Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2009 ПО ДЕЛУ N А12-7059/2009

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2009 г. по делу N А12-7059/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ченцовой Ю.Г.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района г. Волгограда" (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 апреля 2009 года по делу N А12-7059/2009 (судья Литвин С.Н.)
по заявлению муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района г. Волгограда" (г. Волгоград)
к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (г. Волгоград)
об оспаривании постановления от 26.03.2009 г. N 151 по делу об административном правонарушении,

установил:

Муниципальное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района г. Волгограда" (далее - МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (далее - Инспекция, административный орган) от 26.03.2009 года N 151, в соответствии с которым Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27 апреля 2009 года в удовлетворении заявленных МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда" требований отказано.
МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым требования Учреждения удовлетворить. МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда" считает, что суд первой инстанции не полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора. В апелляционной жалобе настаивает на том, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения; полагает, что лицом, ответственным за содержание, техническое обслуживание и эксплуатацию дома N 6 по ул. Российская г. Волгограда является ООО "Жилищная эксплуатационная компания".
От МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя ввиду невозможности обеспечения явки в связи с тяжелым материальным положением.
Государственная жилищная инспекция Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Одновременно Инспекция просит рассмотреть апелляционную жалобу Учреждения без участия ее представителя.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении сторон о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным ходатайства МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда" и Инспекции о рассмотрении дела в отсутствие их представителей удовлетворить и рассмотреть дело без их участия.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 03 февраля 2009 года Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области на основании распоряжения от 29 января 2009 года N 151, а также "Пообъектного плана-графика проведения государственного контроля за соблюдением правил содержания и ремонта жилых домов Красноармейского района на 1-й квартал 2009 г.", проведена плановая инспекционная проверка технического состояния многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Российская Красноармейского района г. Волгограда.
В ходе проведенной проверки установлены нарушения требований пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, а также обязательных требований п. п. 3.2.2, 3.2.9, 3.3.4, 3.3.6, 4.1.3, 4.1.5, 4.1.7, 4.2.1.7, 4.2.3.1, 4.2.4.2, 4.6.1.1, 4.6.1.25, 4.6.2.3, 4.7.2, 4.8.14, 4.10.2.8, 5.6.2, 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. 170, а также п. 4.5 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", выразившиеся в неудовлетворительном содержании отмостки (наблюдаются трещины, просадки отмостки, со стороны главного фасада в месте сопряжения отмостки и цоколя имеется щель), приямков (со стороны главного и дворового фасадов жилого дома в местах примыкания стенок приямков к стенам подвала имеются щели), чердачного помещения (на чердаке имеется мусор; слуховые окна не остеклены, не оборудованы жалюзийными решетками), системы вентиляции (все дымовентиляционные блоки имеют трещины по осям дымовых каналов; дымовые и вентиляционные трубы и дефлекторы имеют повреждения), балконов (имеются разрушения защитного слоя бетона балконных плит, оголена арматура, наблюдается выкрашивание бетона, на металлических конструкциях балконов наблюдается коррозия), стен здания (наблюдается разрушение защитного слоя герметизирующих заполнений межпанельных швов с торца жилого дома в районе 3-го подъезда), системы электроосвещения (в подвале в помещении теплового узла освещение отсутствует; электроснабжение лестничных клеток выполнено по временной схеме), лестничных клеток подъездов (текущий ремонт лестничных клеток не проводился более 5-ти лет; система подъездного отопления находится в неисправном состоянии; остекление окон на лестничных клетках имеет повреждения).
Вышеуказанные нарушения отражены в акте проверки от 03 февраля 2009 г. N 151 (л.д. 48 - 49).
05 февраля 2009 года главным специалистом - инспектором инспекционного отдела Госжилинспекции Волгоградской области Никитским В.В. в отношении управляющей организации МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда" составлен протокол об административном правонарушении, в котором полно и подробно описано событие административного правонарушения, действия Учреждения квалифицированы по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 15 - 16).
26 марта 2009 года заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции Волгоградской области Кутузовым Г.А., вынесено постановление N 151 о назначении административного наказания, в соответствии с которым МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей (л.д. 10 - 14).
МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда" не согласилось с привлечением к административной ответственности и оспорило постановление в судебном порядке.
Отказывая Учреждению в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о соблюдении административным органом порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам и закону.
Из текста оспариваемого постановления следует, что в вину МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда" вменено бездействие, выразившееся в несоблюдении правил содержания и ремонта общего имущества вышеуказанного дома.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а также то, что переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений произведено без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объективную сторону оспариваемого заявлением правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда" требований, установленных Правилами.
Субъектами данного правонарушения признаются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда.
В данном случае МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда", являясь ответственным за содержание жилого дома N 6 по ул. Российской, расположенного в Красноармейском районе г. Волгограда, нарушило требования, предусмотренные Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.03 г. N 170.
Факт нарушения обязательных требований Правил подтвержден материалами дела и лицом, привлеченным к административной ответственности, не опровергнут.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласно пунктам 2, 39 и 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Главой 2 Устава МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда" установлено, что на него возложены функции управляющей организации многоквартирными домами, за исключением домов, собственники помещений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие Учреждения. Для выполнения указанных задач Учреждение наделено функциями заказчика по капитальному, планово-предупредительному ремонтам, техническому обслуживанию и эксплуатации многоквартирных жилых домов, за исключением домов, собственники помещений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие Учреждения. На Учреждение также возложены функции контроля за внешним состоянием многоквартирных домов, объектов внешнего благоустройства, за выполнением подрядными организациями работ, заказчиком которых является Учреждение.
С целью выполнения уставных задач, Учреждение, действуя как управляющая организация, заключила трехсторонний договор с ООО "Жилищная эксплуатационная компания" и ОАО "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса г. Волгограда" на оказание услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 20.10.2008 г. N 182, согласно которому Управляющая компания - МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда" от имени населения поручает, а Эксплуатирующая организация - ООО "ЖЭК" принимает на себя обязательства по оказанию услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий (л.д. 29 - 38).
Вместе с тем, имеющийся договор МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда" с ООО "Жилищная эксплуатационная компания" на оказание вышеперечисленных услуг не освобождает Учреждение от административной ответственности, так как обязанностей с управляющей организации данное соглашение не снимает.
Доказательств того, что на момент вынесения оспариваемого постановления о привлечении заявителя к административной ответственности собственники дома N 6 по ул. Российской г. Волгограда выбрали способ управления домом, исключившие участие Учреждения, заявителем не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно указал на то, что Учреждение, имея в оперативном управлении и являясь балансодержателем здания, обязано исполнять требования, содержащиеся в Правилах.
Указанная обязанность подлежала исполнению независимо от того, что обязательства по непосредственному оказанию услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры возложены Управлением в соответствии с заключенным им договором гражданско-правового характера на эксплуатирующую организацию - ООО "Жилищная эксплуатационная компания".
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у заявителя жалобы, как у лица, ответственного за содержание и своевременное выполнение ремонтных работ в многоквартирном доме, явившимся объектом проверки Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, отсутствовали возможности своевременно исполнить возложенные на него обязанности.
Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда", административным органом не допущено.
Изложенное свидетельствует о том, что суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще оценил их. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение обжалуемого судебного акта, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба МУ "ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда" удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 апреля 2009 года по делу N А12-7059/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района г. Волгограда" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Т.С.БОРИСОВА

Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Н.ПРИГАРОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)