых помещений в жилые, поскольку указанные помещения не могут быть отнесены к объектам жилищных прав ввиду их нахождения в нежилом здании магазина (не находятся в многоквартирном либо жилом доме, квартире).
Выводы суда основаны на подлежащих применению нормах материального права, судом при вынесении решения им дано верное толкование.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению в силу вышеизложенного, как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.
Решение суда первой инстанции соответствует требованиям ст. 198, 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Н.Новгорода от 12 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)