Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Капитальный ремонт многоквартирного дома
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2010
по делу N А12-16668/2010
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия, при участии третьих лиц: Управления по жилищной политике администрации Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитета по строительству Волгограда,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области, управление) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда (далее - администрация), выразившегося в непринятии решения об изъятии для муниципальных нужд однокомнатной квартиры N 30 в доме N 19 по улице 35-й Гвардейской в городе Волгограде, принадлежащей на праве собственности Российской Федерации, а также решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, занятого жилым домом N 19 по улице 35-й Гвардейской в городе Волгограде, об обязании администрации Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Волгоградской области путем принятия решения об изъятии для муниципальных нужд однокомнатной квартиры N 30 в доме N 19 по улице 35-й Гвардейской в городе Волгограде, принадлежащей на праве собственности Российской Федерации, а также решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, занятого жилым домом N 19 по улице 35-й Гвардейской в городе Волгограде.
К участию в деле в качестве заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по жилищной политике администрации Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитет по строительству Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отзывы на жалобу лица участвующие в деле в суд не представили.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации от 14.08.2000 N 1047 "О переселении жильцов дома N 19 по ул. 35-й Гвардейской на период капитального ремонта" утвержден акт городской комиссии по определению технического состояния жилого дома по ул. Гвардейская, дом N 19 Советского района акте и указано на необходимость переселения жильцов в соответствии с требованиями статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В течение 2000 - 2002 годов администрацией произведено отселение граждан, проживающих в указанном доме в жилищные помещения маневренного жилищного фонда на время капитального ремонта жилого дома.
В связи с признанием нецелесообразности проведения капитального ремонта межведомственной комиссией, созданной на основании постановления главы администрации Волгоградской области от 23.04.2004 N 366, в соответствии с актом от 01.10.2004 N 1 об отнесении жилого дома (жилого помещения) к категории непригодного для проживания, жилой дом по вышеуказанному адресу отнесен к категории непригодных для проживания. На основании Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 552, администрации предписано произвести срочное отселение жильцов дома.
С признанием межведомственной комиссией при администрации Волгоградской области жилого дома N 19 по улице 35-й Гвардейской непригодным для проживания администрацией издано постановление от 30.11.2004 N 1795 "О мерах по дальнейшему использованию жилого дома N 19 по улице 35-й Гвардейской".
В соответствии с данным постановлением ранее предоставленные жилые помещения маневренного жилищного фонда предоставлены гражданам на условиях социального найма.
На основании решения Волгоградской городской Думы от 27.09.2006 N 34/789 "О даче согласия на отчуждение в собственность граждан, имеющим на праве собственности жилые помещения в аварийном жилом доме N 19 по улице 35-й Гвардейской Советского района Волгограда, равноценных жилых помещений из муниципального жилищного фонда Волгограда на условиях договора мены" собственникам двадцати жилых помещений на условиях договора мены переданы иные жилые помещения, отвечающие установленным требованиям.
На основании постановления главы администрации Волгоградской области от 15.02.2008 N 166, указанный дом включен в Перечень аварийных многоквартирных домов, на переселение граждан из которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках реализации областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2008 - 2011 годах на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в 2008 году.
Судами установлено, что в связи со смертью Шевченко Г.А., проживающей в квартире N 30 дома N 19 по ул. 35-й Гвардейской, указанная квартира перешла в собственность Российской Федерации как выморочное имущество на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26.10.2005, право собственности Российской Федерации на указанную квартиру зарегистрировано (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 21.12.2005).
Письмом от 07.07.2010 N 18.12-31/2245 Управление по жилищной политике администрации Волгограда сообщило управлению о том, что решение об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных в доме N 19 по улице 35-й Гвардейской администрацией Волгограда, не принималось.
ТУ Росимущества в Волгоградской области, полагая, что непринятие администрацией решения в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации Волгограда от 30.11.2004 N 1795 "О мерах по дальнейшему использованию аварийного жилого дома N 19 по улице 35-й Гвардейской" нарушает законные права и интересы Российской Федерации, как представитель собственника обратилось с заявлением в арбитражный суд, в которой указывает на бездействие органов местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части 10 статьи 32 ЖК РФ.
Оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о том, что условий для применения пункта 10 статьи 32 ЖК РФ в рассматриваемом случае не имеется. Кроме того, суды указали на пропуск истцом срока для обжалования бездействия администрации.
Суд кассационной инстанции считает, что нижестоящие инстанции, проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными судами доказательствами и положениями статьи пункта 10 статьи 32 ЖК РФ, а также, принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации" обоснованно исходили из следующего.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, принятие органом местного самоуправления решений об изъятии жилого помещения и земельного участка, на котором расположен аварийный дом, требует соблюдения предварительной процедуры по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции.
Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации).
Доказательства соблюдения органом местного самоуправления указанной процедуры судам не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии условий в данном деле для применения пункта 10 статьи 32 ЖК РФ.
Кроме того, суды установили пропуск заявителем срока для обращения в суд.
Как указали суды, право собственности Российской Федерации на квартиру N 30 в жилом доме N 19 по улице 35-й Гвардейской в городе Волгограде зарегистрировано 21.12.2005. Таким образом, уже в момент регистрации права собственности Российской Федерации на спорное жилое помещение жилой дом отнесен к категории непригодных для проживания.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, ТУ Росимущества в Волгоградской области сослалось на письмо Управления по жилищной политике администрации Волгограда от 07.07.2010 N 18.12-31/2245, из которого заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Таким образом, как обоснованно указали суды, заявитель как собственник недвижимого имущества в течение пяти лет не мог не знать о том, что принадлежащая ему на праве собственности квартира расположена в доме, признанном непригодным для проживания, и не проявил такую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по условиям оборота для выяснения состояния принадлежащего ему недвижимого имущества и реализации своего прав на обжалование бездействия администрации в установленный законом срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы заявителя кассационной жалобе не доказывают нарушения судами норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований отмены вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2010 по делу N А12-16668/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 12.04.2011 ПО ДЕЛУ N А12-16668/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; Капитальный ремонт многоквартирного дома
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2011 г. по делу N А12-16668/2010
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2010
по делу N А12-16668/2010
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия, при участии третьих лиц: Управления по жилищной политике администрации Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитета по строительству Волгограда,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области, управление) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда (далее - администрация), выразившегося в непринятии решения об изъятии для муниципальных нужд однокомнатной квартиры N 30 в доме N 19 по улице 35-й Гвардейской в городе Волгограде, принадлежащей на праве собственности Российской Федерации, а также решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, занятого жилым домом N 19 по улице 35-й Гвардейской в городе Волгограде, об обязании администрации Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Волгоградской области путем принятия решения об изъятии для муниципальных нужд однокомнатной квартиры N 30 в доме N 19 по улице 35-й Гвардейской в городе Волгограде, принадлежащей на праве собственности Российской Федерации, а также решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, занятого жилым домом N 19 по улице 35-й Гвардейской в городе Волгограде.
К участию в деле в качестве заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по жилищной политике администрации Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитет по строительству Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отзывы на жалобу лица участвующие в деле в суд не представили.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации от 14.08.2000 N 1047 "О переселении жильцов дома N 19 по ул. 35-й Гвардейской на период капитального ремонта" утвержден акт городской комиссии по определению технического состояния жилого дома по ул. Гвардейская, дом N 19 Советского района акте и указано на необходимость переселения жильцов в соответствии с требованиями статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В течение 2000 - 2002 годов администрацией произведено отселение граждан, проживающих в указанном доме в жилищные помещения маневренного жилищного фонда на время капитального ремонта жилого дома.
В связи с признанием нецелесообразности проведения капитального ремонта межведомственной комиссией, созданной на основании постановления главы администрации Волгоградской области от 23.04.2004 N 366, в соответствии с актом от 01.10.2004 N 1 об отнесении жилого дома (жилого помещения) к категории непригодного для проживания, жилой дом по вышеуказанному адресу отнесен к категории непригодных для проживания. На основании Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 552, администрации предписано произвести срочное отселение жильцов дома.
С признанием межведомственной комиссией при администрации Волгоградской области жилого дома N 19 по улице 35-й Гвардейской непригодным для проживания администрацией издано постановление от 30.11.2004 N 1795 "О мерах по дальнейшему использованию жилого дома N 19 по улице 35-й Гвардейской".
В соответствии с данным постановлением ранее предоставленные жилые помещения маневренного жилищного фонда предоставлены гражданам на условиях социального найма.
На основании решения Волгоградской городской Думы от 27.09.2006 N 34/789 "О даче согласия на отчуждение в собственность граждан, имеющим на праве собственности жилые помещения в аварийном жилом доме N 19 по улице 35-й Гвардейской Советского района Волгограда, равноценных жилых помещений из муниципального жилищного фонда Волгограда на условиях договора мены" собственникам двадцати жилых помещений на условиях договора мены переданы иные жилые помещения, отвечающие установленным требованиям.
На основании постановления главы администрации Волгоградской области от 15.02.2008 N 166, указанный дом включен в Перечень аварийных многоквартирных домов, на переселение граждан из которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках реализации областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2008 - 2011 годах на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в 2008 году.
Судами установлено, что в связи со смертью Шевченко Г.А., проживающей в квартире N 30 дома N 19 по ул. 35-й Гвардейской, указанная квартира перешла в собственность Российской Федерации как выморочное имущество на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26.10.2005, право собственности Российской Федерации на указанную квартиру зарегистрировано (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 21.12.2005).
Письмом от 07.07.2010 N 18.12-31/2245 Управление по жилищной политике администрации Волгограда сообщило управлению о том, что решение об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных в доме N 19 по улице 35-й Гвардейской администрацией Волгограда, не принималось.
ТУ Росимущества в Волгоградской области, полагая, что непринятие администрацией решения в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации Волгограда от 30.11.2004 N 1795 "О мерах по дальнейшему использованию аварийного жилого дома N 19 по улице 35-й Гвардейской" нарушает законные права и интересы Российской Федерации, как представитель собственника обратилось с заявлением в арбитражный суд, в которой указывает на бездействие органов местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части 10 статьи 32 ЖК РФ.
Оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о том, что условий для применения пункта 10 статьи 32 ЖК РФ в рассматриваемом случае не имеется. Кроме того, суды указали на пропуск истцом срока для обжалования бездействия администрации.
Суд кассационной инстанции считает, что нижестоящие инстанции, проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными судами доказательствами и положениями статьи пункта 10 статьи 32 ЖК РФ, а также, принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации" обоснованно исходили из следующего.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, принятие органом местного самоуправления решений об изъятии жилого помещения и земельного участка, на котором расположен аварийный дом, требует соблюдения предварительной процедуры по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции.
Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации).
Доказательства соблюдения органом местного самоуправления указанной процедуры судам не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии условий в данном деле для применения пункта 10 статьи 32 ЖК РФ.
Кроме того, суды установили пропуск заявителем срока для обращения в суд.
Как указали суды, право собственности Российской Федерации на квартиру N 30 в жилом доме N 19 по улице 35-й Гвардейской в городе Волгограде зарегистрировано 21.12.2005. Таким образом, уже в момент регистрации права собственности Российской Федерации на спорное жилое помещение жилой дом отнесен к категории непригодных для проживания.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, ТУ Росимущества в Волгоградской области сослалось на письмо Управления по жилищной политике администрации Волгограда от 07.07.2010 N 18.12-31/2245, из которого заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Таким образом, как обоснованно указали суды, заявитель как собственник недвижимого имущества в течение пяти лет не мог не знать о том, что принадлежащая ему на праве собственности квартира расположена в доме, признанном непригодным для проживания, и не проявил такую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по условиям оборота для выяснения состояния принадлежащего ему недвижимого имущества и реализации своего прав на обжалование бездействия администрации в установленный законом срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы заявителя кассационной жалобе не доказывают нарушения судами норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований отмены вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2010 по делу N А12-16668/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)