Судебные решения, арбитраж

<ПИСЬМО> КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 30.09.2008

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ПИСЬМО
от 30 сентября 2008 года


В связи с возникающими у судей края вопросами о том, кто является надлежащим ответчиком по делам по искам педагогических работников, проживающих в сельской местности и находящихся на пенсии, о взыскании понесенных ими в период с января 2004 года по январь 2008 года расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, сообщаю следующее.
В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы Закона педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности), пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Указанная правовая позиция разделяется Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 8 февраля 2007 года N 322-О-П "По запросу правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" и пункта 5 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ".
Статья 154 Жилищного кодекса РФ устанавливает структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с указанной статьей плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, включает в себя:
- 1. Плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
- 2. Плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 3. Плату за коммунальные услуги.
При этом плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Принимая во внимание указанные выше положения закона, полагаем, что педагогические работники, имеющие право на бесплатную жилую площадь, полностью освобождены от платы за жилое помещение (платы за пользование жилым помещением и платы за содержание и ремонт жилого помещения).
Педагогические работники, имеющие право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, освобождены от платы за получение только двух видов коммунальных услуг - электроснабжение и отопление (теплоснабжение), а остальные виды коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) они должны оплачивать в общем порядке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в данном Постановлении, Российская Федерация не устранялась до 1 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, и не устраняется после этой даты от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" уровня мер социальной поддержки, Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (услуг), судам надлежит учитывать следующее. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам работ (услуг), судам необходимо иметь ввиду положения ст. ст. 84, 85 (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При рассмотрении дел указанной категории, в том числе по искам бывших педагогических работников, проживающих в сельской местности и находящихся на пенсии, о возмещении понесенных ими в период с января 2004 года по январь 2008 года расходов на оплату жилья и коммунальных услуг следует иметь ввиду изложенные выше положения закона. При этом, если органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, правомерным является удовлетворение таких требований за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Приказом Минфина России от 12 февраля 1998 года N 26 на управления федерального казначейства Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным областям, округам и г. Санкт-Петербургу возложены организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации на основании доверенности, выданной Министерством финансов Российской Федерации каждому управлению федерального казначейства. Таким образом, по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должно выступать Министерство финансов Российской Федерации в лице Главного управления федерального казначейства.
Заместитель председателя
Красноярского краевого суда
С.В.АСТАШОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)