Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Строитель" - Лазарева Е.В., по доверенности N 1юр от 04.04.2011, Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области - Анциперова В.В., по доверенности N 41 от 22.09.2011,
без участия в судебном заседании представителя муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" (ходатайство входящий N 57 от 22.11.2011 о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя приобщено к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строитель", г. Урюпинск Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2011 года
по делу N А12-5589/2011 (судья Килякова И.И.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строитель", г. Урюпинск Волгоградской области,
к Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, г. Волгоград,
заинтересованное лицо: муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети", г. Волгоград,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строитель" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области N 03-03/11-017 от 22.03.2011 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Строитель" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе податель считает, что вина управляющей компании не доказана, так как тарифы выставлялись МУП "Тепловые сети".
Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Муниципальным унитарным предприятием "Тепловые сети" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в по результатам проведенной Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области внеплановой документарной проверки деятельности ООО "Строитель" по вопросу правильности соблюдения обязательных требований действующего законодательства к порядку ценообразования при начислении и предъявлении платы за коммунальные услуги собственникам жилых помещений, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Волгоградская область, г. Урюпинск, 2-ой микрорайон, д. 2/1, обслуживание которого осуществляет управляющая компания ООО "Строитель", по фактам выявленных нарушений в отношении ООО "Строитель" административным органом составлен протокол N 03-03/11-027 от 10.03.2011 об административном правонарушении, которым действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
22.03.2011 и.о. заместителя начальника Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области вынесено постановление N 03-03/11-017, которым ООО "Строитель" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Общество, полагая, что названное постановление является незаконным и необоснованным, вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о его отмене.
Суд первой инстанции, руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, сделал вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Выслушав представителей сторон, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Одним из условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Как следует из материалов дела, ООО "Строитель" является управляющей организацией, осуществляющей функции по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Волгоградская область, г. Урюпинск, 2-ой микрорайон, д. 2/1, и предоставлению коммунальных услуг жителям указанного многоквартирного дома на основании договоров управления многоквартирным домом, заключенных с каждым собственником помещений.
Следовательно, Общество обязано соблюдать установленный законодательством Российской Федерации порядок расчета размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации предоставлено право на утверждение перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, к регулируемым тарифам и на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе тарифы водоснабжение и водоотведение.
Статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Порядок ценообразования размера платы за отопление и горячее водоснабжение с использованием внутридомовых инженерных систем установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Пунктом 15 Правил установлено, что если исполнителем является управляющая компания, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 16 Правил установлено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Как усматривается из материалов дела, многоэтажный жилой дом N 2/1 по ул. 2-ой микрорайон г. Урюпинска оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды, электрической энергии, тепловой энергии. Все квартиры дома оборудованы индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электрической энергии. Общедолевой собственностью граждан являются внутренние и наружные инженерные сети (оборудование).
МУП "Тепловые сети" поставляет ООО "Строитель" тепловую энергию на нужды отопления и горячую воду на нужды горячего водоснабжения, в том числе для граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Урюпинск, 2-ой микрорайон, д. 2/1.
Постановлением Главы администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области от 30.12.2009 N 51-п утвержден тариф на горячую воду на 2010 год в размере 101,98 руб./куб. м с НДС.
В период с января по май 2010 года ООО "Строитель" выставляло гражданам плату за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" по утвержденным тарифам на горячую воду в руб. за куб. м. При этом при определении платы за коммунальные услуги ООО "Строитель" в платежных документах выставляло гражданам плату за "отопление" или "полотенцесушитель" в размере тарифов, утвержденных на тепловую энергию (Гкал) на отопление, в том числе в неотопительный период, когда отпуск тепловой энергии на отопление гражданам не осуществлялся, что является нарушением действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), так как действующим законодательством не предусмотрено взимание дополнительной платы при подаче горячей воды, то есть фактическое взимание платы за "тепловую энергию для горячего водоснабжения" является незаконным.
С июня 2010 года по декабрь 2010 года МУП "Тепловые сети" выставляет к оплате ООО "Строитель" плату за "тепловую энергию на ГВС" и плату за "холодную воду на ГВС", по тарифам, утвержденным на тепловую энергию и на холодное водоснабжение.
Из содержания Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.05.2008 N 12529-АД/07 следует, что применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./Гкал.) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м) не предусмотрено.
Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб. м).
Вместе с тем, в период с февраля 2008 года по май 2010 года включительно при определении платы за коммунальные услуги ООО "Строитель" в платежных документах выставляло гражданам плату за "отопление" по неутвержденному тарифу, либо за "ГВС" по тарифу, утвержденному на тепловую энергию (Гкал) на отопление, в том числе в неотопительный период, когда отпуск тепловой энергии на отопление гражданам не осуществлялся.
В соответствии с п. 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного ГВС.
При отсутствии централизованного ГВС и приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в соответствии с требованиями пунктом 18 Правил установлено, что при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, размер платы за ГВС рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании изложенного, так как МУП "Тепловые сети" осуществляет непосредственное производство горячей воды на тепловом пункте, находящемся в хозяйственном ведении у предприятия, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, при расчетах за горячую воду должен применяться установленный уполномоченным органом тариф на горячую воду.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
ООО "Строитель", принимая на себя обязанности по оказанию собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Урюпинск, 2-ой микрорайон, д. 2/1, знало о необходимости соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Довод апелляционной жалобы о том, что применяемые поставщиком (производителем) услуг горячего водоснабжения - МУП "Тепловые сети" цены на горячее водоснабжение были аналогичны судом апелляционной инстанции отклоняется.
Судом первой инстанции правомерно указано, что решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.06.2011 по делу N А12-5363/2011, оставленным без изменения апелляционной коллегией, подтверждено нарушение МУП "Тепловые сети" установленного порядка ценообразования при начислении и предъявлении платы за горячее водоснабжение, оспариваемое постановление Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 22.03.2011 N 03-03/11029 о привлечении МУП "Тепловые сети" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ признано обоснованным и законным.
Таким образом, своими действиями ООО "Строитель" нарушает ценовую дисциплину в части формирования платы на горячую воду для потребителей - граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Урюпинск, 2-ой микрорайон, д. 2/1, с нарушением установленного порядка ценообразования.
Доказательств того, что ООО "Строитель" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных правовых актов и невозможности соблюдения требований действующего законодательства в области регулирования тарифов в материалы дела не представлено
Нарушение Обществом установленного законодательством порядка ценообразования за коммунальные услуги административным органом доказано.
Вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Кроме того, при вынесении оспариваемого постановления, административным органом учтен характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, а также то, что правонарушение совершено впервые.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку обстоятельства, на которые сослался податель жалобы, не являются обоснованными.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2011 года по делу N А12-5589/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.12.2011 ПО ДЕЛУ N А12-5589/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2011 г. по делу N А12-5589/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Строитель" - Лазарева Е.В., по доверенности N 1юр от 04.04.2011, Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области - Анциперова В.В., по доверенности N 41 от 22.09.2011,
без участия в судебном заседании представителя муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" (ходатайство входящий N 57 от 22.11.2011 о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя приобщено к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строитель", г. Урюпинск Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2011 года
по делу N А12-5589/2011 (судья Килякова И.И.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строитель", г. Урюпинск Волгоградской области,
к Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, г. Волгоград,
заинтересованное лицо: муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети", г. Волгоград,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строитель" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области N 03-03/11-017 от 22.03.2011 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Строитель" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе податель считает, что вина управляющей компании не доказана, так как тарифы выставлялись МУП "Тепловые сети".
Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Муниципальным унитарным предприятием "Тепловые сети" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в по результатам проведенной Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области внеплановой документарной проверки деятельности ООО "Строитель" по вопросу правильности соблюдения обязательных требований действующего законодательства к порядку ценообразования при начислении и предъявлении платы за коммунальные услуги собственникам жилых помещений, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Волгоградская область, г. Урюпинск, 2-ой микрорайон, д. 2/1, обслуживание которого осуществляет управляющая компания ООО "Строитель", по фактам выявленных нарушений в отношении ООО "Строитель" административным органом составлен протокол N 03-03/11-027 от 10.03.2011 об административном правонарушении, которым действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
22.03.2011 и.о. заместителя начальника Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области вынесено постановление N 03-03/11-017, которым ООО "Строитель" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Общество, полагая, что названное постановление является незаконным и необоснованным, вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о его отмене.
Суд первой инстанции, руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, сделал вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Выслушав представителей сторон, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Одним из условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Как следует из материалов дела, ООО "Строитель" является управляющей организацией, осуществляющей функции по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Волгоградская область, г. Урюпинск, 2-ой микрорайон, д. 2/1, и предоставлению коммунальных услуг жителям указанного многоквартирного дома на основании договоров управления многоквартирным домом, заключенных с каждым собственником помещений.
Следовательно, Общество обязано соблюдать установленный законодательством Российской Федерации порядок расчета размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации предоставлено право на утверждение перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, к регулируемым тарифам и на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе тарифы водоснабжение и водоотведение.
Статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Порядок ценообразования размера платы за отопление и горячее водоснабжение с использованием внутридомовых инженерных систем установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Пунктом 15 Правил установлено, что если исполнителем является управляющая компания, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 16 Правил установлено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Как усматривается из материалов дела, многоэтажный жилой дом N 2/1 по ул. 2-ой микрорайон г. Урюпинска оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды, электрической энергии, тепловой энергии. Все квартиры дома оборудованы индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электрической энергии. Общедолевой собственностью граждан являются внутренние и наружные инженерные сети (оборудование).
МУП "Тепловые сети" поставляет ООО "Строитель" тепловую энергию на нужды отопления и горячую воду на нужды горячего водоснабжения, в том числе для граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Урюпинск, 2-ой микрорайон, д. 2/1.
Постановлением Главы администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области от 30.12.2009 N 51-п утвержден тариф на горячую воду на 2010 год в размере 101,98 руб./куб. м с НДС.
В период с января по май 2010 года ООО "Строитель" выставляло гражданам плату за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" по утвержденным тарифам на горячую воду в руб. за куб. м. При этом при определении платы за коммунальные услуги ООО "Строитель" в платежных документах выставляло гражданам плату за "отопление" или "полотенцесушитель" в размере тарифов, утвержденных на тепловую энергию (Гкал) на отопление, в том числе в неотопительный период, когда отпуск тепловой энергии на отопление гражданам не осуществлялся, что является нарушением действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), так как действующим законодательством не предусмотрено взимание дополнительной платы при подаче горячей воды, то есть фактическое взимание платы за "тепловую энергию для горячего водоснабжения" является незаконным.
С июня 2010 года по декабрь 2010 года МУП "Тепловые сети" выставляет к оплате ООО "Строитель" плату за "тепловую энергию на ГВС" и плату за "холодную воду на ГВС", по тарифам, утвержденным на тепловую энергию и на холодное водоснабжение.
Из содержания Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.05.2008 N 12529-АД/07 следует, что применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./Гкал.) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м) не предусмотрено.
Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб. м).
Вместе с тем, в период с февраля 2008 года по май 2010 года включительно при определении платы за коммунальные услуги ООО "Строитель" в платежных документах выставляло гражданам плату за "отопление" по неутвержденному тарифу, либо за "ГВС" по тарифу, утвержденному на тепловую энергию (Гкал) на отопление, в том числе в неотопительный период, когда отпуск тепловой энергии на отопление гражданам не осуществлялся.
В соответствии с п. 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного ГВС.
При отсутствии централизованного ГВС и приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в соответствии с требованиями пунктом 18 Правил установлено, что при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, размер платы за ГВС рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании изложенного, так как МУП "Тепловые сети" осуществляет непосредственное производство горячей воды на тепловом пункте, находящемся в хозяйственном ведении у предприятия, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, при расчетах за горячую воду должен применяться установленный уполномоченным органом тариф на горячую воду.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
ООО "Строитель", принимая на себя обязанности по оказанию собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Урюпинск, 2-ой микрорайон, д. 2/1, знало о необходимости соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Довод апелляционной жалобы о том, что применяемые поставщиком (производителем) услуг горячего водоснабжения - МУП "Тепловые сети" цены на горячее водоснабжение были аналогичны судом апелляционной инстанции отклоняется.
Судом первой инстанции правомерно указано, что решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.06.2011 по делу N А12-5363/2011, оставленным без изменения апелляционной коллегией, подтверждено нарушение МУП "Тепловые сети" установленного порядка ценообразования при начислении и предъявлении платы за горячее водоснабжение, оспариваемое постановление Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 22.03.2011 N 03-03/11029 о привлечении МУП "Тепловые сети" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ признано обоснованным и законным.
Таким образом, своими действиями ООО "Строитель" нарушает ценовую дисциплину в части формирования платы на горячую воду для потребителей - граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Урюпинск, 2-ой микрорайон, д. 2/1, с нарушением установленного порядка ценообразования.
Доказательств того, что ООО "Строитель" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных правовых актов и невозможности соблюдения требований действующего законодательства в области регулирования тарифов в материалы дела не представлено
Нарушение Обществом установленного законодательством порядка ценообразования за коммунальные услуги административным органом доказано.
Вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Кроме того, при вынесении оспариваемого постановления, административным органом учтен характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, а также то, что правонарушение совершено впервые.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку обстоятельства, на которые сослался податель жалобы, не являются обоснованными.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2011 года по делу N А12-5589/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)