Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 2 сентября 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 9 сентября 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" на решение Арбитражного суда Курской области от 01.07.2011 по делу N А35-3823/2011 (судья Орешко С.Ю.) по заявлению ООО "Управляющая компания города Курска" об оспаривании постановления от 29.03.2011 N 71 по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" обратилось в Арбитражный суд Курской с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области N 71 от 29.03.2011 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Управляющая компания города Курска" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административного наказания в виде штрафа в размере 7000 рублей.
Решением суда от 01.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что в соответствии с постановлением Администрации города Курска от 07.10.2010 N 3376 отопительный сезон для потребителей жилищного фонда начат с 08.10.2010. Учитывая, что норматив потребления теплоэнергии на октябрь установлен с учетом сроков начала отопительного периода с 15.10.2010, в счет квитанции за ноябрь 2010 произведен перерасчет платы по отоплению за октябрь 2010 (добор) с учетом даты фактической подачи тепла в жилой дом - 08.10.2010. Применение порядка начисления платы (с учетом перерасчета) связано с тем, что в настоящее время ресурсоснабжающая организация МУП "Гортеплосеть" выставление объемов потребления теплоэнергии по жилым домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, осуществляется исходя из расчетных нагрузок, а не нормативов потребления, что противоречит Правилам, в связи с чем, ООО "Управляющая компания города Курска" не имеет законных оснований для осуществления предусмотренной Правилами корректировки платы за отопление 1 раз в год. Кроме того, нарушение порядка расчета размера платы не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, поскольку неправильный расчет оплаты не является отсутствием или недоведением до потребителя обязательной информации, а рассмотренные правоотношения по расчету оплаты за тепловую энергию не регулируются нормативами актами, регламентирующими порядок доведения до потребителя информации о реализуемом товаре, работе, услуге, об изготовителе и продавце, исполнителе и о режиме их работы.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "Управляющая компания города Курска", расположено по адресу: г. Курск, ул. Школьная, 7, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1084632006326, ИНН 4632094924.
14.03.2011 в ходе рассмотрения письменного обращения жителя, проживающего по адресу: г. Курск, ул. Аэродромная, д. 5, направленного в Управление Роспотребнадзора по Курской области из прокуратуры Курской области, административным органом установлено, что ООО "Управляющая компания города Курска", в нарушение ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей, п. п. 19, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее Правила), не предоставил в счетах-квитанциях за ноябрь 2010 г. Потребителю необходимую и достоверную информацию о цене и условиях приобретения коммунальной услуги - "отопление".
23.03.2011 в отношении ООО "Управляющая компания города Курска" главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Курской области Паньковым А.Н. составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, в соответствии с которым выявлено, что ООО "Управляющая компания города Курска", расположенным по адресу: г. Курск, ул. Школьная, 7, нарушаются требования законодательства о защите прав потребителей.
29.03.2011 Управлением Роспотребнадзора по Курской области вынесено постановление N 71 по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 7000 рублей.
Считая вышеуказанное постановление недействительным, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" обратилось в Арбитражный суд Курской с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что постановление N 71 по делу об административном правонарушении от 29.03.2011 является законным и обоснованным, поскольку нарушение порядка определения размера платы за коммунальную услугу "отопление" (выставление в счете-квитанции за ноябрь 2010 г. перерасчета в сумме 254,61 руб.) жителю, проживающему в квартире N 78 дома N 5 по ул. Аэродромная г. Курска привело к нарушению права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о цене и условиях приобретения коммунальной услуги "отопление", что образует состав вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, многоквартирный дом находится в управлении ООО "Управляющая компания города Курска", расположенного по адресу: г. Курск, ул. Школьная,7.
На основании договора управления ООО "Управляющая компания города Курска" предоставляет коммунальные услуги и выполняет работы по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, осуществляет начисление платы за предоставленные коммунальные услуги.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила) ООО "Управляющая компания города Курска" является Исполнителем.
Указанный многоквартирный жилой дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Жилые помещения индивидуальными приборами учета тепловой энергии также не оборудованы.
Расчет размера платы за отопление в октябре - ноябре 2010 г. осуществлялся им в соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), исходя норматива потребления тепловой энергии на отопление.
При начислении размера платы за отопление в октябре - декабре 2010 и январе - феврале 2011 управляющей компанией применена норма подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, согласно которой, размер платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома определяется по нормативам потребления тепловой энергии на отопление, утвержденных постановлением Администрации г. Курска от 30.12.2005 N 3786 (Гкал/кв. м):январь - 0,03377; февраль - 0,02857; март - 0,02858; апрель - 0,01163; октябрь - 0,01156; ноябрь - 0,02667; декабрь - 0,03442.
Таким образом, как было отмечено судом первой инстанции, начисление платы за отопление по кв. N 78 произведено обществом в следующем порядке:
- в октябре 2010 г.: 62,10 х 0,01156 х 1005,82 = 722,05 руб., где: 62,10 кв. м - площадь квартиры N 78, 0,01156 - норматив потребления тепловой энергии на отопление в октябре, 1005,82 руб. Гкал. - тариф на теплоэнергию.
- в ноябре 2010 г: 62,10 х 0,02667 х 1005,82 = 1665,85 руб., где: 62,10 кв. м - площадь квартиры N 78, 0,02667 - норматив потребления тепловой энергии на отопление в ноябре, 1005,82 руб. Гкал. - тариф на теплоэнергию.
Как было установлено судом первой инстанции, в счете - квитанции за ноябрь 2010 г. Управляющей компанией произведен перерасчет платы за отопление за октябрь 2010 г. (добор) с учетом даты фактической подачи тепла в жилой дом - 08 октября 2010 г. с выставлением дополнительной платы за отопление за октябрь 2010 г. в размере 254,61 руб.
В результате итоговая сумма, выставленная потребителю к оплате в счете-квитанции в ноябре 2010 г., составила 1920,46 руб. (1665,85 + 254,61), где:
- 1665,85 руб. - размер платы за отопление за ноябрь 2010 г., с учетом норматива потребления тепловой энергии на отопление в ноябре,
- 254,61 руб. - дополнительная плата за отопление за октябрь 2010 г. (добор), рассчитанная Исполнителем с учетом даты фактической подачи тепла в жилой дом - 08 октября 2010 г.
В результате произведенной проверки было выявлено, что вышеприведенный перерасчет (добор) произведен управляющей компанией с нарушением положений Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Согласно подпункту "а" п. 19 Правил N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом исполнитель 1 раз в год проводит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 Приложения N 2 к Правилам.
В частности в п. п. 1 п. 1 Приложения N 2 установлена формула для определения размера платы за отопление.
Согласно п. п. 1 п. 1 приложения N 2 размер платы за отопление определяется по установленной формуле, в которой учитываются общая площадь жилого помещения (квартиры) многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, отношения по поводу управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются жилищными отношениями, которые регулируются жилищным законодательством.
В силу пунктов 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила) плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии со ст. 165 ЖК РФ управляющие организации обязаны предоставить гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.
Статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006, платежный документ должен содержать, в частности, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, который при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом, а при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения).
Пунктом 14 Правил N 307 установлено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В соответствии с п. 54 Правил N 307 при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Разделом VII Правил N 307 предусмотрен порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с разделом VI Правил перерасчет платы за отопление не производится.
В соответствии с п. 19 Правил Исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление.
Как было установлено и подтверждается материалами дела, в счете-квитанции потребителя за ноябрь 2010 г., в строке "отопление" отражена подлежащая оплате дополнительная сумма в размере 254,61 руб. в столбце "перерасчет".
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, перерасчет платы за отопление в ноябре 2010 г. потребителю, проживающему по адресу: г. Курск, ул. Аэродромная, 5, кв. 78, произведен Исполнителем по иным основаниям, действующим законодательством не предусмотренным.
Таким образом, нарушение порядка определения размера платы за коммунальную услугу "отопление" (выставление в счете-квитанции за ноябрь 2010 г. перерасчета в сумме 254,61 руб.) жителю, проживающему в квартире N 78 дома N 5 по ул. Аэродромная г. Курска привело к нарушению права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о цене и условиях приобретения коммунальной услуги "отопление".
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции верно сделан вывод, что у управляющей компании отсутствовали законные основания для взимания платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в период, предшествующий расчетному.
Кроме того, у управляющей компании имелась возможность выставить несвоевременно начисленную плату за услугу "отопление" за октябрь 2010 г. при проведении корректировки размера платы за отопление, то есть, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что постановление N 71 по делу об административном правонарушении от 29.03.2011 является законным и обоснованным, поскольку нарушение порядка определения размера платы за коммунальную услугу "отопление" (выставление в счете-квитанции за ноябрь 2010 г. перерасчета в сумме 254,61 руб.) жителю, проживающему в квартире N 78 дома N 5 по ул. Аэродромная г. Курска привело к нарушению права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о цене и условиях приобретения коммунальной услуги "отопление", что образует состав вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 01.07.2011 по делу N А35-3823/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
В.А.СЕРГУТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2011 ПО ДЕЛУ N А35-3823/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2011 г. по делу N А35-3823/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 2 сентября 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 9 сентября 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" на решение Арбитражного суда Курской области от 01.07.2011 по делу N А35-3823/2011 (судья Орешко С.Ю.) по заявлению ООО "Управляющая компания города Курска" об оспаривании постановления от 29.03.2011 N 71 по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" обратилось в Арбитражный суд Курской с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области N 71 от 29.03.2011 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Управляющая компания города Курска" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административного наказания в виде штрафа в размере 7000 рублей.
Решением суда от 01.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что в соответствии с постановлением Администрации города Курска от 07.10.2010 N 3376 отопительный сезон для потребителей жилищного фонда начат с 08.10.2010. Учитывая, что норматив потребления теплоэнергии на октябрь установлен с учетом сроков начала отопительного периода с 15.10.2010, в счет квитанции за ноябрь 2010 произведен перерасчет платы по отоплению за октябрь 2010 (добор) с учетом даты фактической подачи тепла в жилой дом - 08.10.2010. Применение порядка начисления платы (с учетом перерасчета) связано с тем, что в настоящее время ресурсоснабжающая организация МУП "Гортеплосеть" выставление объемов потребления теплоэнергии по жилым домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, осуществляется исходя из расчетных нагрузок, а не нормативов потребления, что противоречит Правилам, в связи с чем, ООО "Управляющая компания города Курска" не имеет законных оснований для осуществления предусмотренной Правилами корректировки платы за отопление 1 раз в год. Кроме того, нарушение порядка расчета размера платы не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, поскольку неправильный расчет оплаты не является отсутствием или недоведением до потребителя обязательной информации, а рассмотренные правоотношения по расчету оплаты за тепловую энергию не регулируются нормативами актами, регламентирующими порядок доведения до потребителя информации о реализуемом товаре, работе, услуге, об изготовителе и продавце, исполнителе и о режиме их работы.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "Управляющая компания города Курска", расположено по адресу: г. Курск, ул. Школьная, 7, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1084632006326, ИНН 4632094924.
14.03.2011 в ходе рассмотрения письменного обращения жителя, проживающего по адресу: г. Курск, ул. Аэродромная, д. 5, направленного в Управление Роспотребнадзора по Курской области из прокуратуры Курской области, административным органом установлено, что ООО "Управляющая компания города Курска", в нарушение ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей, п. п. 19, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее Правила), не предоставил в счетах-квитанциях за ноябрь 2010 г. Потребителю необходимую и достоверную информацию о цене и условиях приобретения коммунальной услуги - "отопление".
23.03.2011 в отношении ООО "Управляющая компания города Курска" главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Курской области Паньковым А.Н. составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, в соответствии с которым выявлено, что ООО "Управляющая компания города Курска", расположенным по адресу: г. Курск, ул. Школьная, 7, нарушаются требования законодательства о защите прав потребителей.
29.03.2011 Управлением Роспотребнадзора по Курской области вынесено постановление N 71 по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 7000 рублей.
Считая вышеуказанное постановление недействительным, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" обратилось в Арбитражный суд Курской с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что постановление N 71 по делу об административном правонарушении от 29.03.2011 является законным и обоснованным, поскольку нарушение порядка определения размера платы за коммунальную услугу "отопление" (выставление в счете-квитанции за ноябрь 2010 г. перерасчета в сумме 254,61 руб.) жителю, проживающему в квартире N 78 дома N 5 по ул. Аэродромная г. Курска привело к нарушению права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о цене и условиях приобретения коммунальной услуги "отопление", что образует состав вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, многоквартирный дом находится в управлении ООО "Управляющая компания города Курска", расположенного по адресу: г. Курск, ул. Школьная,7.
На основании договора управления ООО "Управляющая компания города Курска" предоставляет коммунальные услуги и выполняет работы по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, осуществляет начисление платы за предоставленные коммунальные услуги.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила) ООО "Управляющая компания города Курска" является Исполнителем.
Указанный многоквартирный жилой дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Жилые помещения индивидуальными приборами учета тепловой энергии также не оборудованы.
Расчет размера платы за отопление в октябре - ноябре 2010 г. осуществлялся им в соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), исходя норматива потребления тепловой энергии на отопление.
При начислении размера платы за отопление в октябре - декабре 2010 и январе - феврале 2011 управляющей компанией применена норма подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, согласно которой, размер платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома определяется по нормативам потребления тепловой энергии на отопление, утвержденных постановлением Администрации г. Курска от 30.12.2005 N 3786 (Гкал/кв. м):январь - 0,03377; февраль - 0,02857; март - 0,02858; апрель - 0,01163; октябрь - 0,01156; ноябрь - 0,02667; декабрь - 0,03442.
Таким образом, как было отмечено судом первой инстанции, начисление платы за отопление по кв. N 78 произведено обществом в следующем порядке:
- в октябре 2010 г.: 62,10 х 0,01156 х 1005,82 = 722,05 руб., где: 62,10 кв. м - площадь квартиры N 78, 0,01156 - норматив потребления тепловой энергии на отопление в октябре, 1005,82 руб. Гкал. - тариф на теплоэнергию.
- в ноябре 2010 г: 62,10 х 0,02667 х 1005,82 = 1665,85 руб., где: 62,10 кв. м - площадь квартиры N 78, 0,02667 - норматив потребления тепловой энергии на отопление в ноябре, 1005,82 руб. Гкал. - тариф на теплоэнергию.
Как было установлено судом первой инстанции, в счете - квитанции за ноябрь 2010 г. Управляющей компанией произведен перерасчет платы за отопление за октябрь 2010 г. (добор) с учетом даты фактической подачи тепла в жилой дом - 08 октября 2010 г. с выставлением дополнительной платы за отопление за октябрь 2010 г. в размере 254,61 руб.
В результате итоговая сумма, выставленная потребителю к оплате в счете-квитанции в ноябре 2010 г., составила 1920,46 руб. (1665,85 + 254,61), где:
- 1665,85 руб. - размер платы за отопление за ноябрь 2010 г., с учетом норматива потребления тепловой энергии на отопление в ноябре,
- 254,61 руб. - дополнительная плата за отопление за октябрь 2010 г. (добор), рассчитанная Исполнителем с учетом даты фактической подачи тепла в жилой дом - 08 октября 2010 г.
В результате произведенной проверки было выявлено, что вышеприведенный перерасчет (добор) произведен управляющей компанией с нарушением положений Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Согласно подпункту "а" п. 19 Правил N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом исполнитель 1 раз в год проводит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 Приложения N 2 к Правилам.
В частности в п. п. 1 п. 1 Приложения N 2 установлена формула для определения размера платы за отопление.
Согласно п. п. 1 п. 1 приложения N 2 размер платы за отопление определяется по установленной формуле, в которой учитываются общая площадь жилого помещения (квартиры) многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, отношения по поводу управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются жилищными отношениями, которые регулируются жилищным законодательством.
В силу пунктов 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила) плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии со ст. 165 ЖК РФ управляющие организации обязаны предоставить гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.
Статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006, платежный документ должен содержать, в частности, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, который при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом, а при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения).
Пунктом 14 Правил N 307 установлено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В соответствии с п. 54 Правил N 307 при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Разделом VII Правил N 307 предусмотрен порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с разделом VI Правил перерасчет платы за отопление не производится.
В соответствии с п. 19 Правил Исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление.
Как было установлено и подтверждается материалами дела, в счете-квитанции потребителя за ноябрь 2010 г., в строке "отопление" отражена подлежащая оплате дополнительная сумма в размере 254,61 руб. в столбце "перерасчет".
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, перерасчет платы за отопление в ноябре 2010 г. потребителю, проживающему по адресу: г. Курск, ул. Аэродромная, 5, кв. 78, произведен Исполнителем по иным основаниям, действующим законодательством не предусмотренным.
Таким образом, нарушение порядка определения размера платы за коммунальную услугу "отопление" (выставление в счете-квитанции за ноябрь 2010 г. перерасчета в сумме 254,61 руб.) жителю, проживающему в квартире N 78 дома N 5 по ул. Аэродромная г. Курска привело к нарушению права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о цене и условиях приобретения коммунальной услуги "отопление".
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции верно сделан вывод, что у управляющей компании отсутствовали законные основания для взимания платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в период, предшествующий расчетному.
Кроме того, у управляющей компании имелась возможность выставить несвоевременно начисленную плату за услугу "отопление" за октябрь 2010 г. при проведении корректировки размера платы за отопление, то есть, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что постановление N 71 по делу об административном правонарушении от 29.03.2011 является законным и обоснованным, поскольку нарушение порядка определения размера платы за коммунальную услугу "отопление" (выставление в счете-квитанции за ноябрь 2010 г. перерасчета в сумме 254,61 руб.) жителю, проживающему в квартире N 78 дома N 5 по ул. Аэродромная г. Курска привело к нарушению права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о цене и условиях приобретения коммунальной услуги "отопление", что образует состав вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 01.07.2011 по делу N А35-3823/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
В.А.СЕРГУТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)