Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
при секретаре судебного заседания Кийкове С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Красноярского края N 8-1532 от 11.11.2003 "О краевых стандартах предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. м общей площади жилья в месяц на 2004 год" в части установления краевого стандарта в г. Игарке,
Б. обратился в суд с заявлением, в котором оспорил положения Закона Красноярского края N 8-1532 от 11.11.2003 "О краевых стандартах предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. м общей площади жилья в месяц на 2004 год" (далее - Закон края N 8-1532).
Просил признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению установление Законом края N 8-1532 стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц для г. Игарки в размере 85,2 рубля.
Требование мотивировал тем, что Закон края N 8-1532 противоречит, по его мнению, Постановлению Правительства РФ N 522 от 25.08.2003 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год".
В судебном заседании Б. требование поддержал, представитель Законодательного Собрания Красноярского края Г. и представитель Губернатора Красноярского края П. требования не признали.
Суд, выслушав заявителя и представителей Законодательного Собрания и Губернатора Красноярского края, обсудив приведенные ими доводы и исследовав нормы федерального законодательства и нормы Закона края N 8-1532, приняв во внимание заключение прокурора Волобуевой О.Н., просившей о прекращении производства по делу, приходит к следующему.
Статья 251 ГПК РФ предусматривает право граждан, считающих, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, для установления правомерности и обоснованности обращения Б. в суд с заявленным требованием необходимо определить, нарушает ли Закон края N 8-1532 принадлежащие ему права и свободы, можно ли считать этот Закон нормативным правовым актом и был ли он опубликован в установленном порядке.
Обосновывая требования, Б. утверждает, что на основе утвержденного Законом края N 8-1532 краевого стандарта для города Игарки органами местного самоуправления рассчитываются тарифы и ставки оплаты коммунальных услуг жителями этого города. Он проживает на территории города Игарки, оплачивает коммунальные платежи, следовательно, Закон края N 8-1532 нарушает его права и свободы, поскольку противоречит нормам федерального законодательства, так как устанавливает стандарт выше того, который предусмотрен для Красноярского края в Постановлении Правительства РФ N 522 от 25.08.2003.
Представители Законодательного Собрания и Губернатора, не признавая требование Б., утверждают, что Закон края N 8-1532 направлен только на регулирование межбюджетных отношений для расчета размера финансовой помощи местным бюджетам. Поэтому он не затрагивает права и свободы заявителя по оплате им жилищно-коммунальных услуг.
Анализируя нормы Закона края N 8-1532, действительно можно сделать вывод о том, что его действие в части установления краевого стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по городам и районам края распространяется на регулирование межбюджетных отношений для расчета размера финансовой помощи местным бюджетам из бюджета Красноярского края. Об этом прямо указано в статье 2 самого Закона края N 8-1532.
Суд считает, что нормы Закона края N 8-1532 необходимо оценивать в совокупности с нормами федерального законодательства, регулирующими порядок установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья.
Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в части 4 статьи 15 предусматривает, что Правительством РФ устанавливаются основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и ежегодно федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаются правила содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях, стандарты качества содержания, ремонта жилья и объема оказания коммунальных услуг, методика перерасчета оплаты жилья и коммунальных услуг при оказании услуг в объеме меньше установленного, а также ненадлежащего качества.
Во исполнение этого положения Закона РФ Постановлением Правительства РФ N 89 от 17.02.2004 утверждены Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Из анализа правовых положений этих Основ следует вывод, что при установлении цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги не применяются и не учитываются федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг и стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, которые утверждаются органами власти субъектов РФ.
Указание в пункте 9 Основ на учет национальных стандартов при установлении цен и тарифов нельзя отнести к тому, что учитываться должны те федеральные стандарты и стандарты, устанавливаемые субъектами РФ, о которых заявлено требование по настоящему гражданскому делу.
Это следует из самого пункта 9 Основ, поскольку в нем говорится об учете именно национальных стандартов, то есть тех, которые связаны с национальностью. Иного толкования понятия национальных стандартов федеральное законодательство не дает, поэтому следует исходить из его буквального прочтения.
Согласно пунктам 5 и 6 Основ методами установления цен и тарифов являются экономическая обоснованность расходов и индексация с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли РФ.
Часть 5 статьи 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусматривает право органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с ежегодно устанавливаемыми федеральными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.
В части 6 этой же статьи указано, что федеральные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях; региональные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в межбюджетных отношениях.
Именно об этой цели принятия федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг указано в пункте 3 Постановления Правительства N 522 от 25.08.2003, на противоречие которому Закона края N 8-1532 указывает Б.
Необходимость и цель установления стандартов предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр жилья изложена в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ N 425 от 28.04.1997.
В абзаце первом раздела V Концепции указано, что при сохранении за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления права устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг будет создана система, при которой объем финансирования из федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов) будет рассчитываться исходя из федеральных стандартов. При этом субъектам РФ рекомендуется использовать аналогичный механизм распределения бюджетных средств между муниципальными образованиями.
В ряду других стандартов в абзаце четвертом V раздела Концепции приведен стандарт предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр жилья и указан порядок его расчета.
Таким образом, можно сделать вывод об ошибочности утверждений заявителя Б. о влиянии устанавливаемых на федеральном и региональном уровне стандартов предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр жилья на расчет тарифов и цен на предоставляемые гражданам жилищно-коммунальные услуги.
Из вышеприведенного следует, что Закон края N 8-1532 в оспариваемой части не затрагивает права и свободы, которыми обладает Б., поскольку это положение Закона фактически регулирует межбюджетные правоотношения Красноярского края как субъекта РФ и муниципального образования г. Игарка.
Следовательно, у Б. отсутствуют основания для оспаривания Закона края N 8-1532, предусмотренные в части 1 статьи 251 ГПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ Б. следовало отказать в принятии заявления, так как он оспаривает акт, который не затрагивает его права свободы или законные интересы. Однако на стадии принятия заявления Б. к производству суда это невозможно было сделать без анализа оспариваемого им акта и норм федерального законодательства. В таком случае необходимо применить правило, предусмотренное в статье 220 ГПК РФ и прекратить производство по делу, поскольку оно не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь статьями 220, 224, 225 ГПК РФ, суд
производство по гражданскому делу по заявлению Б. о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Красноярского края N 8-1532 от 11.11.2003 "О краевых стандартах предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. м общей площади жилья в месяц на 2004 год" в части установления краевого стандарта в г. Игарке прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба и принесено частное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 (десяти) дней.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.06.2004
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2004 года
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
при секретаре судебного заседания Кийкове С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Красноярского края N 8-1532 от 11.11.2003 "О краевых стандартах предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. м общей площади жилья в месяц на 2004 год" в части установления краевого стандарта в г. Игарке,
установил:
Б. обратился в суд с заявлением, в котором оспорил положения Закона Красноярского края N 8-1532 от 11.11.2003 "О краевых стандартах предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. м общей площади жилья в месяц на 2004 год" (далее - Закон края N 8-1532).
Просил признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению установление Законом края N 8-1532 стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц для г. Игарки в размере 85,2 рубля.
Требование мотивировал тем, что Закон края N 8-1532 противоречит, по его мнению, Постановлению Правительства РФ N 522 от 25.08.2003 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год".
В судебном заседании Б. требование поддержал, представитель Законодательного Собрания Красноярского края Г. и представитель Губернатора Красноярского края П. требования не признали.
Суд, выслушав заявителя и представителей Законодательного Собрания и Губернатора Красноярского края, обсудив приведенные ими доводы и исследовав нормы федерального законодательства и нормы Закона края N 8-1532, приняв во внимание заключение прокурора Волобуевой О.Н., просившей о прекращении производства по делу, приходит к следующему.
Статья 251 ГПК РФ предусматривает право граждан, считающих, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, для установления правомерности и обоснованности обращения Б. в суд с заявленным требованием необходимо определить, нарушает ли Закон края N 8-1532 принадлежащие ему права и свободы, можно ли считать этот Закон нормативным правовым актом и был ли он опубликован в установленном порядке.
Обосновывая требования, Б. утверждает, что на основе утвержденного Законом края N 8-1532 краевого стандарта для города Игарки органами местного самоуправления рассчитываются тарифы и ставки оплаты коммунальных услуг жителями этого города. Он проживает на территории города Игарки, оплачивает коммунальные платежи, следовательно, Закон края N 8-1532 нарушает его права и свободы, поскольку противоречит нормам федерального законодательства, так как устанавливает стандарт выше того, который предусмотрен для Красноярского края в Постановлении Правительства РФ N 522 от 25.08.2003.
Представители Законодательного Собрания и Губернатора, не признавая требование Б., утверждают, что Закон края N 8-1532 направлен только на регулирование межбюджетных отношений для расчета размера финансовой помощи местным бюджетам. Поэтому он не затрагивает права и свободы заявителя по оплате им жилищно-коммунальных услуг.
Анализируя нормы Закона края N 8-1532, действительно можно сделать вывод о том, что его действие в части установления краевого стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по городам и районам края распространяется на регулирование межбюджетных отношений для расчета размера финансовой помощи местным бюджетам из бюджета Красноярского края. Об этом прямо указано в статье 2 самого Закона края N 8-1532.
Суд считает, что нормы Закона края N 8-1532 необходимо оценивать в совокупности с нормами федерального законодательства, регулирующими порядок установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья.
Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в части 4 статьи 15 предусматривает, что Правительством РФ устанавливаются основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и ежегодно федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаются правила содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях, стандарты качества содержания, ремонта жилья и объема оказания коммунальных услуг, методика перерасчета оплаты жилья и коммунальных услуг при оказании услуг в объеме меньше установленного, а также ненадлежащего качества.
Во исполнение этого положения Закона РФ Постановлением Правительства РФ N 89 от 17.02.2004 утверждены Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Из анализа правовых положений этих Основ следует вывод, что при установлении цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги не применяются и не учитываются федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг и стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, которые утверждаются органами власти субъектов РФ.
Указание в пункте 9 Основ на учет национальных стандартов при установлении цен и тарифов нельзя отнести к тому, что учитываться должны те федеральные стандарты и стандарты, устанавливаемые субъектами РФ, о которых заявлено требование по настоящему гражданскому делу.
Это следует из самого пункта 9 Основ, поскольку в нем говорится об учете именно национальных стандартов, то есть тех, которые связаны с национальностью. Иного толкования понятия национальных стандартов федеральное законодательство не дает, поэтому следует исходить из его буквального прочтения.
Согласно пунктам 5 и 6 Основ методами установления цен и тарифов являются экономическая обоснованность расходов и индексация с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли РФ.
Часть 5 статьи 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусматривает право органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с ежегодно устанавливаемыми федеральными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.
В части 6 этой же статьи указано, что федеральные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях; региональные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в межбюджетных отношениях.
Именно об этой цели принятия федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг указано в пункте 3 Постановления Правительства N 522 от 25.08.2003, на противоречие которому Закона края N 8-1532 указывает Б.
Необходимость и цель установления стандартов предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр жилья изложена в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ N 425 от 28.04.1997.
В абзаце первом раздела V Концепции указано, что при сохранении за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления права устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг будет создана система, при которой объем финансирования из федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов) будет рассчитываться исходя из федеральных стандартов. При этом субъектам РФ рекомендуется использовать аналогичный механизм распределения бюджетных средств между муниципальными образованиями.
В ряду других стандартов в абзаце четвертом V раздела Концепции приведен стандарт предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр жилья и указан порядок его расчета.
Таким образом, можно сделать вывод об ошибочности утверждений заявителя Б. о влиянии устанавливаемых на федеральном и региональном уровне стандартов предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр жилья на расчет тарифов и цен на предоставляемые гражданам жилищно-коммунальные услуги.
Из вышеприведенного следует, что Закон края N 8-1532 в оспариваемой части не затрагивает права и свободы, которыми обладает Б., поскольку это положение Закона фактически регулирует межбюджетные правоотношения Красноярского края как субъекта РФ и муниципального образования г. Игарка.
Следовательно, у Б. отсутствуют основания для оспаривания Закона края N 8-1532, предусмотренные в части 1 статьи 251 ГПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ Б. следовало отказать в принятии заявления, так как он оспаривает акт, который не затрагивает его права свободы или законные интересы. Однако на стадии принятия заявления Б. к производству суда это невозможно было сделать без анализа оспариваемого им акта и норм федерального законодательства. В таком случае необходимо применить правило, предусмотренное в статье 220 ГПК РФ и прекратить производство по делу, поскольку оно не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь статьями 220, 224, 225 ГПК РФ, суд
определил:
производство по гражданскому делу по заявлению Б. о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Красноярского края N 8-1532 от 11.11.2003 "О краевых стандартах предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. м общей площади жилья в месяц на 2004 год" в части установления краевого стандарта в г. Игарке прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба и принесено частное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 (десяти) дней.
Председательствующий судья
С.Н.ПОЛЫНЦЕВ
С.Н.ПОЛЫНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)